Проект направлен на повышение уровня информированности учащихся начальных классов в вопросах безопасного поведения в ситуациях общения с незнакомыми людьми.
Проект реализуется через проведение командной интеллектуальной игры «Азбука безопасности», разработанной волонтерами объединения «Вектор».
Вложение | Размер |
---|---|
azb.bezopasn.proekt.doc | 125.5 КБ |
Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Проект
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
Разработчики:
волонтеры
объединения «Вектор»
Руководитель:
Лашманова Екатерина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
методист МБУ ДО «Эколого-
биологический центр» г.Дзержинска
Адрес:
606000, Нижегородская обл.,
г.Дзержинск, ул.Бутлерова, д. 4Г
тел. (8313)25-23-13, факс (8313)26-15-23
e-mail: ecos-bio@yandex.ru
г.Дзержинск
2020
Содержание
Стр. | ||
1 | Аннотация | |
2 | Пояснительная записка | |
3 | Проектирование мероприятия | |
4 | План реализации проекта | |
5 | Ресурсное обеспечение проекта | |
6 | Оценка результативности проекта | |
7 | Результаты реализации проекта | |
8 | Использованные источники |
Проект направлен на повышение уровня информированности учащихся начальных классов в вопросах безопасного поведения в ситуациях общения с незнакомыми людьми.
Проект реализуется через проведение командной интеллектуальной игры «Азбука безопасности», разработанной волонтерами объединения «Вектор».
Партнерами по разработке и реализации проекта стали МБУ ДО «Эколого-биологический центр», Ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций г.Дзержинска, школы №№ 26, 34, 40, 68.
Проект осуществляется с сентября 2019 года, находится в стадии реализации.
Целевая группа проекта – учащиеся начальных классов школ города Дзержинска.
По сообщению Следственного комитета России в 2018 году в следственные органы поступили сообщения о безвестном исчезновении 13 683 несовершеннолетних, а в первом полугодии 2019 года – 8 383. На данный момент местонахождение подавляющего большинства лиц по таким сообщениям установлено и в розыске из числа пропавших в этот период продолжают оставаться 98 несовершеннолетних.
Наибольшее количество несовершеннолетних, находящихся в розыске, отмечается в Московской, Свердловской, Иркутской областях, Красноярском и Ставропольском краях, и в том числе в Нижегородской области.
Официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко озвучивает, что основными причинами пропажи несовершеннолетних являются отсутствие надлежащего контроля за ними в социальных учреждениях для детей, неблагоприятные условия жизни, а также неподготовленность детей к встрече и общению с незнакомыми людьми, которые могут представлять опасность.
По словам руководителя нижегородского поисково-спасательного отряда "Волонтер" Сергея Шухрина подавляющее большинство детей не знают правил безопасного поведения при общении с посторонним взрослым человеком, не осознают возможной опасности.
В интервью для новостного сайта «НИА Нижний Новгород» Сергей Шухрин на вопрос «Как уберечь детей, чтобы те не попали в сложные ситуации?» отвечает: «Что-то одно не поможет. Во-первых, нужно использовать все, что касается современных девайсов – телефонов, смартчасов, GPS-трекеров и маячков. Второй момент – воспитание и обучение, где начинать нужно с себя. Родители сами должны знать, как ребенку вести себя при встрече с незнакомыми, в людном месте, в лесу и так далее. Педагогический подход никто не отменял: нужно рассказать, показать, научить, сделать вместе. И очень важна контрольная работа, чтобы проверить навыки ребенка: спрятаться за дерево, за витрину магазина, попросить товарища подойти к ребенку. Важно убедиться, что он освоил науку, и его можно отпускать одного. В нашем образовании мы привыкли учить детей в людном месте не кричать, не прыгать, вести себя скромно. Однако на самом деле ребенка также необходимо научить в определенных ситуациях падать на землю, брыкаться, кричать, громко плакать, кидать камнями в машину».
Поэтому сегодня актуально формирование знаний и навыков безопасного поведения детей в ситуациях общения с незнакомцами.
Цель проекта: повышение уровня информированности учащихся младших классов школ – партнеров проекта в вопросах безопасного поведения в ситуациях общения с незнакомыми людьми через проведение просветительского мероприятия в 2019-2020 учебном году.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Для реализации поставленной цели по формированию знаний безопасного поведения младших школьников в ситуациях общения с незнакомыми людьми проектной группой были рассмотрены и проанализированы различные формы организации просветительского мероприятия: Лекция, просмотр и обсуждение видео, паспространение информационных листовок, игра.
