Монастыри издавна являются нравственными, религиозными, культурными центрами России. В связи с этим, я считаю особенно актуально проведение исследования по истории Свято-Тихвинского Куриловского монастыря - одной из главных достопримечательностей Ромодановского района РМ.
Целью данной работы является получение исторических сведений о прошлом и настоящем Куриловского Свято-Тихвинского монастыря.
Вложение | Размер |
---|---|
kurilovskiy_svyato1.doc | 852.5 КБ |
Олимпиада – 2016
Министерство образования Республики Мордовия
Государственная бюджетная организация
дополнительного образования Республики Мордовия
«Республиканский Центр дополнительного образования детей»
XVI Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Номинация «Культурное наследие. Литературное краеведение»
Тема работы
«Куриловский Свято-Тихвинский монастырь»
Подготовил: Гусев Илья Владимирович
учащийся 9 класса
МБОУ «Кочуновская основная общеобразовательная школа»
Адрес: 431626, РМ, Ромодановский район,
с. Кочуново, ул. Молодежная, д. 26
Домашний адрес: 431627, РМ, Ромодановский район,
пос. Совхоз Садвинтрест, ул. Полевая, д. 5, кв. 2
Контактный телефон: 8-834-38-2-57-43
e – mail: kochunovo@yandex.ru
Руководитель: Ледяйкина Василиса Георгиевна учитель истории МБОУ «Кочуновская ООШ»
Адрес: 431626, РМ, Ромодановский район,
с. Кочуново, ул. Молодежная, д. 26
Контактный телефон: 8-834-38-2-57-43
e – mail: kochunovo@yandex.ru
Ромоданово - 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………..……………….…….…….…2
Заключение……………………………………………….……………………..….…..…....12
Список литературы……………………………………………………..….……………….13
Приложение
Закономерность исторического явления обратно пропорциональна его духовности.
(Василий Осипович Ключевский)
Монастыри издавна являются нравственными, религиозными, культурными центрами России. Именно при монастырях появились первые школы, больницы, приюты; сохранялись и приумножались накопленные знания, велась хроника событий. Недаром первый документ об истории Древней Руси – «Повесть временных лет» был написан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Монастыри становились местом притяжения производительных сил во вновь обживаемых землях. Около них строились первые населенные пункты, постепенно перераставшие в торговые центры. Старинные монастырские постройки, храмы являются живыми свидетелями минувшей эпохи. Благодаря им, мы можем иметь представление об архитектуре «деревянной Руси», наблюдать за развитием и совершенствованием русского зодчества.
Особенно возросло значение монастырей, как духовных ориентиров, сейчас, в эпоху соблазнов, культа денег, утилитарного, потребительского отношения к миру и собственной жизни.
В современном образовании все большее внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию личности. В ноябре 2009 г. между отделом по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних Ромодановского муниципального района и благочинием района было подписано Соглашение о сотрудничестве. Цель которого состоит в том, чтобы сформировать систему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в традициях отечественной и православной культуры.
В связи с этим, я считаю особенно актуально проведение исследования по истории Свято-Тихвинского Куриловского монастыря - одной из главных достопримечательностей Ромодановского района. На долю монастыря выпала печальная участь. Поднимался он долго и строился ценой кропотливого труда. А в советское время был полностью разграблен, большинство построек было разрушено, храмы и колокольня взорваны.
Село Курилово, наряду с селом Болтиным, Сабановым и Козловкой, входит в состав Куриловского сельского поселения. К сожалению, некогда большое процветающее село сейчас вымирает. Закрыты все предприятия, школа, на улицах почти не слышится детский смех. Если бы не было монастыря, данный населенный пункт незаметно бы исчез с лица земли, как многие другие. Можно сказать, что монастырь – очаг жизни Курилова. В обитель постоянно приезжают паломники.
В древности говорили, что тот, кто не знает собственной истории, обречен совершать одни и те же ошибки. Поэтому так важно знать историю своего народа, своей Родины, беречь ее культурное достояние.
Целью данной работы является получение исторических сведений о прошлом и настоящем Куриловского Свято-Тихвинского монастыря.
Задачи: - сбор и сохранение материала об истории обители;
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- повышение роли краеведения в духовно–нравственном воспитании обучающихся;
- пополнение фондов школьного музея.
Методы исследования: интервьюирование, сбор и систематизация материала, поисковый, исследовательский, описательный.
