Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, как сам влияет на нее, так и среда влияет на условия жизни человека. Одним из таких внешних раздражителей является запах. Заметили ли Вы, что на потребительском рынке появляется все больше и больше самых разных запахозаменителей и нейтрализаторов, начиная от подвески в салон автомобиля и заканчивая дорогим парфюмом. Человечество уделяет огромное внимание, как и чем, будет пахнуть оно и пространство вокруг. Но пусть все человечество само решает, как и чем, а мне бы хотелось узнать, в каких же отношениях находится современный школьник с запахами в школе, как эти запахи влияют на наше состояние, есть ли запах, который поможет быстрее выучить тему или расслабиться после трудового дня? Может в пахнущих молекулах воздуха скрывается наша успеваемость или психологическая обстановка в классе? Исследовательская работа "Портрет Дориана Грея. Или наука о психологическом запаха" помогает ответить на эти вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
radina_sasha.docx | 758.91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Исследовательская работа
«Портрет Дориана Грея»
Или наука о психологическом воздействии запаха
Выполнила: Радина Александра,ученица 10А класса
Руководитель: Котова Татьяна Гавриловна
г. Вяземский
2020 год
Содержание
Оглавление
2.1 «…аромат — это брат дыхания». 6
2.2 «Мечтая создать науку о психологическом влиянии запахов…» 8
2.3 «Запахи имеют ту особенность…» 10
2.4 «Запах имеет большое значение» 12
3.1 «Аромат должен витать в воздухе…» 13
3.2 «Человеческий мозг устроен удивительно…» 16
Все органы и системы неразрывно связаны в организме человека. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг, который обрабатывает получаемую информацию и создает картину окружающей среды. В этом и есть главная функция всех органов чувств – отражение окружающей среды на уровне ощущений. Органы чувств создают полное представление о той среде, в которой живет человек. Человек воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Каждый сигнал, каждое ощущение остается в нашей памяти, поэтому каждое утро мы просыпаемся и понимаем, где мы находимся. Так как органы чувств составляют единую систему распознавания, каждый из них играет свою значимую роль. И если выходит из строя один, удваивают работу остальные. Так, например, если человек теряет зрение, у него усиливается слух и обоняние. Но зрение и слух потерять проще, чем способность распознавать запахи и в этом преимущество обонятельного органа. Так что же такое запах и зачем его распознавать. Запах - ощущение, обусловленное воздействием пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле пахучего вещества особых атомных группировок. При смешении веществ может возникать новый запах, качество коего зависит от концентрации и состава исходных веществ. По запаху человек может различить: в какой стороне находится кафе, какой ужин нас ждёт дома , когда пора выкидывать мусор. Запахи могут быть разными ъ: приятными или неприятными. По исследованиям ученых удалось выяснить, что запаху человек даже может определить свою вторую половинку. Поэтому нельзя умолять значения запаха в нашей жизни.
Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, как сам влияет на нее, так и среда влияет на условия жизни человека. Одним из таких внешних раздражителей является запах. Заметили ли Вы, что на потребительском рынке появляется все больше и больше самых разных запахозаменителей и нейтрализаторов, начиная от подвески в салон автомобиля и заканчивая дорогим парфюмом. Человечество уделяет огромное внимание, как и чем, будет пахнуть оно и пространство вокруг. Но пусть все человечество само решает, как и чем, а мне бы хотелось узнать, в каких же отношениях находится современный школьник с запахами в школе, как эти запахи влияют на наше состояние, есть ли запах, который поможет быстрее выучить тему или расслабиться после трудового дня? Может в пахнущих молекулах воздуха скрывается наша успеваемость или психологическая обстановка в классе?
1.2 Гипотеза: Посторонние запахи в аудитории влияют на успеваемость ученика
1.3 Цель:
1.4 Задачи:
1.5 Объект: Запахи
1.6 Предмет: Влияние запахов на состояние и успеваемость учеников
1.7Методы исследования
Анализ, опрос, эксперимент
1.7 Новизна: В данной работе исследую влияние запахов на успеваемость школьников и составлю рекомендации по созданию идеального запахового микроклимата в классе.
