Целью исследования является сравнительный анализ никнеймов пользователей форума «164.ru»
Вложение | Размер |
---|---|
nikneymy.doc | 188.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 87»
г. Саратова
Ⅲ Мартыновские чтения
Направление: Великий и могучий
Исследовательская работа
Использование никнеймов в русском языке
Выполнил: Руднев Виктор,
ученик 11Б класса
МАОУ «Гимназия № 87 г.Саратова
Саратовской области»
Научный руководитель:
Хлопцева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназии № 87 г.Саратова
Саратовской области»
Саратов 2021
Содержание
Введение 3
Глава 1
Глава 2
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Приложения 10
Введение
Актуальным предметом работ российских и зарубежных учёных были и остаются различные аспекты описания личных имён и фамилий. В трудах разных учёных, например, В.Д. Бондалетовой, О. Есперсена, А.В. Суперанской и многих других заложены фундаментальные основы ономастики. Исследования в области коллоквиалистики, проведенные Е.Н. Ширяевым, помогли в решении многих проблем, связанных с неофициальным именованием лиц. Вместе с тем данный класс антропонимов до сих пор остаётся не изученным.
Во многих трудах говорится, что особым атрибутом для создания неофициального индивидуального именования является особая сфера – разговорная речь. С развитием прогресса появилось множество информационных технологий. Новой областью самореализации стало виртуальное пространство: сеть Интернет. Многие лингвисты начали проявлять неподдельный интерес к коммуникации людей в данном кругу. Стало появляться всё больше работ, в фокусе которых находится его языковые особенности.
Хотя исследования в данном направлении набирают популярность, а также существует всё нарастающая потребность в дальнейших лингвистических изысканиях, по сей день совершено совсем не много попыток анализа неофициальных антропонимов глобальной сети Интернет – никнеймов. Таким образом, и определяется актуальность выбранной темы.
Цель работы:
Задачи:
Метод исследования: случайная выборка, контекстный анализ, необходимый, чтобы понять, как влияют персональные данные на процесс создания никнейма. В качестве контекста выступает персональная информация аккаунтов пользователей форума 164.ru.
Материалом послужили 100 никнеймов русскоязычных пользователей форума, а также метаданные, которые были получены в процессе анализа их аккаунтов (Приложение 2).
Глава 1
По словам великого писателя К.И. Чуковского, «русский язык, как всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста». И правда, одни слова отмирают – другие рождаются, а третьи из областных и жаргонных становятся литературными.
Чуковский пытался донести до нас, что «в языке всё движется, течет, непрерывно меняется». Однако есть люди, которые утверждают, что язык статичен. Они отчасти правы, поскольку в нём достаточно сильна охранная тенденция. Она заключается в том, чтобы сопротивляться новшествам путём создания всевозможных преград, которые мешаю беспорядочному и слишком быстрому обновлению речи. Без таких препятствий язык не выдержал бы «напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту». Он скорее всего распался бы, потерял свою монотонность, «стал калекой». Именно благодаря этой особенности языка объясняется тот факт, что с течением времени основные законы и нормы остаются неизменны.
В настоящий момент ведущими исследователями общения внутри сети Интернет являются С. Херринг и Д. Мейбин. Они начали своё исследование практически одновременно с появлением чат румов (виртуальных комнат для общения пользователей сети). Однако основной темой таких исследований являются семантические и лексические изменения языка, а анализ имён пользователей так и остался малоизученным. Исследование никнейма как средства неофициальной самономинации лица имеет связь не только с лексикой, но и с психологией. Многие исследователи, например, М. Форрестер, рассматривают язык сети Интернет именно с точки зрения психологии. Они приходят к выводу, что пользователи имеют некую стереотипность поведения и выражения мыслей с помощью языковых средств.
Всегда существуют два противоположных, равных по силе стремления в языке: обновление речи, охрана старых, давно испытанных и установленных форм. Если бы эти стремления были равны по силе, то они обрекали язык на неподвижность. Иногда сила новаторов оказывается немного больше, чем консерваторов – это и обеспечивает языку его правильный рост.
Область общения внутри сети Интернет особенная, вызывающая интерес как у простых носителей языка, так и у лингвистов.