Объект исследования: Свято-Тихвинский Куриловский монастырь.
Предмет исследования: история монастыря с момента возникновения до современности.
Источники исследования: архивные материалы, фотографии, рассказы насельниц обители и жителей с. Курилово, периодическая печать, интернет-источники.
Данная поисково-исследовательская работа проводилась в форме посещения Куриловского Свято-Тихвинского монастыря, беседы с насельницами обители, опроса местных жителей, сбора фотоматериалов, изучения публикаций газет «Победа», материалов, хранящихся в школьном музее «Кочуновской ООШ», интернет-источников, а также прочтения соответствующей литературы.
Работа охватывает период с момента возникновения монастыря до настоящего времени (1830-е гг. по 2016 г.), проводилась на протяжении 2015-2016 учебного года.
Проанализировав весь полученный материал, я попытался как можно полнее восстановить все события связанные с Куриловским Свято-Тихвинским монастырем.
Куриловский Свято-Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божией Матери) женский монастырь возник вблизи эрзянских деревень Старая и Новая Куриловка Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановского района РМ). Старая Куриловка насчитывала 74, Новая Куриловка – 45 дворов. Так значилось в «Списке населенных мест Пензенской губернии» за 1869 год. В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких уездах, усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых, Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с преподобным Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В дар от батюшки Серафима он также получил некоторые личные вещи – «мантию, подрясник, свитку, обрубок дерева из его кельи, топор, лапти» (10), которые после его кончины, в 1833 году, приобрели для верующих значение бесценных реликвий.
Община возникла в середине 1830-х годов, после того, как Тепловым был построен первый каменный храм. Назвали его в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Строительство храма началось в год смерти преподобного Серафима (1833 г.). В 1835 г. он был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, проектировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851 г., 1857 г. и 1858 г. храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Тихвинская церковь не стала приходской, потому что вокруг нее вскоре появились деревянные кельи, где находили себе приют женщины, решившие уйти от мира. В этом храме и хранились личные вещи Преподобного Серафима.
В 1859 году по ходатайству устроителя, т.е. Теплова А.В., Пензенское епархиальное управление официально утвердило общину как Серафимовскую, в честь и память преподобного Серафима Саровского. Тогда же Теплов пожертвовал сестрам 125 десятин земли и построил для жительства сестер каменный дом. В 1860 г. Святейший Синод подтвердил решение Пензы об устроении обители как сестринской и богадельной, епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины.
4 июля 1890 года по указу Святейшего Синода женская община была возведена в статус общежительного монастыря с наименованием его Тихвинским в честь чтимой обителью Тихвинской иконы Божьей Матери.
Развитие монастыря, прежде всего, связано с деятельностью настоятельниц. Первой настоятельницей, монахиней Ангелиной, в течение 15 лет построены два деревянных одноэтажных корпуса, вся обитель огорожена деревянным забором, построены черный и гостиный дворы со службами, вырыты два пруда. В 1881 году реконструирован первый каменный корпус, приобретена для общины пахотная земля с лесом 109 десятин, рассажен фруктовый сад.
Вторая настоятельница, монахиня Евстолия, реконструировала воздвигнутый основателем Тепловым Тихвинский храм с двумя приделами (в честь Бесплотных сил и Смоленской иконы Божьей Матери) и создала образцовое хозяйство, расширив его за счет животноводства, оградила монастырь каменным забором.
Игумения Рафаила заложила новый каменный трехпрестольный Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 г., построила три каменных корпуса. При ней в Саранске было устроено подворье Куриловского монастыря. Мать Рафаила умерла в 1897 г.
Построенный игуменьей Рафаилой храм, большой, соборный во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), спроектирован в «тоновском» (неовизантийском) стиле, получившем в России большое распространение после строительства в Москве храма Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Храм строился с 1890 г. на собственные средства монастыря. Несмотря на большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. Крестовоздвиженская церковь очень напоминала Саранский Спасский собор, только все пять глав выглядели меньше, что придавало монастырскому храму некую провинциальную простоту и камерность. Но, все же, он неплохо смотрелся рядом со старой кубической церковью, как бы придавленной к земле большим и крутым четырехскатным куполом. Не в традициях монастырской комплектности колокольню выстроили не многоярусной, заметной издалека, а массивной и короткой, поднимающей над храмовой крышей всего одну открытую площадку с неполным звоном, что больше подходило приходскому храму.