Любое дело начинается с познание самой сути этого дела, технологии. Так как же человек воспринимает запахи? При вдохе через нос воздух вместе с молекулами пахучего вещества (одорант) проходит в каждой из двух носовых полостей по щелевидному каналу, который образован продольной носовой перегородкой и тремя носовыми раковинами. Здесь воздух очищается от пыли, увлажняется и нагревается. Затем часть воздуха поступает в расположенную в верхней задней зоне канала обонятельную область, покрытую обонятельным эпителием. Общая поверхность эпителия в обеих половинках носа взрослого человека 2 - 4 см2.
Влекомые воздухом пахучие молекулы проникают в носовую полость и переносятся над поверхностью эпителия. Обонятельный эпителий имеет толщину приблизительно 150-300 мкм. Он покрыт слоем слизи. Все поступающие в слой слизи молекулы одорантов быстро, практически одновременно с завершением вдоха, теряют свою "запаховую" активность. Так что обонятельная система при каждом вдохе получает новую информацию от свежих порций одоранта.
После преодоления молекулами слоя слизи, они взаимодействуют со специальными сенсорными нейронами – обонятельными рецепторами. Основная функция обонятельного рецептора состоит в выделении, кодировании и передаче информации об интенсивности, качестве и продолжительности запаха в обонятельную луковицу и специальным центрам в головном мозге. Эпителий в обеих носовых полостях у человека содержит приблизительно 10 млн обонятельных нейронов. Нейроны с разными рецепторами обладают различной функциональностью, то есть в эпителии имеются тысячи различных типов нейронов.
Для того чтобы обонятельный сигнал был воспринят нейроном, молекула одоранта связывается со специальной белковой структурой, расположен ной в нейрональной клеточной мембране. Такая структура называется рецепторным белком. Обонятельная система использует комбинаторную схему для идентификации одорантов и кодирования сигнала. Согласно ей один тип обонятельных рецепторов активируется множеством одорантов и один одорант активирует множество типов рецепторов. Различные одоранты кодируются различными комбинациями обонятельных рецепторов. Молекула одоранта прикрепляется к определенному обонятельному рецептору.
Обонятельные рецепторные нейроны распознают громадное число разнообразных молекул пахучих веществ и посылают информацию о них через аксоны в обонятельную луковицу, служащую первым центром обработки обонятельной информации в головном мозге. От обонятельной луковицы аксоны митральных и пучковых клеток передают информацию в первичные обонятельные участки коры головного мозга, а затем в высшие ее участки, где формируется осознанное ощущение запаха, и в лимбическую систему, которая порождает эмоциональную и мотивационную реакцию на обонятельный сигнал.
Свойства обонятельных зон коры головного мозга позволяют формировать ассоциативную память, которая устанавливает связь нового аромата с отпечатками воспринятых ранее обонятельных стимулов. Полагают, что процесс идентификации одоранта включает сравнение получающегося отображения с его описанием в семантической памяти. В случае совпадения отпечатка и памяти о запахе происходит какой-либо ответ (эмоциональный, двигательный) организма. Процесс этот осуществляется очень быстро, в течение секунды, и информация о совпадении после ответа сразу сбрасывается, поскольку мозг готовит себя к решению следующей задачи восприятия запаха.
«Почему, например, запах ладана настраивает людей мистически, а серая амбра разжигает страсти? Почему аромат фиалок будит воспоминания об умершей любви, мускус туманит мозг, а чампак возвращает воображение? Мечтая создать науку о психологическом влиянии запахов, Дориан изучал действие разных пахучих корней и трав, душистых цветов в пору созревания их пыльцы, ароматных бальзамов, редких сортов душистого дерева, нарда, который расслабляет, ховении, от запаха которой можно обезуметь, алоэ, который, как говорят, исцеляет душу от меланхолии». (Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея».)
Интерес к сфере запахов появился у человечества не сегодня и не вчера. Ученые уже давно тщательно изучают эту сферу, и сейчас появилась отдельная наука – одорология.
Одорология — наука о запахах. Различают несколько направлений одорологии: медицинская, криминалистическая, психологическая. Одорология представляет собой систему знаний о запахах и запахоносителях и научно обоснованных приёмов, технических средств, рекомендаций по обнаружению, анализу, изъятию и хранению запаховых следов с целью последующего их использования.
