В работе исследуются традиции и условия жизни сибирского казачества
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности традиционной культуры сибирского казачества | 595.5 КБ |
Управление образования Администрации Тисульского района
Дом детского творчества
МОУ Б-Барандатская средняя общеобразовательная школа
Особенности традиционной культуры
сибирского казачества
Работа на ХVII областную краеведческую конференцию
«Живи, Кузнецкая земля!»
Номинация «Этнография»
Выполнила: Валёва Кира Олеговна
ученица 11 класса МОУ Б-Барандатской средней
общеобразовательной школы 652216, Россия,
Кемеровская область, Тисульский район, с. Б.Барандат,
ул. Школьная, 1а, 5-28-26.
Домашний адрес: 652216, д. Усть-Барандат,
ул. Школьная, 34, телефон 8-906-975-94-73
Дата рождения 25.10.1991, паспорт 32 06 № 075400
выдан Тисульским РОВД 10.02.2006г.
Руководитель: Клюева Наталья Витальевна,
учитель русского языка и литературы.
Домашний адрес: с. Большой Барандат, ул. Молодёжная,
дом 2, кв1. телефон 5-28-65.
Б-Барандат
2007
Содержание
Введение………………………………………………………………..2
Глава I. Становление субкультуры сибирского казачества………..3
Глава II. Специфика материальной культуры казачества
Западной Сибири……………………………………………4
2.1. Отличительные черты жилых и военных
казачьих построек…………………………………………...4
Глава III. Традиционная духовная культура сибирских казаков…..10
3.1. Календарные праздники и обряды…………………….10
3.2. Семейно-бытовые праздники и обряды – источник
познания жизни этноса………………………………… ….12
Заключение……………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………….13
Расположение казачьих войск по территории России. Сибирские казаки.
В начале ХХ века Сибирское казачье войско располагалось на землях современных территорий: Республики Алтай, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Тюменской, Курганской (части) областей Российской Федерации и частично на территории современной Республики Казахстан.
Введение
История казачества России за последние десятилетия определённо выделилась в самостоятельное научное направление. Изучение этой истории имеет огромное значение для более полного понимания истории России по целому ряду причин.
Во-первых, казачество уникально само по себе, в России оно есть не просто социальный слой общества (группа, сословие, промежуточный (переходный) слой, этнос, народ и проч. и проч.), а «явление» русской истории, только ей свойственное и только ей присущее.
Во-вторых, казачество не укладывалось и не укладывается в сословно-классовые рамки, а поэтому и пережило все сословия России от холопов до пролетариата и колхозного крестьянства.
В-третьих, казачество сыграло огромную роль в деле открытия и хозяйственного освоения новых земель и сыграло немалую роль в деле охраны этих границ благодаря своей военной организации и в политической жизни страны.
Сибирское казачество, благодаря сочетанию в его социальной организации боевого и хозяйственного начал, являлось весьма эффективным инструментом имперской политики освоения восточных регионов страны. Казаками были основаны города Тобольск, Тара, Томск и Тюмень и др. Казачье сословие привнесло в Сибирь православие и земледельческую культуру. Для обеспечения казачества грамотными кадрами в 1813 году было открыто первое в Сибири военное учебное заведение – Сибирский кадетский корпус.
За заслуги перед Россией сибирские казаки получили особую форменную одежду, не имевшую аналогов ни в каких других казачьих войсках. Только сибирским казакам разрешили носить оружие по старинному обычаю: карабин на левой стороне, а боеприпасы – на правой.
В настоящей работе нам хотелось бы обратить внимание не столько на историю сибирского казачьего войска, сколько на вклад казаков в присоединение и освоение Сибири и на их традиции, обычаи, жизненный уклад, поскольку сегодня, когда довольно расплывчаты и неопределённы нравственные ориентиры и устои, особенно ценным нам кажется крепость таких ориентиров и устоев у казачества.
Проблемой настоящего исследования является противоречивый характер адаптации казачества Сибири к местным условиям, взаимосвязь материальных и духовных составляющих традиционной культуры сибирского казачества, взаимовлияние казачьей культуры и жизненного уклада и культуры и уклада местного населения и выходцев из других губерний.
Объектом исследования выступают культурно-исторические процессы в Сибири в период XVII-XX вв.
