Кантемир София Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
10 Роснефть класс
Проектная работа: «Геометрия в психологии»
Руководитель проекта:
Африкян Татьяна Григорьевна
Рецензент:
Митягина Ольга Александровна, педагог психолог
В работе рассматривается синтез двух наук – психологии и геометрии.
Цель: апробировать геометрический метод исследования личности.
Задачи:
В работе делается вывод о том, что синтез наук –неотъемлемая часть сегодняшнего мира. Геометрические формы могут быть инструментом диагностики и описания психологического портрета личности, а математическое методы помогут посчитать и обработать результат теста. Современная тенденция в мире- это переход от разделения к объединению наук, к углублению наук и поиска инноваций. Практическим результатом работы являются данные исследования учащихся 10-11 классов с помощью проективного психометрического экспресс-теста.
Вложение | Размер |
---|---|
10a_proekt_kantemir_sofii_ssh2_izluchinsk.docx | 379.9 КБ |
ssh2_izluchinsk_prezentatsiya_k_proektu_10a_kantemir_sofiya.ppt | 1.68 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Проектная работа: «Геометрия в психологии»
Выполнила обучающаяся 10а Роснефть класса
Кантемир София Дмитриевна
Руководитель проекта:
Африкян Татьяна Григорьевна
Рецензент:
Митягина Ольга Александровна, педагог психолог
Излучинск
2021
Аннотация
Кантемир София Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
10 Роснефть класс
Проектная работа: «Геометрия в психологии»
Руководитель проекта:
Африкян Татьяна Григорьевна
Рецензент:
Митягина Ольга Александровна, педагог психолог
В работе рассматривается синтез двух наук – психологии и геометрии.
Цель: апробировать геометрический метод исследования личности.
Задачи:
В работе делается вывод о том, что синтез наук –неотъемлемая часть сегодняшнего мира. Геометрические формы могут быть инструментом диагностики и описания психологического портрета личности, а математическое методы помогут посчитать и обработать результат теста. Современная тенденция в мире- это переход от разделения к объединению наук, к углублению наук и поиска инноваций. Практическим результатом работы являются данные исследования учащихся 10-11 классов с помощью проективного психометрического экспресс-теста.
Содержание:
Введение...…………………………………………………………………………..….……... 4-5
1. Теоретическая часть
1.1. Геометрические методы исследования личности в диагностике………….……………..6
1.2. Геометрия отношений.……………………….…………………………………………...7-9
1.3. Этапы формирования геометрических представлений в дошкольном возрасте…...10-11
1.4 Методы исследования личности……………………………………….…………….....12-14
2. Практическая часть.
2.1. Планирование и проведение исследования по изучению особенностей характера одноклассников с помощью геометрического теста………………..……………….….……15
2.2. Анализ исследования и математической обработки данных………………..………16-18
2.3. Заключение. Рекомендации по практическому применению психогеометрии…..……19
Список литературы………………………………………………………………………..……20
Приложение……………………………………………………………………....…………21-24
Введение
На протяжении тысячелетий человек постоянно развивался и стремился узнать новое. Греческие философы, такие как: Аристотель, Сократ, Пифагор, Архимед, Евклид, Демокрит и т.д. стояли у истоков известных сегодня наук. За всю историю человечества произошло разделение знаний на отдельные сегменты: физика, химия, биология, психология и многие другие, что необходимо было для концентрации и углубления в каждую область, а без этого не добиться успеха. Сегодня мир изменился, и мы наблюдаем объединение наук, стираются границы между физико-математическими и гуманитарными науками (Глава НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук). Ученые всего мира переходят от анализа знаний к синтезу.
Геометрия - древняя наука. Она возникла около 4-5 тыс. лет назад. Людям с древних времен требовалось измерять земельные участки, расстояния, различные предметы, делать замеры при постройке зданий. Слово «геометрия» в переводе с греческого означает «землемерие».
Как и другие науки, психология возникла из философии, дословно, в переводе с греческого означает «наука о душе». Как любая молодая наука, находится в стадии активного развития и представляет собой разные направления (психоанализ, гештальт - психология, гуманистическая психология и многие другие). Сегодня не стихают споры специалистов по поводу дальнейшего развития этой науки, но связь с математическими методами неоспорима. Рассмотрим связь геометрии и психологии более подробно.
Актуальность исследования. Современный синтез наук – психологии и математики, психологии и геометрии позволяет разрабатывать новые методы исследования людей и новые методы обработки полученных данных, глубже и точнее исследовать полученные результаты.
