Биография Солдуп Игоря
Вложение | Размер |
---|---|
soldup_i._a.pptx | 2.43 МБ |
soldup_i.a.docx | 37.74 КБ |
Слайд 1
«Герой афганской войны – Игорь солдуп » Выполнил: Солдуп Буян- Бадыргы , 9 кл . Руководитель: Монгуш Роланда Валерьевна, уитель географии и ОБЖ Научно-исследовательская работаСлайд 2
Игорь Апыр-оолович с другом Шыырап К.Б.
Слайд 3
Игорь апыр-оолович со школьными друзьями
Слайд 4
Одноклассники Игоря апыр-ооловича
Слайд 5
Памятник воинам- интернационалистам
Слайд 6
Дом в котором жил Игорь Апыр-оолович , ул. Школьная 42-2
Слайд 7
Родной брат Игоря Апыр-ооловича – Олег Апыр-оолович
Слайд 8
Одноклассница Солдуп Иогря Сержикпей Наталья кыргысовна
Слайд 9
Улица Солдуп Игоря
МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский
Научно-практическая конференция «Живая память»
посвященная 30-летию вывода советских войск из Афганистана
Научно – исследовательская работа
«Герой Афганской войны – Игорь Солдуп»
Выполнил: Солдуп Буян-Бадыргы
ученик 9 класса
Руководитель: Монгуш Роланда Валерьевна,
Учитель географии и ОБЖ
Арыг-Узуу - 2019
Оглавление
Введение
Глава 1. История афганской войны.
1.1. Ввод советских войск в Афганистан.
1.2. Что дала нам афганская война?
^ Глава 2. Из жизни Игоря Солдуп.
2.1. Детство и школьные годы.
2.2. Время службы в республике Афганистан.
2.3. Игорь – герой афганской войны.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Не оскудеет русская земля на воинов,
бойцов, богатырей!
И реют флаги, и цветы горят для тех,
кто верен Родине своей!
Прошло немало лет с того момента, как завершилось девятилетнее пребывание советских войск на афганской земле, со дня вывода наших войск из республики Афганистан. Драматической страницей вошла в нашу историю так называемая афганская война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Что мы знаем об афганской войне, которая длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней? «Афган – это пятьсот тысяч наших солдат, прошедших через пекло боёв: 49985 получили ранения, 6669 стали инвалидами, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести. Из Тувы в Афганистане воевали более 450 бойцов. Погибли– 12 воинов-интернационалистов из нашей республики. Из нашего села участвовали 11 воинов, из них погибли двое. Двое из них погибли: Солдуп Игорь Апыр-оолович и Балчый Гера Очурович. Эта десятилетняя война отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда. И еще долго поколение «афганцев»- людей прошедших войну, узнавший цену человеческой жизни, так не похоже будет на своих никогда не воевавших сверстников.
Игорь Солдуп – наш земляк, мой брат ( родной брат моего деда), героечески погиб, принимая участие в боевых действиях республики Афганистан. Занимаясь в научном обществе учащихся, мы ставим перед собой задачи изучения жизни знаменательных людей нашего края. Игоря у нас все знают и помнят, нам захотелось, как можно больше узнать об истории жизни героя – брата, односельчанина, о его гибели и посмертном награждении орденом. Наша работа посвящена памяти героя – афганца.
Объектом научного исследования стало изучение истории афганской войны, жизни и смерти Игоря Солдуп. С целью получения материалов, адекватно отражающих и определяющих место и роль темы в жизни общества в целом, в системе воспитательной работы в школе, мы поставили перед собой цель: изучить жизнь героя и доказать - «никто не забыт, ничто не забыто». В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:
При работе над исследованием и изучением данной проблемы, большую ценность оказали встречи с родным братом и одноклассниками Игоря. Их воспоминания восстановили его детство и школьные годы. Понять его короткую жизнь помогли фотографии из школьной библиотеки. В работе использовали метод общественного опроса, изучение газетного материала, литературы об афганской войне, архивные документы, посещение дома, где родился и жил Игорь Солдуп.
Результаты исследования и изучения жизни героя, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей посёлка и переданы в школьный музей.
Научно – исследовательская работа была представлена учащимся 5-7 классов для более глубокого ознакомления с жизнью и геройской смертью воина – интернационалиста. Исследовательская работа может быть предложена при изучении курса краеведения 6 – 9 классов.
Глава 1. Из истории афганской войны.
1.1. Ввод советских войск в Афганистан.
