В работе представлены материалы о строительстве, убранстве сибирского крестьянского дома, условиях жизни и быта сибирского крестьянина
Вложение | Размер |
---|---|
Внутренний мир сибирской избы | 82 КБ |
Внутренний мир сибирской избы
(исследовательская работа)
Автор: Тарманова Ксения, ученица 8 класса МБОУ Барандатской СОШ
Руководитель: Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы
Введение
В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим очень актуальным и своевременным становится обращение к локальной истории как основе гуманитарного и экологического образования, так как изучение местных традиций, быта и фольклора способствует развитию духовной культуры человека.
В нашем музее большую часть экспозиции занимают предметы утвари русской сибирской крестьянской избы, образцы народных ремесел, костюмов. Все эти экспонаты собраны в нашем селе учащимися и учителями Б-Барандатской средней школы, некоторые (костюмы, куклы, глиняные игрушки, альбомы) – изготовлены учениками под руководством учителей, предоставлены местными жителями и говорят о разных сторонах крестьянского быта конца XIX - начала XX веков. Каждый предмет хранит свою историю, предназначение, а для нас, потомков, имеет особый интерес. В музее есть очень редкие экспонаты: иконы, старинные книги на церковно-славянском языке и т. д.
Экспонаты музея постоянно участвуют в выставках в сельском доме культуры, в районе, в области. В музее проводятся экскурсии, уроки, мероприятия.
С 1997 года в школе стали заниматься возрождением национальной культуры. Работа началась по инициативе Н.В. Клюевой и О.А. Кривенковой. В неё активно включились учителя: Т.В. Масолова (ею вместе с учениками были созданы народные костюмы разных областей России), Т.В. Тарасова (обучала детей работе с глиной), Т.Б. Мигушова (руководила работой изостудии) и другие. Каждые три месяца проводились праздники «Народный календарь». Наиболее яркие из них: Троица в 1998 году, фестиваль регионов России в 1999 году, фестиваль частушек «Семёновна» в 2000 году. В 1999-2000 учебном году опять же в форме КТД прошло мероприятие «Русский костюм». Каждый класс готовил куклу в костюме какой-либо губернии: Смоленской, Астраханской и других. Были воспроизведены крой, детали одежды, головных уборов, орнамент вышивки, украшения и т.д.
Исследование этой стороны жизни и стало основой нашей работы.
Тема нашей работы: традиции и обычаи, жизненный уклад русской сибирской деревни.
Цель исследования: развитие духовной культуры, воспитание национальной гордости, память о своих корнях.
Настоящая работа основана на воспоминаниях жителей села Б-Барандат: Матусова Михаила Ефимовича, Волковой Веры Тимофеевны, Степанчук Александры Евграфовны, Волкова Якова Яковлевича, Потаповой Надежды Ивановны, Грибовой Надежды Константиновны, Антиповой Анастасии Прокопьевны, Тарасовой Валентины Николаевны и др., на работах историков-краеведов: С. Максимова, В.Ф. Похабова, М.Семеновой, Е.И. Лутовиновой и др.
Встречаясь с жителями нашего села и окрестных деревень (Вознесенка и Малый Барандат), мы записывали легенды и предания, рассказы о жизни в «старые» времена, о войне, о людях, о красавице церкви, «страшные» истории, обычаи и обряды, характерные для нашей местности, песенный фольклор, игры, местные блюда, собирали предметы старины, образцы ремёсел.
По результатам этой работы были созданы рукописные сборники: «Устный фольклор села Большой Барандат», «Музыкальный фольклор», «Игры и забавы наших односельчан», «Наша кухня» и др. Наши материалы стали основой репертуара Народного хора казачьей песни села Б.Барандат, театрализованных представлений: «Проводы казака на службу», «Как у нас мужики поселились» («Волчья яма»), «Свадебные обряды нашего села» и т.д.
Работа с литературой помогла нам объяснить то, что рассказали старые жители: смысл обрядов, символическое значение предметов быта, особенности местного фольклора.
Особенностью нашего села является то, что в нём основу населения составляют выходцы из разных, очень несхожих регионов России, Украины и Белоруссии: Пензенской, Брянской, Архангельской, Липецкой, Нижегородской, Харьковской областей, Ставропольского края и т.д.