Считалось, что Крестовоздвиженский храм соперничал в величественности с лучшими церквями уезда и Саранска. Верующих привлекала великолепная стенная живопись, прекрасные копии с подлинных икон Тихвинской Богоматери и с чудотворного Знамения, хранившегося в Понетаевском монастыре. Особое значение для паломников имели реликвии, содержавшие мощи высокочтимых русской церковью святых: Апостола Андрея, Игнатия Богоносца, священномученика Харлампия Василия Великого, Иоанна Златоуста и многих других. В Куриловском монастыре наравне с прочими святынями демонстрировались личные вещи Серафима Саровского, почитание которого как святого началось задолго до официальной канонизации.
Четвертой настоятельницей, в течение 23 лет (с 1897 по 1921 гг.), была игуменья Серафима. Ею построены каменная трехъярусная колокольня взамен одноярусной колокольни Крестовоздвиженской церкви, два каменных корпуса, деревянные флигели и хозяйственные здания. В 1899 году был основан хутор близ деревни Курган, устроен водопровод, пущена ветряная мельница, рассажен второй фруктовый сад.
Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками. От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный.
По данным «Издания Редакции Пензенских Епархиальных Ведомостей» от 1907 г. в монастыре проживали 40 монахинь и 161 послушница.
Пятая настоятельница, игуменья Антония, управляла обителью с 1921 года по разгон монастыря в 1926 году.
К 1917 году число монашествующих приблизилось к 300 (260 черниц, из них 45 монахинь). На площади 1 гектар располагались 2 храма, 4 двухэтажных корпуса, 2 деревянных флигеля, дом на каменном фундаменте, 3 амбара; двухэтажная каменная гостиница была обнесена каменной стеной с 3 башнями по углам, северо-восточный угол — деревянной оградой. По форме монастырь представлял собой неправильный четырёхугольник. Тихвинский Куриловский монастырь имел подворье в г. Саранске и 2 хутора: один — в 2 верстах в д. Курган, другой — в Лукояновском уезде Нижегородской губернии.
Земли при монастыре имелось 531 десятины 1372 сажени, в числе которой пахотной земли было 340 десятин, усадебной и неудобной 23 десятины 1372 сажен, сенокосов - 16 десятин, под лесом - 152 десятины, в пересчете на сегодняшнюю метрику - более 800 гектаров. На скотном дворе содержалось около 40 лошадей и 50 коров. Монахини занимались садоводством и огородничеством. Все делалось их руками. Даже кузнецом, подковывающим лошадей, была послушница. В монастыре действовали сиротский приют, богадельня, школа для крестьянских детей, иконописная, чеканная, золотошвейная, скорняжная, сапожные мастерские, а также целый комплекс мелких предприятий для переработки сельскохозяйственного сырья.
Таким образом, в начале ХХ века Куриловский Свято-Тихвинский монастырь представлял собой целый комплекс зданий как литургического, так и бытового назначения и приобрел вид, способный удивить даже искушенных путников, перевидавших многое.
После революции в 1918-1919 годах у монастыря были реквизированы почти все земли (418 десятин) и две трети построек, которые были отданы местному населению. Во время гражданской войны Куриловский Свято-Тихвинский монастырь несколько раз превращался то в мобилизационный отдел, то в перевалочную базу военных грузов, то в лазарет. Власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. На базе монастыря и помещичьей усадьбы был организован крестьянский кооператив, садово-огородная артель по выращиванию и реализации яблок. Этот кооператив прекратил свое существование в 1924 году.
Оставшимися постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 году общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество. В 1924 году в Курилово были переведены последние монахини и послушницы разогнанного Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, вместе с игуменией Маврикией на новое место жительства перешли 104 человека. В 1926 году из монастыря были выселены все монахини, как Куриловского так и Чуфаровского монастырей. Оба храма были уничтожены, но верующим удалось спасти часть икон.
В монастырских помещениях открыли детский дом. Первыми воспитанниками Куриловского детского дома были беспризорные из города Кронштадта. Детский дом оставался до 60-х годов ХХ века. Тогда же была снесена колокольня. Из беседы с матушкой Никоной: «Как то к нам в монастырь приезжала женщина, которая рассказала, что воспитывалась в Куриловском детском доме. Однажды, всех воспитанников собрали в одном помещении и громко включили музыку, наказав никуда не выходить. Но детское любопытство неистребимо. Непоседы увидели, как взрывали колокольню. Женщина вспоминала, что они все очень испугались, начали выпрыгивать из окон. А потом горько плакали, хотя ничего не понимали, но им было очень жаль взорванную колокольню».