Решение о вводе советских войск в Афганистан принималось не сразу. После долгих раздумий и анализа складывающейся обстановки, 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Л.И.Брежневым, было принято решение об оказании Демократической Республике Афганистан военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск». . Руководство Генерального штаба Верховного Совета СССР до принятия окончательного решения выступали против ввода, так как считали, что «наше военное присутствие приведёт к усилению мятежного движения в стране, которое будет в первую очередь направлено против советских войск» . Это и произошло, но их мнение не было взято в расчёт. При этом не было никаких письменных документов, все указания давались устно. Как описывается в «Тайнах афганской войны», если бы решение о вводе войск в Афганистан было поставлено на утверждение Верховного Совета СССР, то оно было бы принято единогласно. Ведь в то «застойное время», важные политические решения после утверждения на Политбюро ЦК КПСС в основном лишь «одобрялись» государственными органами и народом. 24 декабря 1979 года на совещании Министерства Обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов неожиданно объявил, что принято решение удовлетворить просьбы правительства Афганистана. Таких просьб, направленных через советских представителей, было около двадцати. В тот же день была направлена директива, в которой войскам определялись конкретные задачи на ввод и их размещение на афганской территории. В ней было объяснение: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. А также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств… » . Наше правительство считало: «Главная цель нашего присутствия определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия» . Ввод советских войск афганскими жителями был воспринят первоначально без всякой враждебности. Люди шли на контакт с военнослужащими, проявляли интерес к жизни в Советском Союзе. Афганцы надеялись, что наши войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну мир и спокойствие. Но зажиточные слои населения относились настороженно, имели место и враждебные проявления. Наши войска подвергались огневому обстрелу со стороны отдельных отрядов вооружённой оппозиции и вынуждены были отвечать…
Эхо афганской войны до сих пор тревожит наши умы и сердца. Большинство людей осуждает решение бывшего руководства страны о вводе советских войск в
Афганистан. Нынешнее поколение получило в наследство немало трудностей и мучительных проблем. Современная политика, проводимая в нашей стране, обнажила еще одну из них – незатухающую боль афганской войны, которая долго не будет давать покоя нашим сердцам. Глубоко вошла в души наших людей афганская проблема. Она застыла сегодня в гранитных и мраморных памятниках, обелисках и звёздочках на городских и сельских кладбищах, надписях «Погиб при исполнении интернационального долга…», «Никто не создан для войны» (приложение). Многие из молодых людей, прошедших Афганистан, заплатили самой дорогой ценой – своей жизнью, многие остались инвалидами. Из газетных материалов известно: «В начале восьмидесятых про наших солдат в Афганистане писали скупо и лишь об одной стороне их бытия – как помогают афганцам строить новую жизнь…» . Елена Францева в этой статье пишет (она журналистка), что «жёсткое сито цензуры не пропускало даже упоминание о том, что воин – интернационалист награждён боевым орденом». Журналистам нельзя было об этом писать. И ведь действительно, это могло засвидетельствовать то, что наши солдаты на чужой земле участвуют в боевых действиях.
Абсолютное большинство воинов погибли:
- при проведении боевых операций, непосредственно в бою, либо скончались от ран, полученных во время боя -152 человека,
- 8 человек погибли при исполнении служебных обязанностей вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф и т. п.,
- 7 человек скончалось от тяжёлых болезней, полученных в республике Афганистан.
Среди погибших: офицеры - 27 человек,
прапорщики - 3 человека,
сержанты-39 человек,
рядовые - 97 человек,
служащие СА - 1 человек.
Говорят эти цифры о том, что старшие и младшие командиры за спины своих подчинённых никогда не прятались, а находились вместе с ними на самых опасных участках боевых действий. Погибли военнослужащие девяти национальностей народов страны.
Имена погибших в Республике Афганистан воинов - интернационалистов дороги всем, для кого слова «подвиг», «мужество», «воинский долг», «верность присяге» священны.
Глава 2. Из жизни Игоря Солдуп.
2.1. Детство и школьные годы.
В 1963 году 10 января, в селе Чаа-Холь Улуг-Хемского района Республики Тыва в семье Солдуп Апыр-оол Дамчан-ооловича и Долгар Борбай Сандановны, родился мальчик Игорь. Он был третьим ребёнком в семье, третьим сыном. В 1970 году Игорь пошёл в первый класс Аргызунской средней школы, в детский сад не ходил. По словам родного брата, раньше дети шли в школу «домашними». Рос здоровым, физически развитым и крепким мальчиком. «Учился в школе хорошо, за что получал только благодарности, и на собраниях нас хвалили», - вспоминает брат Игоря Олег Апыр-оолович.