Цель: Выявление характерологических особенностей личности участников анкетирования.
Задачи:
При работе над проектом применялись следующие методы:
-поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод - проведение проективного геометрического теста;
- анализ полученных в ходе работы данных;
- методы математической обработки данных: среднее статистическое значение и процентное распределение.
Предмет исследования: личность подростков.
Цель исследования: Выявление характерологических особенностей личности участников анкетирования.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов в возрасте16-18 лет.
База исследования. Исследование проводилось в 2021 году в МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2.
Метод исследования: Анализ синтеза геометрии и психологии на примере психогеометрического теста Сьюзен Деллингер.
Новизна. В работе раскрывается синтез геометрии и психологии с точки зрения разных областей применения: типология личности, отношения, развитие личности, диагностики.
Практическая значимость: Данные можно использовать в образовательных целях для формирования индивидуального подхода к обучению на основе полученных данных в педагогике или психологии.
Объём и структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (всего 7 наименований) и 2-х приложений. В тексте работы имеются 2 таблицы и 1 рисунка. Общий объём работы 23 страницы.
Личность человека сегодня является объектом исследована многих наук-социологии, истории, медицины, психологии. Существующие методы исследования разнообразны, создан огромный экспериментальный материал. Главное отличие проективных методов заключается в том, что в основе теста лежит защитный механизм – проекция, человек неосознанно проецирует свои мысли и действия во время диагностики. Например, известный тест Роршаха «чернильных пятен» показал, что рассматривая чернильные и цветные пятна, испытуемые говорят, что каждое из них им что-то напоминает, на что-то оно похоже. В результате можно говорить о внутреннем мире человека, его переживаниях. Исследовать можно разные сферы человека: типы личности, интересы, мотивацию, память, мышление, отношения. Получается, что несмотря на различия и неповторимость каждого из нас, тем не менее, есть некие общие тенденции, которые позволяют распределить людей на группы, на типы поведения, личности.
Существует такая наука - психогеометрия. Суть её состоит в исследовании личности. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей. Однако автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Работа С. Деллингер «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. В нашей стране труд С. Деллингер был переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой. Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:
Оказывается, в психологических исследованиях геометрия не остается в стороне, если мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же предметами.
Отношения между людьми можно выразить с помощью простых геометрических фигур. При этом, эти фигуры настолько гармонично укладываются в известные схемы, что просто поражаешься тому, как математика пронизывает все грани нашей жизни, в том числе и отношения между людьми, и помогает понять, что не так в этих отношениях, или что в них идеально. Итак,
Рисунок 1. Прямая.
__________________
Один или два человека вместе плывут по течению жизни. В эту схему вписываются и дети, пока они живут вместе с родителями
Рисунок 2. Отрезок.
Прожитый вместе двумя людьми ограниченный временем период жизни. В конце концов люди разошлись в разные стороны. Тот, у кого жизнь состоит из многих отрезков, не умеет жить в гармонии.
Рисунок 3. Треугольник.
Фигура из трёх точек, одна из которых притягивает две другие, поневоле стоящие противоположно. Редкий случай, когда все три человека любят друг друга. Либо, наоборот, все трое друг друга ненавидят. В жизни всякое бывает.
Рисунок 4. Прямоугольный треугольник.
Постепенно третий становится лишним. Он отдаляется всё дальше и наконец исчезает, разрывая связи. И тогда остаётся лишь прямая. Если все три связи рушатся, то остаются три отрезка жизни, связанные друг с другом лишь воспоминаниями. Известные истории о «любовных треугольниках», не исключение.
Два человека не могут жить друг без друга, и при этом бегают друг за другом – то первый за вторым, то второй за первым. И ни расстаться не могут, ни быть вместе. В психологии такая зависимость называется «слиянием».
Рисунок 6. Параллелограмм.
Дружба семей либо родственников, а также братская любовь
Рисунок 7. Кривая.
Страсть, неуравновешенные чувства двух людей друг к другу переживают то рост, то- падение.
Рисунок 8. Штрих - пунктирная линия.
Любовь и отношения с одним человеком, но в силу обстоятельств, то частые разлуки, то одиночество, то снова вместе.
Разные виды с разным количеством лучей – тайный союз, сообщества, секты и т. п., в которых участники связаны друг с другом.
Взаимоотношения некоторых фигур
• «Квадрат – Квадрат». Можно, но только в том случае, если полностью совпадают картины мира обоих партнеров: правила, традиции, привычки.
