Проект
«Малоподвижный образ жизни»
математика
Выполнил: Черкасова Светлана Вадимовна
Ученица 7 класса МБОУ «СОШ №28»
Руководитель: Ткаченко Е.А.,
учитель математики
Вложение | Размер |
---|---|
malopodvizhnyy_obraz_zhizni.docx | 424.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №28»
Проект
«Малоподвижный образ жизни»
математика
Выполнил: Черкасова Светлана Вадимовна
Ученица 7 класса МБОУ «СОШ №28»
Руководитель: Ткаченко Е.А.,
учитель математики
Киселевский городской округ 2020 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………..……..3
Основная часть. Меьодика Исследования ………………………….5
Результаты исследования………………….…………………………7
Заключение…………………………………..……………………….10
Приложение 1,2,3……………………………………………………13
Приложение 4………………………………………………………..14
Список литературы……….………...………………………………16
Введение.
Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) – это одна из наиболее острых проблем в современном мире, которая негативным образом сказывается на состоянии человека, может стать причиной множества серьезных заболеваний и даже смерти. Изменить привычку мало двигаться, начать заниматься спортом или хотя бы ежедневно по утрам делать зарядку или ходить на работу пешком человеку мешает лень. Как результат, физическая активность сегодня превращается в настоящий подвиг, и все чаще на улице встречаются сутулые силуэты, серые лица, тучные фигуры, вялость движений. Среди молодых людей с каждым годом увеличивается число хронических заболеваний, которыми раньше болели в основном пожилые люди. Все это – результаты отрицательного воздействия сидячей жизни на современного человека. В этой статье рассмотрим подробнее, как влияет малоподвижный образ жизни на человека, какие последствия от такой пагубной привычки и как избавиться от нее. Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие школьника. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы.
Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Для меня является важным вопрос о влиянии малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье школьника. Не опасна ли гиподинамия для детей? Как обстоят дела со здоровьем у наших школьников? Что нужно делать, чтобы снять симптомы, вызванные малой подвижностью? Какой вид физической активности необходим конкретному ребёнку? И чтобы выяснить это, мы решили провести данное исследование.
Целью исследования стало: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье школьников.
Исходя из поставленной цели, нам необходимо было решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с литературой по данной теме.
2. Провести антропометрические исследования, включающие измерение длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки и определить антропометрические показатели физического развития:
индекс Кетле (весо - ростовой показатель);
индекс Пинье (оценка телосложения);
индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.
3. Дать оценку индивидуального здоровья школьников, их соответствия возрастным нормам.
4.С помощью социологического опроса выявить влияние режима дня на здоровье учащихся.
5.Выработать рекомендации по устранению недостатка двигательной активности в режиме дня школьников.
При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза.
Выявить влияние малой двигательной активности на уровень физического развития школьников и разработать рекомендации по устранению этого недостатка.
Основная часть
Методика исследования.
Работа проводилась с октября 2019 по январь 2020 г. МБОУ СОШ «школа №28» Она включала антропометрическое исследование и социологический опрос. Всего в исследовании участвовало 72 человека.
У них были проведены антропометрические исследования, включающие в себя измерение длины тела (роста в см), массы тела (в кг), окружности грудной клетки (в см) и определения антропометрических показателей физического развития.
Для оценки физического развития использовали ряд методов;
Метод нахождения индекса Кетле – это И́ндекс ма́ссы те́ла — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Важен при определении показаний для необходимости лечения. (Приложение 1)
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:{\displaystyle I={\frac {m}{h^{2}}}}
где:
m — масса тела в килограммах
h — рост в метрах,
и измеряется в кг/м
Метод нахождения индекса Пинье это оценка телосложения человека. Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.
Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки (Приложение 2)
Интерпретация результатов:
Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,
от 10 до 20 – хорошее,
от 21 до 25 – среднее,
от 26 до 35 – слабое и
более 36 – очень слабое.
Метод ИГМР – индекса гармоничности морфологического развития позволяет определить конституцию человека (Приложение 3)
Конституция – совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе и психических особенностей человека).