Предметом исследования – особенности традиционной культуры сибирского казачества в период XIX-XX вв.
Цель исследования: знакомство с духовной культурой сибирского казачества, с морально-нравственными законами существования казаков, их жизненными устоями.
В связи с целью исследования в работе ставились следующие задачи:
1. Выявить исторические этапы формирования сибирского казачества, их отличительные черты по отношению к формированию российского казачества.
2. Проанализировать особенности сибирского казачества как субкультурного слоя в российской культуре.
3. Рассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества Западной Сибири в его отличительных чертах.
4. Выделить специфические особенности календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, бытовавших в XIX-начале XX вв.
Источниковой базой при написании работы стали фонды государственного архива Томской области, а также фонды научных библиотек Томского государственного и политехнического университетов, размещённые на сайтах Интернета. Вопрос, касающийся изучения традиционной духовной культуры сибирского казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался. Потому для нас особый интерес представила работа преподавателя КемГУКИ, кандидата культурологии Е.М.Бородиной «Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири».
В ходе исследования
Теоретическая значимость работы в том, что она способствует расширению знания истории, этнографии, духовной культуры казаков, пониманию их роли в формировании нравственных ценностей и жизненного уклада.
Практическое значение данное исследование может иметь значение при построении системы воспитательной работы в школе или учреждении культуры.
Глава I. Становление субкультуры сибирского казачества.
Казачество как сословие возникло потому, что русское государство нуждалось в охранном сословии для защиты своих границ.
Становление сибирского казачества – это социально-исторический процесс, который направлялся и стимулировался российским государством. Формирование сибирского казачества довольно сложный и длительный процесс.
Становление субкультуры казачества на первом этапе – этапе образования самого казачества происходило за счет ассимиляции (обрусения) – принятия христианства, языка, способов ведения хозяйственной деятельности: сибирское казачество, взаимодействуя с культурами коренных народов Сибири, не только влияло на их культуру, но и само ассимилировало элементы этих культур.
Субкультура сибирского казачества в определенной степени заимствовала элементы культур аборигенов Сибири. Таким образом, происходило взаимообогащение русской культуры и культур народов Сибири.
С середины XIX столетия сибирское казачество как социальный слой или сословие приобрело закрытый характер. Это во многом позволило сохранить его специфическую культуру.
Иными словами, в XIX веке в соответствии с правительственным «Положением о Сибирском войске» произошло резкое обособление – сибирское казачество превратилось в привилегированное сословие, руководствовавшееся особым порядком: 1) ограничен набор новых лиц в казачество; 2) запрещен выход из сословия; 3) всеобщая воинская повинность (неспособные к несению службы платили особый взнос); 4) требование приходить на службу с собственным вооружением и лошадью. Кроме того, казачество получило особое управление. Во главе каждого войска стоял войсковой атаман с гражданской и военной властью. А четкая внутренняя организация жизнедеятельности этого сословия способствовала сохранению высоких моральных устоев, культурных традиций казачества. Для этого сословия в высшей степени показательно то, что казачество, осознавая себя особым народом, по сей день устойчиво сохраняет национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.
Глава II. Специфика материальной культуры казачества Западной Сибири.
2.1. Отличительные черты жилых и военных казачьих построек.
Жизнедеятельность сибирского казачества базируется на его традиционной материальной культуре.
Освоение сибирского края казаками сопровождалось интенсивным строительством острогов, городов, административных центров, бытовых жилищ. На протяжении XVI-XVIII вв. в Сибири возникали различного типа укрепленные поселения, от самых простейших – зимовий до более сложных – острогов, рубленых городов и городов с острогами.
Для поселения казаки выбирали крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом.
До XVIII столетия Сибирь не знала каменных построек. Все постройки были деревянные, крупного масштаба. Однако деревянные здания легко горели, поэтому с начала XVIII века по распоряжению правительства все постройки государственного значения начали возводить из камня.
Первое звено в процессе становления форм сибирских крепостей – «изба с нагородью», т.е. надстройкой позволяющей вести не только наблюдение, но и боевые действия.