• «Треугольник – Треугольник». Только если это выгодно им обоим. И только до тех пор, пока один треугольник не подмял под себя второго. В большинстве случаев треугольники «дружат» по принципу «два медведя в одной берлоге».
• «Круг – Круг». Все мило, но скучно и непродуктивно. К тому же такой беспорядок!
• «Зигзаг – Зигзаг». Если попали в резонанс, если совпало направление «броска», то результаты фантастические. Но обычно это ненадолго. Во всех остальных случаях – битва не на жизнь, а на смерть. После чего один зигзаг лежит мертвый, а другой – уставший.
• «Прямоугольник – Прямоугольник». Только под присмотром сильной фигуры (квадрата или треугольника).
• «Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». Вечные претензии и обиды.
• «Квадрат – Зигзаг». Только в целях саморазвития их обоих. И желательно под руководством зрелого треугольника.
• «Квадрат – Треугольник». Хорошая «западная» пара (домик). Треугольник задает направление, квадрат обеспечивает тылы. Типичный пример – «босс-секретарша».
• «Круг – Зигзаг». Хорошая «восточная» пара (инь-ян). Зигзаг дает кругу новизну и впечатления. Круг – обеспечивает зигзагу тепло и уют. Типичный пример – «артист и его верная жена».
• «Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат». Возможно, но трудозатратно. Хотя очень полезно для прямоугольника.
Таким образом, наши отношения легко описать простыми фигурами, и образы, которые при этом возникают, легки для восприятия и доступны.
в дошкольном возрасте.
Приобщение детей к миру математики начинается в дошкольном возрасте. Дети учатся сравнивать предметы по величине, количеству, форме (внешние очертания предметов). Уже на втором году у детей наблюдается узнавание предметов по контуру, силуэту. В восприятии геометрических фигур также прослеживается определенная этапность: 1) восприятие геометрической фигуры как игрушки, называние их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей (младший дошкольный возраст); 2) сравнение фигур с предметами: цилиндр — как стакан, как столбик (средний дошкольный возраст); 3) восприятие геометрических фигур как эталонов: платок квадратный, пуговица круглая (старший дошкольный возраст).
Определенные этапы проходит в дошкольном возрасте и процесс восприятия свойств геометрических фигур: 1) восприятие фигуры как целого, неумение выделить в ней отдельные элементы (углы, стороны), неумение найти сходства и различия (младший дошкольный возраст); 2) выделение в фигуре ее элементов, установление отношения между ними (средний дошкольный возраст); 3) установление связей между свойствами и структурой фигуры (старший дошкольный возраст). При этом дети дошкольного возраста переходят от одного уровня к другому не самостоятельно, а в результате систематического повторения.
Проблема ознакомления дошкольников с геометрическими формами и их характеристиками должна рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения сенсорного восприятия геометрических фигур и их использования в качестве эталонов для определения форм окружающих объектов, а также с точки зрения важности знания их структуры, свойств, основных отношений и законов в их законах. В старшем дошкольном возрасте преобладает визуальное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур. В соответствии с психологическими исследованиями выделяют три этапа в познании дошкольниками геометрических фигур:
∙ в 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме;
∙ в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирическим (опытным) путем;
∙ в 5-6 лет дети воспринимают геометрические фигуры в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
Таким образом, мы рассмотрели этапы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста. Понятие о представлениях и восприятии геометрических фигур является сложным и многоаспектным. Многие ученые психологи и педагоги, тщательно изучавшие этот вопрос, едины в мнении о том, что формирование
1.4 Методы исследования личности.
Чтобы определиться в мире психогеометрии, который, как оказалось, влияет на все наши поступки, обратимся к проективному тесту Сьюзен Деллингер. Она выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными. Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза иногда смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!
Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что какие бы фантастические показатели точности любого тестирования не приводились (а применительно к психогеометрии встречается цифра – 85 %), результат работает «здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь. Таким образом, долгосрочные прогнозы не могут основываться на результатах, полученных в результате психогеометрического теста.
Рисунок 10. Фигуры.
Характеристики фигур:
«Круг»- самый доброжелательный из пяти фигур. Главное для людей такого типа - хорошие межличностные отношения. Они очень внимательные слушатели, обладают высокой чувствительностью, способны к сопереживанию, эмоционально отзывчивы на переживания другого человека. Они «болеют» за коллектив и пользуются уважением среди одноклассников. Для «круга» нет ничего тяжелее, чем вступать в конфликты. В то же время они не терпят несправедливости.
