Исследовательская работа о допустимом и реальном весе школьного портфеля, возможном влиянии превышения веса на здоровье ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_nosha_ne_tyanet.docx | 158.8 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Селтинская средняя общеобразовательная школа
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Своя ноша не тянет или сколько весить школьный портфель
Секция: математика
Авторы: Зорин Г., Кирьяков Ж .
Селтинская СОШ, 6 в.
Руководитель: Кулигина Е.С.,
учитель математики Селтинской СОШ
Селты, 2016 г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Требования к школьному портфелю | |
| 4 |
| 8 |
2. Сколько весит школьный портфель | |
2.1. Результаты исследований в 2, 5-9 классах | 10 |
2.2. Как решить проблему снижения веса школьного портфеля | 12 |
Заключение | 15 |
Список литературы | 16 |
Приложение | 17 |
Введение
Именно в школьный период формируется здоровье человека. Сегодня по статистике: если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно.
Вот почему мы считаем тему исследования «Своя ноша не тянет или сколько весит школьный портфель» актуальной и заслуживающей внимания.
Цель проекта: выработать предложения по снижению веса школьного портфеля в начальной и средней школе.
Объект исследования – учащиеся начальной и средней школы.
Предмет исследования – школьный портфель.
Гипотеза, которая проверяется: мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Задачи:
1. Найти, изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению указанной проблемы.
2. Измерить вес школьных портфелей (на примере 2, 5-9 класса), установить соответствие санитарным нормам для школьников.
3. Предложить свои способы решения проблемы.
4. Провести опрос среди учителей, родителей, учеников.
5. Разработать буклет-памятку для школьников.
Тип проекта: проектно-поисковой.
Методы исследования:
1. Требования к школьному портфелю.
1.1. Каким должен быть внешний вид портфеля.
Портфель в узком смысле этого слова – это кожгалантерейное изделие, с которым мы с вами ходили в детстве в школу. Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху, а изготавливается обычно из кожи либо кожзаменителя. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей практически не встречаются и не рекомендуются ортопедами, но мы по привычке пользуемся обобщенным термином «портфель» для обозначения сумки школьника.
Ранец. Для младших школьников предпочтительнее всего выбирать школьный ранец. Он имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное – у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений.
Рюкзак в этом отношении уступает ранцу — так как у него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака – у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста, если они удовлетворяют всем остальным условиям, о которых речь еще впереди.
Сумки, которые вешаются на одно плечо — серьезное испытание для детского позвоночника и прямая дорога к сколиозу, поэтому из всех вариантов этот — наименее желателен.
Что такое ортопедический портфель, или ортопедический рюкзак? Давайте разберемся, чем он принципиально отличается от обычной школьной сумки, или обычного портфеля.
Рис. 1. Школьный ранец.
1 — в хорошем ранце (Рис.1) ручка выполнена так, что ребенку неудобно носить портфель в руке, и он вынужден надевать его на спину (а мы помним, что тяжелый портфель нужно носить на спине, причем на двух лямках, чтобы не создавать ассиметричную нагрузку на позвоночник).
2 — лямки не уже 4–8 см с мягкими «подушечками» (чтобы уменьшить давление рюкзака на плечи). Они должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.
3 — мягкие, дышащие подушки на спинке ортопедического рюкзака не дадут вспотеть спине ребенка, смягчат давление рюкзака на спину.
4 — жесткий каркас рюкзака (внутри – алюминиевая рама) не даст портфелю перекашиваться в разные стороны, вес рюкзака равномерно распределится по спине ребенка. К тому же если ребенок поставит ранец на землю, он не упадет, как это обычно бывает с мягкими рюкзаками.
5 — жесткое, моющееся дно не истреплется раньше времени, его можно мыть, а портфель ставить куда угодно, не боясь, что он упадет, испачкается или промокнет.
6 — светоотражающие элементы являются необходимым элементом безопасности ребенка в темное время.
Все вышеперечисленное, конечно, является важными достоинствами, которые отличают ортопедический портфель от обычного. Какие же недостатки у ортопедических ранцев?