После закрытия детского дома в одном из корпусов бывшего монастыря до 80-х годов ХХ века действовала вспомогательная школа для умственно отсталых детей.
В 1924 году в Курилове была открыта школа колхозной молодежи (ШКМ), в которой обучались дети из сел Курилова, Ивановки, Козловки, Константиновки, Кургана, Кочунова, Б.Чуфарова, Болтина и др. Школа располагалась в двухэтажном здании бывшего настоятельного дома монастыря, где и просуществовала вплоть до закрытия в 2007 году. Для детей из отдаленных сел в одном из монастырских корпусов было оборудовано общежитие, которое располагалось на втором этаже, первый этаж занимала школьная столовая. В 30-е годы ХХ века директором ШКМ был Молин Николай Николаевич, будущий министр просвещения МАССР и ректор МГУ им. Н.П. Огарева (1958-1962 г.г.), ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1962-1972 г.г.). С образованием детского дома контингент учащихся значительно увеличился за счет воспитанников, они учились вместе с сельскими ребятами.
В конце 20-х годов, на базе монастырского хутора, располагавшегося между с. Куриловом и д. Курган, был организован Хмельсовхоз. Совхозу, помимо хутора, передали все хозяйственные постройки и собор монастыря. Вскоре Хмельсовхоз был реорганизован в плодосовхоз «Садвинтрест» и переехал на новое место между селами Кочуново и Ивановкой. Все принадлежавшее хмельсовхозу монастырское имущество было продано колхозу «Якстере сокиця» («Красный пахарь»), организованному в ноябре 1929 года в с. Курилово. Из монастырских построек сельские строители возвели: конюшню для лошадей, скотный двор для крупного рогатого скота, свиноферму, птицеферу, овощехранилище, кузницу, склады для хранения зернопродуктов, электростанцию; силосные ямы, облицованные кирпичом; пункт искусственного осеменения животных, пожарное депо, крытый ток, детский сад и ясли, колхозную пекарню и многое другое. В 1930-1931 гг. была сделана дорога из колхоза, от правления к бывшему монастырю. В 1951 году колхоз укрупнили и переименовали в колхоз имени И.В. Мичурина, затем в 1969 году в совхоз «Ромодановский, в конце 90-х гг. – ООО Агрофирма Куриловская Ромодановской РЭТЭС. В настоящее время в селе закрыли ферму агрофирмы.
Таким образом, за годы советской власти от монастырского комплекса мало что осталось. Были разрушены оба храма, колокольня, все хозяйственные постройки. Помещения использовались детским домом, школой, впоследствии как склады местного хозяйства. В итоге большинство корпусов пришли в ветхость, были полуразрушены.
В 1995 году по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) монастырь вновь обрел жизнь (по постановлению Св. Синода от 26.12.1995 г.). Возрождение обители началось с того, что в одной из комнат бывшего келейного корпуса поселились первые насельницы – две монахини и послушница. Первой настоятельницей возродившегося монастыря была игуменья Вероника. Сегодня ею является матушка Серафима (Куняева). В 1997 г. было уже 20 инокинь, в т. ч. две схимницы. На их долю выпал тяжкий труд по восстановлению разрушенного монастыря. Матушка Никона, проживающая здесь с 1996 года вспоминает: «Землю невозможно было вскопать, ее долбили ломом, в освобожденное пространство засыпали чернозем и лишь тогда все высаживали. Могилы за годы советской власти так сравняли с землей, что и не понятно, где они раньше находились. При копании траншеи, были вырыты человеческие останки». Бывшие выпускники Куриловской школы вспоминают, что на останках затоптанного монастырского кладбища у них проходили торжественные линейки. Дети тогда и не догадывались, что это за утрамбованные холмики под ногами, на уютной полянке в лесу рядом со школой…
Восстановление храмов началось с открытия в небольшой комнатке домовой церкви во имя Преподобного Серафима Саровского. Сегодня в обители, кроме домовой церкви, стоит деревянный храм, перевезенный из с. Сабаново и реконструированный на новом месте. 2 ноября 1997 года он был освящен епископом Саранским и Мордовским Варсонофием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Недалеко от монастыря, на чтимом Тихвинском источнике, воздвигнута часовня. На территории обители построена трапезная, отремонтировано 4 корпуса. В 2007 году монастырю возвращено в собственность последнее сохранившееся здание обители, в котором около 80 лет размещалась сельская школа. Ныне Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь представляет собой комплекс зданий, состоящий из трех келейных, настоятельского и гостиничного корпусов.