«Круги» - лучшие коммуникаторы, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать. «Круги» великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика и обманщика.
«Круги» не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. «Треугольники», как правило, легко берут над ними верх. Однако «Круги» не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
«Круги» не в ладах с логикой.
Можно сказать, что «Круг» – прирожденный психолог. Однако, часто он слабый организатор.
«Треугольники»- энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать на себя ответственность, решительны, конкуренты, уверенны в себе. Доминирующие установки - победа, выигрыш, успех!
«Треугольники» очень не любят оказываться неправыми и менять решения, с трудом признают свои ошибки, не терпят возражений и, чаще всего, поступают по-своему. Из них получаются великолепные лидеры.
Все, что мешает достижению их целей, является для них источником стресса.
«Квадраты» обычно организованны, трудолюбивы, рациональны, настойчивы. Доминирующие установки для них – консерватизм, пунктуальность, осторожность.
Люди этого типа – отличные исполнители, но редко бывают хорошими руководителями. Они с трудом устанавливают контакты с окружающими.
«Квадраты», как правило, не выносят беспорядка, рисковых ситуаций, нарушения режима, излишней суматохи. В таком случае у них появляются новые, не свойственные данному типу личности формы поведения: нервозность, забывчивость, неожиданное изменение решений, вспышка общительности, склонность к излишествам, бессонница.
Если Вашей основной фигурой оказался «Квадрат», то Вы - неутомимый труженик. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. «Квадраты» любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
«Прямоугольник» - временная форма личности, которую могут «принять» все остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные сложившимися обстоятельствами, и поэтому занятые поиском лучшего образа жизни.
В течение этого переходного периода «Прямоугольнику» свойственны непоследовательность и непредсказуемость поступков. Он становится легко внушаемым, доверчивым и как бы «примеряет» черты других фигур. Ему просто необходимо общение с людьми, но его непредсказуемость пугает окружающих.
Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.
В числе привлекательных качеств можно назвать любознательность, пытливость, смелость. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, обратной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому «Прямоугольниками» легко манипулировать.
«Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдёт!
«Зигзагам» свойственна образность мышления, интуитивность, развитое эстетическое чувство. В отличие от «Кругов», они, напротив – предпочитают заострить конфликт идей и создать новую концепцию, в которой этот конфликт получит разрешение. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила. Основное назначение «Зигзага» - генерировать новые идеи и методы работы. Его минусы – несдержанность, экспрессивность, слабая настойчивость в доведении дела до конца.
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура.
Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.
«Зигзаг» – самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется интерес к идее). [4]
В проектной работе в качестве испытуемых принимали участие ученики 10-11 классов.
Исследовательская работа содержала следующие этапы:
I этап.
Выбрана экспресс-методика, проективный тест диагностики типа личности. Учащимся 10-11 классов предложена анкета, где необходимо выбрать геометрическую фигуру, с которой они себя отождествляют: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Затем выбрать ту фигуру, которая больше всего понравилась, а затем все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности (Приложение 1).
II этап.
Сбор данных, анализ результатов.
III этап.
Формирование выводов и заключений.
IV этап.
Информирование участников исследования с результатами.
Результаты эксперимента мы занесли в таблицу, где представлены фигуры, которые были выбрали и указаны последовательности фигур от наиболее понравившейся, к наименее. В таблице наши участники представлены под номерами для сохранения конфиденциальности данных. В Приложении 3 имеется расшифровка участников.
Таблица 1. Результаты тестирования учащихся в 10- 11- классов.
№ п/п | Выбранная фигура | Выбранная последовательность |
10 А | ||
Участник 1 | Круг | 53241 |
Участник 2 | Треугольник | 32145 |
Участник 3 | Прямоугольник | 42153 |
Участник 4 | Треугольник | 31245 |
Участник 5 | Зигзаг | 52341 |
Участник 6 | Квадрат | 13254 |
Участник 7 | Прямоугольник | 43125 |
Участник 8 | Прямоугольник | 45213 |
Участник 9 | Треугольник | 21345 |
Участник 10 | Треугольник | 23415 |
Участник 11 | Прямоугольник | 41352 |
Участник 12 | Треугольник | 21534 |
Участник 13 | Прямоугольник | 43152 |
Участник 14 | Круг | 35241 |
Участник 15 | Прямоугольник | 41235 |
Участник 16 | Зигзаг | 53142 |
Участник 17 | Квадрат | 14325 |
11 А | ||
Участник 18 | Круг | 35124 |
Участник 19 | Квадрат | 14235 |
Участник 20 | Прямоугольник | 45213 |
Участник 21 | Зигзаг | 53142 |
Участник 22 | Треугольник | 24513 |
Участник 23 | Прямоугольник | 41325 |
Участник 24 | Круг | 35124 |
Участник 25 | Круг | 32145 |
Участник 26 | Треугольник | 25143 |
Участник 27 | Квадрат | 14325 |
Участник 28 | Круг | 31524 |
Участник 29 | Зигзаг | 53214 |
Участник 30 | Треугольник | 21453 |
Участник 31 | Квадрат | 13254 |
Участник 32 | Квадрат | 13254 |
Участник 33 | Круг | 31425 |
Участник 34 | Прямоугольник | 42135 |
Из выбранной последовательности фигур, можно выделить наиболее предпочитаемую (прямоугольник) и наименее предпочитаемую фигуру – это ломаная.