Лекция – данную форму нельзя считать удачной, поскольку целевая аудитория проекта – младшие школьники, и кроме того, согласно исследованиям психологов, из лекций запоминается только 5% информации.
Просмотр и обсуждение видео – форма возможна для использования, поскольку существует много мультфильмов по теме безопасного поведения детей, в том числе и в общении с незнакомцами. Однако просмотр фильма является пассивной формой занятости детей, и по исследованиям психологов информация в виде фильма усваивается детьми только на 20%.
Распространение информационных листовок – данная форма также не подходит для работы с детьми, поскольку учащиеся начальной школы могут испытывать проблемы с чтением и воспроизведением прочитанной информации, а кроме того психологи утверждают, что из прочитанного усваивается только 10 % информации.
Игра – данная форма работы в наибольшей степени подходит для работы с детьми младшего школьного возраста, соответствует их возрастным особенностям, способствует актуализации усвоенных учащимися знаний.
Для конкретизации задач по разработке игры нами были проанализированы игры по следующим критериям.
Игры по способу организации деятельности детей: командные, с индивидуальным зачетом.
По итогам анализа нами была выбрана командная форма игры, так как работа в команде предполагает организацию групповой дискуссии, что важно, поскольку помогает учащимся осознать свои знания и передать их команде. По мнению психологов, учащиеся усваивают 50% информации во время участия в групповой дискуссии. В то же время в группе, возможно, будет ребенок, который знает ответ на предлагаемый вопрос и скорее всего будет отстаивать свою точку зрения, то есть учить других участников группы. А в ситуации, когда человек обучает другого, запоминается 90% процентов информации, поэтому данная форма наиболее приемлема.
Игры по способу организации содержания: тренинговые интеллектуальные развлекательные.
Тренинговые игры наиболее эффективны, поскольку включают детей в непосредственную деятельность, однако требуют от ведущего определенных профессиональных знаний и навыков.
Развлекательные игры не подходят в силу серьезности решаемых вопросов.
Интеллектуальные игры помогают учащимся осознать свои знания, включиться в активный поиск правильного решения, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, поэтому для проекта оптимальное решение – разработка интеллектуальной игры.
Игры по использованию оборудования устные, без оборудования карточки с вопросами, игровое поле электронный вариант.
Интеллектуальная игра в устной форме, без визуального дублирования вопросов может вызвать затруднение.
Изготовление карточек с вопросами, игрового поля несовременно и непрактично в плане того, что материалы могут помяться, потеряться, невозможно работать одновременно в разных аудиториях, или необходимо сделать несколько комплектов, что также трудозатратно.
Электронная версия игры соответствует веяниям времени, удобна в использовании и практична, поскольку каждая образовательная организация оснащена мультимедийной техникой.
Таким образом, было определено, что в ходе проекта будет разработана командная интеллектуальная игра «Азбука безопасности» с заданиями в электронном виде и с использованием мультимедийной аппаратуры.
№ п/п | Сроки проведения | Содержание деятельности | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
1. | 23-30 сентября 2019г.
| Осуществляется планирование деятельности волонтеров, формируется рабочая группа, распределяются обязанности | Волонтеры объединения «Вектор» |
2. | 1– 7 октября 2019г. | Формулируются пути реализации проекта, составляется план реализации проекта, определяются необходимые ресурсы и их источники | Волонтеры объединения «Вектор» |
3. | 8 октября – 4 ноября 2019г. | Разрабатывается сценарий мероприятия и электронная версия игры «Азбука безопасности» | Волонтеры объединения «Вектор» |
4. | 5-25 ноября 2019г. | Проводятся репетиции для волонтеров по проведению игры «Азбука безопасности» с младшими школьниками | Волонтеры объединения «Вектор» |
5. | 26-30 ноября 2019г. | Согласуются сроки и место проведения игры «Азбука безопасности» в школах №№ 26, 34, 40, 68, ЭБЦ | Лашманова Е.В., волонтеры объединения «Вектор» |
Основной этап | |||
6. | 1 декабря 2019г. – 1 марта 2020г. | Проводятся запланированные занятия с использованием электронной игры «Азбука безопасности», ведется видео и фотосъемка | Волонтеры объединения «Вектор» |
7. | 1 декабря 2019г. – 1 марта 2020г. | Информация о реализации проекта освящается в социальной сети «ВКонтакте» группе Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска и группе МБУ ДО ЭБЦ | Лашманова Е.В., волонтеры объединения «Вектор» |
Заключительный этап | |||
8. | 1 – 30 марта 2020г. | Анализируется результативность реализации проекта, деятельность волонтеров в подготовке и осуществлении проекта | Волонтеры объединения «Вектор» |
9. | 1 – 30 марта 2020г. | Оформляется отчет по итогам реализации проекта | Лашманова Е.В., волонтеры объединения «Вектор» |
10. | 1 – 30 марта 2020г. | Намечаются перспективные пути развития проекта | Волонтеры объединения «Вектор» |
1. Кадровое обеспечение
Разработчики и волонтеры проекта: 5 учащихся объединения «Вектор».
