Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Современная молодежь не знает своих истоков, своей культуры. Даже русские народные сказки многие никогда не читали и не знают их содержания, не говоря уже о былинах, песнях и сказаниях.
На протяжении веков русский народ создавал и продолжает создавать богатейшую устную поэзию. Фольклор - это разновидность народного художественного творчества, очень нужная и важная для изучения русской духовности, для воспитания подрастающего поколения, для развития мировоззрения человека.
Профессор Л.Л. Куприянова, давая характеристику феномена "фольклор", называет его "хранилищем мудрости и жизненной силы народа".
Цель: Цель моей работы выяснить какую роль оказывает устное народное творчество на воспитание и развитие ребенка.
Задачи:
- Для реализации поставленных задач были изучена литература по данной теме
- Проведена диагностика учащихся 5-х классов, сделан анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
pevtsov_a.docx | 53.57 КБ |
Поэтика русского народного творчества.
Духовные ценности русской культуры
Певцов Артем
7к класс МБОУ "СОКШ № 4"
Руководитель: Соломенникова М.А.
учитель истории МБОУ "СОКШ №4"
г. Нефтеюганск, 2020 г.
Оглавление
2.1. Трансформация русского фольклора 4
2.2. Сказки, пословицы, былины, песни как форма выражения русской души 5
I. Введение
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Современная молодежь не знает своих истоков, своей культуры. Даже русские народные сказки многие никогда не читали и не знают их содержания, не говоря уже о былинах, песнях и сказаниях.
На протяжении веков русский народ создавал и продолжает создавать богатейшую устную поэзию. Фольклор - это разновидность народного художественного творчества, очень нужная и важная для изучения русской духовности, для воспитания подрастающего поколения, для развития мировоззрения человека.
Профессор Л.Л. Куприянова, давая характеристику феномена "фольклор", называет его "хранилищем мудрости и жизненной силы народа".
Цель: Цель моей работы выяснить какую роль оказывает устное народное творчество на воспитание и развитие ребенка.
Задачи:
- Для реализации поставленных задач были изучена литература по данной теме
- Проведена диагностика учащихся 5-х классов, сделан анализ.
II. Основная часть.
2.1.Трансформация русского фольклора.
Устное народное творчество возникло в давние времена. В нем воплотилась гениальная способность народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Фольклор передавал яркую картину жизни народа, его нравственные ценности, самобытность, традиции. Какова вера людей, такова и культура, выросшая на ее основании.
Дpeвний славянский фoльклop был paзнooбpaзeн пo жaнpaм - это и cкaзки, и пocлoвицы и зaгaдки. Устное народное творчество всегда занимало важное место в жизни славян. В песнях, сказках, легендах объяснялось происхождение мира, человека, тех процессов которые были не вполне понятны людям.
Постепенно фольклор стал включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. В произведениях фольклора собран яркий, увлекательный мир полный удивительных, необыкновенных, поэтических и исторических событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло.
В народных произведениях отражаются жизнь, быт и дух русского народа. Белинский считал, что народная поэзия «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, поверкою его человечности, зеркалом его духа».[1]
С образованием государства и принятием христианства в славянском фольклоре происходят изменения, появляются новые персонажи. Языческая мифология переплетается с христианскими представлениями. Рядом с ведьмами и бабой-ягой появляются Христос, Богородица, а события происходят не только на земле, но и в раю или в аду.
С малолетства дети слышали сказки на ночь, о том, как добрые молодцы побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации. Слушали сказителей, которые рассказывали о подвигах русских богатырей, а ещё песни, которые пелись о славе русских людей, казаков, былых походах, битвах и героях. И все это являлось мощнейшим воспитательным фактором.
2.2. Сказки, пословицы, былины, песни как форма выражения русской души.
Одним из важнейших жанров фольклора является сказка. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение.
Сказочный эпос восточных славян чрезвычайно богат. Принято делить народные сказки на типы: сказки о животных, волшебные, сказки-легенды, бытовые сказки. Сказочное творчество народа с самого начала существовало самостоятельно от религиозно-мифологических представлений, хотя взаимное перекрещивание того и другого, конечно, было. Образы сказок у восточных славян - такие как баба-яга, кощей бессмертный, жар-птица - совершенно не встречаются в народных верованиях (т. е. народ не верит в их существование) и, наоборот, предметы народных поверий - леший, водяной, домовой и прочие - почти никогда не фигурируют в сказках.
Познавательное и воспитательное значение сказок бесспорно и огромно. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын), совершающий что-то особенное.