Наиболее развитым типом крепостного сооружения являлся острог – населенный пункт, обнесенный деревянной стеной из вкопанных вплотную друг к другу и заостренных столбов. Строения в острогах – избы, амбары и другие здания – не имели своих оборонительных приспособлений. Как правило, эту роль выполняли ограда и башни.
Первые вольные русские поселения, отстроенные служилыми казаками вблизи острогов, назывались заимками или хуторами. Они постепенно разрастались, превращаясь в деревни, а после строительства церкви – в села. Правительство поощряло создание сельских поселений, видя в этом новые опорные пункты для экспансии русских в Сибирь и возможность обеспечить гарнизоны своим сибирским хлебом.
На заимках и хуторах содержали рабочий скот, косили сено, по мере сил и средств занимались хлебопашеством. Большинство основанных в это время заимок и деревень получили свои названия от фамилий основателей. Например, в Переписной книге за 1703 год говорится, что «казак Игнатий Ульянов сын Томилов имеет заимку в деревне Томиловой», «казак Василий Андреев сын Саламатов имеет заимку в деревне Саламатовой». Некий Иван Грамотеев основал деревню Грамотееву, Хмелев - деревню Хмелево.
Со временем часть острогов и казачьих постов превратилась в деревни, а остроги, ставшие в хозяйственном отношении городами, получили административный статус города, а также городскую печать, герб. Ярким примером являются города Кузнецк, Туринск, Сургут. Воеводы сюда назначались из Москвы.
Остроги и города, как правило, ставились при слиянии двух, а иногда больше рек, что создавало возможность «многолучевой» связи с прилегавшей территорией.
Порой остроги возводились среди болот или на низких берегах рек, заливаемых в половодье. Казаки при постройке крепостей предпочитали места в узких перешейках речных петель, где крепость замыкала горловину, за которой в относительной безопасности можно было разместить селитьбу. Крепость ставилась на высоком берегу реки или в её пойме, но в местах, где за пределами берегового вала лежали болота, препятствовавшие неожиданным налетам на крепость (Тара).
Усадьбы казаков обычно огораживались глухими, высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной, из-за военной опасности. На новых местах казаки строили бревенчатые пятистенные двухкамерные избы (изба плюс сени).
Внутренняя планировка казачьего дома имела разные варианты, но печь находилась в заднем углу слева от выхода. Отапливались дома печами – «по-белому» (с кирпичной трубой, выведенной наружу) и «по-черному» (без такой трубы). Стены казачьей избы чаще всего были украшены оружием, конской сбруей, семейными фотографиями.
Пестрый состав населения определил собой разнообразие во вкусах и традициях, отразившихся в строительстве новых городов, острогов, крепостей. С продвижением русской границы в Сибири к югу некоторые крепости утрачивали прежнее значение. «Выписные казаки» привлекались к несению военной службы, когда в этом возникала необходимость. Остальная масса постепенно переходила к постоянным занятиям ремеслами, торговлей, земледелием.
2.2. Характерные особенности бытового уклада жизни казаков
В XVII веке, на начальном этапе освоения сибирского края, проблема пропитания была чрезвычайно остра. Со строительством городов и острогов, начиная с 80-х годов XVI века в Сибири, казаки нуждались, прежде всего, в хлебе и соли. Правительство вынуждено было вместе с денежным жалованьем присылать хлебное и соляное жалованье. Это было сложно и дорого, поскольку сухопутных дорог ещё не было, а речной путь не всегда позволял вовремя поставлять хлебные запасы для гарнизонов. А так как хлебное жалованье рядовому казаку было низким, то оно не позволяло полностью прокормить семью. Все это вынуждало казаков искать на местах источники средств к существованию. Таким гарантированным источником явилось земледелие. То есть, единственно правильным и возможным был курс на развитие собственного хлебопашества и животноводства, на обеспечение собственным продовольствием.
Часть служилых людей прочно осела на жительство в деревнях. Земледелие для них стало основным занятием. В начале 40-х годов XVII века казаки были обложены налогом. Они должны были вносить в казну со своего урожая выдельной хлеб – десятую часть. Фактически казаков ставили в один ряд с прочим населением. Такая попытка, естественно, вызвала у сибирских казаков бурю негодования. На этой почве в городах произошли серьезные столкновения казаков с властями. Борьба казачества за свои сословные привилегии принесла, в конце концов, желаемые результаты: правительство вернуло казакам их былые льготы.