По этой причине произошло переплетение и взаимовлияние различных региональных особенностей в образе жизни, устройстве быта, ремёслах и фольклоре нашего села.
Глава 1
Строительство сибирского дома.
Основную информацию о строительстве сибирского дома мы получили от наших жителей, кроме того, в селе сохранились дома старой постройки, и мы сделали зарисовки внутренней планировки традиционной сибирской избы.
У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разные формы. Чукотскую ярангу мы никогда не спутаем с русской избой. Вот русской, точнее - сибирской избе, и посвящена наша работа.
Начнем с того, как строили избу в Сибири.
Большое значение имел выбор места для строительства избы.
Наши предки прекрасно знали о «добрых» и «недобрых» местах и умели их отличать.
Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье.
Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня.
Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры…
Верным признаком «недоброго» места были также найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться опять-таки опасались.
Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий.
Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось.
Очень часто гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, можно было строить.
Считалось счастливым и безопасным место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова.
Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе».
В Сибири дома строили крестовые и пятистенные. Особенно ценилась для строительства дома лиственница (лиственные дома служили веками). По внешнему виду и по устройству сибирский дом напоминал жилище русского севера (Архангельская губерния). Дома зажиточных крестьян и купцов строились в два этажа, на первом этаже были хозяйственные помещения, у купцов – лавки, а на втором – жилые, «чистые» комнаты. Наличники и ставни, карнизы, углы украшались резьбой, крыши крылись железом или тесом. Такие дома ещё до недавнего времени были у нас в Б-Барандате, и есть такие дома в Тисуле. Заборы вокруг дома были плотными, тесовыми, ворота во двор защищались навесами, в семьях победнее двор огораживали плетнем или частоколом. В богатых крестьянских домах все хозяйственные постройки во дворе были под одной крышей.
Глава 2
Внутреннее устройство сибирского дома.
Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Когда-то русское слово «истьба» означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).
Древние избы были «курными» - без дымохода. Дым от каменной или глинобитной печи выходил из помещения через отверстие в потолке или окно. Дымоход в русском жилище известен с XII века, но крестьяне-бедняки долго ещё продолжали отапливать свои избы «по-чёрному», стены и потолок в такой избе покрывались слоем копоти. Правда, такие избы не характерны были для Сибири.
Сибирский дом обычно делился на две половины: изба и горница – чистая жилая комната.
С улицы вы входите в сени, направо – кладовка, где хранились продукты (мука в ларе, сало, мясо и т.д.), налево – казёнка – небольшая кладовочка для хранения одежды, белья.
В избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.
Печка не ставилась вплотную к стенам (для сохранения тепла). Между стеной и печкой хранился инвентарь: лопаты (для посадки хлеба в печь), ухват, кочерга, шумовка и т. д. Рядом с печкой - западёнка - лаз в подполье, где хранились овощные запасы. Подполье было глубоким, ступени мыли начисто, т.к. они служили холодильником (на них ставили крынки с молоком, сметану, масло).
В первой комнате (в избе) находился шкаф для посуды, вдоль стен стояли лавки, которые в отличие от скамеек укреплялись неподвижно, скамейки же можно было переносить. Почётнее было сидеть на лавке. Параллельно лавкам выше окон – полки для мелких вещей.
Святой угол
А по диагонали от печи располагался передний – «красный», или «святой», угол. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день собирались за длинным столом в переднем углу.
« Красный угол» находился с восточной стороны, его называли «святым». Дом обживали со «святого» угла. За несколько дней до «входа» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол.
С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.
Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.
Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть»
В переднем «красном» углу в русской избе помещали икону. К иконе люди всегда относились очень бережно. В русских домах икону никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку – «угольник». Иконы украшали вышитыми полотенцами или «воздушными» (накрахмаленными) занавесками.
Обрядовые полотенца.
Вообще полотенце – обязательный атрибут русских праздников и торжеств. Полотенца изготавливали из высококачественного, хорошо выбеленного полотна, отделывали вышивкой и кружевами. Вышитые фигуры орнамента имели особый смысл.