Знания о воздействии ароматов уходят далеко в глубину веков. Известно, что пещерные люди в целях защиты пропитывали свои одежды дымом костра, потому что запах гари всегда порождает ощущение паники, и этим отпугивает диких животных. При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены 5 тыс. лет назад. В Древнем Египте знали, что каждая часть тела источает свой запах, и средства для их умащивания готовили отдельно. Знания о запахах имелись в Древней Индии и у древних арабов.
Древнегреческий философ Платон осуждал любой парфюм и считал, что запахи поощряют тягу к физическим удовольствиям. Платон же был убежден, что достойный человек должен акцентировать внимание на духовном мире другого человека.
Но взгляды Платона разделяли далеко не все его современники. Так, его учитель Сократ считал, что запах отражает социальный статус человека. Много позже, в начале XX века, аналогичный тезис выдвинет и социолог Георг Зиммель.
А вот первые христиане Платона поддерживали. Хотя они применяли благовония для религиозных обрядов, средства парфюмерии все еще воспринимались ими как элементы роскоши, что не соответствовало идеалогии аскетизма.
Начиная с XIII века в Европе вошли в моду помандеры — шары из ароматизированных материалов, призванные отражать инфекцию. В то время люди считали, что причина многих болезней — зловоние. Помандеры, доступные преимущественно обеспеченным людям, не только «защищали» от заразительных начал, но и служили симпатичным аксессуаром.
Парфюмерия попала в Европу с Ближнего Востока — благодаря Крестовым походам. Европейцы быстро усвоили, что амбра и мускус дают крепкий и стойкий аромат, который можно переносить, например, на ткань. Хотя ароматов на основе масел еще не существовало, уже в XIV веке появились первые духи из спирта и трав. Считается, что первые духи в современном представлении сделали в Венеции.
Интересным поворотом в философии запахов стала работа уже упомянутого Георга Зиммеля «Экскурс о социологии чувств». По его мысли, запах разделяет социальные группы — аристократы не станут сближаться с рабочими и вдыхать аромат трудового пота. С другой стороны, обоняние содействует и установке личных границ в обществе. Социолог отмечал, что ощущение запаха — интимный процесс, ведь человек «втягивает» его внутрь себя. Поэтому, согласно Зиммелю, любому становится некомфортно, когда он находится в толпе, ведь приходится втягивать целую группу очень разных индивидуальностей.
В последнее десятилетие ХХ века в науке о запахах произошла подлинная революция. Решающую роль сыграло открытие 1000 видов обонятельных рецепторов, связывающих молекулы пахучих веществ. Однако механизм передачи обонятельного сигнала в центральную нервную систему таит в себе еще много загадок.
Несмотря на то, что человек воспринимает обонянием всего 2% всей информации, запах имеет над ним огромное влияние. Ароматы воздействуют непосредственно на наше подсознание, избегая любых логических размышлений. Таким образом, можно незаметно для самого человека контролировать его психологическое и физическое состояние.
Понимание того, что запахи могут влиять на биологические процессы человека, появилось еще в эпоху Античности. Одоронты, попадая на обонятельные рецепторы, возбуждают Центральную нервную систему. Биологическая активность организма меняется в зависимости от одоронта, меняется также и ее защитная реакция. Эти свойства запахов были обнаружены во времена Гиппократа, тогда же и появились первые представления об ароматерапии.
Ученый медик Александр Александрович Кюнцель одним из первых ввел термин «ароматерапия» в тридцатые годы ХХ века. Сам он вполне успешно применял для лечения неврозов ароматические ванны с валериановыми и сосновыми экстрактами.
В те же годы, а именно в 1939 году, Д. И. Шатенштейн, физиолог, научно обосновал, а позже доказал экспериментально, что определённые обонятельные раздражители оказывают влияние на многие функции.
Но значение запахов было доказано не только научными методами, но и «биографическими». Так Авиценна, восточный философ и врач (980-1037 гг.) писал в своих работах про розовое масло – как про средство, способное повысить возможности разума, увеличить скорость мыслительных процессов. А британский поэт IXX Джорж Байрон ощущал прилив вдохновения только после того, как окурит комнату запахом трюфелей.