19 июля 2014 года Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский совершил Божественную литургию в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери Куриловского Свято-Тихвинского женского монастыря. После совершения Литургии, Высокопреосвященнейший Зиновий совершил в монастыре чин освящения купола храма в честь преподобного Серафима Саровского.
По сути иноческая жизнь в Курилове начиналась с нуля дважды. Сегодня этот монастырь - один из многообещающих. Сюда часто приезжают паломники, отмечая особую красоту и атмосферу места.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.05. 2000 г. № 242 комплекс зданий Свято - Тихвинского женского монастыря был признан памятником архитектуры конца ХIХ века и взят под государственную охрану.
В одном из архивных документов 1900 года летописец пишет: «Главные святые реликвии данной обители и храма: икона Тихвинской Божьей Матери, представляющая из себя копию с подлинной Тихвинской иконы, икона Знамения Богородицы (копия с чудотворной иконы Понетаевского монастыря), крест сребропозлащенный с частями мощей святого апостола Андрея Первозванного, Игнатия Богоносца, священномученных Харлампия, преподобного Феодора Студита и мученика Амоса. Святые мощи хранятся в деревянном ковчеге и в храме открыты во время богослужения. Следует упомянуть еще сребропозлащенный крест и частицы мощей святого Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустного и святителя Николая Марликийского чудотворца. Сей крест висит на Тихвинской иконе Божьей Матери. Упомянем также и об иконе святого мученика Пантелеймона и Харлампия.
Также в обители хранятся как святыни личные вещи Серафима Саровского, употреблявшиеся преподобным в повседневной жизни – мантия, подрясник, свитка, топор, обрубок дерева, который служил Серафиму для сидения, немного волос, камень, лапти и ступни. Они были переданы в монастырь с благословения Саровского Чудотворца его устроителем Тепловым». (7)
Из всех чтимых образов верующие сберегли только список с иконы Тихвинской Божьей Матери, хранившийся некогда в каменном Тихвинском соборе. Икона вернулась в возрожденный монастырь в 1996 году.
В своей работе «Краткая история села Курилово, Ромодановского района республики Мордовия», датированной 2007 годом, краевед Ю.Е. Тараскин пишет: «Мне пришлось приводить в порядок эту икону, она была вся закопчена, поэтому пришлось удалить сажу. При извлечении иконы из рамы я видел в верхнем углу 1797 год, т.е. год ее написания. Эту икону в свое время передал монастырю помещик Теплов Африкан Васильевич». Однако, во время экскурсии по Свято – Тихвинскому женскому монастырю, нам позволили рассмотреть данную икону вблизи. Я увидел в нижнем правом углу - 1828, что вводит в сомнения по поводу точной даты написания данного списка с иконы Тихвинской Божьей Матери.
Религиозная жизнь в селе продолжилась и после закрытия монастыря и церкви. До 1924 года в селе проживал последний священник куриловской церкви - отец Илья. После его исчезновения религиозную службу проводил отец Никодим (Тумаев Николай Григорьевич), бывший дьяконом. Он был хранителем реликвии села – иконы Тихвинской божьей матери, которую ему передали верующие после закрытия церкви. Отец Никодим всю жизнь посвятил Богу, жил очень бедно, денег за службу не брал, умер вскоре после войны. После смерти отца Никодима реликвия села перешла к Григорькину Ефиму Матвеевичу, у которого собирались богомольные бабушки и вели службу. После смерти этого хранителя икона перешла к Тараскиной Прасковье Ивановне, после смерти которой, была передана Тараскиной Татьяне Петровне, у которой также собирались на богомолье. Икона Тихвинской Божией Матери у нее была до возрождения монашеской общины в с. Курилово. Затем была передана настоятельнице Свято-Троицкого Куриловского монастыря матушке Веронике. Сейчас икона занимает свое место в церкви монастыря.
Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Из архивных документов известно, что праздничные и обычные богослужения в Куриловском монастыре всегда совершались в точности по уставу и правилам с надлежащим благолепием. Полнейшее благоговение и тишина, чтение внятное и неспешное, отсутствие какой бы то ни было суеты, отличали богослужение собрания сестер и невольно влияли на приходящих богомольцев, чем и объяснялось усердное посещение монастырских церквей мирянами не только ближайших, но и дальних селений.
Особенно многолюдное стечение богомольцев было 25 и 26 июня (8-9 июля по новому стилю), в день явления Тихвинской иконы Божьей Матери, когда в обители совершался Крестный ход.
Большое стечение богомольцев было также в храмовые праздники обители: 14 сентября (27 сентября) и 8 ноября (21 ноября), в другие праздничные дни, в посты обитель также посещалась богомольцами. Обитель руководствовалась правилами, данными Саровской пустыни преподобным Серафимом.
Традиции минувших дней продолжаются и сегодня. Подтверждением тому - Крестный ход, который совершается ежегодно 9 июля. Так, 9 июля 2015 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, совершил Божественную литургию, водосвятный молебен и крестный ход в Свято-Тихвинском Куриловском женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, настоятель Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря игумен Руфин (Баранников), благочинный церквей Ромодановского района иерей Владимир Кугушев, духовенство благочиния. За богослужением молились сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Серафимой (Куняевой). Владыка поздравил сослужащую братию, сестер и многочисленных паломников обители с праздником и преподал архипастырское благословение.
Монастырь активно возрождается. В 2014 году был воздвигнут новый купол над храмом, освященным в честь преподобного Серафима Саровского. Несмотря на небольшое число монахинь, населяющих Куриловский Свято-Тихвинский монастырь, он поражает чистотой, благоустроенностью и уютом, созданными руками сестер. Постепенно, год из года, происходит возрождение обители, монастырь развивается и вновь становится местом паломничества верующих.
Заключение
История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имели огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри Мордовского края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.
Попытавшись исследовать более чем вековую историю Свято-Тихвинского Куриловского монастыря, я прихожу к выводу, что данная работа - лишь маленькая крупица, первый шаг в изучении истории обители. В своей работе я проанализировал периоды становления монастырской жизни, узнал о людях, жизнь которых неразрывно связана с ней. Был изучен материал, связанный с восстановлением монастыря. Это стало возможно благодаря помощи монахинь, проживающих в обители. Много интересных сведений получил, общаясь с жителями села Курилово.
Многое узнал я про историю монастыря, но еще больше осталось скрыто и заслуживает внимательного, подробного изучения поисковиками-исследователями.
В этом святом месте могут обрести приют все, кто в этом нуждается. Местное население, жители окрестных сел, приезжая в монастырь, находят здесь теплый прием, покой и утешение. И сами в свою очередь оказывают обители посильную помощь.
Историко-культурную значимость монастырей трудно переоценить. При них открываются приюты, ведется воспитательная работа с антисоциальными слоями населения.
Как уверили нас монахини, восстановление древней святыни будет продолжаться и впредь.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют для меня большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, я лучше стал понимать историю своей малой родины.
Список использованной литературы:
1. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000;
2. Бахмустов С. Под сенью Тихвинского образа // Сар. ЕВ, 1995, № 5-7, с. 20-26
3. "Биография Тихвинского Куриловского общежительного женского монастыря Саранского уезда Пензенской губернии" (архив ФСБ по РМ, Дело № 2643).
4. История Куриловского Свято-Тихвинского монастыря по новым данным // Сар. ЕВ, 2001, № 10, с. 13-24.
5. Материалы к истории Куриловского Свято-Тихвинского монастыря // Финно-угорский мир: история и современность. Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (секция исторических и педагогических наук). – Саранск, 2000, с. 149-156;
6. Монастыри: Энциклопедический справочник. – М.: Изд. Моск. Патриархии – «Республика»,
2000;
7. «Прошлое и настоящее Куриловского Свято-Тихвинского женского монастыря». Газета «Победа» от 20 июля 2007 г.
8. «Пензенская Епархiя. Историко-статистическое описанiе». Изданiе редакцiи «Пензенскихъ Епархiальныхъ Вѣдомостей», типографiя Губернскаго Правленiя, Пенза, 1907 г.; С. 321 съ прилож. 1 листа карты.
