Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
nadpisi_na_odezhde_shkolnikov.docx | 305.98 КБ |
ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление Языкознание
Надписи на одежде школьников
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 9 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»
Елуковой Евгенией Алексеевной
Научный руководитель учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»
Быкова Юлия Ювинальевна
г. Архангельск, 2021
| |
| |
| |
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретическая часть | 4 |
| 4 |
1.2. Классификация английских надписей на одежде | 5 |
Глава 2. Практическая часть | 6 |
Заключение | 11 |
Список использованной литературы | 12 |
Приложение А | 13 |
Введение
В настоящее время среди школьников стала очень популярна одежда, украшенная надписями на различных языках. Еще два десятилетия назад появление на улице человека в одежде с непонятной надписью вызывало интерес, недоумение, а порой и зависть к обладателю необычной вещи, не побоявшемуся выделиться среди масс. Другое дело - сегодня! Многие люди носят и воспринимают надписи на одежде как стильный элемент отделки, не задумываясь, что они могут содержать обидный смысл или орфографические ошибки. Чаще всего одежду с надписями носит более молодое поколение, так как старшее поколение сдержаннее относятся к своему стилю.
Я стала замечать, что большая часть моих знакомых предпочитает вещи с надписями. Я и сама ношу такую одежду, и до недавнего времени не задумывалась о том, что на ней написано. Теперь, прежде чем ее купить, я стараюсь узнать значение или расшифровку надписи. А задумываются ли мои сверстники о том, что написано на их одежде? Важно ли для них значение надписи на футболке, брюках, куртке или их это не интересует? Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила провести исследование.
Целью исследования является выявление степени осознанности подростков при выборе одежды с англоязычными надписями.
Поставленная цель определила следующие задачи:
В качестве объекта исследования выбрали одежду школьников, так как именно в школьном возрасте дети не всегда осознанно покупают себе одежду с неизвестными надписями.
Предмет исследования: английские надписи на одежде.
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы: анализ теоретической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов и обобщение.
Поставленная цель определила гипотезу исследования, в качестве которой было принято положение о том, что многие школьники носят одежду с английскими надписями и не знают их перевода.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что практически каждый школьник сталкивается с выбором одежды с надписями, но не всегда знает перевод слов или выражений. Поэтому мы решили натолкнуть школьников на то, чтобы при покупке той или иной вещи с надписью, они задумывались над ее переводом, потому что не всегда надпись соответствует культуре речи.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 .История возникновения надписей на одежде
Надписи на одежде существовали ещё много веков назад. Самые ранние надписи знакомы нам по Древней Греции. Уже там существовали вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, также имена были и на ювелирных украшениях. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков мы видим надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов.
Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента.
В ХХ веке надписи сначала были только на форме рабочих, указывая на их статус, на рабочем месте, уже потом они стали показывать имя дизайнера или название фирмы, а уж после этого стали появляться надписи, которые, в самом деле, несут смысл.
Сейчас, незаменимым атрибутом молодёжного гардероба являются футболки. Особой популярностью среди молодёжи пользуются футболки со смешными слоганами, которые каждый подбирает согласно своему характеру и мировосприятию. «Тематические» футболки приобретают всё большую популярность. Надписи можно объединить в несколько групп по темам: романтика, спорт, кредо или жизненная позиция, призыв, музыка, города, экология и другие. Отдельная группа – это надписи с грамматическими ошибками и надписи, которые могут содержать непристойный смысл. Вообще такой предмет одежды, как футболка, с момента своего появления считался вещью «говорящей». Имеются даже культурологические изыскания на тему того, что футболка – это «чистая доска» для лозунгов и заявлений, а так же место для демонстрации своего жизненного кредо. [1]
Являясь средством международного общения и одним из самых распространённых языков на планете, английский был выбран в качестве основного языка надписей на одежде. Помимо этого, в речевой обиход уже давно вошло понятие глобальной деревни, т.е. любое изобретение, новая тенденция в моде не может быть достоянием одной части населения. Всё новое, то, что англичане называют “appeal”, моментально принимает мировые масштабы. Это одна из причин чрезвычайной популярности футболки с надписью, помимо этого она является универсальной частью гардероба, а смысловое содержание надписи решает ряд коммуникативных задач. [3]
Таким образом, заурядная часть одежды, благодаря сильному смысловому потенциалу надписи, прошла путь развития от униформы до средства выражения собственного мнения.