Итоговые результаты в обобщенном виде представлены в таблице 2.
Таблица 2. Итоговые результаты тестирования учащихся в 10-11 классов.
Фигура | Кол-во человек | Процент % |
Круг | 7 | 20,5 % |
Треугольник | 8 | 23,5 % |
Квадрат | 6 | 17,6 % |
Зигзаг | 4 | 12 % |
Прямоугольник | 9 | 26,4 % |
ИТОГО | 34 | 100% |
Таким образом, в процентном соотношении полученные данные среди учащихся по наиболее предпочитаемым фигурам, можно представить на диаграмме:
Рисунок 11. Результаты тестирования в процентном соотношении
Из таблицы видно, что в нашем классе есть все фигуры, при этом наиболее предпочитаемой оказалась фигура «Прямоугольник» (26,4%). Наименее предпочитаемой оказалась фигура «Зигзаг», 12%. Это позволяет сделать вывод, что большинство участников тестирования в нашем классе – прямоугольники. Это временная форма личности, которую могут «принять» все остальные фигуры в определенные периоды жизни, что укладывается в подростковый, переходный период жизни моих сверстников. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. В числе привлекательных качеств можно назвать любознательность, пытливость, смелость. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, обратной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому «Прямоугольниками» легко манипулировать.
Таким образом, можно отметить, что предлагаемый данный психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.
Заключение. Рекомендации по
практическому применению психогеометрии
Полученные результаты исследования характера моих одноклассников имеют практическую значимость в следующих направлениях:
Важность теста для самодиагностики: в нашем исследовании затронута важная проблема синтеза наук практической значимости, пользы такого объединения на примере проективного психогеометрического теста. Результаты, полученные в нашей работе можно использовать педагогам, классным руководителям, родителям учащихся и самим участникам исследования в качестве самостоятельной диагностики личности. Тестирование помогает выявить сильные и слабые стороны личности, дает развернутый портрет участника и рекомендации по итогам тестирования.
Литература.
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском возрасте. - М.: «Мозаика-синтез», 2008. – 243 с.
2. Барчан Т.А. Мне сверху видно все… Геометрия для дошколят. – М.: Карапуз,
2006. – 76 с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2011.
4. Белошистая А.А. Знакомство с геометрическими фигурами // Дошкольное
воспитание. – 2008. – № 12. – С. 8 – 9.
5. Белошистая А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. – М.:
Айрис-Пресс, 2005. – 320 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн
7. Пономарева Валентина: Что такое психогеометрия? Часть 1. Познакомимся с методом https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6264/
Приложение 1.
ИНСТРУКЦИЯ:
Посмотрите прикрепленную картинку и выберите фигурку, о которой можете сказать: «Это – я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.
Теперь, в порядке вашего предпочтения, пронумеруйте оставшиеся четыре фигуры.
Номер 1 – это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить доминирующие черты характера и особенности поведения.
Приложение 2.
Бланк тестирования
Приложение 2.
Интерпретация результатов:
Квадрат
Главная черта характера тех, кто выбрал квадрат – трудолюбие в сочетании с организованностью, упорством, терпением и твердостью, а также пунктуальностью, чистоплотностью и практичностью. Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению и рациональности. Такой человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно. А поскольку умеет управлять собой и организовывать других, то может занимать руководящие должности.