Люди, создавая аккаунт в сети Интернет, создают некоторую «маску», вымышленный образ. Данное действие помогает им создать новую, более совершенную, на их взгляд, личность. Учитывая это, мы можем провести некий анализ как лингвистический, так и психологический.
Возможность зарегистрировать под новым именем себя в Интернете сама по себе является провокацией пользователя к использованию выдуманного имени и проявлению изобретательности в создании своего образа. А анонимность в свою очередь предоставляет человеку возможность проявить скрытое на подсознательном уровне самовосприятие как личности. Таким образом, сеть Интернет даёт людям возможность создать не только новое имя, но и образ, который может не иметь вообще никаких связей с реальностью.
В основной своей массе никнеймы пользователи создают из одного или нескольких слов, дополняя их спецсимволами. Многие хотят вложить в них какой-либо дополнительный смысл. Поскольку администраторы многих сайтов запрещают новым пользователям выбирать имена из уже зарегистрированных на сайте, им приходится проявить воображение и изобретательность, чтобы выразить себя, создать идеальный облик. Многие, выбирая никнейм, относятся к этому с большой осторожностью, воспринимая его как свою собственность, личное имя.
Становится понятно, что язык быстро реагирует на изменения происходящие в жизни, поскольку, как говорил Николай Васильевич Гоголь, он «живой как сама жизнь». И процесс образования никнейма – явный показатель «творчества» его носителей.
Говорить о том, положительное ли это явление в языке или отрицательное, является вопросом весьма сложным. С одной стороны, хорошо, что люди могут создавать новые личности, меняться и становится теми, кем хотят. С другой стороны, данное действие провоцирует пользователей утаивать информацию о себе и выходить за рамки стандартного написания слов и словосочетаний. Это влечёт за собой быструю рождаемость новых слов. Из вышесказанного становится понятно, что для языка это вредно, поскольку ведет на путь разрушения норм и правил стандартного написания, а, следовательно, к его уничтожению.
Глава 2
В основу нашего исследования мы положили анализ 5 разделов популярного форума в Саратовской области «164.ru»
Проведённый анализ показал, что к созданию никнейма пользователи форума относятся по-разному. Если рассматривать отношение пользователей к своему никнейму, то можно выделить 3 группы. Первая группа связывала сетевое имя с каким-то важным событием из жизни, личным именем и т.п. (например, «Аллочка»). Вторая группа в основной своей массе просто пыталась сделать что-то интересное и незамысловатое (например, «zaura»). Последняя группа выбирала никнейм из предложенных, не желая чем-то выделяться (например, Олег123).
Особое внимание заставляет обратить на себя вариативность никнеймов, которые состоят из отдельных слов или фраз, а также вымышленные слова и звукосочетания. Так как количество реальных имён достаточно ограничено, часто можно увидеть изменения в их написании, создавая при этом лингвистические вариации, которые часто становятся общепринятыми в сети Интернет.
Достаточно большие данные, полученные при анализе виртуальных имён пользователей, позволили проследить некоторые закономерности. Удалось выделить 7 групп различных ников.
Реализм:
Пользователи, которые используют своё настоящее имя в качестве виртуального, имеют ники категории «реалистичные». В некоторых случаях там же находится какая-либо личная информация, например, дата рождения, географическое местонахождение или же семейное положение. Например, Весна Саратовская, andrey1405, Lesha&Nastya. Люди, которые используют данную категорию ников, либо не осознают весь потенциал анонимности в сети, либо стремятся создать образ, близкий к реальному. Когнитивная реакция пользователей на никнейм типа Весна Саратовская заключается в проведении простого анализа: Весна – пользователь предположительно женского пола, Саратовская – территориальное местонахождение. Пользователи, которые будут заинтересованы в общении с лицом женского пола и имеющие отношение к Саратову, завяжут первичный контакт в чате, поскольку образ, который создала Весна, вызывает интерес по половому или территориальному признаку.