Расположение и сюжет орнамента зависели от назначения вещи. Многие вещи в традиционной культуре помимо внешнего эстетического выражения несли в себе скрытый смысл. В определенные периоды времени вещь могла становиться знаком, т.е. утрачивать свои бытовые функции, а иногда и создавалась она исключительно для обряда. Уже в процессе изготовления закладывалась информация, которая кодировалась через цвет, орнамент, размер. Например, погребальные рушники, на которых несли гроб и опускали его в могилу, были длиннее обычных. Их не вышивали, но вдоль по краям ткали цветные полосы. Возможно, это символизировало дорогу «на тот свет». Сведения о вещах содержались и в названиях: «наброжник» (полотенце, которое вешали в святой угол, «на образа»), «дежничок» (предназначался для накрывания дежи с тестом), и т.д. На свадебных рушниках часто вышивали растения, птиц, инициалы жениха и невесты. На праздничных скатертях встречаются вышитые фигуры людей. Многие узоры имели свои названия: «в сосны», «в ряды», «в кружки», «петушки», «елачки», «хвиялочки», «цветочки», «мужички», «женщины в юпочках». Техника вышивания была разной: гладью, крестом, тамбурным швом. Преобладали в вышивке крестом два цвета: черный и красный, которые символизируют либо смерть – жизнь (воскресение), либо землю – солнце. Вышивки гладью были многоцветными, яркие краски – желтые, зеленые, красные, синие, которыми вышиты плоды, листья, цветы, очевидно, олицетворяют собой изобилие, плодородие.
Убранство сибирского дома.
Слева в избе (у входа) были полати. Там спали в основном дети. Это был настил на расстоянии 50-60см от потолка. Под полатями стояла кровать для родителей, рядом висела зыбка (люлька). Она обязательно крепилась к потолку, чтобы нечистый дух не попал к ребёнку. Когда укачивали ребенка, в доме соблюдалась тишина. Запрещалось качать пустую люльку. Говорили, что ребенок «урос» будет, то есть крикливый.
В горнице тоже стояла печь – голландка, без плиты, её топили в сильные морозы для обогрева горницы. Там же стоял сундук для хранения дорогих вещей – приданого, старинных нарядов. Сундук украшали – накрывали накидкой – ковром. В горнице стоял стол, в начале XX века ставили круглые столы. Кровать в горнице была украшением, на ней никто не спал (только гости), на кровати было много подушек (вставки у наволочек были выбитые, вышитые или кружевные), подзор, (тоже выбитый, вышитый или кружевной), боковинки. Перины пышно взбивались.
Стены в доме были побелены. Пол застилался домоткаными дорожками (иногда в несколько слоев, так как он был холодный) и вязаными кружками. На стенах висели фотографии в рамках и портреты. Признаком благосостояния было наличие швейной машинки «Зингер», фикуса, этажерки, «венских» стульев.
Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки – все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники комнаты украшали дополнительно бумажными цветочками. Жилище в это время отражало в себе высшие эстетические и духовные ценности народа. По словам старых женщин, «были дутаи (т.е. накрахмаленные и присборенные) рушнички на всех фотографиях, развешанных по стенам. Там по три цветочка, тут пять, тут семь». На Крещение святой водой, принесенной из церкви, окропляли всех членов семьи, скотину, двор и постройки. Ритуал окропления начинали со святого угла. На матице или прямо на потолке вблизи святого угла ставили мелом или угольком, взятым из печи, первый крест.
Глава 3
Посуда, пища
Посуда.
Много интересного можно узнать о русской посуде. Какой она была несколько десятков лет назад?
Из книг мы узнали, что знакомое слово «посуда» появилось в русском языке только в XVII веке. Более древнее название «судно». «Сосудом» называли посуду столовую и «питейную». Еще в древнерусских записях ΧІ века упоминается «блюдо». Блюда были стеклянные, серебряные, деревянные, оловянные. На них подавали пищу сразу для нескольких человек, сидящих рядом. Выражение «сидеть в блюде» означало сидеть за одним столом, по соседству.