К концу XVII века на «государевой пашне» возделывалось около 340 десятин земли. При острогах несла службу небольшая часть казаков, рядом селились посадские, крестьяне. На подысканных для пашни землях они основывали заимки, вскоре превращавшиеся в деревни.
Следует заметить, что домашними промыслами (изделия из дерева, гончарные и пр.) казаки занимались редко, так как всё необходимое можно было купить в лавке, (магазине) или на ярмарке. Использовали только овечью шерсть, из которой женщины-казачки вязали теплые носки и варежки.
В 70-х годах XVIII века врач Сибирского казачьего войска Беренс предпринял первую попытку завести пчел. Пчеловодство, как вид промысла стало востребованным и дошло до Кузнецкого края.
Кроме того, казаки держали скот, хотя животноводство играло в их хозяйстве второстепенную роль. Размеры стада определялись достаточным количеством и качеством пахотной земли, пастбищ и сенокосных угодий.
Важнейшим компонентом материальной культуры является и одежда. Она объективно свидетельствует о целенаправленности трудовой деятельности и целесообразности бытовой стороны жизни, позволяет представить характер развития материальной культуры в целом.
Одежда, выполняя утилитарные функции, носит ярко выраженный знаковый характер, являясь своеобразной меткой половозрастной, социальной, религиозной и этнической принадлежности человека.
Во второй половине XIX века городская одежда почти полностью вытеснила бытовой традиционный казачий костюм. Повсеместно широкое распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто. Наряду с ними в домашнем быту использовались рубахи-косоворотки и широкие штаны. Наиболее распространенным видом обуви являлись сапоги. Специфические функции одежды проявлялись в особом отношении казаков к военной форме и её компонентам, таким как фуражка, папаха, гимнастерка и др. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии.
Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В соответствии с правительственным указом 1796 года сибирские казаки могли носить одежду по желанию. Однако уже в 1816 году была определена форма, которая состояла из комплекта обмундирования: мундир, рейтузы из синего или темного сукна; лампасы (у конных) и прошвы (у пеших) из красного сукна. Головной убор – папахи черные плисовые (из хлопчатобумажного бархата) с красным суконным верхом (зимний вариант) и фуражка из темного или синего сукна с козырьком (летний вариант). Верхней плечевой одеждой были чекмень из синего сукна, шинель серого сукна. Кроме того, были дополнительные элементы: погоны красного сукна, кушак из лакированной кожи, подсумок из лакированной кожи и железные шпоры. В комплект традиционной одежды входили рубаха и штаны (шаровары). Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары). Рубахи были туникообразные, с прямым разрезом ворота, позже получили распространение косоворотки. Характерным был для казаков обычай заправлять рубаху в штаны. В зимний период верхняя одежда состояла из овчинной шубы или полушубка. Наиболее распространенным видом обуви, были сапоги длинные и короткие, зимой валенки, а на руки надевались рукавицы или теплые перчатки.
В течение первой половины XIX века сформировался новый комплект военной формы сохранившей ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, штаны, папаха и другие. В мужском костюме прослеживается влияние одежды других народов (особенно в частом использовании жилета).
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным видом женской одежды были юбка с кофтой. Такие комплекты назывались «парочками». Юбки с кофтой шили из ткани одного, но чаще разных цветов: юбка – темная, кофта – светлая. Юбки носили длинные, широкие, сосборенные по талии. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Очень важно отметить, что юбки были пышными, и чем богаче девушка, тем пышнее была юбка. Блузы носили приталенные, с пришивной баской. Рукав имел форму фонарика, ворот-стойка. Все дополнительные детали также украшались. У сибирских казачек можно было встретить даже сарафан, правда, крайне редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Очень популярны были кофточки под названием «казачок». В конце XIX-начале XX вв. на свадьбу невесте шилась «парочка» или платье светлого тона по моде.
Весьма разнообразной была верхняя одежда. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце XIX века одежда была прямо спинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда – в основном шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Среди обеспеченных слоев были популярны шубы на лисьем, беличьем и заячьем меху. Их покрывали сверху сукном, шерстью, шёлком, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватное пальто (плиски, шупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года. Любимой обувью являлись ботинки на пуговичках.
