Несколько игр для детей начальных классов
Вложение | Размер |
---|---|
igra_4_okruzhayushchiy_mir.doc | 49.5 КБ |
igra_3_okruzhayushchiy_mir_2.doc | 31 КБ |
Использование игр на уроках окружающего мира. Серия дидактических игр. Костенко Е.Г.
Игра 4. “Поле чудес”
Игра проводится в первом полугодии в IV классе (по программе природоведения А.А. Плешакова). Урок – игра поможет при закреплении материала по темам “Зоны тундры” и “Зоны леса”.
Цели и задачи:
Оборудование: барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.
Подготовительная работа:
Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).
Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто – камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)
Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор “П” – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор “О”, то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.
Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».
Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».
1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).
Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | ||
Д | Я | Т | Е | Л | ||||
С | О | В | А |
Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».
Это небольшая изящная птица. “Хвостом лед пробивает”,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».
1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)
2. Отгадайте загадки:
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) | Трав копытами касаясь, В тундру бегает красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Олень) |
Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц) | Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. (Волк) |
Сам пушистый, Мех серебристый, В тундре живет, Хищником слывет. (Песец) | Живет под землей, Сам рыжий такой, Зимой и летом в норке живет Корешки и травку жует. (Лемминг) |
3. Задание “Живые буквы”. К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре.
1.Лень – тюлень. 2.Вол – волк. 3.Мор – морж. 4.Бык – овцебык.
Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».
Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Игра со зрителями.
Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.
Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)
Вопрос для участников финального тура.
Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.
Финалист награждается призом.
Использование игр на уроках окружающего мира. Серия дидактических игр. Костенко Е.Г.
Игра 3. “Почему мы здесь живем”
Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.
Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.
Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.
Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.
Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.
Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.
В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.
Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего.
Карандаши в пакете
Мост из бумаги для Киры и Вики
Цветок или сорняк?
Лиса-охотница
Белый лист