У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В своей работе я хочу рассказать об учителе - участнике Великой Отечественной войны о Гафаре Мухаметрахимовиче.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nazhmetdinova_g.docx | 63.41 КБ |
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 1941-1945 Великая Отечественная война………………………4-5
1.2 Уходили на фронт наши земляки ……………………………….6
2. Практическая часть……………………………………………………..7
2.1 Страницы жизни Якупова Гафара Мухаметрахимовича……8-9
2.2 История большой любви Гафара Мухаметрахимовича и
Кашифы Абдулловны Якуповых………………………………10-11
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………….13
Приложение……………………………………………………………….14
Введение
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В своей проектной работе я хочу рассказать об учителе - участнике Великой Отечественной войны Гафаре Мухаметрахимовиче. Цель моей работы: Рассказать о настоящем человеке, о его жизни и о его вкладе в воспитание подрастающего поколения нашей деревни. Для достижения этой цели перед собой поставила следующие задачи: подробно изучить его биографию, побеседовать с его внучкой, прочитать и проанализировать статьи газеты «Восход» План моей работы: 1.Собрать и изучить необходимый материал. 2.Написать проектную работу и сделать буклет Я работала с архивными документами краеведческого уголка нашей школы. Своим проектным продуктом я выбрала буклет потому, что я считаю, что он будет полезным и удобным для изучения биографии и работы Гафара Мухаметрахимовича для учеников нашей школы. Свой проект я разделила на такие части: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение и литература. Работа над проектом показала мне, что жизнь Гафара Мухаметрахимовича была интересной, но и в тоже время сложной, потому что он жил довоенное время и прошел войну, работал в тяжелые послевоенные годы.
1.Теоретическая часть 1.1 1941-1945 Великая Отечественная Война
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В проектной работе я хочу рассказать об учителе - участнике Великой Отечественной войны о Гафаре Мухаметрахимовиче. Бесстрашные деяния батыров, их славные имена нашли отражение в легендах, народных сказках. Мужество и героизм не подвластны времени, и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются все новые герои. Беспримерная самоотверженность народов России в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти людской. И не только нынешнее поколение, но и многие грядущие будут склонять голову перед бессмертным подвигом Героев… Вторая Мировая обрушилась на нашу страну как лавина в 1941 году. Она сломала миллионы судеб жизней, уничтожила колоссальное количество ни в чём не повинных людей…. Более полувека отделят нас от последних сражений страшной и кровавой войны. Шестьдесят восьмой раз на нашу родную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходит от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом. Подросло, возмужало и состарилось не одно поколение людей, но отголоски тех тяжёлых дней будут слышны ещё не один десяток лет, а может быть и сотни лет. Война - это событие, которое удалось пережить немногим нашим землякам, но ещё предстоит переосмыслить всем живущим. Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убежденность в правоте и справедливости нашей борьбы, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот те источники, из которых черпал свою силу наш многонациональный народ в годы беспощадной схватки с врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно-нравственный подъем в массах, нерушимое единство фронта и тыла. Победа не далась легко. Из челябинской области ушло на фронт 1млн. 115тыс. человек, погибло более 260 тыс. человек. То есть практически каждый четвертый. Всего в Уральском военном округе было призвано 2млн. 208 тыс. человек. Они самоотверженно сражались против фашистов на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в тылу врага – на суше, на море, в воздухе. Многие овеяли свои имена вечной славой. Поле битвы оказалось тем местом, где выяснилось, кто есть кто. На войну были мобилизованы 57 молодых людей, среди них был Гафар Мухаметрахимович, который после завершения войны связал свою дальнейшую жизнь с педагогической деятельностью в нашей школе. Я решила исследовать его жизнь, подвиг потому, что он и все ветераны – история, прикоснувшись к которой, почувствовала, что интерес к этой области жизни у меня никогда не пропадет.