Конституция в значительной мере определяется наследственными свойствами (генотипом), но в её формировании заметную роль играют и внешние факторы. При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация), если же существующие условия стимулируют реализацию всех возможностей организма, развитие идет ускоренно (акселерация). Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявить нарушения физического развития (отставания в росте, отсутствии прибавки в весе), которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима жизни. Каждому человеку соответствует его индивидуальный тип конституции.
ИГМР рассчитывается по формуле:
( L – P ) *L/k -2T
Где l- длина тела ( рост) Р-масса(вес) тела, в кг
Т – окружность грудной клетки
К- коэффициент развития, ( таблица)
Коэффициенты развития детей школьного возраста (К)
На основании данных методик и результатов антропометрических измерений давалась индивидуальная оценка физического развития.
С учащимися нашей школы проводился социологический опрос: «Распорядок дня у школьников, как фактор, влияющий на здоровье учащихся».
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведённое исследование ставило цель: выявить влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие и здоровье учащихся.
Первая группа – учащиеся 2 класса,
вторая группа – учащиеся 7 класса,
третья группа – учащиеся 9 класса.
Первая группа (25 учащихся 2 кл).
85% учащихся индекс Кетле (весо -ростовой показатель) находится в норме. Таким образом, обследуемые дети развиты гармонично, масса их тела соответствует росту. У 15% учащихся индекс Кетле превышает норму, вес таких детей считается избыточным. 48% учащихся имеют слабое телосложение, 48% очень слабое, 6% имеют среднее телосложение, хорошее 2%, крепкое 4% ИГМР – индекс гармоничности морфологического развития у 60% учащихся снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 38% учащихся повышается с увеличением длины тела, у 2% норма.
Вторая группа (22 учащихся 7 кл).
У 65% учащихся показатель находится в норме, масса тела соответствует росту. У 12% учащихся показатель индекс Кетле выше нормы, а у 55% идеально. 8% учащихся имеют крепкое телосложение, 6% учащихся имеют среднее телосложение, 3% хорошее, 46% слабое и 37% учащихся имеют очень слабое телосложение. Это свидетельствует о том, что те обследуемые учащиеся, которые имеют слабое и очень слабое телосложение в 14 лет плохо развиты физически в следствие недостатка в движении и нарушении режима жизни. ИГМР у 63% снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 32% учащихся данный показатель повышается с увеличением длины тела и лишь у 5% учащихся наблюдается соответствие требуемым нормам. Эти данные свидетельствуют о том, что у большинства обследуемых наблюдается недостаток в весе, и лишь у меньшего количества учащихся наблюдается соответствие гармонического развития.
Третья группа (19 учащихся 9 кл).
У 72% учащихся весо - ростовой показатель находится в норме, у 13% учащихся он выше нормы, а у 15% учащихся ниже нормы. Это свидетельствует о том, что больший процент обследуемых развиты гармонично, их масса тела соответствует росту. У 57% учащихся слабое телосложение, у 24% очень слабое и только 8% учащихся имеют среднее, у 5% хорошее, 6% крепкое. У 52% учащихся ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а у 44% данный показатель повышается с увеличением длины тела, 4 % нормальна. (приложение 4)
Опросный лист.
С учащимися (2, 7, 9 кл) проводился опрос о влиянии распорядка дня на физическое развитие и здоровье учащихся с последующим обобщением и анализом полученных данных.
1.Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?
2. Посещаете ли вы какие-либо кружки или секции?
3. Сколько времени вы тратите на дорогу в школу и обратно?
4. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?
5. Во сколько часов вы ложитесь спать?
6. Во сколько часов вы встаёте?
7.Сколько времени в среднем вы проводите в школе?
Результаты данного опроса были следующие:
Учащиеся проводят в школе:
На подготовку домашнего задания тратят
Посещение спортивных секций и кружков
учащихся 2 класса: не посещают никаких спортивных секций и кружков50%,, предпочитают находиться дома или гулять на улице, посещают спортивные секции 10%,занимаются в танцевальном кружке и плавательном бассейне 5 %.