На наш взгляд, главный недостаток — это большой вес. Вам повезет, если вы найдете ранец весом 800 г. Обычно, он весит 1200-1400 г. Добавьте, вес тетрадей, учебников, сменной обуви, спортивной формы, пенала, завтрака, ключей, телефона, игрушки, и еще всякой мелочи, которую школьник понесет в школу. Получится около 3-4 кг. Ну, и конечно цена. В среднем, такой ортопедический портфель может стоить от 2 000 до 8 000 рублей.
Покупать или нет ортопедический рюкзак? Решать родителям. Выбирать школьный портфель или ранец нужно вместе с ребенком, иначе вы можете столкнуться с дилеммой, когда действительно качественная и дорогая вещь будет валяться без дела в дальнем углу, а школьник будет пользоваться прошлогодним портфелем, который ему по душе. Конечно, здесь речь идет о старших школьниках, которые обычно весьма активно отстаивают свою точку зрения. С малышами в этом вопросе проще, но и им обязательно надо дать право голоса при выборе портфеля. Очень важно понимать, что активное не желание школьника носить именно этот портфель может сказаться и на учебе в целом. Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака.
Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.
Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу.
Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50 – 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела.
Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.
При покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента:
на конструкцию, материал и вместительность...
Относительно первой медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша.
Ну а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной мягкой прокладкой на спинке. Тогда первоклашке не придется ощущать острые углы учебников, линейки и прочей поклажи.
Кстати, для того чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов, для сменной обуви, для ключей и проездного билета. Тогда вам не придется снабжать малыша целой кучей дополнительных пакетиков и сумочек, а ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти.
Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое, а еще больше им нравится шалить.
И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.
Если вы спросите, ранец, какой фирмы лучше, то здесь трудно ответить однозначно. Если это европейский производитель, то продукцию аттестовали обязательно с учетом мнения медиков. Как это происходит в Китае или других странах, никто не знает.
1.2. Каким должен быть вес портфеля.
Еще в 2010 году Госсанэпиднадзор России установил нормы веса портфеля и большинства школьных принадлежностей. Согласно ему, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, 5-6 классов – 400 г, для 7-10 классов- 500г. В портфелях выпускников не должно быть учебников тяжелее 600 граммов.
Мы взяли интервью у подросткового педиатра Ворожцовой Светланы Викторовны и узнали, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника.
Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11—13 лет безопасным считается переносить три килограмма.
Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать:
Гигиенические требования к школьному ранцу:
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
2. Сколько весит школьный портфель
2.1. Результаты исследований в 2, 5-9 классах
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в нашей школе. В эксперименте участвовали учащиеся 5-9 классов. Также мы решили посетить начальную школу и взвесить портфели учеников 2 класса.
Проанализировав школьное расписание и установив самые «загруженные» дни, мы проводили контрольное взвешивание портфелей у учащихся этих классов. Мы рассчитали процент веса портфеля от веса каждого учащегося, исходя из постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, процент веса портфеля от веса каждого учащегося был рассчитан по формуле:
Результаты взвешивания и расчет процента приведены в таблицах (см. Приложения 1- 7).
Рис. 2. Диаграммы процента веса портфеля от веса каждого учащегося.
По гигиеническим нормам вес портфеля учащегося не должен превышать 10% от веса ребёнка. По результатам исследования (Рис.2), вес портфелей у 73% учащихся 2 г класса, 55% учащихся 5 б класса, у 46% учащихся 6 в класса, у 22% учащихся 7 в класса, у 21% учащихся 8 д класса, у 23% учащихся 9 в класса вес портфеля значительно превышает норму, что отрицательно может повлиять на здоровье учащихся. Надо отметить, что ученикам приходится носить ещё и вторую обувь.
По словам Ворожцовой С.В., нарушение осанки может привести к тяжелым последствиям. Мы растем, и исправить её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ежедневное ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
2.2. Как решить проблему снижения веса школьного портфеля
Проанализировав литературу по данной теме, мы получили информацию, как решается проблема снижения веса школьного портфеля в других странах.