Человек-квадрат отличается консерватизмом, строгим соблюдением правил и норм, и отсутствием спонтанности и креативности. Стремится упорядочить и систематизировать все вокруг себя – пространство, вещи, любую информацию, с которой работает. Ему нравится, когда информация подается в соответствии с жесткой логикой. Выбравший квадрат человек любит, чтобы речь изобиловала фактами, цифрами и тезисами, желательно, со ссылками на источник, из которых взята. Предпочитает порядок, распланированную жизнь. Разборчив в знакомствах, не любит шумных вечеринок. В конфликтах часто уходит от прямого столкновения. Это хороший администратор и исполнитель. Проигрывает в оперативности действий, контактности с разными лицами.
Женщины, выбравшие квадрат, организованны, пунктуальны, придирчивы, внимательны к деталям. Они терпеливы, трудолюбивы, настойчивы в достижении цели, тверды в решениях и склонны к строгому соблюдению правил и инструкций. Не любят выделяться.
Люди-квадраты говорят, как правило, тихо, предпочитая не повышать голос без надобности. И не терпят повышенных тонов и у других. При этом их речь отличается ясностью, точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило, несколько монотонной, «механической». Для них характерно употребление речевых штампов.
Педантичность, скрупулезность и последовательность проявляются и в выборе одежды. Эти люди предпочитают строгий, классический стиль, сдержанные, неяркие тона. Они опрятны, сухощавы. Нежелание выделяться проявляется и в жестах, которые скупы и невыразительны.
Треугольник
Те, кто ассоциирует себя с треугольником, безусловно, сильные личности, весьма уверенные в себе и деятельные. Они не любят сидеть на месте, стремятся всегда находиться в гуще событий. Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии и власти любой ценой. Они прирожденные лидеры. Нетерпеливость – одна из главных черт их характера. Треугольники могут прервать вас на полуслове, но лишь потому, что уже уловили суть ваших мыслей.
Эти люди решительны, энергичны, неудержимы, умеют ставить ясные цели и достигать их, концентрируясь на главном, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Это прекрасные менеджеры и политики. Жаждут быть первыми и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, побеждать конкурентов. Хорошо чувствуют выгоду. Треугольники любят риск, бывают нетерпеливы и нетерпимы, с трудом признают ошибки. Эгоцентричны, но люди тянутся к ним и идут за ними.
Женщины, выбравшие треугольник, сконцентрированы на достижении цели, уверены в себе, решительны и импульсивны. Для них характерны высокий уровень самооценки, склонность к риску, бьющая через край энергия, высокая работоспособность и тяга к развлечениям.
Люди-треугольники весьма контактны и, не испытывая никакого дискомфорта, могут с любым завязать беседу. Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной, красочной, быстрой и четкой. Им дано умение задеть собеседника «за живое». Для них характерны громкий голос и низкий тембр, употребление жаргонных слов и выражений, анекдотов. Соответственно и жестикуляция тех, кто ассоциирует себя с треугольником, довольно непринужденная.
Предпочитают модную, элегантную одежду, выдержанную в классическом стиле. Отличаются ухоженностью, умением следить за собой и любовью к дорогим вещам. Походка – уверенная и раскованная, с плавными движениями.
Круг
Основная ценность для этого типа – люди и общение с ними. Это крайне контактные и доброжелательные представители рода человеческого, занимающие позицию миротворца в любых конфликтах. Даже в деловых переговорах они не могут удержаться, чтобы не задать оппоненту личный вопрос.
Выбор круга в качестве основной фигуры может свидетельствовать о доверчивости, общительности, ориентации на мнение окружающих и нерешительности. Человек-круг прекрасный слушатель, ему всегда можно «поплакаться в жилетку». Он переживает чужую боль, как собственную, потому как в нем развито эмоциональное восприятие. И порадоваться, разделить счастье может как никто другой. Кстати, благодаря тонкой душевной организации «круги» прямо-таки ходячие детекторы лжи, тонко чувствуют, когда их обманывают.
Те, кто выбрал круг сторонятся ответственности, предпочитая ее перекладывать на других. Боясь испортить отношения, не умеют отказывать, дают расплывчатые обещания.
Женщины, выбравшие круг, доброжелательны, щедры, чувствительны. Для них характерны склонность к сопереживанию и стремление к заботе о других. Они отличаются меланхоличностью, сентиментальностью и устремленностью в прошлое.
Люди круга любят задушевные беседы и теплую атмосферу. Их речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями от главной темы. Она бывает, как правило, эмоциональной, плавной и несколько замедленной. Эти люди обожают шутки, веселы, порой до легкомысленности, щедры. Им свойственен сочный, густой голос низкого тембра, употребление восторженных оценок и комплиментов.
Предпочитают неофициальный стиль одежды. Склонны к полноте, женственны и обаятельны. Походка легкая, плавная, с расслабленными телодвижениями.
