Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Меня заинтересовало, как сохранить яркие краски цветка, его хрупкие листочки и цветочки и стали спрашивали у взрослых. Используя полученные знания, засушивал растения, аккуратно укладывая между страничками старых книг, из высушенных растений составил гербарий: «Растения Павловского Посада».
В результате работы я не только научился составлять гербарий, но и расширил свой кругозор, учился любить и беречь природу.
Вложение | Размер |
---|---|
yastrebtsev_a.v._proekt_gerbariy_eto_interesno.docx | 29.56 КБ |
Научно-познавательный проект «Гербарий – это интересно!»
Краткая аннотация
Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Меня заинтересовало, как сохранить яркие краски цветка, его хрупкие листочки и цветочки и стали спрашивали у взрослых. Используя полученные знания, засушивал растения, аккуратно укладывая между страничками старых книг, из высушенных растений составил гербарий: «Растения Павловского Посада».
В результате работы я не только научился составлять гербарий, но и расширил свой кругозор, учился любить и беречь природу.
Актуальность проекта. Я живу в городе Павловский Посад. Наш край красив в любое время года! И украшают его парки, сады, реки. Всю эту красоту надо беречь и гордиться ею.
Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Меня заинтересовало, как сохранить яркие краски цветка, его хрупкие листочки и стебелёчки. Я спрашивал у взрослых и у учителей. Мне объяснили, что растения засушивают, аккуратно укладывая в специальные сушилки. Далее из высушенных растений составляют гербарии. В таких гербариях можно увидеть растения, которые у нас не растут. Мы с одноклассниками часто работали с такими растениями на уроках окружающего мира. Потом у меня возникла идея: попробовать собрать и высушить растения, то есть самому сделать гербарий.
Цель проекта:
Создание гербария лиственных растений нашего города.
Задачи:
*Изучить научно-познавательную литературу, освещающую данный вопрос.
*Обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений.
*Развивать творческие способности через формирование экологических знаний и эстетических вкусов.
Гипотеза:
Если составить гербарий, то можно расширить свой кругозор, научиться любить и беречь природу.
Объект исследования:
живая природа.
Предмет исследования:
лиственные растения.
План проекта:
1.Введение
2.Основная часть
3. Заключение.
Для составления гербария мне предстояло собрать необходимые части растений для просушки. Сначала мы с мамой решили изучить этот процесс в книгах и Интернете. Много полезного и интересного мы узнали: как подготовить материл для оформления гербария, как составить гербарий.
В ходе нашего исследования мы использовали следующие
методы:
В ходе нашей работы я смог сделать следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости.
2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа.
3. Высушенный материал можно использовать на уроках по окружающему миру.
Результатом нашей деятельности стало изготовление гербария лиственных растений города Павловский Посад.
1. Введение
Мы живём в городе Павловский Посад. Наш край красив в любое время года! И украшают его парки, реки, сады, луга и поля. Всю эту красоту надо беречь и гордиться ею.
С самого рождения всё это рядом с нами. Рядом с нами живут цветы, птицы, насекомые и многое другое. Мы ухаживаем за ними: поливаем, пропалываем. Это растения, а животных кормим, поим. Трудна эта работа, но и интересна.
Часто общение с живым существом человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Меня заинтересовало, как сохранить яркие краски цветка, его хрупкие листочки и стебелёчки. Я решил спросить у взрослых. Мама рассказала, что растения засушивают, аккуратно укладывая в специальные сушилки.
Учительница рассказала, что из высушенных растений составляют гербарии и прочитала мне стихотворение Валентина Берестова о гербарии:
С удивленьем гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Лук гусиный с мышиным горохом,
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Грустный ландыш с весёлою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке!
Дождь осенний за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.
В таких гербариях можно увидеть растения, которые у нас не растут. В нашем классе есть гербарий. Мы часто работаем с такими растениями на уроках окружающего мира. Я захотел сам собрать и высушить растения, то есть сделать свой гербарий.
2.Основная часть
Лиственные растения нашего города
Наш город Павловский находится на берегу рек Клязьма и Вохна. Это очень красиво! Но украшают наши дома и улицы ещё и ухоженные сады и палисадники. Весной дома утопают в цвету сирени, яблони и черёмухи. Летом яркий цветник возле каждого дома. Осень расписывает сады и палисадники в красные и жёлтые цвета. Самые распространённые лиственные деревья и кустарники в нашем городе: клён, берёза, липа, рябина. Но есть и редкие растения, например акация, дуб, каштан, шиповник.