учащиеся 7 класса: учащихся не посещают секций и кружков, любят смотреть телевизор или играть за компьютером 47% , посещают футбольную секцию 33%, посещают танцевальный кружок 20%.
учащиеся 9 класса:не посещают никаких секций и кружков 74%, занимаются спортом 16%, посещают танцевальный кружок 6%.
На дорогу в школу тратят
учащихся 2 класса: 35% около 1 часа, 20% от 10 до 20 минут
учащиеся 7 класса: 60% около 1 часа, 40% около 20 минут
учащиеся 9 класса:58% по 20 минут, 37% около 1 часа, 5% тратят около 2 часов
Выполняют утреннюю гимнастику
учащиеся 2 класса: 75% не делают утреннюю гимнастику, 25% выполняют её регулярно.
учащиеся 7 класса: 40% делают утреннюю гимнастику, 60% не выполняют.
учащиеся 9 класса: 10% выполняют утреннюю гимнастику, 90% не делают.
Таким образом, двигательный режим большинства учащихся ограничен в основном поездками на транспорте, занятиями физкультурой в школе (редко дома), непродолжительными прогулками на улице. В результате большую часть суток учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки или просматривая телепередачи. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянии здоровья, быстрой смене настроения и утомляемости, что в конечном результате может вызвать состояние дистресса и повысить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Заключение.
1. В процессе проведённого исследования для определения физического развития школьников были определены и проанализированы следующие показатели:
индекс Кетле (весо-ростовой показатель);
индекс Пинье (оценка телосложения);
индекс гармоничности морфологического развития ИГМР.
2.85% детей 2 класса развиты гармонично, их вес соответствует росту, имеют среднее телосложение. У 25% имеются отклонения от норы так, как дети плохо физически развиты, имеют слабое телосложение и ведут малоподвижный образ жизни. У 72% учащихся 7 класса выявлены нарушения весо-ростового показателя и у 13% наблюдается норма. В 9 классе 74% имеют антропометрические показатели в норме, у 26% имеются нарушения.
3.Проведённый социологический опрос показал нарушения гигиенических норм у учащихся 2, 7, 9 классов в отношении утренней гимнастики и распределении свободного времени.
4. Для устранения негативных последствий малоподвижного образа жизни (гиподинамии) были разработаны рекомендации по коррекции выявленных нарушений в виде листовок для учащихся школы.
Рекомендации:
1. Организм нуждается в постоянном движении. Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок – наиважнейшая мера укрепления сердца.
Необходимо использовать все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Наиболее полезными для здоровья являются быстрая ходьба, бег трусцой, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках.
Общая продолжительность движений в режиме дня подростков в 14 лет должна составлять 3 – 4 часа.
2. Необходимо соблюдать правильную осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность лёгких и обеспечивает более глубокое дыхание. Человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
3. Сократить время работы за компьютером до 25 минут, время пребывания у телеэкранов – до 1 часа с обязательными перерывами.
4. Необходимо больше бывать на свежем воздухе, заниматься закаливанием. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.
5. Отказаться от вредных привычек.
6. Необходимо правильное рациональное питание.
7. Рациональный режим дня.
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Список литературы.
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Просвещение; 1987.-47с.
2. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е издание, перераб. и доп.- М.: Знание, 1990.-240 с.
3. Берштейн И.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 2000г.
4. Васильев В.И. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991г.-160 с.
5. Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. Г.И. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.-320 с. (Учебник для мед.училищ).
6. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться. – М.: Знание, 1985. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»; № 2).
7. Карташов Ю.М. Сюрпризы оздоровительного бега. – М.: Физкультура и спорт, 1983.-96 с. – (Физкультура и здоровье).
8. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт; № 5).
9. Космолинский Ф.П. Физическая культура и работоспособность. – М.: Знание, 1983. – 64 с. –(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»; № 8).
Заяц, косач, медведь и весна
Сказка "12 месяцев". История и современность
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Свинья под дубом
Галка в чужих перьях