Женский головной убор отличался вариативностью. Изначально главным женским головным убором была шлычка. Она представляла собой небольшую круглую шапочку, которая надевалась на узел волос. Однако сильное влияние города привело к исчезновению старинных головных уборов, изменению их традиционных форм во второй половине XIX века. В начале XX века среди девушек и женщин сохранялось обязательное ношение на голове платка – женщины в основном носили кашемировые шали, кружевные платки.
Неотъемлемой частью материальной культуры казаков являлась домашняя утварь – мебель, посуда. Мебель изготавливалась кустарно. В основном это были лавки, столы, для белья и одежды – сундуки. Кухонная посуда большей частью была металлической и керамической (в основном покупная), деревянной было мало.
Достаточно разнообразной и обильной была пища казаков. Основными продуктами, составлявшими питание в конце XIX-первой трети XX вв., были те, что производились в своём хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Казаки готовили тушеные, пареные, вареные блюда, жареные практически отсутствовали. В рационе казаков, которые держали много скота, мясо занимало большую долю. Обычно на мясо откармливали крупный рогатый скот, овец, свиней; разводили птицу: гусей, уток, индюков, кур. Также использовались в пищу хлебные изделия, овощи и картофель, крупы.
С начала поселения в Сибири казаки стремились обеспечить себе хлебно-мучную основу питания. Выращивали рожь, ячмень, овес, гречиху, просо, горох, бобы. В меньшей степени была распространена пшеница. Из проращенных зерен ржи и ячменя делали солод, использовавшийся в приготовлении пива и кваса.
Из кислого теста пекли караваи, творожные, картофельные, морковные и тыквенные шаньги, пирожки, для начинки которых использовались самые разнообразные продукты – брали все, что было под рукой (творог сладкий или подсоленный, овощи, картофель, зеленый лук, сухие ягоды, ливер, рубленое мясо, рыба). Традиционный большой праздничный пирог казаков – курник с рыбой или куриным мясом, со специями (лавровым листом, перцем и луком) – готовили в специальной форме. Блины и оладьи готовили из более жидкого, чем для пирогов, кислого теста. Из цельных зерен хлебных культур варили традиционные русские каши – перловую, гречневую. Ячмень, пшено, овес для каш толкли в ступе. Рис был редкостью. Эту крупу использовали только в богатых семьях для поминальной кутьи. В меню часто были горошница и бобовница.
Повсеместно у казаков, так же как и у переселенцев, использовалось растительное масло. Его давили из семян подсолнечника, льна, конопли, иногда мака. В зажиточных казачьих семьях его запасали по нескольку логушков, деревянных кадочек емкостью 15-20 литров. В семьях победнее растительное масло было роскошью, его расходовали по одной столовой ложке на общее блюдо похлебки для всей семьи. В скоромные дни старожилы-казаки готовили мясные блюда из говядины, баранины, мяса домашней птицы. Мясные щи с овощами готовили ежедневно.
Позже у переселенцев из Калужской губернии казаки переняли такие блюда как «крокодельки» (фрикадельки), голубцы в капусте. Зимой казаки делали пельмени, мясо для которых мелко рубили топором или сечкой в сельнице (специальном корытце). Считалось, что самые вкусные пельмени те, что сделаны из трех видов мяса: говядины, свинины, баранины.
Казаки, жившие на больших реках, очень любили рыбные блюда. Рыба считалась пищей полупостной, поэтому ее ели в нестрогие посты: делали уху («щербу»), пироги, иногда жарили или солили.
В хозяйствах, где держали много дойных коров, обычными были блюда из молока. В некоторых семьях ежедневно надаивали по 12 ведер молока, которое нужно было быстро переработать в продукты долгого хранения. Из молока били масло, которое затем перетапливали. По нескольку бочонков такого масла везли на продажу еженедельно в город. Готовили творог, подогревая сквашенное молоко. Варили сыр, который получали благодаря длительному прогреву смеси творога, молока и яиц.