Наши предки разламывали пищу и подносили ее ко рту руками. Но горячую и более жидкую пищу руками не возьмешь. Так появилась ложка. Самые первые ложки появились еще в каменном веке. Каждый мастер украшал ложку по-своему.
Нож как столовый прибор вошел в обиход в ΧVII веке, а вилки появились чуть позже, да и то клали нож и вилку только для почетных гостей.
В бедных семьях посуда была глиняная и деревянная. В семьях побогаче был фаянс, стекло, металлическая посуда «под серебро». Чугуны, плошки, миски, кринки были аккуратно расставлены на полках.
Слово «тарелка» пришло в русский язык в ΧVІ веке. Еще один вид посуды – миска. Большую и плоскую миску использовали как поднос – на ней подавали хлеб и подносили дары. А нам с далеких тех времен осталось слово «миска».
Во второй половине ΧVIII века появляется «водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри», то есть самовар. Это символ уюта, домашнего очага, тепла. Покупали его на всю жизнь, порой самовар переходил от родителей к детям.
Пища.
Мы познакомились с историей русской избы, самой необходимой посудой. Но чтобы жить, человеку необходима пища. Какой была еда много-много лет назад у наших крестьян? Самая простая: щи, кулеш (жидкая пшенка), хлеб да квас. Простой хлеб пекли из ржаной муки, которую мололи сами на жернове.
Одним из самых любимых лакомств у русских людей были и остаются пряники. А чтобы пряники были вкуснее и ароматнее, в тесто добавляли протертые ягоды.
По выходным дням, в праздники пекли пироги. Первоначально пирог означал праздничный хлеб. А само слово «пирог» образовано от слова «пир». Пекли пироги по праздникам, начинка была самая простая: морковь, капуста, сушеные лесные ягоды.
К праздничным столам подавались баранки и калачи. Баранка получила название по своей форме – сгибать кольцами, баранить. Калач – это хлеб круглой формы.
Кисель подавать к столу в общей миске, ели его ложками. Готовили кисель молочный, картофельный, иногда для цвета добавляли протёртые ягоды.
Глава 4
Занятия, развлечения, одежда.
После тяжёлого трудового дня, после вечерней уборки собиралась у очага вся семья, и для каждого находилось занятие по душе. Кто занимался вышиванием, кто ткал, кто прял или вязал. В каждом доме обязательно были прялка (в богатых домах – самопряха) ткацкий станок – кросна. Девочки с ранних лет начинали готовить себе приданое. Обрабатывать сырье и прясть нить умели практически все, но ткать полотно, особенно узорное, отдавали мастерицам.
Мужчины плели корзины, чинили сбрую, шили обувь, подшивали валенки , ведь обувь заказывали редко и очень берегли. Работали при лучине, позже появились керосиновые лампы со стеклами, а на улицу в темное время выходили с фонарем.
Посиделки.
В зимнее время года, когда заканчивались полевые работы, обычно устраивались посиделки. В деревне существовал уговор, что посиделки проводятся по очереди в разных дворах. Как обычно, нужно спросить разрешение у старших в семье: «Маманя, можно у нас будут посиделки?» - «Приходитя, только не балуйтесь!»
Обычно на посиделках собиралась молодёжь 14 – 18 лет. Хозяйка для гостей жарила семечки.
Как только смеркалось, появлялись гости. Все девки приходили с работой: вязали носки, платки, чулки, шарфы, перчатки. Некоторые вязали подзорники, скатерти, вышивали наволочки, рубашки, кисет для табака и даже платочки для женихов.
Девки садились вокруг лампы, парни, как правило, сидели на полу, около дверей, позади девок. Грызли семечки и отпускали шутки в адрес девок. Работали очень хорошо, так как каждой девке давали задание старшие: связать столько-то. А если не свяжет, в следующий раз на посиделки не пускали. Во время работы пели. И работа лучше спорилась.
Парни устраивали среди девок такие состязания: брали клубки, отматывали нитки ровное количество и смотрели, кто быстрее свяжет. Отстающих заставляли плясать всем на потеху или песни играть. Были такие строгие семьи, куда ребят не пускали, и тогда они начинали вредничать: затыкали с крыши печную трубу, показывали в окне разные «страшилы», пока не добивались своего, чтобы их впустили в избу. Старшие хозяева дома часто оставались смотреть за молодыми, чтобы в избе был порядок.