Личные качества без имени:
Пользователей можно отнести ко второй группе, если в имени их аккаунта указаны их личные качества, характер, внешний вид, интересы, профессия кроме реального имени. Например, Мария Доброжелательная, Удача Удачливая, Заряженый_Эллектрик99. Приведённые примеры иллюстрируют современное написание никнеймов, а именно: написание через нижнее подчёркивание, несоблюдение строчных и заглавных букв, сочетание с цифрами, слитное написание. При первичном рассмотрении имени, удаётся выделить несколько объектов, предоставляющих информацию о пользователе. Например: Заряженный_Электрик99, использованный в качестве идентификатора, позволяет нам узнать некоторую информацию о человеке: он работает электриком, а учитывая 2 цифры после его имени, можно сделать вывод о том, что это его год рождения. Так, мы узнаем, что ему примерно 22 года. Соответственно, его единомышленники будут заинтересованы завязать с ним разговор. Согласно исследованиям Х. Бехар-Израели, 40% никнеймов относятся к личностным характеристикам, что позволяет утверждать о том, что это способ категоризации индивидуумов и попытка уточнить важнейший аспект их личности. Благодаря большому количеству чатов для общения, количество потенциально интересных пользователей уменьшается. При первом просмотре происходит разделение на интересные и не интересные аккаунты. Главная задача пользователя при создании своего виртуального имени сводится к сотворению интересного для потенциального собеседника ника.
Технологии:
Людей, которые используют никнеймы, связанные с разными технологиями и данными, можно выделить в отдельную группу пользователей. Персон с данными сетевыми имена можно наблюдать в группах, связанных с деятельностью в какой-то индустрии, например, компьютерной или промышленной. Часто встречающиеся ники – это ПКфрик, __Volt__. Никнейм ПКфрик состоит из двух лексем: ПК и фрик. Первая (ПК) чётко воспринимается другими людьми как персональный компьютер и позволяет представить себе человека, связанного с компьютерными технологиями. Вторая (фрик) помогает создать образ пользователя, изолированного от общества, который проводит большое количество часов за каким-либо занятием. Таким образом, этот человек воспринимается одиноким, проводящим много времени за компьютером. После анализа нескольких десятков никнеймов удалось заметить особенность таких имён: состоят обычно из двух и более слов, написанных слитно, редко встречается сочетание букв и цифр, одно из слов в составе ника – область деятельности данного пользователя. Так, ники создают чёткий образ и не очень оригинальны.
Флора и фауна:
Пользователи четвёртой группы формируются из тех, кто употребляет в своём нике слова, связанные с природой, её обитателями или чем-то вымышленным. Например, Коала, __ВОЛК1001__, КАБАН. Люди, имеющие такие ники, состоят в основном в чатах, связанных с садоводством или охотой. Аккаунт человека с ником «КАБАН» был замечен в чате, где обсуждалась охота. Данное сетевое имя создаёт у других пользователей образ человека, увлечённого охотой на кабанов. После сбора и анализа данных прослеживается следующая закономерность: обычно ники состоят из одного слова и символизируют интересы пользователя, редко содержат в своём написании цифры, которые часто являются годом рождения. Такие ники обычно неоригинальны, но создают чёткое представление о интересах пользователя.
Фантазия:
Никнеймы, состоящие из слова или нескольких слов, которые не имеют связи с реальностью, называются вымышленными. Примеры таких никнеймов: Ведьма Саратовская, БЕШЕНЫЙ_ПЕРЕЦ, Овняшка. Люди с такими сетевыми именами есть во всех чатах. Обычно восприятие одного и того же ника может быть абсолютно разным. Дело всё в том, где был замечен пользователь с данным именем. Например, если пользователь «БЕШЕНЫЙ_ПЕРЕЦ» будет замечен в чате садоводов, то создаст образ опытного садовода. Заметив это же имя в чате, где обсуждаются вопросы, связанные с бизнесом, пользователи не смогут сформировать конкретного представления о человеке с данным сетевым именем, а, следовательно, такой аккаунт станет менее привлекательным для общения в этой сфере.
