Фенологические исследования в сумоне Арыг-Узюнский
Вложение | Размер |
---|---|
fenol._doklad.doc | 138 КБ |
Тис МБОУ СОШ с. Арыг-Узюнский
Секция: География
Исследовательская работа
«Фенологические наблюдения в сумоне Арыг-Узю»
Выполнил: Шивитпей Соруктуг
ученик 10 класса
Руководитель: учитель географии
Монгуш Роланда Валерьевна
-
2015-2016 уч. год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 2. Фенологические наблюдения за погодой, за метеорологическими явлениями…………………………………………………………………..5-6
2.1. Сравнение изменения температуры воздуха в декабре 2012-3015 годов в с. Арыг-Узю…………………………………………………………………….7-8
Заключение…………………………………………………………..............9
Литература……………………………………………………………………10
Приложение…………………………………………………………….....….11
Введение
Истоки фенологических знаний уводят нас к заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал замечать, что хорошие урожаи достигались тогда, когда основные полевые работы проводились в сроки, совпадающие с наступлением определенных сезонных явлений. Например, лучший срок посадки картофеля совпадает с цветением яблони, а лучший срок посева яровых (овес, ячмень) - когда начнут распускаться листья у березы. На основе этих наблюдений сложился народный календарь природы, а позже возникла целая наука о сезонном развитии природы - фенология.
Актуальность темы – изменения погодных условий во всем мире, повышение температуры воздуха с каждым годом.
Цель работы – изучить фенологические особенности сумона.
Задачи:
- изучить историю фенологии;
- на практическом опыте использовать фенологические наблюдения;
- сравнить среднюю декабрьскую температуру 2012 и 2015 года в с. Арыг-Узю.
- измерение высоты снежного покрова.
Методы исследования: изучение научной литературы, фенологические наблюдения, измерения с помощью простых приборов: линейки, термометра, компаса, сбор статистических данных.
Глава 1. Фенология – как наука.
Начало наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. Становление современной научной Ф. относится к 18 в. Петр I, заботясь о выборе мест для паркового строительства в окрестностях Петербурга, в 1721 писал А. Д. Меншикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с написанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна» (1).
К середине 19 в. фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Зап. Европы и Россия. В 20 в. фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на др. страны (Индия и др.). Фундаментальную базу под все фенологические исследования подвел Г.Э Шульц, первый руководитель фенологического сектора: в 1981г вышла его книга «Общая фенология», где были освещены все теоретические, методические и прикладные аспекты фенологии. Фенологические наблюдения - одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.
Фенология - наука о закономерностях сезонного развития природы. Развитие фенологии определяется запросами практики (сельского, рыбного, охотничьего, лесного хозяйства, охраны природы, здравоохранения и др.) Фенология позволяет прогнозировать сезонные явления и планировать хозяйственную деятельность (природоохранные мероприятия, сроки сельскохозяйственных работ и т. п.) в соответствии со сроками этих явлений. Фенологическая информация используется в здравоохранении, организации отдыха и спорта, работы транспорта и т. д. Фенология тесно связана∙ с такими науками, как биология, география.
Накопленные за многие годы наблюдения дают возможность выяснить взаимосвязь одного сезонного явления природы с другим, то есть позволяют при наступлении одного сезонного явления предсказать примерную дату наступления следующего, начало которого часто желательно знать заранее. Причем отдельные сезонные явления в неживой природе, в растительном мире могут служить довольно точными предвестниками — сигнализаторами изменения в жизни охотничьих зверей и птиц. Так, например, оттаивание почвы обычно предвещает скорый выход из нор после зимней спячки некоторых зверьков. Взлом весной льда на водоеме указывает на скорый прилет водоплавающей дичи. Опадание листвы в лиственных лесах вызывает некоторое перемещение зверей и т. д.
Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой.
Фенологические наблюдения служат, во-первых, методом изучения биологических и зоологических объектов, во-вторых, материалом установления фенотипических закономерностей, таких, как относительное постоянство порядка наступления фенотипических явлений при любом характере сезона и синхронность ряда фенологических явлений в жизни различных организмов. Таким образом, фенологические наблюдения являются действенным методом познания окружающей природы.