Французы нашли оптимальное решение проблемы "лишнего веса" портфеля, начав выдавать в сентябре 2006 года ученикам французских школ электронные карты, которые должны заменить тяжелые учебники.
В некоторых европейских странах облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с изучаемой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Широко эта практика распространена во Франции, где, собственно, и родилось слово «портфель».
На Тайване, например, уже создали 10-дюймовый планшетный ПК с массой более килограмма. В эти мини-компьютеры входит все, чем сегодня богаты школьники: учебники, тетради, дневники и ноты.
В Российских школах тоже пришли к мнению, что от учебников давно пора отказаться. «Тяжелый портфель — это неприемлемо. Надо переходить на электронные учебники – планшеты. Это удобно, легко и просто, а главное – всё это возможно.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы.
В нашей школе был проведен опрос среди родителей, учителей, учащихся «О выборе варианта учебников».
Результаты опроса приведены в диаграмме.
Рис. 3. Результаты опроса учителей, учеников, родителей о выборе варианта учебника.
Наши предложения:
Заключение
Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Однако, острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
С результатами своего исследования и предложениями мы познакомили учащихся начальных классов и родителей.
kp.ua.daily.ru – как выбрать школьный портфель.
www.intex-press.ru – что такое ортопедический портфель.
www.eurolab.ua – зарубежный опят решения проблемы снижения веса портфеля
Приложения
Приложение 1
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика во 2 г.
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Бабанова | 3,4кг | 22кг | 15.5% |
2 | Кашина | 3,2кг | 26кг | 12.3% |
3 | Попова | 3,8кг | 30кг | 12.7% |
4 | Капачинских | 2,6кг | 28кг | 9.3% |
5 | Мохова | 3,2кг | 20кг | 16% |
6 | Ворожцова | 3,2кг | 34кг | 9.4% |
7 | Семакина | 3,8кг | 26кг | 14.6% |
8 | Агафонова | 3,7кг | 27кг | 13.7% |
9 | Свешникова | 3,4кг | 32кг | 10.6% |
10 | Воробьёв | 2кг | 26кг | 7.7% |
11 | Широбокова | 3кг | 27кг | 11.1% |
12 | Васнецов | 4,3кг | 42кг | 10.2% |
13 | Степанова | 4,2кг | 51кг | 8.2% |
14 | Мальцев | 3,7кг | 24кг | 15.4% |
15 | Григорьев | 2,4кг | 29кг | 8.3% |
16 | Девятых | 4,2кг | 25кг | 16.6% |
17 | Пантюхин | 3,3кг | 28кг | 11.8% |
18 | Лесина | 3,4кг | 30кг | 11.3% |
19 | Крестьянинов | 3,2кг | 29кг | 11% |
20 | Лотнов | 3,6кг | 48кг | 7.5% |
21 | Виноградов | 4,2кг | 32кг | 13.1% |
22 | Глушкова | 4кг | 38кг | 10.5% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 2
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика в 5 б.