9. Тараскин Е.Ю. «Краткая история села Курилово Ромодановского района республики Мордовия» 2007 г. (текст набран и распечатан на ПК автора)
Интернет-источники:
10. Библиотека сайта Серафима Саровского http://www.serafim-library.narod.ru/
11. Сайт Саранской епархии http://www.sarep.ru/
12. Сайт «Пенза, которой нет» https://sites.google.com/site/penzakotoroinet/penza-kotoroj-n- t/t/tihvinskij-obsezitelnyj-monastyr
http://refereed.ru/ref_354afb309a975e849404093eee75a789.html
http://www.liveinternet.ru/users/5114887/rubric/4151087/
http://kulyat.info/news/view/9715-svyato-tixvinskij-zhenskij-monastyr-skurilovo.html
http://romodanovo.e-mordovia.ru/content/view/1532
http://rom-blagochinie1.ortox.ru/
http://www.hramkazanskoi.ru/
http://www.gidrm.ru/doc_2436.html
http://rodnaya-storona.ru/node/85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Куриловский Свято-Тихвинский монастырь
Тихвинский источник
Храм Тихвинской иконы Божией Матери (перевезенный из с. Сабаново)
Домовой храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского
Освящение купола храма в честь преподобного Серафима Саровского
9 июля 2014 г.
Куриловский Свято-Тихвинский монастырь. Фото, начало ХХ века
Тихвинская икона Божией Матери
Игумения Куриловского Свято-Тихвинского монастыря Серафима (Куняева), епископ Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский
Крестный ход в Свято-Тихвинском Куриловском женском монастыре
Божественная литургия в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери Куриловского Свято-Тихвинского женского монастыря.
МОЛИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 3 декабря 1911 года в селе Ромоданово Ромодановского района Республики Мордовия.
Деятель народного образования. Кандидат исторических наук (1952).Заслуженный работник народного просвещения МАССР (1965). Окончил Саранский педагогический техникум, МГПИ им. А. И. Полежаева (1936), Московскую ВПШ (1948). Работал в школах Кочкуровского и Ромодановского районов. С 1939 года — начальник учебной части НКВД МАССР. С 1941 года — Министр просвещения МАССР. С1948 года — директор Мордовской партийной школы.
В 1958-62 гг. — проректор, ректор Мордовского государственного университета. В 1962-72 гг. — ректор, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Сфера научных интересов — участие мордовского народа в Великой Отечественной войне. Депутат ВС МАССР (1958). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 — «Знак Почёта», медалями. Умер 13 августа 1977 года в Саранске.
Ученики и учителя Куриловской школы 1986 год
Григорькин Ефим Матвеевич и Тараскина Татьяна Петровна -
хранители Тихвинской иконы Божией матери
Постановление Правительства РМ от 15.05.2000 N 242 "О ВЗЯТИИ ПОД ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА ХIX ВЕКА КОМПЛЕКСА ЗДАНИЙ СВЯТО - ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ и ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХX ВЕКА ЗДАНИЯ МОРДОВСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ С.Д.ЭРЬЗИ"
Архив
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2000 г. N 242
О ВЗЯТИИ ПОД ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА ХIX ВЕКА КОМПЛЕКСА ЗДАНИЙ
СВЯТО - ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ и ПАМЯТНИКА
АРХИТЕКТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХX ВЕКА ЗДАНИЯ
МОРДОВСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО МУЗЕЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ИМЕНИ С.Д.ЭРЬЗИ
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Взять под государственную охрану:
комплекс зданий Свято - Тихвинского женского монастыря в с. Курилово Ромодановского района как памятник архитектуры конца ХIX века;
здание Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Коммунистическая, 61, как памятник архитектуры второй половины ХX века.
2. Министерству культуры Республики Мордовия принять необходимые меры по сохранению памятника архитектуры конца ХIX века комплекса зданий Свято - Тихвинского женского монастыря и памятника архитектуры второй половины ХX века здания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
Тихвинскiй общежительный монастырь при дѣревне Куриловкѣ
Саранскаго уѣзда Пензенской губернiи
(Обозрѣнiя и описанiя)
«Пензенская Епархiя. Историко-статистическое описанiе». Изданiе редакцiи «Пензенскихъ Епархiальныхъ Вѣдомостей», типографiя Губернскаго Правленiя, Пенза, 1907 г.; С. 321 съ прилож. 1 листа карты.
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Соленая снежинка
Валентин Берестов. Аист и соловей