Современные исследования о биологическом влиянии запаха не стоит на месте, и их результаты применяются на предприятиях и в бизнесе. Было доказано, что производительность труда повышается, если рабочие находятся в помещении с ароматными запахами. Существуют примеры некоторых японских компаний, которые сегодня успешно используют данный метод. Они просто выпускают в систему кондиционирования зданий некоторые ароматы так, чтобы каждый человек мог ощутить на своём рабочем месте тот или иной запах. В одной строительной компании даже используется компьютерная система, чтобы запахи могли распределяться по всем зданиям.
«Сумицу», японская фирма, с данной целью создала специальные комнаты для отдыха. То есть, человек может туда прийти, если нуждается в «пополнении» запасов энергии. Владельцам больших предприятий рекомендовали заниматься распылением специальных «ароматических активаторов», прежде чем собирать на ответственные совещания сотрудником.
Благодаря применению электроэнцефалографа можно отследить реакцию головного мозга на определённый запах. Этот метод был применен при проведении клинического исследования, в котором приняли участие 18 человек разного возраста. Они должны были вдыхать в расслабленном состоянии те или иные запахи. Суть эксперимента заключалась в том, что пациентам с одновременным расслаблением регулярно давали вдыхать запах. Так что совсем скоро, при вдыхании хорошо знакомого запаха, человек ощущал расслабление – при этом не было необходимости даже в предварительном настрое на релаксацию
Как можно заметить, изучение роли запахов в жизни человека давно уже приобрело практически характер. Ниже я представила список ароматизаторов и их влияние на физическое состояние человека:
Из такого многообразия функций запахов можно сделать вывод, что при правильном подборе аромата можно влиять на физическое состояние людей. Этот результат уже применяется в глобальных сферах бизнеса, но его можно применять и на локальном уровне, например в домах или школах.
Так как физическое и психологическое здоровье связаны непосредственно, хотелось бы немного раскрыть роль запахов в психологическом портрете человека.
Пионером в исследовании психологии запахов стал американский психиатр Алан Хирш. Путем эксперимента он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями. Потом он набрал 3 тыс. добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто - как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента. Алан Хирш до сих разрабатывает состав ароматов для использования в различных сферах бизнеса, например, автосалоны или супермаркеты.
Существует так же и гендерная разница в восприятии запахов. Для женщин запах играет более важную роль в оценке человека, они чувствуют его острее и ярче, чем мужчины. Но власть запахов над мужчинами гораздо сильнее. Поэтому если пара находится в долгих отношениях и женщина меняет какие-либо средства, заглушающие ее природный запах, например, меняет парфюм, мужчина может отреагировать резко и негативно.
Нельзя забывать и о специфичности ароматов в разных культурах. У каждой культуры вырабатываются некие рефлексы при ощущении конкретного запаха. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских курений. В буддистских храмах даже существует традиция выдавать мешочек с разными травами на выходе из храма, чтобы священный аромат сопровождал верующего повсюду.
Запах, исходящий от человека, мы воспринимаем на уровне подсознания. Для нас могут быть привлекательны его манеры, воспитание или внешние черты, но мы не задумываемся, что это обусловлено воздействием запаха. Человек может пытаться выглядеть милым или счастливым, но его реальное внутренне состояние чувствуется на уровне неявных запахов. Человек становится привлекательным для других не потому, что красив и улыбается, а потому что транслирует своё внутреннее состояние окружающим через запах.
«Аромат должен витать в воздухе, а не менять погодные условия!»
(«Клава, давай!»)
«Проглотив» не малое количество теории, я решила, наконец, решила перейти к практике. Начать стоило с опроса, чтобы ознакомить моих одноклассников моей работой и узнать их мнение по поводу роли запахов в обучении. Предложенная анкета (Приложение 1)
Вопрос № 1. Важно ли для Вас в каком помещении вы учитесь? (Освещенность, температурный режим, проветренность, площадь помещения)
Вывод: Результат первого вопроса показал, что для всех учеников важна обстановка в аудитории, в которой они обучаются. Абсолютно все осознают, что те или иные показатели влияют на состояние ученика. Всем моим одноклассникам не все равно, какой уровень освещенности или размер помещения во время нашего обучения.
Вопрос № 2. Важно ли для вас какой запах в аудитории во время обучения?