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Головизнина | 3,6кг | 35кг | 10.1% |
2 | Валова | 4,1кг | 38кг | 10.7% |
3 | Романова | 3,5кг | 40кг | 8.7% |
4 | Шихова | 3,6кг | 33кг | 10.9% |
5 | Пчельникова | 4,4кг | 39кг | 11.2% |
6 | Воробьёв | 3,2кг | 26кг | 12.3% |
7 | Фирстова | 3,6кг | 30кг | 12% |
8 | Батурина | 3,8кг | 30кг | 12.6% |
9 | Носкова | 4,1кг | 32кг | 12.8% |
10 | Юртаев | 2,6кг | 31кг | 8.4% |
11 | Орсегова | 3,6кг | 29кг | 12.4% |
12 | Баталова | 3,6кг | 49кг | 7.3% |
13 | Лебедева | 3кг | 41кг | 7.5% |
14 | Черепанов | 4,1кг | 35кг | 11.7% |
15 | Кряжев | 2,5кг | 42кг | 5.9% |
16 | Зазулин | 2,8кг | 36кг | 7.7% |
17 | Крестьянинов | 4,4кг | 50кг | 8.8% |
18 | Иванов | 4кг | 37кг | 10.9% |
19 | Трофимов | 2,6кг | 35кг | 7% |
20 | Русских | 2,8кг | 33кг | 6.5% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 3
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика в 6 в
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Кирьяков | 5,2кг | 39кг | 13,30% |
2 | Кононова | 4,6кг | 35кг | 12.6% |
3 | Елдынева | 5кг | 44кг | 11.4% |
4 | Зорин | 4,6кг | 56кг | 8.1% |
5 | Шиляева | 4,5кг | 46кг | 9.4% |
6 | Кузнецов | 4,2кг | 35кг | 12% |
7 | Шулятьев | 2,4кг | 36кг | 6.3% |
8 | Загребин | 3кг | 41кг | 7.1% |
9 | Баюгшев | 2,4кг, | 36кг | 6.3% |
10 | Иютин | 3,3кг | 37кг | 9.3% |
11 | Халтурин | 4кг | 39кг | 10.1% |
12 | Марданов | 3,6кг | 62кг | 5.5% |
13 | Поздеев | 4,3 кг | 34 кг | 12,65% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 4
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика в 7 в
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Лутфурохманов | 4 кг | 38кг | 10,5% |
2 | Конушев | 5,6кг | 60кг | 9,20% |
3 | Налимов | 3,4кг | 45кг | 7,50% |
4 | Юминов | 4,2кг | 36кг | 11,60% |
5 | Баталов | 3кг | 41кг | 7,30% |
6 | Тураев | 4,1кг | 110кг | 3,70% |
7 | Халтурин | 3,1кг | 47кг | 6,30% |
8 | Глушкова | 3кг | 46кг | 12% |
9 | Бабушкина | 3,4кг | 47кг | 7,10% |
10 | Трегубова | 4кг | 46кг | 8,30% |
11 | Гордымова | 4кг | 40кг | 10% |
12 | Крутихина | 3,6кг | 54кг | 6,40% |
13 | Корнышакова | 3,6кг | 51кг | 7,30% |
14 | Малкова | 2,2кг | 50кг | 4,20% |
15 | Тураева | 3кг | 55кг | 5,30% |
16 | Вершинина | 3,1кг | 57кг | 5,30% |
17 | Журавлев | 4кг | 38кг | 10,2% |
18 | Свешников | 3кг | 55кг | 5,30% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 5
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика в 8 д
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Картышев | 2 кг | 58кг | 3,4% |
2 | Гусева | 4,7кг | 49кг | 9,5% |
3 | Смердова | 3,7кг | 40кг | 9,2% |
4 | Тураева | 4,8кг | 46кг | 10,4% |
5 | Русских | 4,3кг | 46кг | 9,3% |
6 | Крестьянинов | 3,3кг | 63кг | 5,2% |
7 | Воробьёв | 4кг | 76кг | 5.5% |
8 | Тураев | 3,7кг | 50кг | 7,4% |
9 | Пучкова | 4,9кг | 39кг | 12.5% |
10 | Белицкая | 3,9кг | 54кг | 7,2% |
11 | Зембахтина | 4,7кг | 51кг | 9,2% |
12 | Емшанова | 5,7кг | 45кг | 12.3% |
13 | Созонтова | 5,6кг | 38кг | 14.3% |
14 | Бускина | 3,7кг | 46кг | 7.5% |