1.2 Уходили на фронт наши земляки
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны, внезапно, по-разбойничьи напала на нашу страну. 1418 дней и ночей, затаив дыхание, весь мир следил за ходом гигантской битвы, в которой решалась судьба первого в мире социалистического государства, но и судьба других народов, будущее мировой цивилизации. Всеобщий патриотический подъём трудящихся города, их ненависть к врагу проявились в том, что люди потоком шли в райвоенкомат с просьбой о добровольном зачислении их ряды Красной Армии. Заявления подавали рабочие, колхозники, учителя, пенсионеры и даже школьники. Их основную массу составляли коммунисты и комсомольцы. Среди них Файзрахман Юлдубаев, воевавший на Украинском фронте, награжден двумя орденами Красной звезды. Камалов Седретдин рядовой 1076 стрелкового полка удостоен ордена Красной звезды. Саитхужин Мухубулла – младший лейтенант 30 армии 243 дивизии, имеет орден Отечественной войны 2 степени, орден Красной звезды. Мусин Фарит- участник освобождения Сталинграда, Берлина, Москвы, награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 1 степени. Афлятунов Мухарам – участник одного из крупнейших танковых сражений В.О.в – Курская битва. «В этом сражении участвовало с обеих сторон более 1200 танков. Сотни подбитых горели на поле боя. Из-за дыма и пыли не было видно солнца, из-за сильного орудийного грохота солдаты теряли слух. Сражение произошло в районе Прохоровка 12 июля 1943 года. Земля гудела в радиусе нескольких сотен километров, а в самом селе земля, тряслась как при землетрясении. В бою Мухарам Янмурзинович был ранен осколком в грудь и попал в госпиталь. Но уже через три месяца он снова был в бою и освобождал Румынию, Венгрию, Беларуссию, Украину. За мужество и героизм М.Афлятунов награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 1 степени. Среди них одна женщина – Шайхисламова Гайдана Хидиятовна, которая училась в нашей школе, затем работала учителем в Березовской школе, позднее в Кулуевской и похоронена там же в с. Кулуево.
2. Практическая часть
Война 1941-1945г.г была поистине мировой. Советский Союз сильно пострадал во время Второй мировой войны. Погибли миллионы мирных жителей, германские солдаты были безжалостны к народам. Сражения происходили по всей территории Дальнего Востока, в Тихом и Атлантическом океанах, на Ближнем Востоке, в Северной Африке.
Эта война коснулась и семьи Гафара Якупова. Якупов Гафар Мухаметрахимович, родился в 1923 году 27 апреля в деревне Метелева Аргаяшского района, в семье крестьян – хлебопашцев. Окончил в 1935г. Метелевскую начальную школу и поступил в Дербишевскую, в которой проучился 3 года. Отучился в Аргаяшском педучилище с 1938-1941 г. В 1941-1942гг. работал заведующим Силянкинской начальной школы Миасского района. В июне 1942 года в 19 лет забрали в армию. Служил в Чебаркуле, откуда поступил в июле 1942 года в Смоленское артиллерийское училище, которое находилась в г. Ирбит Свердловской области. Получив звание лейтенанта, был направлен на Ленинградский фронт. В составе 799 артиллерийского полка 268 стрелковой дивизии участвовал в обороне Ленинграда, где получил тяжёлое ранение, став инвалидом 2 группы. После чего был направлен в тыл по приказу главного командования для обучения молодёжи военному делу как военрук. Уральским военным округом был направлен в распоряжении Аргаяшского райвоенкомата военруком, где работал до января 1945 года. В январе 1945 был мобилизован в ряды Советской армии. Служил в военной комендатуре в Восточной Пруссии в г. Мариенбург. Откуда был мобилизован в 1946 году. С 1947-1978 работал учителем, директором Метелевской 8-летней школы. Ему присвоено звание «Почетный гражданин Аргаяшского района». Имеет награды : орден «Отечественной войны» 1 степени, медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За Победу над Германией» и юбилейные
2.1 Страницы жизни Якупова Гафара Мухаметрахимовича
Якупов Гафар Мухаметрахимович родился в деревне Метелева в многодетной крестьянской семьи в трудные годы, в годы становления Советской власти. Уже в детстве он испытал все тяготы жизни: нужда, голод. Но, несмотря на это у Гафара Мухаметрахимовича успешно окончил начальную школу в деревне Метелева. Любознательный, трудолюбивый, общительный мальчик продолжил дальнейшее обучение в Дербишевской школе. Жил в интернате, где не было никаких условий для проживания. Огромное желание стать учителем, учить деревенских ребят приводит его в Аргаяшкое башкирское педучилище. Через три года Гафар Мухаметрахимович начинает свою трудовую деятельность учителем начальных классов в Селянкинской начальной школы Миасского района. Не многие люди умеют вести себя с детьми как с равными. А молодой учитель это умел. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами. Так бы и учительствовал Гафар Мухаметрахимович, но судьба распорядилась иначе. В свои 19 лет молодому учителю пришлось сменить свою профессию – стать защитником Родины. При обороне Ленинграда, получив серьёзное ранение, он вынужден был демобилизоваться, чтобы готовить молодых парней военному делу. Но Родине были необходимы грамотные люди не только в тылу, но и на фронте. И вновь в 1945 году знания лейтенанта потребовались войнам Советской Армии. После окончания войны умный, вдумчивый, инициативный молодой учитель продолжает воплощать свои мечты в своей школе. В 1947 году его назначают директором Метелевской семилетней школы. Стране нужны были умелые, толковые рабочие кадры. Наравне управлением школы Гафар Мухаметрахимович учит детей почувствовать радость самостоятельного труда, творчества, радость созидания на уроках труда. Обучая теоретическим знанием, он приучал детей и практическим навыкам работы со столярным инструментом. Мальчишки могли сделать простую мебель: табуретки, столы, скамейки, шкафы, которые так были необходимы дома, а так же для своего школьного музея. Ведь Метелевская школа была самая первая в районе, и Гафар Мухаметрафимович стоял у истоков создания музея. Он добросовестно справлялся с порученной работой: обучая- воспитывал, воспитывая – обучал. Гафар Мухаметрахимович никогда не разделял свое время: на урочное и внеурочное. Он был с детьми в любое время и в любой работе. Вот собирали экспонаты в музей, металлом, макулатуру и все для того чтобы в школе было все необходимое для интересного обучения, и воспитания и полноценного отдыха. Дети с большим желанием и энтузиазмом посещали музей, помогали расширять его экспозиции, и непременным консультантом был директор, учитель Якупов Гафар Мухаметрахимович. Он всегда был первым помощником в накоплении материала по истории школы, деревни, про судьбы своих односельчан. Постоянными гостями в его доме являются ученики, учителя, студенты. Он со всеми делится своим опытом, без устали может рассказывать о жизни своего села, ведь у него хорошая память. У Гафара Мухаметрахимовича была очень богатая, насыщенная жизнь не только в стенах школы, но и в общественной жизни деревни, района. Односельчане постоянно избирали его своим депутатом сельского совета. А в деревне вопросов, которые должен решать депутат очень много: это и водоснабжение, и обеспечение топливом, это и работа магазина, клуба, медицинского пункта и многие другие, даже в решении семейных проблем принимал участие депутат Гафар Мухаметрахимович. Поэтому его неоднократно избирали и председателем товарищеского суда. Жить на селе – быть учителем, быть на виду у всех – это не легко. Учитель должен воспитывать не только детей, но и родителей. Гафар Мухаметрахимович сам человек принципиальный, честный, скромный, справедливый заслуженно завоевал доверие своих односельчан. Они вместе проводили вечера отдыха, организовывали концерты, выезжали с агитбригадой на поля, ферму. А рядом с ними постоянно была его супруга Кашифа Абдулловна. В любви и согласии они прожили 64 года, воспитали четверых детей, дали им образование, которые в дальнейшем стали главным инженером, учителем, медсестрой, библиотекарем. Дети пользуются уважением в своих трудовых коллективах. А где только нет учеников Гафара Мухаметрахимовича! Они есть в разных уголках нашей страны: от простого рабочего до доктора наук. Вся жизнь Гафара Мухаметрахимовича – это труд, служение своему народу, Родине!
2.2 История большой любви Гафара Мухаметрахимовича и Кашифы Абдулловны
Якуповы, пожалуй, была самой старейшей парой не только в д.Метелева, но и во всем Аргаяшском районе. Вместе они прожили более 67лет! Не зря эту годовщину совместной жизни назвали каменной свадьбой. Наверное, имелось в виду, что время разрушает даже камни, но настоящая любовь времени неподвластна. Гафару Мухаметрахимовичу в этом году исполнилось бы 97 лет. Старше его в деревне не было никого. Кашифа Абдулловна была на год моложе. « Сколько нам лет, столько времени мы знаем друг друга: дружили с малых лет, - вспоминает супруга. Вместе учились в школе, оба поступили в аргаяшское педучилище. Расставались лишь однажды, когда началась война. В 17 лет мой будущий муж начал работать учителем начальных классов в Миасском районе, а через год ушел на фронт. Я очень переживала за него, ведь старший сын Якуповых Магафур уже воевал, и от него долго не приходили письма. Он так и не вернулся домой, пропал без вести. Гафар в многодетной семье был вторым из сыновей, ушедшим на фронт. Он воевал под Ленинградом. Его часть стойко отражала атаки немецких войск на подступах к городу». За храбрость метелевский паренек награжден медалью «За отвагу» и орденом Великой Отечественной войны. Верил в скорейший прорыв блокады Ленинграда. В бою получил тяжелое ранение и долго лечился в госпитале. Его комиссовали из-за потери глаза. «Каково было нашей матери провожать сыновей на войну – одному богу известно, - говорил Гафар Мухаметрахимович. – Она вырастила нас, семерых детей, одна. Отец умер в 1934-м от голода. В 44-м пришла повестка и младшему брату, 17- летнему Файзрахману. Я устроился в Аргаяшскую школу №2 военруком. Вскоре мы с Кашифой поженились. Она тоже работала в школе, вела уроки труда». Недолго молодожены радовались семейному счастью. В начале 1945 года Гафара Мухаметрахимовича вновь мобилизовали на фронт. Присвоили офицерское звание и направили в одну из комендатур в Восточной Пруссии. Здесь же встретил победу. Но только через год смог обнять свою любимую Кашифу. Началась мирная жизнь. У Якуповых родились двое сыновей и две дочери. Друг семьи Табрис Мажитович Мингазин вспоминал:
« В 1964 году я был назначен директором Метелевской школы. В первое время меня с женой и ребенком приютили Гафар Мухаметрахимович и Кашифа Абдуллова. Эти чуткие люди протянули руку помощи еще одной учительнице, приехавшей по распределению из Краснодарского края с грудным ребенком. Они отнеслись к ней как родной дочери. Так же доброжелательно и приветливо отнеслись к людям и младшие Якуповы – Ринат, Фуат, Фания, Файруза. Так же были неравнодушны к чужой беде. Семья жила очень дружно. Поддерживали и помогали друг другу в любой ситуации. Вместе пережили страшное горе - трагическую гибель 27-летнего сына Фуата. Поддержка детей и внуков помогла им справиться с бедой». «Фуат пошел по нашим стопам- работал учителем, - рассказывал Гафар Мухаметрахимович. – Первым учителем в нашем роду стал мой старший брат Магафур. Мы очень жалеем, что он погиб на войне. Недавно я составил свою родословную по отцовской линии, основываясь на воспоминаниях дедов-прадедов и архивных записей Уфимского ЦГИА. Сумел выяснить, кто стоял у истоков нашей семьи – это прадед моего дедушки 1720 года рождения. Мой дед Яку(видимо, от его имени образовалась наша фамилия) родился в 1836 году, мой отец – в 1868-м. учителей среди них не было. Но педагоги есть, среди моих внуков. Внучка Диляра, которая живет с нами, работает заведующей в детском саду, жена сына Рината – преподаватель русского языка и литературы. Так что, сеять разумное, доброе и вечное Якуповы будут еще долго» - рассказывал Гафар Мухаметрахимович.
Заключение
Семьдесят пять лет прошло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. И все эти годы мы живем под мирным небом. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых наши дорогие учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь нам, нашей школе. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье. Героизм – это одно из проявлений духовной красоты. Не случайно превыше всего народ ставил величие духа человека. Для меня учитель, о котором я рассказала - Герой. Мы гордимся им. «Учитель - мирный человек, но в сорок первом каждым нервом он защищал двадцатый век, чтоб жили школы в двадцать первом …» За все эти годы не было ни одного дня, чтобы не убивали людей. Каждую минуту на нашей земле от пуль и голода погибают люди, плачет ребенок, чья- то мать проклинает убийцу. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем об этом. Вот почему бередим старые раны. Мы должны сохранить такой хрупкий мир. Он достался нам слишком дорогой ценой.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
В ХХI веке, перешагнув порог третьего тысячелетия, хочется пожелать в будущем жить без воин. Пусть в грядущих веках больше не будет героев, павших на поле боя. А нам, зная цену своих Героев, будет суждено жить спокойно и счастливо.
Литература
1. Соловьева М.П статья «Учитель и война»
2. Давляева З.Г. «Где родился, там и приходился» газета «Восход» 2008г.
3. Фатхуллина Н. «История большой любви» газета «Восход» 2011г.
4. Гиниятуллин Г.Ф. «Солдат и учитель» газета «Восход» 2013г
5.Семейный документальный и фото архив Якупова Г.М
Приложение
№ | Награды и заслуги | описание |
1 | Медаль «За отвагу» | Этой медалью награждали исключительно за храбрость, проявленную на поле боя. |
2 | Орден «Великой Отечественной войны» | Орден Великой Отечественной войны давался тем кто проявили стойкость, храбрость, мужество. Так же за достижения успехов в боевых операциях. Для получения этого ордена 1 степени необходимо было уничтожить 3 легких танковых машин или 2 тяжелых/средних. |
3 | Медаль «За оборону Ленинграда» | Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда. |
4 | Медаль «За Победу над Германией» | Эта медаль вручалась всем военным и вольнонаемным, которые воевали на фронтах в составе всех видов войск. |
5 | «Почетный гражданин» | Эта заслуга присваивается за особые услуги и выдающийся вклад в развитие экономики, культуры, науки, народного образования и здравоохранения, а так же за личное мужество и героизм проявленные при исполнения служебного и гражданского долга. |
6 | «Ветеран труда» | Возможность приобретения статуса есть у тех, кто начал работать до наступления 18 лет во время Великой Отечественной войны и отработал минимум 40 лет (для лиц мужского пола), 35 (для женщин женского пола). |
Есть ли лёд на других планетах?
Хитрый коврик
Швейня
Кактусы из сада камней
Галка в чужих перьях