Тушили и жарили морковь и капусту. Выращивали много огурцов и лука, которые ели летом в свежем виде. Огурцы ели с солью, а также резали и подавали, поливая медом, как сладкое блюдо. В конце XIX в. казаки начали использовать картофель. На зиму делали многочисленные заготовки. Квасили капусту. Огурцы солили в кадках, добавляя специи – укроп, лавровый лист, лист смородины, чеснок, хрен, перец. Так как сахар был недоступен для большинства казаков, то варенье варили лишь в некоторых семьях. Собранную лесную ягоду – «глубнику» (клубнику), голубику, чернику, смородину, малину, ежевику, калину, боярку, черёмуху – сушили. Сухими их мололи на мельнице и использовали для начинок. Бруснику и облепиху мочили, калину парили.
Летом и осенью обычно собирали и сушили грибы, из которых готовили разные блюда. Кроме того, казаки в лесу собирали щавель, тмин, копали дикий чеснок, иногда дикий лук. Рвали и другие съедобные травы: саранки, пучки, русолейки, гусинки, ревень. Из «шипичного» цвета (цветков шиповника) варили варенье на меду. Осенью, после третьего Спаса, запасали кедровые шишки. Выезжали в бор и специальными колотушками били по стволам кедровых сосен, обмотав их предварительно зипунами, чтобы не повредить кору деревьев.
Конфеты были редкостью, но иногда к празднику покупали леденцы «лампасейки» (монпасье), пряники, сахар. На ярмарке покупали «ирбитские пряники», в Томске – особые «длинные конфеты», их везли в подарок детям. В деревнях конфеты заменяли морковью, свеклой или тыквой, томленными в чугунке в печи. Лакомством были ломти хлеба с вареньем, медом. Мед не был распространенным лакомством или заменителем сахара, так как те, у кого были ульи, старались мёд продать в городе, чтобы выручить денег. Сахар держали под замком в сундуке, его расходовали очень экономно: на две-три чашки чая брали один комок сахара.
Из напитков использовались молоко, хлебный и свекольный квас, кисель, компот, чай, заваривали листья земляники и «шипишника» (шиповника), употребляли и кумыс.
Кроме того, нужно отметить, что в казачьих семьях пили много чая, как правило, травяного – из листьев зверобоя, душицы, лабазника, белоголовника или из чаги. Эти виды заварки заготавливали сами. Покупали фруктовый чай. Обязательно пили чай в праздник. По весне в лесах добывали березовый сок, который пили сразу же на месте.
К пище казаки относились бережно. Хлеб считался святыней, его нельзя было выбрасывать, ронять. Если по нечаянности ребенок проливал молоко, его ждало строгое наказание. В правилах было продукты расходовать экономно, а особенно весной.
В течение дня было несколько приемов пищи. Чаще всего ели четыре раза в день, строго придерживаясь установленного времени: завтрак, обед, паужин, ужин. Особых правил поведения за едой не было, но за столом нужно было сидеть чинно, соблюдать порядок, не баловаться, не смеяться, много не разговаривать. Первым брал еду старший мужчина в семье – отец или дед. Он же строго следил, чтобы дети не шумели. Перед едой молились и кланялись иконе. Пока богу не помолятся, за стол не садились. Когда поели, обязательно крестились и опять кланялись иконе. В некоторых семьях благодарили и родителей: «Спасибо, тятенька, маменька».
Соблюдалось ежегодно четыре поста, длившихся в общей сложности 130 дней. Все среды и пятницы также были постными днями, за исключением праздничных, когда было разрешено употреблять мясную или молочную пищу, например в мясопустную и сыропустную недели.
Из алкогольных напитков употребляли пиво, вино, водку, а также варили брагу и самогон.
Итак, этнокультурное влияние народов Сибири проявлялось в ведении казаками сельского и животноводческого хозяйства и втягивании в различные промыслы (охота, рыболовство); в специфике ношения одежды и её новых элементов (одежда претерпела изменения в связи с образованием смешанных семей, а также суровым климатом, но при этом казаки сохранили мужскую военизированную форму); в заимствовании пищи, структура которой существенно изменилась и состояла в основном из белка (вызвано суровой сибирской зимой).
Таким образом, под влиянием целого ряда факторов – природно-климатического, социально-экономического, этнического – материальная культура сибирского казачества существенно видоизменилась и развивалась как составная часть национальной материальной культуры. В связи с этим менялась не только материальная сторона жизни сибирских казаков, но и вместе с ней трансформировалась духовная культура.