Надпись на одежде имеет определенную коммуникативную направленность. В зависимости от цели коммуникации, существует множество видов надписей, которые имеют разную смысловую нагрузку. Они могут иметь в своем составе коллоквиализмы, молодежные сленговые слова, и каждая надпись отличается от другой манерой написания, наличием различных лексических единиц. Слово может быть общеизвестным или же распространенным только в определенном кругу людей или на отдельной территории. Поэтому важно определенным образом классифицировать эти надписи. Ниже приведена одна из множества возможных классификаций современных надписей. Надписи могут иметь в своем составе:
1. Название изготовителя или бренда: «Adidas», «Reebok», «Nike».
2.Название музыкальных групп или спортивных команд: «Manchester United». «Metallica», «Linkin Park».
3.Шуточные выражения: «Please do not feed the zombies (Не кормите зомби)», «I can always make you smile» (Я всегда могу заставить тебя улыбнуться).
4. Некультурные, обидные выражения: «Don’t copy me!(Не копируй меня)».
5. Призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии.
Люди, стремящиеся выразить свое мнение об окружающей их действительности, предпочитают футболки с призывами: «Stop pollution» («Остановите загрязнение»), «Save the Earth!» («Спасите землю!»), «Stop and think» («Остановись и подумай»), «Peace and love» («Мира и любви»).
6. Любовь, романтические отношения, дружба: «Call me!» («Позвони мне!»), «I love you» («Я люблю тебя»), «Listen to your heart» («Слушай свое сердце»).
7. Нейтральное значение надписи, не несущее никакой конкретной информации: «Sunday» (Воскресенье), «Space» (Космос), «Summer time» (Летнее время).
8. Характеристика человека: «Forever Young» («Вечно молодой»), «Legendary» (Легендарный), «People like people but I am the Queen»(Люди как люди, а я королева). [2]
Надпись на одежде, будучи вербальным носителем информации, имеет свои стилистические особенности. Предпочтительным стилем языка является разговорный стиль, так как часто содержание надписи определяется носителем независимо от его образования. То есть, вряд ли можно говорить о цензуре, богатстве стилистических приемов, выразительности и разнообразии лексики. Однако, несмотря на это, в надписях используются отдельные стилистические приемы, благодаря которым они представляют немалый интерес со стороны языкознания. Характерной особенностью современного языка является сокращение формы слов: «Sorry I’m late». Стремительной, но все же, негативной тенденцией отличаются надписи, содержащие множество грамматических ошибок: «Heknow (Heknows)». Среди общего количества надписей преобладают вопросительные и восклицательные предложения: «Are you afraid of the dark? (Ты боишься темноты?)», «Warning! I’m not listening! (Внимание! Я не слушаю!) Крайне редко встречаются также слова или словосочетания, иногда разбитые на отдельные части, которые не имеют никакого смысла: «Sun. Day. (Солнце. День). Положительным моментом можно назвать тот факт, что надписи пессимистического характера встречаются довольно редко. Ведь надпись нацелена развлечь, привлечь внимание окружающих. Из этого можно сделать вывод, что большинство современной молодежи все - таки настроено позитивно и оптимистично. [4]
Как видно из приведённой выше классификации, смысловая нагрузка надписей на одежде очень разнообразна. Помимо этого, надпись имеет очень мощный коммуникативный потенциал, поэтому к надписям стоит относиться настороженно. Окружающие воспринимают их зачастую, как слова, произнесенные вслух хозяином футболки, что естественно, иначе правомерен вопрос - если ты не поддерживаешь написанные слова, зачем надел эту вещь? Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несём на себе.
Для того чтобы не оказаться в нелепом положении, необходимо знать, как переводится собственная надпись на одежде.
