Данная работа направлена на выявление определение причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и взрослых нашей школы и найти способы их устранения.
В заключении ребята сделали презентацию, для показа ее в классах, с целью информирования и образованности ребят, повышения и расширении словарного запаса учащихся. Изготовили листовку «Говорим Красиво» для информации населения, а также для повышения интеллектуального уровня жителей села.
Вложение | Размер |
---|---|
проектно-исследовательская работа | 114.2 КБ |
рецензия | 16.1 КБ |
листовка( продукт проекта) | 1.53 МБ |
с Восток Поронайского района Сахалинской области
Проектно-исследовательская работа
«Слова – паразиты или «негативы» современного
русского языка»
Автор проекта
Бабушкин Тимофей Евгеньевич, 6 класс
Раков Егор Сергеевич , 6 класс
Руководитель проекта или исследования
Леошко Марина Дмитриевна, учитель
с. Восток
2021 год
Введение……………………………………………………………………………....3
I .Основная часть
1. Определение термина, происхождение слов-«паразитов»………….………….5
2.Причины употребления…………………………………………………….………7
3.Замена слов-паразитов……………………………………………………….……..9
4.Классификация слов –паразитов………………………………………………….12
II. Проектно- исследовательская часть……………………………………………..14
III. Заключение. Вывод………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………..21
Когда я говорю и пересказываю текст, то очень часто мне сложно подобрать нужные слова. Мне приходится говорить лишние слова, которые к теме моего разговора не относятся. Сам я их, наверное, не заметил бы, но я часто слышу замечания от взрослых. Мне стало интересно, я один так говорю или многие также вставляют в свою речь ненужные слова. Нужны они или нет? Можно ли без них обойтись? Русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами по тому, что они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовался, какие речевые проблемы бывают!? Задумался, как от них избавиться и стал работать над данной темой.
Я считаю, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению.
Новизна работы заключается в комплексном изучении слов-паразитов и попытке искоренения их в речи не только своих сверстников , но и взрослых своего села.
В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: предположим, что употребление слов – паразитов затрудняет понимание того, о чем говорит собеседник, то, значит, нужно от них избавляться?»
Объект исследования: речь взрослых и учащихся школы .
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: доказать, что учащиеся и взрослые школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления;
определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и взрослых нашей школы и найти способы их устранения.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза: если привлекать внимание людей к данной проблеме употребления «слов-паразитов», то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и к речи собеседников; начнут борьбу с лишними словами.
I.Основная часть
1. Определение термина, происхождение слов-«паразитов».
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки» . Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление, наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль, называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга. Из толково-энциклопедического словаря под руководством Синарской С.М. я узнал, что слово «паразит» означает «организм, живущий за счет особей другого вида, питающийся соками, тканями или переваренной пищей своих хозяев, пользуясь ими многократно без умерщвления». Это классические паразиты.
Однако существуют и лингвистические паразиты. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. В лингвистике они получили название слов-паразитов.
Словарь-справочник Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой дает следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки».
Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные «э-э-э», «ну», «это» и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа»..
Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д.
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают:
2.Причины употребления
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т. п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Не менее важно, что слова-«паразиты» появились не сами, а их такими сделали носители русского языка. Вот значения некоторых из них:
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. - Что такое слова-паразиты?
Слова-паразиты чаще всего встречаются в устной речи в момент раздумья, когда человек не может быстро сформулировать то, что хочет сказать, и делает паузу. Слова-паразиты расцениваются как «заглушки» в момент неловкого молчания. Они не несут смысловой нагрузки, являются лишними и замусоривают речь. Ниже приведён список популярных слов-паразитов, даны объяснения их появления и употребления в речи.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
Они появляются будто бы ниоткуда: все эти «ну», «как бы», «на самом деле». Проходит время, и мы уже не можем построить даже простые фразы без их помощи. Мы объявляем им войну, но на их месте вырастают другие «сорняки»…
3. Замена слов – паразитов.
Не стоит полагать, что необходимо навсегда исключить из речи слова, перечисленные в списке выше. Слова являются «паразитами» только при их употреблении в речи не по месту, когда они теряют свой исходный смысл и становятся мусорными. Если слова используются по назначению, то они являются полезными и необходимыми. Много примеров «правильного» употребления слов можно встретить в художественной литературе, научно-популярных статьях, где слова несут смысловую нагрузку (передают эмоции, чувства, отражают особенность, отличительные черты описываемых объектов и явлений). Сравните:
Некоторые слова из списка становятся паразитами при их частом употреблении: да, нет, так далее.