Основными научно-практическими задачами фенологического наблюдения является получение ясного представления о ходе сезонного развития природы и о том, как, в каких пределах и в силу каких причин этот ход меняется по годам. Фенологические наблюдения помогают выявить местные природные сигналы, или индикаторы, с помощью которых определяются сезонные состояния природы, а также прогнозируется характер текущего вегетативного периода. Фенологического наблюдения помогают правильно оценить воздействие человека на природу и своевременно сигнализировать об отрицательных сторонах этого воздействия.
Глава 2. Фенологические наблюдения за погодой, за метеорологическими явлениями.
План наблюдения фенологических исследований:
1. Описание участка, на котором будет производиться наблюдение.
2. Объект наблюдения.
3. Цель наблюдения.
4. Описание особенностей данного объекта.
5. Форма фиксации результатов.
Составление графика изменения температуры за месяц
1. По полученным данным построить температурную кривую, т. е. график зависимости температуры от даты наблюдения (покажите отрицательную температуру синим цветом, а положительную – красным).
2. Определить среднюю температуру воздуха за данный месяц (Тср =).
3. Найти наибольшую и наименьшую температуру, наблюдавшаяся в этом месяце (Тmax =; Тmin =)?
4. Какие закономерности изменения температуры в течение месяца наблюдались?
2.1. Сравнение изменения температуры воздуха декабря 2012-2015 год в с. Арыг-Узю.
Село расположено в межгорной котловине, окружен со всех сторон горами, в южной части села простирается пойменный лес, на котором течет небольшая речка, сменяющийся полем.
Для сравнения температуры декабря месяца двух годов, собраны статистические данные о температуре, фиксированные каждый день в одно и то же время в 8.00 часов.
Сравнительный график температуры декабря за 2012-2015 год
Из диаграммы прослеживается, что температура 2012 года намного ниже 2015 года, в конце месяца температура понижается.
Средняя температура декабря 2012 года = -26,8С, температурный максимум = --13С, температурный минимум=-30С
Средняя температура декабря 2013 года = -16,4С, температурный максимум = -6С, температурный минимум =-27С.
Средняя температура декабря 2014 года =-18С,
Средняя температура декабря 2015 год=--14С
Измерение высоты снежного покрова в окрестностях сумона за 2014-2016 год
Дата исследования | Высота снежного покрова, см | Количество слоев | Структура слоев |
21.01. 2014 | 9 см | 3 |
|
20.01. 2015 | 14 см | 3 |
3 - кристаллический |
21.01. 2016 | 29 см-32см | 4-5 |
|
Заключение
По материалам статистических данных фенологического календаря вычерчены диаграмма изменение температуры за декабрь 2012-2015 годов и среднемесячные.
На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:
1. Температура 2012 года намного ниже 2015 года, в конце месяца температура понижается
2. Средняя температуры декабря 2015 года, 2 раза выше предыдущих годов.
3. Высота снежного покрова 2016 года 2 раза превышает 2014 и 2015 год.
Мне хочется отметить, что много интересных встреч и открытий принесли нам фенологичские наблюдения, представляющие большую научную ценность. В 2014 году наблюдения продолжаются. И совершенно верно сказал Петр Ильич Чайковский: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства".
Литература
1. Бейдеман И. Н., Методика фенологических наблюдений при геоботанических исследованиях, 1954, с. 6
2. Губанов И.А,Новиков В.С.Дикорастущие растения:Популярный атлас определитель.М.:Дрофа,2002.
3. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.:Мнемозина,2010
4. Филоненко-АлексееваА.Л., НехлюдоваА.С., Севастьянов В.И., Полевая практика по природоведению.М.:ВЛАДОС,1999.
Тупое - острое
Цветение вишни в лунную ночь
Шум и человек
Какая бывает зима
Для чего нужна астрономия?