15 | Столбова | 3,5кг | 51кг | 6.6% |
16 | Кузнецов | 4,1 кг | 55кг | 7.35% |
17 | Огородникова | 3,3кг | 44кг | 7,2% |
18 | Русских | 2,5кг | 57кг | 4,2% |
19 | Филлипов | 3,1кг | 60кг | 4.7% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 6
Таблица расчета процента веса портфеля от веса ученика в 9 в
№ | Фамилия учащегося | Вес портфеля | Вес ученика | % |
1 | Дудырева | 4,6 кг | 45 кг | 10,2% |
2 | Ершова | 3,5 кг | 48 кг | 7,2% |
3 | Загребина | 3,2 кг | 40 кг | 8% |
4 | Комлев | 3 кг | 45 кг | 6,7% |
5 | Кононова | 3,5 кг | 39 кг | 9% |
6 | Крестьянинова | 4 кг | 45 кг | 8,9% |
7 | Кунаев | 2 кг | 42 кг | 4,7% |
8 | Кусова | 3,9 кг | 37 кг | 10,5% |
9 | Никулай | 3,5 кг | 42 кг | 8,3% |
10 | Охотникова | 3,2 кг | 40 кг | 8% |
11 | Сентебова | 3,4 кг | 45 кг | 7,6% |
12 | Сидоров | 4,5 кг | 39 кг | 11,5% |
13 | Федулова | 3,7 кг | 38 кг | 9,7% |
* Красным цветом выделено превышение нормы
Приложение 7
Социологический опрос среди учителей «О выборе варианта учебников»
№ | Ф.И.О учителя | Печатный вариант | Электронный вариант | Электронный вариант и печатный вариант |
1. Трегубова Е.А. | ||||
2. Чиркова М.В. | ||||
3. Комисаров Е.В. | ||||
4. Юртаев Ю.П. | ||||
5. Зорина Л.М. | ||||
6. Иванова О.Г. | ||||
7. Кутергина М.В. | ||||
8. Семеновых Е.Н. | ||||
9. Курочкина Г.Л. | ||||
10. Тимофеева Д.Л. | ||||
11. Рылова Е.А. | ||||
12. Ведерникова Е.А. | ||||
13. Борисова О.Н. | ||||
14. Караваева Л.А. | ||||
15. Брагина Л.С. | ||||
16. Виноградов М.С. | ||||
17. Пластинина Т.А. | ||||
18. Гамберов В.А. | ||||
19. Келарева Н.Л. | ||||
20. Чиркова Л.С. |
Приложение 8
Социологический опрос среди учащихся «О выборе варианта учебников»
№ | Ф учащегося | Печатный вариант | Электронный вариант | Электронный вариант и печатный вариант |
1. Лутфурохманов | ||||
2. Бабушкина | ||||
3. Трегубова | ||||
4. Глушкова | ||||
5. Бускина | ||||
6. Филинов | ||||
7. Пучкова | ||||
8. Загребина | ||||
9. Кононова | ||||
10. Сентебова | ||||
11. Охотникова | ||||
12. Белицкая | ||||
13. Кашина | ||||
14. Попова | ||||
15. Капочинских | ||||
16. Марданов | ||||
17.Баюшев | ||||
18.Загребин | ||||
19. Елдынева | ||||
20. Митрова |
Приложение 9
Социологический опрос среди родителей «О выборе варианта учебников»
№ | Ф.И.О родителя | Печатный вариант | Электронный вариант | Электронный вариант и печатный вариант |
1. Крестьянинова М.В. | ||||
2. Воробьева С.А. | ||||
3. Наговицина Е.К. | ||||
4. Пластинина Н.Н. | ||||
5. Воробьева Л.В. | ||||
6. Головизнина Ж.С. | ||||
7. Соколова Е.Н. | ||||
8. Кирьякова Н.В. | ||||
9. Зорина Е.А. | ||||
10. Марданова Л.В. | ||||
11. Столбова Л.П. | ||||
12. Дудырева А.А. | ||||
13. Кононова М.В. | ||||
14. Охотникова Л.Е. | ||||
15. Сидорова Т.П. | ||||
16. Никулай С.Н. | ||||
17. Белицкая Н.Н. | ||||
18. Пучкова О.В. | ||||
19. Филинова Т.А. | ||||
20. Помосова Е.В. |
Флейта и Ветер
Есть ли лёд на других планетах?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Музыка космоса
Нас с братом в деревню отправили к деду...