Зигзаг
Выбор зигзага в качестве основной фигуры может свидетельствовать об импульсивности мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с окружающими. Это творцы, генераторы идей, одним словом, творческие и креативные личности. Они предпочитают мыслить образами и опираться на внезапные прозрения, начисто лишенные логики. Последовательность чужда таким людям от природы. Экспрессивность, несдержанность, эксцентричность – вот черты их характера. А еще они идеалисты, непрактичные и наивные. Впрочем, бывают остроумны, порой даже язвительны.
Зигзаги нуждаются в высокой стимуляции деятельности. Генерируя идеи в большом количестве, довольно часто отдают их на откуп другим, так как сами не способны довести дело до конца. Не терпят субординацию, любят свободу и независимость, и не поддаются организации, ни в быту, ни в деятельности. Хаос – вот органичное состояние людей-зигзагов. А еще это самая сексапильная фигура.
Им характерна резкая смена настроения. Сегодня человек-зигзаг может вам улыбаться, а завтра не заметит. Игнорирует условности и принятые нормы. Крайне нетерпим к чужим слабостям. При этом сам падок на лесть.
Женщины, выбравшие зигзаг, мечтательны, восторженны, непрактичны и непосредственны. Для них характерны позитивная установка на все новое, устремленность в будущее, бунтарская жажда переустройства. Они отличаются отсутствием самодисциплины, безалаберностью в финансовых вопросах и самодостаточностью.
Речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает, как правило, эмоциональной, торопливой и зажигательной. Голос имеет много оттенков, его тембр варьируется от очень высокого до низкого. Лексика богата и разнообразна, характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.
Отдают предпочтение модным экстравагантным нарядам. Склонны к смешению стилей и небрежности в одежде. Могут появиться в обществе в мятом костюме и чувствовать при этом себя комфортно. Стремительны, манерны, с оживленной мимикой и жестикуляцией.
Прямоугольник
Прямоугольник часто выбирают люди, которые находятся на этапе перехода из одного состояния в другое. Эта ситуация, отражающая некий личностный кризис, как правило, не длится долго, и человек выбирает более определенный тип поведения, описанный из четырех выше представленных. Словом, это тот, кто ищет лучшее положение или только что изменил его, или предчувствует изменения. Но бывают индивиды, для которых оно затягивается на долгое время.
Характерной чертой, присущей человеку этого типа, является выраженная внутренняя неудовлетворенность тем, как складывается его жизнь на текущий момент, и желание что-то изменить. Часто такое положение дел осложняется состоянием замешательства, путанностью мыслей, непониманием собственных желаний и отсутствием ориентиров в дальнейшем движении.
Выбор прямоугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Настроение человека-прямоугольника может многократно меняться даже в течении одного дня, что влечет за собой и изменение его поведения.
Те, кто предпочел прямоугольник, как правило, непоследовательны, не уверены в себе и имеют низкую самооценку. Они остро нуждаются в общении. При этом эти люди смелы, пытливы. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Чувство собственного несовершенства побуждает их искать способы саморазвития и изменений: больше читать, посещать различные курсы.
Женщины, выбравшие прямоугольник, болезненно любознательны, внушаемы, доверчивы и наивны. Часто становятся жертвой чужих манипуляций. Для них характерна поспешность в решении вопросов.
Речь прямоугольников отличается неуверенностью, невнятностью и сбивчивостью. Она бывает, как правило, эмоциональной и аритмичной: то убыстряется до скороговорки, то замедляется вплоть до пауз. Поэтому эти люди предпочитают простую манеру разговора. Они не способны ясно и четко донести свою мысль. Для них характерны колебания громкости голоса и высоты тона, употребление междометий и «слов-паразитов». Неуверенность проявляется и в движении. Жесты неуклюжи и невыразительны.