«С раннего детства, он любил бегать, прыгать, был очень шустрым мальчиком. Вместе с отцом копался в технике, которая была во дворе.
. «Его отличала быстрота во всём. Иногда за ним никто не мог угнаться. Он был первый в спорте, был лидером среди сверстников. Мог принять любое решение, которое принесло бы пользу всем», - из воспоминаний одноклассницы Сержикпей Натальи Кыргысовны.
В школе сразу полюбил уроки физкультуры и принимал участие во всех спортивных мероприятиях. Когда стал постарше, то стал самым активным участником спортивных соревнований в школе и районе. Больше всего Саша любил кататься на лыжах. По воспоминаниям одноклассников, он участвовал во всех спортивных соревнованиях: и школьных, и районных.
В 1980 году Александр окончил школу и, получив аттестат о среднем образовании, поступил в Кызылскую автомобильную школу «Досааф»
2.2. Время службы. Игорь – младший сержант.
В январе 1982 году Александру исполнилось восемнадцать лет. Возраст, когда все молодые люди страны идут выполнять свой долг перед родиной – служить, защищая свою землю. И вот, пришла его пора. Весной того же года в мае, Саша получил повестку: «На основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» Улуг-Хемским РВК. По словам родного брата, в армию он ушёл с удовольствием, был физически здоров, опрятен и аккуратен, исполнителен. Тревожно было за него, никак не предполагали родители Игоря, что предстоит их сыну продолжать службу в далёкой чужой стране. В мае 1982 года, младший сержант Александр Попов был отправлен выполнять интернациональный долг в республике Афганистан.
Игорь Солдуп был старшим стрелком 2 мотострелковой роты военной части 51932. Проявил себя стойким и мужественным воином. Выполняя боевое задание младший сержант Солдуп Игорь погиб 2 сентября 1983 года. Тревожно было за сына родителямАпыр-оол Дамчан-ооловичу и Борбай Сандановне, ведь служба в Афганистане не предвещала ничего хорошего. И, как гром среди ясного неба пришло «казённое» письмо «Коротко об обстоятельствах гибели 2 сентября 1983 года, выполняя боевое задание в составе 2 мотострелковой роты, в населённом пункте Чарикар, провинции Порван, в ожесточённом бою с мятежниками Игорь геройски погиб». Страшная весть вошла в дом Солдуп. Весть о гибели Игоря быстро облетела наш небольшой посёлок. Не было равнодушных людей, и потянулись жители посёлка к дому родителей, выразить свои соболезнования и попрощаться с погибшим. Похоронен в селе Арыг-Узуу.
По словам одноклассников, на похороны пришли все жители посёлка от мала до велика. Казалось, вся планета скорбила по поводу трагической смерти нашего односельчанина – участника боевых действий афганской войны, погибшего при исполнении интернационального долга.
2.3. Игорь – герой афганской войны.
Тебя мы вовсе не забудем
В сердцах ты вечно будешь жить
Клянемся, если нужно будет,
Твой подвиг Игорь повторить!
Подвиг Игоря Солдуп поставил неизгладимый след в сердцах всех поколений.
При изучении данных школьного музея, мы выяснили, что об его героическом поступке знали все в селе. В нашем селе есть улица, переименованная в честь Игоря Солдуп, в 1992 году – в память о десятилетней годовщине геройской гибели. 15 февраля 2009 года во дворе школы открыт памятник в памяти воинов-интернационалистов, 2015 году было открытие мемориальной доски в памяти Солдуп Игоря Апыр-ооловича и Балчый Геры Очуровича. Выпускником нашей школы Санчай-оол Аясом был написан стихи в памяти погибших воинов. ( в приложении)
Среди сотен тысяч военнослужащих, прошедших через Афганистан, попадались и преступники, мародёры и им подобные негодяи. Но не они определяли лицо нашей армии. Главными характеристиками советских солдат и офицеров были гуманизм, доблесть и интернационализм. Приведём один факт. На втором этапе вывода ОКСВ из Республики Афганистан многие солдаты и сержанты, которые должны были увольняться из рядов Советской Армии, добровольно изъявили желание на несколько месяцев остаться в Афганистане. Цель одна – не подвергать опасности за эти последние месяцы войны молодых, необстрелянных воинов.