Руководитель: Лашманова Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования, методист МБУ ДО ЭБЦ.
2. Материально – техническое обеспечение проекта
Наименование | Количество | Стоимость | Источник |
Компьютер | 1 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ Школы №№ 26, 34, 40, 68 |
Принтер | 1 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ |
Экран или интерактивная доска | 1 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ Школы №№ 26, 34, 40, 68 |
Проектор | 1 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ Школы №№ 26, 34, 40, 68 |
Бумага принтерная цветная | 1 упаковка | 190 руб. | МБУ ДО ЭБЦ |
Бумага принтерная белая | 1 упаковка | 259 руб. | МБУ ДО ЭБЦ |
Фотоаппарат | 1 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ |
Стулья | По количеству участников (10-30 шт.) | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ Школы №№ 26, 34, 40, 68 |
Стол | 3 шт. | Имеется в наличии | МБУ ДО ЭБЦ Школы №№ 26, 34, 40, 68 |
Канцелярские принадлежности | Маркеры для доски – 1 уп., ручка-1 шт., мел-1 уп. | 142 руб. 7 руб. 83 руб. | МБУ ДО ЭБЦ |
USB-Флэш-накопитель | 2 шт. | Имеется в наличии | Собственность волонтеров |
Бюджет проекта: | 681 руб. |
3. Социальное партнерство
- Администрация МБУ ДО «Эколого-биологический центр»;
- Ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций г.Дзержинска;
- школы №№ 26, 34, 40, 68 г.Дзержинска.
Оценка результативности проекта осуществляется на основе качественных и количественных показателей.
Количественные показатели:
- количество классов/ групп, принявших участие в игре;
- количество школьников - участников игры;
- количество положительных отзывов.
Качественные показатели:
- соответствие содержания мероприятия потребностям учащихся;
- отзывы учащихся об актуальности и информативности мероприятия;
- отзывы педагогов о проведенном мероприятии;
- перспективы развития проекта.
В ходе работы над проектом была сформирована группа волонтеров и педагогов, ответственных за подготовку и реализацию проекта: 1 руководитель проекта, разработчики и волонтеры проекта – 5 учащихся объединения «Вектор».
Исследованы материалы средств массовой информации, которые сообщают о наличии и актуальности проблемы формирования знаний и навыков детей в ситуациях общения с незнакомыми людьми.
В целях повышения уровня информированности детей в вопросах безопасного поведения в общении с незнакомцами разработана и успешно проведена игра «Азбука безопасности» с заданиями в электронном виде и с использованием мультимедийной аппаратуры.
В ходе реализации проекта определены и привлечены необходимые кадровые и материально-технические ресурсы.
Игра проведена в десяти начальных классах школ №№ 26, 34, 40, 68 и в трех детских объединениях Эколого-биологического центра. Всего в игре приняли участие 221 человек, среди которых 218 человек – учащиеся начальной школы, 10 человек – педагоги.
Отмечается высокая степень удовлетворенности всех участников проекта, о чем свидетельствуют позитивные отзывы педагогов, учащихся и волонтеров о проведенном мероприятии.
Тематика проекта чрезвычайно актуальна в свете современных реалий и вызывает большой интерес у педагогов начальной школы. По итогам проведения мероприятий в рамках проекта к волонтерам подходили педагоги и приглашали для организации занятия в их классах.
Разработанная игра и ее электронная версия представляют собой интересный и доступный материал, который волонтеры-школьники могут использовать в своей практике. После публикации информационных материалов в группе Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска поступили запросы о возможности проведения игры «Азбука безопасности» в других школах города, а также вопрос о возможности расширения участников проекта путем передачи опыта и материалов игры «Азбука безопасности» лидерам волонтерских объединений г. Дзержинска.
Учитывая актуальность и позитивный результат реализации проекта «Азбука безопасности» и практический интерес педагогов школ и волонтерских объединений к проекту, определяются перспективы развития проекта:
Информация о проекте распространена на странице группы Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска, в группе МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Создана группа проекта в социальной сети «ВКонтакте» по продвижению проекта и привлечению партнеров.
7. Использованные источники
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Юрий Алексеевич Гагарин
Рукавичка
Лавовая лампа
Белый лист