Особых предпочтений в одежде нет. Люди-прямоугольники не отличаются аккуратностью и характеризуются полнейшим отсутствием стиля.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» Проектная работа: «Геометрия в психологии» Выполнила обучающаяся 10а Роснефть класса Кантемир София Дмитриевна Руководитель проекта: Африкян Татьяна Григорьевна Рецензент: Митягина Ольга Александровна, педагог психологСлайд 2
Актуальность исследования. Современный синтез наук – психологии и математики , психологии и геометрии позволяет разрабатывать новые методы исследования людей и новые методы обработки полученных данных, глубже и точнее исследовать полученные результаты. Цель исследования: Выявление характерологических особенностей личности участников анкетирования. Задачи: Проанализировать геометрические методы исследования в диагностике Изучить геометрические методы в типологии личности Рассмотреть геометрию отношений в обществе Изучить этапы формирования геометрических представлений в дошкольном возрасте Апробировать геометрический экспресс- тест Проанализировать данные, сформулировать выводы и рекомендации
Слайд 3
В работе над проектом применялись следующие методы: -поисковый метод - практический метод - анализ - методы математической обработки данных: Предмет исследования: личность подростков . Объект исследования: учащиеся 10 -11 классов в возрасте16-18 лет. База исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Слайд 4
Метод исследования: Анализ синтеза геометрии и психологии на примере психогеометрического теста Сьюзен Деллингер. Новизна. В работе раскрывается синтез геометрии и психологии с точки зрения разных областей применения: типология личности, отношения, развитие личности, диагностики. Практическая значимость: апробирован проективный геометрический экспресс-тест личности, который может применяться педагогами, учащимися и родителями в работе с группами людей. Объём и структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (всего 7 наименований) и 2-х приложений. В тексте работы имеются 2 таблицы и 1 рисунка. Общий объём работы 23 страницы.
Слайд 5
Теоретическая часть исследования. 1.2. Геометрические методы исследования личности в диагностике Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет: Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму. Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Оказывается, в психологических исследованиях геометрия не остается в стороне, если мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же предметами.
Слайд 6
Геометрия отношений. Взаимоотношения некоторых фигур • «Квадрат – Квадрат». «Треугольник – Треугольник». • «Круг – Круг». «Зигзаг – Зигзаг».
Слайд 7
• «Прямоугольник – Прямоугольник». • «Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». • «Квадрат – Зигзаг». • «Квадрат – Треугольник».
Слайд 8
• «Круг – Зигзаг». • «Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат».
Слайд 9
Этапы формирования геометрических представлений в дошкольном возрасте. в 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме; в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирическим (опытным) путем; в 5-6 лет дети воспринимают геометрические фигуры в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
Слайд 10
Методы исследования личности тест Сьюзен Деллингер Фигура Кол-во человек Процент % Круг 7 20,5 % Треугольник 8 23,5 % Квадрат 6 17,6 % Зигзаг 4 12 % Прямоугольник 9 26,4 % ИТОГО 34 100% Таблица 2. Итоговые результаты тестирования учащихся в 10А, 11А классах.
Слайд 11
Практическая часть Планирование и проведение исследования по изучению особенностей характера одноклассников с помощью геометрического теста В проектной работе в качестве испытуемых принимали участие мои одноклассники, ученики 10 «А» класса и ученики 11 «А» класса. Исследовательская работа содержала следующие этапы: I этап. Выбрана экспресс-методика, проективный тест диагностики типа личности. Учащимся 10-а и 11-а классов предложена анкета, где необходимо выбрать геометрическую фигуру, с которой они себя отождествляют: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Затем выбрать ту фигуру, которая больше всего понравилась, а затем все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности (Приложение 1). II этап. Сбор данных, анализ результатов. III этап. Формирование выводов и заключений.
Слайд 12
Рисунок 11. Результаты тестирования в процентном соотношении
Слайд 13
Заключение. Рекомендации по практическому применению психогеометрии Полученные результаты исследования характера моих одноклассников имеют практическую значимость в следующих направлениях: Результатами может воспользоваться учитель для определения того, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более эффективной работы, что им движет и на что он направлен; Тест помогает выявить важные качества, составляющие реальный психологический портрет как учащихся, так учителей; Тест способствует достижению высокой результативности в групповой работе с классом, как на уроках, так и во внеучебное время. При этом каждый член группы становится представителем характерных черт поведения и стиля мышления, а значит имеет больше шансов проявить свои сильные стороны; Результаты, полученные благодаря психогеометрическому тесту, могут быть использованы педагогами в организации профильного обучения, а также самими школьниками в выборе профессии; Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека. Важность теста для самодиагностики: в нашем исследовании затронута важная проблема синтеза наук практической значимости, пользы такого объединения на примере проективного психогеометрического теста. Результаты, полученные в нашей работе можно использовать педагогам, классным руководителям, родителям учащихся и самим участникам исследования в качестве самостоятельной диагностики личности. Тестирование помогает выявить сильные и слабые стороны личности, дает развернутый портрет участника и рекомендации по итогам тестирования.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Самый главный и трудный вопрос
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Почта
Позвольте, я вам помогу
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году