Слова-паразиты чаще всего играют роль вводных слов, их можно опустить без потери смысла. Слова, от которых образовались слова-паразиты, всегда являются значимыми, их нельзя исключить из текста без потери смысла. Примеры выше хорошо демонстрируют этот факт.
Слова-паразиты всегда можно исключить из речи без потери смысла. Если вам по какой-то непонятной причине всё же нужна их замена на «красноречивый» вариант, то в списке ниже приведены примеры замен.
Прикинь — представь себе.
Ничего себе! Да ладно! — Ты не поверишь! Удивительно! Невероятно!
Таким образом — это означает, что...
Прикол — очень классно, хорошо придумано.
Не вопрос, без проблем — меня не затруднит.
Короче — в двух словах; если кратко, то...
На фиг! на хрен! — не нужно, нет необходимости в этом, обойдемся без этого;
На фиг? На хрена? — зачем? почему?
Типа того — очень похоже, согласен.
В принципе — согласен, за исключением..., считаю верным, но...
Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Оно может даже рассказать о том, в какой эпохе человек застрял.
Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-«паразит" «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они очень уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей, не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
Слова-«паразиты» 1990-ых годов:
Слова-«паразиты» 2000-ых годов:
Слова- «паразиты» 2010-ых годов
« КОРОЧЕ»- в русском языке слово «короче» является сравнительной формой прилагательного «короткий» и наречия «коротко». В образе филологического паразита это слово пришло к нам из военной среды. Старшие по званию не любят долгих объяснений и лишней болтовни, поэтому подчиненных учат излагать факты коротко и ясно. Позже слово плавно перекочевало в мир гражданских и обрело невероятную популярность, ведь так нелегко в наше время информационного завала быть кратким.
«Это самое» - в «этом самом», как правило, обвиняют людей малообразованных, неспособных в речевой стихии оперативно правильно подобрать слова. Но не все так просто с этим выражением: арсенал междометий и сорняковых фраз в русском языке довольно широк, чтобы прибегать к каким-то совсем странным конструкциям, вроде «это самое». Вероятно, данный речевой «паразит» изначально функционально заменял какие-то запретные, табуированные слова в языке по причины суеверий, например, (чтобы не сглазить).
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Нам стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.
«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».
«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В результате анализа диалогов участников и слов автора мы пришли к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.
Список литературных слов-паразитов:
-блин, буквально, и так далее, прямо, скажем, как говорится, собственно говоря, как бы, собственно говоря, ведь, в натуре, так вот, в некотором роде, так сказать…
II. Проектно - исследовательская часть
Весь проект заключался в пропаганде «правильно и красиво говорим», в «чистоте нашей речи». Мы, проанализировав речь детей и взрослых сделали рекомендации, агитацию. Во-первых,: провели исследование в форме анкетирования и наблюдения, опроса.
Анкетирование было проведено в 3-х классах:5,6 и 9. В общей сложности в анкетировании приняло участие 48 уч-ся.
Участникам было предложено 5 вопросов:
Ответы были даны следующие:
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
№ вопроса | Среди учащихся |
1 | 41 человека попытались объяснить слово, |
2 | 48 чел привели примеры: блин»-31,«короче»-28,«ну», «это самое»-26,«щас»-16, «типа»-14, «а-а-а..»-12, «как его»-10, «как бы»-7, «черт»-6, «значит»-12, «алле, гараж», «ё-моё», «э-ээ..», «чё», «шо»,- 15 чел. |
3 | От одноклассников, от друзей, из фильмов. |
4 | Да - 40 чел. Редко- 6 чел. Нет -2 чел |
5 | …больше читать, развиваться, смотреть самостоятельно «умные передачи», путешествовать, интересоваться искусством…следить за своей речью... |
Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и взролых
(метод – наблюдение).
На уроках учащимся часто трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. И также приобщении друг с другом. А что знают они об употреблении этих слов?
Мы использовали метод - наблюдение,
Цель- выявить употребление слов-паразитов в повседневной жизни. принимали участие 48 учащихся и 6 взрослых.
Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и при общение с друг другом. Приведем некоторые из них.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, было так... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы проходили этот материал |
3 | Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Пушкин ... это..Лермонтов . любили... это... писали стихи. Он..они... это... посвятили им много этого ..времени для стихотворений... |
5 | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, короче, факт. |
6. | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Пушкин... как его... в своем творчестве ... как это ... развивался. |
7 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, читаю, читаю а сказать потом , короче, , понимаешь, анне могу... |
8 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь домой? - Ну ты, ваще!..., я хотел… вообще |
Я и мой одноклассник наблюдали и записывали слова-паразиты, которые употребляли в своей речи взрослые и дети нашей школы.