Расходились поздно, в 12 часов, с песнями. И договаривались, у кого завтра собираться. После масленицы все посиделки прекращались – начинался пост, и проводить посиделки было великим грехом. Больше ходили в церковь, молились и готовились к Пасхе.
Крестьянская одежда.
А какая была одежда у крестьян, во что они одевались?
До XVIII века главной была русская рубаха и для женщин, и для мужчин. Наши далёкие предки считали, что одежда- это «оберег», который укрывал человека от «сглаза», от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела должны укрываться: древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена, шили их из домотканого льняного полотна. Лён выращивали и готовили сами (трепали, чесали, пряли).
Стирали одежду с помощью валька, разглаживали рубелем (чугунные утюги появились в деревне в 30-е годы XX века). Была своя технология стирки белья.
Белье не просто слегка трепали, кое-как полоскали, а жали, давили, колотили вальком, прилагая значительные физические усилия.
«Белье стирают дома, а полощут на речке»,- утверждают бывалые люди. Конечно, не только на речке, но и на озере, и на пруду. Везде, где большая вода.
Белье зачастую замачивали, парили и бучили, или золили. Посудина, в которой происходила эта операция (большой горшок, чан или бочка), называлась зольником, буком, жлуктом, зваряльней. Отбеливание (щелоченье) ткани происходило так. Посудину набивали бельем, заливали водой и сыпали золиво - золу от гречневой соломы, подсолнухов. Потом туда бросали раскаленные камни или шарики- цилиндрики из обожженной глины с дыркой посередине.
Вообще, у рачительных хозяек прошлого было немало безмыльных рецептов стирки. Если белье от долгого употребления теряло свою первоначальную белизну, его помещали на 2-3 дня в кислое молоко. Повсеместно использовали отвар фасоли, «картофельную» воду
(картофель натирали на терке и вливали в тепловатую воду). Яичным желтком смазывали пятна на шерстяной одежде.
Выполосканное белье крахмалили в процеженных высевках или пшенном кулеше и вешали для просушки. Не годилось вывешивать сорочки накануне воскресенья, что было на руку нечистому.
Дети носили одежду, перешитую из родительской, считалось, что это хранит ребенка от «дурного» глаза.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники надевали богато украшенные рубахи. Украшением чаще всего служила вышивка. А поскольку считалось, что в праздник человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре»: на ней языком орнамента были записаны все просьбы человека к Богу.
Словарь русского языка говорит: сарафан - русская женская крестьянская одежда, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами. Сарафан пришёл на Русь из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.
И вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу»: строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани. Чтобы фабрики не работали зря, Екатерина II разрешает всему населению носить сарафаны, но шить эту одежду следовало из тканей, изготовленных на российских фабриках. Вот так сарафан и стал одеждой всей России.
В Сибири, конечно, тоже женщины ходили в сарафанах.
Здесь более популярен был сарафан с облегающим лифом, похожий на платье. В конце XIX века в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочетаются с требованиями городской моды. Кофта шьется с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая юбка – иногда с оборкой по подолу. Необходимым элементом женского костюма был платок. Мужской костюм состоял из ситцевой рубахи-косоворотки, надеваемой навыпуск и подпоясанной ремнем, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука.
Заключение.
Подобная работа по обобщению и описанию собранного в нашем музее этнографического материала предпринята впервые. Она важна не только для исследователей, краеведов, но и для учащихся школы, для жителей села. Она несет в себе важную и интересную информацию и позволяет представить жизнь предыдущих поколений как яркий, живой процесс. Кроме того, общение с народной культурой, с бытом и традициями предков развивает и воспитывает эмоциональную сферу человека. В дальнейшем эти исследования будут расширяться и углубляться, дополняться произведениями местного устного и песенного фольклора, информацией о сельской церкви, описанием местных обрядов, местной кухни и рассказами об интересных жителях села.
Литература
Денис-изобретатель (отрывок)
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Ребята и утята
В Китае испытали "автобус будущего"
Зимняя сказка