Театру уже много столетий, а его популярность не угасает. Это очень сложное искусство, в котором принимает участие огромное количество людей. Где же он возник и как развивался?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю просмотреть данную работу. Николаева Полина, представившая эту работу на школьной научно-исследовательской конференции, посвчщенной Дню Российской Науки, стала призёром. Чуть позже Полина достойно выступила с этой работой уже на уровне города на XIII Городской научно-практической конференции "Многоликий Петербург" (получила диплом III степени)
Вложение | Размер |
---|---|
presentation.ppt | 2.2 МБ |
doklad.doc | 66.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение школа № 482
Доклад на тему:
«Древнегреческий театр и его влияние»
Выполнила:
Николаева Полина
Проверил учитель:
Масловская А. В.
Санкт-Петербург
2020
Введение
Театру уже много столетий, а его популярность не угасает. Это очень сложное искусство, в котором принимает участие огромное количество людей. Где же он возник и как развивался?
В связи с возникшим интересом к этой теме, было решено посвятить ей данную работу, изучить историю возникновения театра, его первоначального развития, а также понять, какое влияние он оказал на театр современный.
Чтобы ответить на возникшие вопросы, были сформулированы следующие задачи:
Прояснив все эти моменты, мы сможем сравнить древнегреческий и современный театры, увидеть сходства и различия.
1. Почему именно в Греции
Само слово «театр» греческого происхождения. Оно означает место для зрелища, или само зрелище.
Почему именно в Древней Греции зародился театр? В Греции появился со временем пласт людей, у которых не было постоянной задачи выживать. У них появились свободные время и деньги. Им хотелось чего-то ещё. Театр в этом случае был идеален. А как же то, что в театрах могут показать кого-то в дурном свете? Почему бы всех не прогнать, и жить спокойно? Это тут не поможет. В Греции на тот момент была демократия. Значит, разогнавшего всех правителя могли просто не выбрать на следующий срок. А ещё у них было столько мифов, так что недостатка в историях не было. Тут ещё и климат играет большую роль, на морозе плясать не очень приятно. А в других государствах были войны, при которых не до веселья, либо монархи, которым это не нравилось, ну или им не хватало ресурсов для выживания (еда, безопасность, теплый климат). Значит, для Греции все звезды сошлись первыми, вот и всё.
2. Как возникло
В осенний период, после сбора урожая винограда, существовали праздники, на которых греки наряжались в костюмы козлов и в маски. В таком виде они совершали шествия (вакханалии), сопровождавшиеся плясками и песнями. В этих песнях греки прославляли бога Диониса. То есть, в основе всех этих осенних мероприятий, которые стали называться Великими Дионисиями, лежал религиозный культ.
Кто такой Дионис? Какое место он занимал в пантеоне древнегреческих богов? Дионис – бог веселья, вина. Согласно греческой мифологии, он постоянно гуляет и веселится в компании сатиров, которые в свою очередь восхваляют Диониса и его подвиги. Сатиры это антропоморфные существа с козьими рогами, бородками, копытами.
Историк Плутарх писал, что в 534 г. до н. э. Феспид показал диалог актера в роли Диониса и хора (по сюжету компании Диониса)[1]. Понимая, какую роль выполнял Дионис в древнегреческой мифологии, становится ясно, почему именно эта фигура была выбрана для постановки-развлечения.
Видимо, этот формат пришелся кстати, потому что с этого момента во время Дионисий начали давать спектакли ежегодно. Последующее развитие происходило очень динамично, театр оформился и в какой-то момент даже стал государственным институтом.
3. Актерский состав и просто актеры
Когда театр только появился, на сцене был лишь один актер. Своего рода вторым актером был хор, состоявший из 15 человек. Также в представлении принимали участие танцоры.
С появлением драматургов, людей которые писали пьесы, стало понятно, что одного актера не достаточно. Поэтому Эсхил (драматург) ввел второго актера. Ну а затем ещё один драматург, по имени Софокл, добавил третьего.