Этот факт говорит о многом: и о гуманизме наших солдат, и о массовом мужестве. Но особенно ярко он показывает ту атмосферу братства и воинского товарищества, которая царила в подавляющем большинстве подразделений. Уже сам этот поступок сотен, тысяч людей, когда за ним могла стоять жизнь или смерть, можно расценить как благородство высшей пробы. Ещё раз задумайтесь над ними. Тем более, что часто ценой жизни в ходе этой войны не месяц – другой, а более девяти долгих лет спасали своих боевых товарищей советские солдаты и офицеры.
Во дворе школы №12 г. Кызыл по инициативе ветеранов боевых действий установлен памятник «Сыновьям Тувы, погибшим при исполнении воинского и служебного долга»: из теплых материнских рук сыновья в виде птиц улетают из родного края. Это памятник в память 12 погибших ребят в афганской войне - это
1. Бадарчы Маадыр
2. Балчый Георгий
3. Белевский Андрей
4. Доржу Альберт
5. Дрыгин Александр
6. Иргит Кошкар-оол
7. Куулар Вячеслав
8. Норбу Артур
9. Ондар Алдын-оол
10. Сэрээдер Валерий
11. Солдуп Игорь
12. Толстиков Игорь
Заключение
Данная работа нашла отклик среди наших сверстников. Работая над данной проблемой изучения жизни и смерти героя – земляка, мы ставили цель: изучить жизнь и смерть героя – земляка и доказать, что «никто не забыт, ничто не забыто».
Объектом научного исследования было изучение истории афганской войны, жизни и смерти моего брата Игоря Солдуп. Для реализации поставленной цели и получения материалов, адекватно отражающих и определяющих место и роль темы в жизни общества в целом, нам потребовалось решение некоторых задач. Одной из основных был поиск ответа на вопрос о вводе советских войск в Демократическую Республику Афганистан. Большую помощь оказали изучение литературы об афганской войне. Огромный вклад внесли в нашу работу воспоминания одноклассников, встречи и беседы с родным братом и одноклассниками Игоря; изучение документов в школьном музее; посещение дома Игоря, фотографии семейного альбома о многом нам рассказали.
В ходе решения поставленной цели и решения намеченных задач, нам удалось раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов; на основе анализа воспоминаний родного брата и одноклассников, составить историю жизни героя.
В ходе изучения и раскрытия темы, нами было проведено анкетирование учащихся нашей школы об афганской войне и Игоре Солдуп. Данные исследования показали, что:
1) большинство учащихся знают о вводе советских войск на территорию Республики Афганистан и её продолжительности;
2) из всех участников боевых действий на вражеской земле, назвали только Игоря Солдуп и Геры Балчый (у нас в посёлке их одиннадцать);
3) недостаточно были озвучены знания о герое;
4) некоторая часть учащихся могла дать ответ на вопрос о подвиге Александра, и за что был награждён.
В ходе подведения итогов анкетирования и беседы с учащимися, мы пришли к выводу, что наше поколение недостаточно информировано о начале афганской войны и причинах ввода советских войск на территорию Афганистана. Мало знаем о жизни участников военных действий на территории республики наших земляков, о герое наблюдаются Игоре Солдуп поверхностные знания, в основном из материалов классных часов, посещения школьного музея.
Изучая тему и раскрывая поставленные цели и задачи, мы пришли к выводу и принятию решений:
а) на примере жизни героя, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
б) в день памяти героя в день рождение - 10 января проводить минуты молчания на общешкольной линейке;
г) ухаживать за памятником и мемориальной доской в памяти Солдуп Игоря и Балчый Геры.
е) посетить школу №12 г. Кызыл чтобы ознакомиться с подвигами других воинов.
В будущем, в ходе работы над изучением жизни участников афганской войны, мы хотим подготовить материал о других афганцах, проживающих в нашем селе, рекомендовать для проведения классных часов в школе.
Данная научно-исследовательская работа «Герой афганской войны – Игорь Солдуп» нашла отклик не только у школьников, но и взрослых. Работа передана в сумонную библиотеку, рекомендована для использования в школе на уроках краеведения, для проведения классных часов. Один экземпляр работы передан родному брату Олег Апыр-ооловичу.
Список литературы.
1. Газета «Улуг-Хем». 7.05.2005 год.
3. А.А.Ляховский, В.М.Забродин. Тайны афганской войны. М.: «Планета», 1991.
3. Газета «Шын». 1.02.1992 год.
4. http://gov.tuva.ru/press_center/news/society/6870/
Нора Аргунова. Щенята
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Филимоновская игрушка
Мальчик и колокольчики ландышей
Как нарисовать небо акварелью