Вывод: Из результатов второго вопроса можно сделать вывод, что, возможно, мои одноклассники замечали влияние запаха в аудитории на своём состоянии и им не безразлично какой запах будет в аудитории.
Вопрос№3. Как вы считаете, запах может повлиять на состояние ученика и его успеваемость?
Вывод: Из результатов третьего вопроса можно сделать вывод, что мои одноклассники задумывались о роли запаха в своём обучении и состоянии во время обучения. Они считают, что запахи оказывают определённое влияние на уровень успеваемости, как у учеников в целом, так и конкретно на моих одноклассников.
Вопрос№4. Какой запах в аудитории для вас приемлем?
Вывод: Из результатов четвёртого вопроса можно сделать вывод, что, несмотря на понимание общей роли запаха в успеваемости, каждый ученик предпочитает собственное наполнение ароматом аудитории.
Вывод: Для всех моих одноклассников важен микроклимат аудитории, в которой они обучаются. И запах для них занимает далеко не последнюю ступень. Но каждый выбирает наиболее приятных запах для успешного обучения, исходя из своих привычек и предпочтений.
«Человеческий мозг устроен удивительно: мы забываем запах, пока не ощутим его снова, мы заглушаем голос памяти, пока не услышим его, и даже те чувства, что казались похороненными навечно, вдруг воскресают, оживают, когда мы оказываемся там, где когда-то испытал их впервые».
Мнение ученика: «Если распылять аэрозоль обильно то, это начинает очень давить. В помещении становится душно и это мешает выполнять задания. Мне хотелось проветрить помещение». (Приложение 2.2)
Мнение ученика: «Резкий запах моющего средства взывает отвращение, лично у меня, поэтому мне бы точно не хотелось заниматься в подобном помещении». (Приложение 2.3)
Мнение ученика: «В душном помещении нам иногда приходится обучаться, но от этого выполнение заданий не стало легче. В душном помещении мне всегда хочется спать, но никак не работать». (Приложение 2.4)
Мнение ученика: «В проветренном классе я всегда чувствую себя намного лучше, чем в помещении с посторонними запахами. Я быстрее выполняю задания, мне легче сосредоточиться. В классах, по возможности, мы стараемся всегда открывать окна во время урока». (Приложение 2.5)
Вывод: Проанализировав результаты эксперименты, можно сделать вывод, что хорошее самочувствие учеников действительно зависит, в том числе и от запаха в аудитории. Большая концентрация того или иного постороннего вещества в воздухе может вызывать плохо самочувствие и сонливость. При достаточном количестве кислорода мозг учеников активизируется, следовательно, и производительность учеников повышается.
Здравствуйте, убедительная просьба ответить на вопросы, чтобы помочь в исследовании о влиянии запаха на состояние учеников
Вопрос № 1. Важно ли для Вас в каком помещении вы учитесь? (Освещенность, температурный режим, проветренность, площадь помещения)
А) Да Б)Нет
Вопрос № 2. Важно ли для вас какой запах в аудитории во время обучения?
А) Да Б)Нет
Вопрос№3. Как вы считаете, запах может повлиять на состояние ученика и его успеваемость?
А) Да Б) Нет
Вопрос№4. Какой запах в аудитории для вас приемлем?
А)Парфюмерия Б) Освежитель воздуха
В)Просто проветренное помещение
Г)Помещение после обработки моющми средствами
http://itmydream.com/citati/zapah
https://www.nkj.ru/archive/articles/9034/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.pseudology.org/Perfume/RaitRH_NaukaZapahah1966a.pdf
https://ladycharm.net/2018/07/rol-i-znachenie-zapaxov/
https://kladvsebe.ru/otnosheniya/zapaxi-vliyanie-na-cheloveka.html
http://newgoal.ru/vliyanie-zapaxov-na-cheloveka/
https://psy.wikireading.ru/36421
https://subscribe.ru/group/sistemno-vektornaya-psihologiya-o-chem-molchit-bessoznatelnoe/5356104/
http://www.dslib.net/teorja-kultury/fenomen-zapaha-v-kulture-osobennosti-funkcionirovanija-v-sakralnoj-i-profannoj.html
http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_zapah_2.html?pd
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Позвольте, я вам помогу
Отчего синичка развеселилась
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Медведь и солнце