Глава 2. Практическая часть
Я провела анкетирование среди учащихся 4, 8 и 9 классов нашей школы с целью выявления определённого мнения относительно надписей на одежде. Моей главной целью было выявление уровня понимания учащимися нашей школы значения иностранных надписей.
В анкетировании участвовали 50 человек. В 4 классе приняли участие в опросе 18 человек, в 8 классе – 17 человек, а в 9 классе – 15 человек.
Проведя анкетирование в 4, 8 и 9 классах, мы пришли к следующим выводам:
Вывод: в нашем опросе проголосовало больше мальчиков, нежели чем девочек. Наблюдая за учениками нашей школы в течении 1 четверти 2020 – 2021 учебного года, я заметила, что именно мальчики чаще носят одежду с надписями, чем девочки.
Вывод: большая часть проголосовавших - это учащиеся в возрасте 10 лет, 14 лет и 15 лет. Как правило, именно в этом возрасте подростки носят одежду с надписями.
Вывод: как оказалось хобби наших участников опроса очень разнообразны, но большинство опрошенных школьников отдают предпочтения спорту, а также музыке и рисованию.
Вывод: большая часть опрошенных в 9 классе предпочитают классический стиль одежды, а в 8 и 4 классах – неформальный. Следовательно, надписи можно встретить на одежде любого стиля.
Вывод: опрошенные девятиклассники все носят одежду с надписями, а восьмиклассники и четвероклассники - большая часть. Делаем вывод, что надписи на одежде – очень распространенное явление среди подростков.
Вывод: большая часть опрошенных предпочитают названия фирм одежды, а также многие носят одежду с надписью любого плана. Следовательно, надписи фирм на одежде больше всего распространены у подростков.
Вывод: наибольшая часть опрошенных из 8 и 9 класса, покупая одежду с иностранными надписями, знают, как они переводятся. Но также есть и такие, которые не знают и даже не задумываются над этим – в 4 классе таких большинство. Следовательно, чем старше мы становимся, тем больше задумываемся над тем, что написано на одежде, которую мы носим.
Вывод: большая часть опрошенных школьников носят одежду с надписями, потому что это красиво и стильно (модно). Но также есть и те, которые носят одежду, вообще не задумываясь, что на ней написано.
8 класс:
- Everything will work out (все получится)
- I love you (я люблю тебя)
- CATCH (ловить)
- PUBG
- Lizergin hokage (Лизергин Хокаго)
- Auf (ауф)
- love (любовь)
- It's my life (это моя жизнь)
- Hokage Squaj (Хокаго Сквадж)
- Hkg
9 класс:
- What (что)
- Gucci
- Adidas
- Sasha (Саша)
- Cute (милый)
- Just do it (просто делай это)
- Cats (кошки)
4 класс:
- I'm beautiful (я красивая)
- Cat (кот)
- Tick Tok
- Like (лайк)
- Love (люблю)
- I love the cat (я люблю кота)
Вывод: учащиеся выбирают самые элементарные надписи, не внося в них какой-либо смысл. Пишут те надписи, которые они знают.
Заключение
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
Считаю, что выдвинутая гипотеза подтверждена.
В дальнейшем можно провести анкетирование в других классах и сравнить с имеющими у нас результатами. А также можно провести опрос среди взрослых и студентов и сравнить с результатами школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал может быть применен на уроках, во внеклассных мероприятиях.
Список литературы
Приложение А
Анкета
∙ Женский
∙ Мужской.
∙ Музыка
∙ Рисование
∙ Спорт
∙ Другое
∙ Классический
∙ Спортивный
∙ Деловой
∙ Неформальный
∙ Да
∙ Нет
∙ Иногда
∙ Шуточные
∙ Веселые
∙ Только названия фирмы одежды
∙ Характеризующие предпочтения (название группы, субкультуры и т.д.)
∙ Надписи не имеют не какого значения, было бы красиво
∙ Другое
написано?
∙ Да
∙ Нет
∙ Иногда
∙ Не задумывался (ась)
∙ Другое
одежде (футболке)_______________
Лупленый бочок
Сказка "Узнай-зеркала"
Мороз и заяц
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Притча о гвоздях