Известные личности:
К шестой группе можно отнести ники, связанные с известными объектами и личностями. К слову, это может быть реально существующее лицо, объект или вымышленное. Например, ГарриПоттер, Сигизмунд, Бибер. В этой группе в основном образы, уже закрепившиеся в человеческом сознании. Те, кто выбирает имена известных по фильмам, книгам героев, полностью скрывают связь между собой и названным персонажем. Остальные пользователи, увидевшие никнейм «ГарриПоттер», сразу представляют известного и полюбившегося многим героя из одноимённого романа писательницы Роулинг Джоан. Приходится только догадываться, какая связь между человеком и именем его аккаунта. Обычно такие имена пишутся слитно или с нижним подчёркиванием для разделения лексем.
Особые:
Седьмая группа совмещает в себе несколько приёмов: звукоподражание (пампам), орфографические искажения (БеЛыЙ, SUGarBaBY), перифразы (отк [=кот], allebozI [=Izobella]) и выражения по типу (У4по4мак, KizME4va). Этот тип никнеймов вызывает повышенный интерес, поскольку он предоставляет возможность отследить новые тенденции в разных языках. Сочетание букв с цифрами при общении – это новая, развивающаяся тенденция в Интернет-сообществе. Использование созвучности цифр и части слова (или слова целиком) становится более популярным. В качестве примера фонетического принципа можно использовать слово «LUVMI», где произношении произносится соответственно написанию. Происходит формирование особого стиля неофициального общения именно для среды Интернет.
Существует множество маленьких групп никнеймов, которые создаются под определённые темы. Например, сетевые имена, созданные для травли. Из всего списка проанализированных никнеймов примерно 2% принадлежало людям, которые занимались кибербулингом. В сумме 7% аккаунтов созданы для оскорбления других пользователей, поиска/предложения работы, социальной помощи. Учитывая, что процент данных имён очень мал, в общий подсчет они не идут.
Мы распределили никнеймы пользователей форума 164.ru по представленным группам в процентном соотношении в виде диаграммы (Приложение 3). Из диаграммы видно, что наибольшее количество пользователей форума при создании никнейма попадают в категорию «личные качества», а наименьшее — в «особые».
Кроме того, удалось заметить, что в разделах существуют «типичные» ники. Это такие сетевые имена или их вариации, которые часто можно наблюдать в определённом разделе форума.
Заключение
«Язык живой как сама жизнь», — писал Н.В. Гоголь. И с этим, как показало исследование, трудно не согласиться. С развитием Интернет-пространства появился новый «продукт» речетворчества – это никнейм (сетевое имя для общения с другими людьми).
Нам удалось сравнить никнеймы пользователей форума 164.ru, выявить основные тенденции при создании сетевого имени и понять, каким может быть эффект, производимый на других пользователей при первичном контакте. Для многих пользователей значение ника очень велико, что подтверждается большим разнообразием и креативностью при создании сетевого имени. Большой процент пользователей хочет выразить себя, вложить определённый смысл в никнейм (Приложение 4).
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что сетевое имя для каждого пользователя особенно, поскольку также выражает их внутреннее состояние, личное качество или пристрастие. Никнейм служит определённым индикатором при выборе партнёра для переписки и часто имеет довольно сложную морфологию.
Благодаря анализу имён пользователей сети Интернет, можно заметить изменения в современном языке с разных точек зрения (лексика, фонология, и морфология). Стоит отметить, что интересна не только лингвистическая сторона, но и психологическая составляющая пользователей сети Интернет. Именно данный аспект позволяет нам понять намерения пользователя, его цели и действия.
Сложно утверждать, в каком направлении продолжит развитие создания никнеймов в языке, но ясно одно: это явление есть в языке, поскольку оно зеркально отражает неофициальное общение людей в сети Интернет.
Список литературы
Печатные издания:
Интернет-ресурсы:
Приложения
В приложении 1 изображена главная страница форума. Она содержит множество разделов, которые разбиты на секции. Анализ проводился на основе 5 разделов, откуда выбирались участники (по 20 из каждого). Имена участников и разделы, к которому они относятся, обозначены приложении 2. Анализу подлежали следующие разделы: Развлечения// За жизнь// Между нами девочками…// Компьютеры и Интернет// Работа и образование. Приложение 4 показывает желание пользователей при создании ника.
Приложение 1
См. таблицу «Никнеймы»
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Яблоко
Позвольте, я вам помогу
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Золотая хохлома