Далее количество актёров не увеличивалось. При этом количество персонажей в пьесе могло быть больше. Просто один актер мог играть по несколько ролей. Перевоплощение осуществлялось за счет смены масок, в которых актеры выступали.
Актеры считали своей главной задачей заучивание текста. А произносили этот текст со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев, а также сильнее впечатлить зрителя.
В связи с появлением второго и третьего актеров, роль хора изменилась. Он только комментировал и обобщал события, происходящие на сцене. Но несмотря на это, его роль все равно оставалась важной, так как он помогал зрителю следить за сюжетом и формулировать свое отношение к происходящему на сцене.
Актером в Древней Греции мог стать только свободно рожденный мужчина. Он играл и женские роли, и мужские. Эти артисты были уважаемыми людьми в обществе, занимали высокие государственные должности.
4. Костюм
Актеры носили большие яркие маски из кожи или воска (хору они тоже полагались), это было необходимо, так как актера было плохо видно с огромного расстояния, на котором находился зритель от сцены, из-за этого мимика у актера была исключена. Зато все необходимые эмоции и характер героя отображались на масках. Силу и здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность – желтый, хитрость – красный, а гнев – багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а морщинистый – мрачное. Кроме того маска выполняла роль рупора, её форма позволяла увеличивать громкость актерского голоса.
Маски были 4 типов: старик, женщина, мужчина, раб. Иногда маска меняла пропорции тела, поэтому актеры вставали на котурны. Это сандалии с высокой подошвой.
Разные герои пьес носили одежду, цвет которой символизировал определенного персонажа. Например, цари ходили в пурпурных плащах, а царицы в белых с пурпурной полосой (этот краситель добывать было очень дорого). Если герой в черном - это траур, короткая одежда - вестник. Так же у актеров были атрибуты. Оливковая ветвь, например, была символом прошения.
5. Произведения и их авторы
Теперь о поэтах и пьесах. Полноценно оценить ситуацию невозможно, так как большинство произведений было утрачено. Известно что поэтов-драматургов было порядка 150 человек. Самыми знаменитыми из них считаются Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан.
Эсхил нашел способ, которым можно было усилить напряженность от действия. Он уменьшил партии хора и добавил второго актера, тем самым сосредоточив основное внимание на диалоге между ними. Это превращало представление в подлинную драму, за которой зритель следил не отрываясь. Пьесы же постоянно поднимали конфликт между страстями простого человека и духовностью.
Софокл был самым знаменитым автором трагедий. Например, одной из самых популярных пьес была Антигона, написанная как раз им. Всего он написал 125 драм, но только 7 из них дошли до нас.
Еврипид писал пьесы с сильными женскими образами. В своем театре он пытался открыть, показать поиск греками нового мировоззрения. Из 92 его пьес до нас дошло 18.
Самым известным автором комедии был Аристофан. Героями его сочинений были не легендарные личности, а простые жители Афин. Это торговцы, ремесленники, рабы.
6. Конкурс между драматургами
Театральные представления длились три дня, от рассвета до заката, на больших и малых дионисиях. В связи с этим в театре было принято есть, а также брать туда подушки.
Драматические представления проходили как состязания драматургов. В день проводилось три трагедии, и одна сатирическая комедия от одного и того же автора. Всего было девять трагедий и три сатирические комедии от трех авторов в совокупности. Судили на состязаниях особые выбранные лица.
Победителями становились сам драматург и хорег (его назначало правительство). Хорег - это богатый человек, который набирал хор, и брал на себя все расходы. У каждого поэта был свой хорег.
7. Плата за вход и билеты
Сначала, чтобы люди пошли смотреть представления которые длились около трех дней, им выплачивали дневной заработок. Позже к представлениям появился интерес, и они стали платными, стоимостью в 2 обола. Затем по предложению Эвбула, при Перикле, учредили зрелищную кассу, которая пополнялась от остатков с государственных нужд.
Рассадка была свободной, из-за этого нередко начинались драки. Чтобы этого избежать, начали выдавать жетоны с обозначением сектора. При входе жетончики изымались.