Глава III. Традиционная духовная культура сибирских казаков.
3.1. Календарные праздники и обряды
Традиционная культура – явление удивительно сложное и в то же время феноменальное. Трудно выделить какую-либо сферу человеческой жизни, которая не имела бы этнических особенностей, восходящих в той или иной степени к традиционной культуре.
К традиционной духовной культуре относится вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаи, народное творчество, различные виды искусств, основанные на верованиях и религиозных представлениях
Основу всей народной традиционной (духовной) культуры составляют обряды, представляющие собой сложное локальное явление. Принято делить обряды на календарные, связанные с определенными днями года (выгон скота на поле, жатва), и бытовые (свадьба, крестины, похороны, новоселье).
Традиционная духовная культура Сибирских казаков развивалась на основе слияния культур нескольких народов: русских, украинцев, белорусов и коренного населения. На раннем этапе освоения Сибири казаки пытались сохранить свой культурный фонд, характерный преимущественно для Юга России. Однако со временем он в отличие от материальной культуры, подвергся определенным изменениям вследствие ассимиляции традиционной культурой других этносов Сибири.
Однако неизменным оставалась вера казаков. Крепость веры и соблюдение казаками религиозных обрядов являлось обязательным условием принятия в казачье братство
Одним из наиболее важных и социально-значимых компонентов традиционной духовной культуры казаков являлись праздники и обряды, которые играли заметную коммуникативную и воспитательную роль в жизни казачества, так как в праздниках наиболее ярко выражались мировоззренческие, нравственные и эстетические начала.
Кроме религиозных, для казаков характерными были войсковые праздники. Основу же традиционной духовной культуры казаков составлял народный календарь.
Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего (Рождество Христово) и летнего (Иван Купала) солнцестояний, весеннего (Масленица) и осеннего (Рождество Богородицы) равноденствий. Тесно связанные с трудовыми сельскохозяйственными циклами и синкретически взаимопереплетённые с бытовым православием, они органично вливались в фонд национальной культуры.
У сибирских казаков в состав святочных обрядов обязательно входили вечёрки. Молодежь пела и плясала под балалайки или гармони. Наиболее любимым занятием на вечерках были игры. Самым притягательным на этих играх для казачьей молодежи были, конечно, поцелуи – они сопровождали почти каждую игру. И, тем не менее, отношение к девушке у молодого казака всегда было почтительным. Недопустимо было парню появиться перед девушкой в пьяном виде на молодежной вечерке.
На Масленицу у сибирского казачества существовал интересный обычай конных скачек, который назывался «байга» (в переводе с тюркского – лошадиные скачки и игры). Этот обычай распространился благодаря этнокультурному влиянию местных кочевников и военизированному быту казаков. Ни одна Масленица не обходилась также без больших казачьих кулачных боёв.
Любимой игрой казаков на Пасху было катание яиц. Популярным развлечением молодежи в это время являлись качели.
На пятидесятый день от Пасхи праздновалась Троица. Почти во всех казачьих поселениях проходило всеобщее гуляние в лесу с пением под гармонь, катанием на лодках и угощение яичницей. На Троицу, поминая погибших казаков, пели в церкви: «Спаси, Господи, люди твоя, и благослови настояние твое, и победуй христолюбивое наше воинство!».
Таким образом, рассмотренные нами календарные праздники и обряды сибирских казаков XVIII-начала XX века имеют общеславянскую основу и говорят о частичной сохранности архаичных обрядов с элементами язычества. Одним из важнейших древнейших культов, нашедших отражение в праздниках сибирских казаков, является культ предков. Он прослеживается в поминальных обрядовых трапезах, в ряжении и гаданиях.
В календарных праздниках казачества есть уникальные элементы, появлению которых способствовал военизированный быт казаков: конные парады, скачки, в которых принимали участие даже женщины-казачки. Прослеживается доминирование военно-спортивных состязаний, где молодые парни показывали свою подготовку.