Более 85% свободно употребляют в речи данную категорию слов.
Вот примеры слов:
Большинство людей не замечают эти слова. Но считают, что с ними нужно бороться, исключать их из своего словаря. Не все знают, как бороться с этой проблемой, чтобы речь их была лучше.
Многие диалоги ребят и взрослых мы записывали на диктофон. Очень интересно было прослушать их совместно с теми, кто говорит неправильно, указать им на слова – паразиты. На основании проведенной работы - большинство опрошенных людей, употребляют слова-паразиты и считают, что с ними нужно бороться и предлагают свои способы борьбы с ненужными словами.
III.Заключение. Выводы.
В ходе данного исследования выявлено: слова паразиты не несут никакой информации, но, тем не менее, используются всеми. В данном исследовании были выполнены все поставленные задачи и цели. Мы изучили слова паразиты, как речевое явление, так же были изучены наиболее употребляемые слова-паразиты учеников и взрослых школы; причины употребления слов-паразитов и их происхождения.
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, мы:
1.изучили лингвистическую литературу по теме исследования, распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 5,6 и 9 классов нашей школы, взрослых.
2.нашли способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи
3. в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировали наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составили их перечень.
4. Составили презентацию
5. Сделали листовку «Говорим красиво» для жителей всего села.
В дальнейшем будем исследовать эту тему более углубленно. Можно провести массовый опрос по всему селу и узнать массовость этой проблемы в нашем регионе. Распространить рекомендации (листовки) среди населения, назвать их ошибки в речи и пути их исправления. Тогда возможно наш поселок станет гордиться тем, что все слова-паразиты действительно канули в лету.
Опрошенные люди (35 чел) смогли назвать способы борьбы со словами-паразитами. Одни писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить» Только 29 учеников и 5 взрослых отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, есть учащиеся нашей школы, которые не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.
Вот рекомендации, которые мы, предлагаем использовать (мы добавили предложения ребят и взрослых):
Будем работать над данной проблемой, распространим листовку среди жителей села и дальше, вооружившись словами великого классика, будем работать в данном направлении….
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.
Список литературы:
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
Рецензия на проектно-исследовательскую работу
Тема: «Слова – паразиты или «негативы» современного
русского языка»
выполнили обучающиеся Бабушкин Тимофей Евгеньевич, 6 класс
Раков Егор Сергеевич , 6 класс
Данная работа направлена на выявление определение причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и взрослых нашей школы и найти способы их устранения.
Научно-исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и создание буклета «Говорим красиво» - «продукта» ПРОЕКТА.
Работа написана грамотным научным языком. Оформление работы в целом соответствует предъявленным требованиям.
В введении учащиеся объяснили актуальность работы и выдвинули гипотезу о привлечении внимания людей к данной проблеме: употребления «слов-паразитов», как это исправить; чтобы население было более внимательны к своей речи и к речи собеседников; начали борьбу с лишними словами.
Четко сформулировала цель, которая заострила внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы в основной части проектно- исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. В своей теоретической части работы Раков Е, Бабушкин Т рассматривали и изучали научную литературу, провели подробный анализ. Учащиеся провели объемную исследовательскую работу по выявлению и определению, что такое слова-паразиты; выявили наличие в речи учащихся и взрослых нашей школы слова-паразиты; проанализировали наиболее употребляемые слова-паразиты. В своей практической части использовали методы: анкетирование, опрос и наблюдение. Проанализировала результаты исследований составили перечень слов-паразитов и кратко сформулировала основные выводы.
В заключении ребята сделали презентацию, для показа ее в классах, с целью информирования и образованности ребят, повышения и расширении словарного запаса учащихся. Изготовили листовку «Говорим Красиво» для информации населения, а также для повышения интеллектуального уровня жителей села.
Список литературы включает разнообразные источники оформленные в соответствии с требованиями.
В целом работа заслуживает отличной оценки.
Рекомендации: продолжить просветительскую работу по данной теме среди школьников и взрослого населения. Работу можно рекомендовать другим поселениям района и области.
Автор рецензии М Д Леошко
Нарисуем попугая цветными карандашами
Лепесток и цветок
Прекрасная химия
Ребята и утята
Разлука