8. Жанры
В древнегреческом театре было только два жанра: трагедия и комедия. Героями спектаклей становились боги, герои мифов, а также простые люди.
Трагедия - представляло собой нечто довольно серьезное. Само слово образовалось от двух слов: трагос - козел и одэ - песнь, буквально песнь козлов. Козлы, точнее сатиры это спутники Диониса. Название связано с шествиями людей в костюмах сатиров на дионисиях (праздники в честь Диониса). Сюжеты основываются обычно на древнегреческих мифах, которые каждый грек знал очень хорошо. Отличительной чертой трагедии являлась смерть главных героев в конце пьесы.
Комедия - образовалась от двух слов: комос и одэ. Комос - толпа людей, осыпающих друг друга насмешками. Характерны для жанра со временем устоявшиеся комичные образы (Ученый - шарлатан, горе - воин, воришка) и смешные истории, ситуации. В сюжете постоянно затрагиваются бытовые темы. С мифами мало чего общего. Хор, в отличии от трагедии, мог включать большее количество участников. Он состоял из 15-24 человек.
Сатирические комедии - нечто среднее между трагедией и комедией, обычно давалась после трех трагедий.
9. Архитектура (сооружение театра)
С ростом интереса к театру, стали думать, как сделать его более доступным и удобным для посещения. В итоге пришли к этому: сооружение из камня на склоне холмов. Оно состоит из каменных скамеек для зрителей, скены (отсюда наша сцена) и орхестры (отсюда наш оркестр). Скамьи для зрителей поднимались вверх по склону холма, а значит, с любого места было хорошо видно сцену. Театр мог вместить до 27000 человек, то есть, всему городу хватало места.
Почему скамейки были каменными? На самом деле они сначала делались из дерева. Но деревянные скамейки часто приходили в негодность. Например, они могли сгореть. Или в один прекрасный момент под огромным весом просто рухнуть. Именно поэтому со временем деревянные скамьи заменили на каменные.
Скена - это небольшое сооружение, куда актеры бегали переодеваться. Впоследствии его стали раскрашивать. Так скена превратилась в своеобразную декорацию.
Орхестра - это ровная, утрамбованная площадка, на которой играли актеры. Она была круглой или полукруглой и располагалась непосредственно перед скеной. Её название переводится как место для плясок.
Хор располагался на специальной ступеньке между орхестрой и скеной. Места для зрителей назывались театрон.
Театры были построены в ряде греческих городов. Например, самый древний театр находится в Афинах.
10. Дальнейшее развитие театра
Прошло время, и Рим захватил Грецию. Театр стал частью нового государства. Потом Рим распался. Наступило Средневековье. Этот период сопровождался голодом и эпидемиями. Когда все нормализовалось, появились балаганы, ярмарки и кукольные театры, труппой которого были носочные куклы. Позже, в эпоху Ренессанса, театр начал становиться профессиональным. Затем, во время 18-19 веков, театр окончательно оформился как профессиональная деятельность.
В течении всего этого времени театр продолжал развиваться, иногда быстрее, иногда медленнее.
Заключение
Греческий театр, появившийся более двух с половиной тысяч лет назад, до сих пор остается актуальным. И хотя современные театральные постановки совершенно непохожи на представления времен Софокла, сам формат в виде диалога нескольких актеров на сцене перед публикой остается неизменным. Хотя современный театр обрёл много новых форм, например, балет, опера и т.д. Своё развитие здесь же получил и кинематограф.
Пьесы, дошедшие до нас со времен Эллады, изучаются и продолжают ставится в современных театрах. И шутки, сатира и диалоги, придуманные много лет назад остаются актуальными из-за неизменности человеческой натуры.
Остается сказать спасибо тем людям, которые однажды теплым вечером собрали горожан на склоне холма, чтобы прочитать яркий монолог.
Список используемой литературы:
Список Интернет-ресурсов:
https://ru.wikipedia.org/
[1] Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 3. Музыка.Театр. Кино / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Д. Володихин и др. — М.: Аванта +, 2006. С. 263.
Философские стихи Кристины Россетти
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Под парусами
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Интересные факты о мультфильме "Моана"