3.2. Семейно-бытовые праздники и обряды – источник познания жизни этноса
Жизненный путь казака от рождения до самой смерти был отмечен различными семейными обрядами. Семейно-бытовые обряды, выражая целостность мировоззрения народа, со временем укрепились в его сознании как необходимая часть бытия. По семейно-бытовым обрядам мы узнаем о том, каковы представления народа о важнейших моментах человеческой жизни: рождении, вступлении в брак, смерти. У казачества именно эти обряды оказались наиболее устойчивыми: еще в XIX веке они справлялись в большинстве случаев с точным соблюдением установившихся традиций. Кроме этих трех важнейших для казака обрядов, следует отметить и обряд поступления на воинскую службу, составляющую едва ли не основную часть его жизненного пути и длившуюся практически до самой старости.
Вывод
Таким образом, рассмотренная нами традиционная духовная культура казачества, проживающего на территории Западной Сибири (Омской и Кемеровской областей, Алтайского края) имеет следующие специфические черты:
1) календарные и семейно-бытовые праздники и обряды XVIII- начала XX века отражали быт и занятия этого сословия. Такие занятия, как земледелие, скотоводство сближали казачьи и крестьянские праздники, поскольку праздники и обряды сибирского казачества имели общую восточнославянскую основу;
2) в праздниках сибирских казаков прослеживаются пережитки древнейших культов: культ растительности (верба, венки, березовые веники, травы), несший охранительную функцию; культ животных (овцы, телята, лошадь, домашняя птица) выполнявший, так же как и травы, охранительную функцию; аграрный и солярный культ (сожжение соломы, присутствие обрядового хлеба, каши, кутья); культ предков прослеживается в поминальных обрядовых трапезах, ряжении, гаданиях;
3) в казачьих праздниках гораздо меньше сохранилось архаичных обрядов с элементами язычества, так как казачество было более зажиточным, образованным, а потому более тяготело к городской культуре и православной церкви;
4) военизированный быт казаков способствовал появлению специфических элементов в проведении календарно-обрядовых праздников (бытование конных парадов, скачек, в которых принимали участие даже женщины-казачки);
5) во всех календарных и семейно-бытовых праздниках прослеживается социальная организация общества. На первый план выступала коллективность обрядовых действий. Субъектом проведения всех праздников и обрядов являлась община, семья, половозростная группа;
6) все праздники и обряды имели не только общественную значимость, но и выполняли воспитательные и художественные функции;
7) во многих обрядах прослеживаются религиозно-магические элементы, которые со временем перешли в разряд демонстративно-символических, развлекательно-игровых и эстетических;
Заключение
Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующее заключение. К моменту миграции в Сибирь, казачество являлось носителем и хранителем богатой и своеобразной духовной культуры, которую можно рассматривать как источник формирования нравственных и патриотических основ личности. А сибирские природные условия, повсеместное проживание в окружении коренного населения наложили отпечаток на празднично-обрядовую культуру, фольклор сибирского казачества, традиции и быт казаков. В то же время и сами казаки оказывали огромное влияние на духовную и материальную культуру коренных жителей Сибири. Кроме того, казачество контактировало с другими этносами, переселенными из различных регионов Европейской части России, всё это привело к трансформации духовной культуры казаков Западной Сибири.
Литература
Апрелков, А.В. Судьбы казацкие. А.В. Апрелков, О.А Попов // Судьбы казацкие. – Полиграфическое объединение «Книга», г. Челябинск – 2002 г.
Бородина, Е.М. Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири. Е.М. Бородина // Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири. Диссертация. – КемГУКИ
Енборисов, Г.В. Правда о казаках. Г.В. Енборисов // Правда о казаках. – Харбин – 1937 г.
История казачества Западной Сибири, 1582—1808 годы: краткий очерки в 4 частях: посвящено 280-летию г. Омска и Сибирского линейного казачьего войска. Ю. Г. Недбай. Омский государственный педагогический университет. Издание ОГПУ. Омск. 1996.
Смирнов А.М. Часовые империи. Сибирское казачье войско на службе отечеству // Родина. 1997. №8. С. 41-43.
Сайт: www.fstanitsa.ru Вольная станица
Сайт: zaimka.ru - История казачества.
Сайт: http://www.cossackweb.com/ - История возрождения казачества.
Сайт: www.ic.omskreg.ru/~archive - История сибирского казачества.
Сайт: belkazak.narod.ru - История лейб-гвардии казачьих полков.
Злая мать и добрая тётя
Валентин Берестов. Аист и соловей
Под парусами
Именинный пирог
Несчастный Андрей