В волшебной сказке разработана специальная поэтика создания такого необыкновенного героя. Одним из приемов этой поэтики является рассказ о необычном, чудесном рождении будущего героя, готового голову положить за Русь-матушку. Русские народные сказки содержат очень глубокий духовный смысл, они добрые, поучительные, душевные.
Сказка являлась эффективным средством воспитания, формирования мировоззрения ребенка, его духовного и нравственного становления.
Так в казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типологические черты русского характера. Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает неправильно. Так в сказке "Не лезь поперек батьки в пекло" рассказывается о том, как старый казак взял своего сына на охоту, да наставляет его, что бы тот присматривался к миру и был осторожен. На протяжении всей сказки отец учит сына важным жизненным ценностям: уважению старших, любви к природе, терпению, что только вместе можно дать отпор врагу. В этой сказке слились воедино и сказочный вымысел и пословицы, которые учат как правильно поступать в той или иной ситуации, как не погибнуть, не попасть в глупое положение.
Пословицы и поговорки, созданные в веках, переходя от поколения к поколению, поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это выражение мысли, к которым пришёл народ через вековой опыт. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной и живой.
Один из наиболее специфических видов русского фольклора является героический эпос, так называемые былины. Былины - стихотворный героический эпос древней Руси, в которых отразились события XI - XVI столетий.
Раньше былины называли «старинами». Их исполняли «сказители», певцы, которые нараспев пересказывали сотни строк героического текста.
К былинам близки «исторические песни». Они посвящены историческим деятелям - Ивану Грозному, Степану Разину, Пугачеву и ближе передают исторические события. Греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Пройдя долгий путь, песня вобрала в себя многовековое, отстоявшееся в опыте народа чувство. Народная песня - душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции.
Известный дореволюционный фольклорист О. Ф. Миллер отмечал, что «народная память в продолжение долгих веков была, так сказать, единственным архивом произведений народного творчества».[2]
В русском фольклоре воплотилась вся душа русского народа, его духовность.
Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно - нравственного развития общества.
Русская духовность - это духовное измерение русского человека и русского народа, это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью.
Смысл существования человека совершенствование и преображение Души на началах Добра.
2.3. Диагностика.
Мною была проведена диагностика учащихся 5 классов. Она проводилась в два этапа.
На первом этапе проверялись знания учащихся названий произведений русского фольклора.
На втором этапе проверялся интерес ребенка к культуре русского народа и желание получить новые знания о ней.
Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов. (Приложение 1.)
Проведя опрос среди учащихся 5 классов я пришел к выводу что сказки дети почти не читают. Только 30 % детей смогли назвать 5 и более русских народных сказок. С былинами ребята знакомятся в результате освоения школьной программы, поэтому 70 % смогли назвать героев былин. Об исторических песнях вообще не слышали.
Но более 80% ребят желают заниматься в кружках народного творчества, и хотели бы лучше знать произведения русского фольклора. (Приложение 2.)
III. Вывод
Фольклор национален и в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное.
И каким вырастет молодое поколение, во многом зависит от того какие книги , сказки дети читают в детстве, на каких персонажах учатся добру, справедливости, честности. Психоэмоциональное состояние детского организма очень восприимчиво к сказкам, былинам, песням. Работа творческого воображения, образное видение мира, нацелены на формирование целостной картины мира, ценностных мировоззренческих установок. Поэтому очень важно рассказывать детям сказки, читать с ними былины, петь русские народные песни. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка. Приобщение ребенка к народной культуре должно начинаться с раннего детства, где закладываются основные моральные нормы и примеры поведения.
Информационные источники
1. Русские народные сказки. https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-skazki/
2. Художественная литература. https://azbyka.ru/fiction/russkie-narodnye-skazki/
3. Былины. Издательство Стрекоза, 2018
4. Русские народные песни. https://ru-drivemusic.net/narodnie/page/2/
,
Приложение 1.
1. Какие русские народные сказки вы знаете?
2. Какие сказки вы прочитали за последние полгода?
3. Какие произведения русского фольклора вам еще известны?
4. Что такое былина?
5. Кто является героями былин?
6. Какие народные песни вы знаете?
Приложение 2.
[1] Белинский Поли.собр. соч., т. 5, с. 329
[2]Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. — Т. 3. Былины и исторические песни. — М.; Л., 1924.
Что такое музыка?
Интересные факты о мультфильме "Моана"
В Китае испытали "автобус будущего"
Хитрость Дидоны
Заяц, косач, медведь и весна