Сбор растений
Для составления гербария нам предстояло собрать необходимые части растений для просушки. Сначала мы с мамой решили изучить этот процесс в книгах и Интернете. Вот что мы узнали. Существуют правила составления гербария.
КАК СОБРАТЬ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ
Если вы увлекаетесь ботаникой и хотите побольше узнать об окружающих растениях, вам просто необходимо научиться собирать гербарий, так как это – самый хороший способ сохранить максимум информации о растении.
Поскольку гербарий – это коллекция засушенных растений, наша работа сводится к тому, чтобы растения собрать, засушить и составить из них коллекцию.
Что же представляет из себя эта коллекция?
Стандартно гербарий делают на листе формата А3 (~42х60 см) (конечно, если вы делаете подборку очень мелких растений, можно взять и обычные альбомные листы, но для обычных растений они маловаты). На нем располагают и закрепляют само растение с подземными и надземными частями, этикетку с основными данными (систематика растения, где, кем и когда оно собрано, и т. д.), а также, если это необходимо, пакетик с плодами или семенами.
Для гербария собирают растения в период цветения, так как цветок – очень важный систематический признак. Хорошо, если на растении одновременно окажутся также плоды с семенами. Если же нет, их можно собрать в другое время и поместить на тот же лист в отдельном небольшом пакетике (так же поступают, например, если семена осыпаются).
Растения для гербария нужно собирать в местах их массового произрастания, подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Если вы встретили всего одно растение за всю экскурсию, оставьте его в покое – возможно, оно редкое для этих мест, и, появившись в гербарии, навсегда исчезнет там, где вы его нашли.
Чтобы упростить себе задачу по высушиванию, лучше собирать растения в сухую солнечную погоду, отрясая с его корней лишнюю землю.
И конечно, собирайте растение целиком, выкапывая его вместе с подземными частями, так как именно они расскажут вам не только об особенностях его экологии, но и о том, однолетнее это растение или многолетнее, может ли оно размножаться подземными частями, и т. д. Ни в коем случае не обрывайте "старые", "засохшие" части растения. В гербарии оно должно быть таким, какое оно есть на самом деле.
Для нашего гербария мы собирали листочки и целые веточки. Мы поняли, что в настоящих гербариях, сделанных на фабриках у растений есть даже корешки, цветочки и семена. В нашем гербарии будут веточки и листочки. Растения собирали в тихий и тёплый день. Собранный материал мы разбили на две группы:
1. распространённые растения
2. редкие растения
Теперь нам предстоит хорошо высушить собранные листья и веточки. Что же советуют книги?
ГДЕ И КАК СУШИТЬ РАСТЕНИЯ
Придя домой с экскурсии, как можно раньше займитесь обработкой собранных растений. Отрясите с их корней лишнюю землю и поместите в сухой лист газеты. Само растение нужно максимально расправить, следя при этом, чтобы оно сохраняло более-менее естественный вид. Во всяком случае, полностью должны быть видны хотя бы несколько характерных листьев и цветков. Но не стремитесь располагать "лицом" все листья. Некоторые из них даже нужно загнуть, чтобы была видна их обратная сторона (она может быть глянцевой, опушенной, и т. д. – это очень важно).
Газеты с растениями нужно переложить сухими газетами, которые бы впитывали лишнюю влагу, и поместить всю стопку под пресс. Газеты, не содержащие растения, нужно ежедневно менять на сухие. Чтобы отличить такие "пустые" газеты, их можно класть в другом направлении, как мы это делали в гербарной папке. Уже побывавшие под прессом газеты можно просушивать на воздухе.
В качестве пресса можно использовать все что угодно. Естественно, класть прямо на гербарий толстые книги можно только если вы собираетесь их выбросить: они испортятся от влажности. Если вам удобнее сушить гербарий, положив его на плоскости, лучше разместить его между стеклами (например, от полок – они как раз нужного формата), а книги и другие тяжелые предметы класть сверху на стекло.
К дальнейшей работе с растениями можно приступать только после их полного высушивания.
Собранные листья аккуратно для просушки разложили в старую книгу.
Составление гербария
Составлять гербарий мы начали после того, как листочки хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними. Первым делом мы ещё раз просмотрели имеющийся гербарий в классе, нашли соответствующий материал в Интернете, прочитали материал в книгах. Что же советуют книги и Интернет.
Как расположить растение на листке и завершить составление гербария.
Гербарный лист (формата А3) должен располагаться вертикально. Хорошо, если растение полностью умещается на него, оставляя в правом нижнем углу место для этикетки. Но случаи бывают самые разные.
Если растение обладает ползучими, вьющимися или стелющимися побегами, не влезающими на лист, эти побеги можно изогнуть и уложить, но если побеги прямостоячие, то для размещения их придется на какой-то высоте изломить и направить в другую сторону, чтобы на месте излома образовался острый угол. Бывает даже, что стебель приходится изломить несколько раз, или даже часть его поместить на другой лист. Может быть, вам это покажется некрасивым, но для профессионала очень важно бывает знать, вьется ли этот стебель, поникает или стоит ровно.
Перед тем, как закрепить растение на листе, еще раз обтрясите с его корней лишнюю землю. Чем больше корешков при этом сохранится – тем лучше.
Закрепляют растение при помощи ниток и очень тонких полосок бумаги. Веточки, корешки и другие довольно крупные части пришивают при помощи ниток, делая несколько стежков (1-2) на одном уровне и завязывая после этого ее концы на узел, который должен остаться на верхней стороне гербарного листа. Нельзя прошивать нитками части растения: стежки должны быть опоясывающими.
Отдельные листья, цветки и другие мелкие части растения, отстоящие от пришитых частей и грозящие отвалиться, закрепляют при помощи очень тонких полосок бумаги. Для этого отрезают полоску такой длины, чтобы она перекрывала нужную часть растения и еще оставались концы. Эти концы намазывают клеем (лучше всего ПВА или резиновым), а затем приклеивают полоску к гербарному листу таким образом, чтобы необходимая часть растения была прижата ей, но не приклеена. Проверить это очень просто: таким образом закрепленный листок должен свободно перемещаться под полоской.
Растение прикрепляется к листу именно таким подвижным образом для того, чтобы при небольших деформациях листа с растением ничего не случилось (оно слишком хрупкое и вряд ли сможет изогнуться вслед за листом). На тот же лист можно подклеить пакетик с плодами и семенами растения. Можно рядом прикрепить какую-то часть растения в более поздней фенофазе. Если плоды растения очень объемные, можно хранить их в отдельной коробочке со ссылкой на гербарный лист или прикрепить на тот же лист, оформив гербарий в коробке со стеклянной крышкой.
Работу по составлению гербария мы разбили на два этапа: 1 этап - наклеивание растительного материала, 2 этап – размещение на каждом гербарном листе сведений о растении (название, место и временя сбора).
1 этап – наклеивание листочков и веточек.
Каждый листочек аккуратно был перенесён из книги на лист бумаги и пришит.
2 этап — размещение сведений о растении (название, место и временя сбора).
Теперь предстояло поместить на лист сведения о лиственном растении: его название, место и временя сбора.
Гербарий лиственных растений нашего города мы разбили на две группы:
1. распространённые растения
2. редкие растения
3.Заключение
В ходе нашей работы мы создали гербарий «Лиственные растения города Павловский Посад»
Наш гербарий можно использовать на уроках окружающего мира при изучении лиственных растений.
Сделали следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости.
2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа.
3. Высушенный материал можно ещё на уроках окружающего мира.
А также в процессе работы мы узнали интересные факты:
*Жозеф Турнефор (1656—1708), французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений
*Способ засушивания растений между листами бумаги изобрёл итальянский врач и ботаник Лучо Гини (1490—1556)
*Первые гербарии появились в Италии в XVI веке. Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини, основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников.
*Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны 1717 года»
*В средневековье высушенные растения обычно приклеивали к большим листам бумаги рыбьим или бычьим клеем, в который добавляли сок алое «против червей и плесени». Большие гербарные листы сшивали потом в толстые фолианты. Сегодня все намного проще!
Я узнал, что мир живой природы необыкновенно интересен и разнообразен. Объекты живой природы нуждаются в нашем изучении и защите. КАК И ВСЯ ПРИРОДА В ЦЕЛОМ. Все в мире должно быть ГАРМОНИЧНО! И только тогда жизнь на нашей планете станет лучше.
Моя гипотеза подтвердилась: я составил гербарий и расширил свой кругозор, научившись беречь нашу природу.
В дальнейшем я планирую собрать гербарий растений Павловского Посада вместе с корневой системой растений.
Литература
Книги
*Деревья и кустарники. Альбом юного натуралиста. Издательство «Доброе слово» — 2012
*В. Н. Полунина, А. А. Капитунова. Гербарий. Составление композиций и орнамента. Издательская группа АСТ – 2001.
*Т.В.Рогаткина. Весёлый гербарий. М – 2012
Тетради
*Т.В. Лихолат. Наблюдаем и трудимся. Издательский центр «Вентана-Граф». М — 2012
Красочные картины Джастина Геффри
Военная хитрость
10 осенних мастер-классов для детей
Три загадки Солнца
Большое - маленькое