Несмотря на политику татарских ханов, стремившихся истощить силы русского народа путем разжигания княжеских междоусобиц, уже в начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель - Московское княжество. Большую роль в этом играет расположение Москвы на пересечении торговых и речных путей, связывавших русские земли. Старый культурно-политический центр Руси - Владимир - после захвата Золотой ордой торгового пути с Востока постепенно уступает свое место Москве.
Вложение | Размер |
---|---|
varfolomeeva_arina.doc | 64 КБ |
Научно-исследовательская работа на тему:
« ЗОДЧЕСТВО В XIV – XVI ВЕКАХ»
Автор: Варфоломеева Арина Вячеславовна,
Базовая средняя (полная) общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г.Железноводске, 6 класс
Научный руководитель: Юртеева Елена Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………….3
Глава 1. Города Руси периода XIV – XVI – центры архитектурных ансамблей
1. 1. Новгород………………………………………………….………….5
1. 2. Псков…………………………………………………….………...…6
1. 3. Москва…………………………………………………………....….7
Глава 2. Знаменитые зодчие периода XIV – XVI вв.
2.1 Аристотель Фиораванти………………………………...………..…8
2.2 Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари………………….………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….....10
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….…..….11
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на политику татарских ханов, стремившихся истощить силы русского народа путем разжигания княжеских междоусобиц, уже в начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель - Московское княжество. Большую роль в этом играет расположение Москвы на пересечении торговых и речных путей, связывавших русские земли. Старый культурно-политический центр Руси - Владимир - после захвата Золотой ордой торгового пути с Востока постепенно уступает свое место Москве.
Энергичная деятельность Ивана Калиты (1325-1341) в первой половине XIV века быстро превратила Москву в сильный военный и экономический центр древней Руси и поставила московского князя во главе всех русских земель для борьбы с Золотой ордой. Вооруженная борьба с татарами развернулась при Дмитрии Донском (1359-1389).
Героической страницей русской истории является Куликовская битва (1380), в которой татарам был нанесен решительный удар. Победа эта пробудила творческие силы и показала возросшее единство русского народа.
На Руси возобновляется каменное строительство. Одним из его центров становится Новгород. Храмы поражают легкостью, нарядностью торжественностью. Архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны. Псковская земля находилась на окраине Руси, развитие получает оборонное зодчество.
В этой работе я постараюсь выяснить, как развивалось зодчество на Руси во время правления Золотой Орды в XIV – XVI веках.
Цель: изучить основные виды зодчества в городах Руси в период с XIV по XVI вв.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий - «закомар» (полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствует внутренней форме свода) к более динамичным фронтонам – «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.
Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю.
В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
В Московском и Тверском княжествах через длительный перерыв после монгольского нашествия возрождается каменное строительство. При этом Тверь опередила Москву, построив в 1285 году Спасо-Преображенский собор. Новые постройки были ориентированы на белокаменные храмы домонгольского периода, хотя с самого начала получили ряд собственных черт.
Первым каменным храмом Москвы стал заложенный в 1326 году Успенский собор — новый кафедральный собор русского митрополита (существовала версия более ранней постройки первого каменного храма). Заложенный митрополитом Петром, храм был закончен после его кончины. Ещё несколько церквей были возведены при митрополите Феогносте: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340). Все перечисленные постройки не сохранились, так как были позднее заменены новыми, более крупными зданиями. Церковь Иоанна Лествичника представляла собой не обычный крестово-купольный храм, а башнеобразное сооружение «под колокола». Возможно, что в 1913 году в центре Соборной площади были обнаружены остатки именно этого здания, бывшего восьмигранным. Таким образом, это пример иной типологии, существовавшей в церковной архитектуре Древней Руси.
Успенский собор Москвы представлял собой небольшой четырёхстолпный храм с притворами, напоминающий в плане Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Уже в нём проявились новые черты московской белокаменной архитектуры, отличающие её от владимирских построек домонгольского периода. Важнейшая из них — килевидная (заостренная) форма закомар и кокошников. Такую же форму получили завершения порталов и оконных проёмов московских храмов.
Самыми ранними сохранившимися постройками являются небольшие храмы: Никольский в селе Каменское, церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне, а также Рождества Богоматери в Городне на Волге. Заграевский датировал их началом XIV века. Никольская церковь интересна своим интерьером, в котором столбы раздвинуты и слились с углами здания. Благодаря этому получилось цельное крестообразное пространство.
Лучшие ранние московские постройки были возведены в конце XIV — первых десятилетиях XV века. Частично сохранилась церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле (1393-94), построенная княгиней Евдокией и вошедшая в ансамбль Теремного дворца. Полностью сохранились четыре собора этого времени.
Глава 2. Знаменитые зодчие периода XIV – XVI вв.
2.1 Аристотель Фиораванти
Ридольфо Аристо́тель Фьорава́нти — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.
В июне 1473 года Аристотель Фьораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474 году состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве.
Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».
Работа Аристотеля Фьораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова.
Для возведения нового собора необходим был материал — белый камень, кроме оставшегося от разрушившегося храма. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества и фактически представлял собой древнюю плинфу, поэтому Фьораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.
Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (то есть около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством.
2.2 Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари
Пьетро Антонио Солари — итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля. О жизни Пьетро Антонио Солари известно очень мало, расходятся даже сведения о годе рождения и дате смерти. По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Ивана III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы.
Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году, по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.
Марко Руффо, Марк Фрязин — итальянский архитектор XV века, работавший в России. В современных ему итальянских источниках не упоминается.
Марк Руффо работал в Москве в период между 1485 и 1495 годами и принял активное участие в замене деревянных дворцовых зданий каменными. В 1485 году Марко Фрязин построил Казённый двор — кирпичное здание для хранения казны между Благовещенским и Архангельским соборами. Здание погибло во второй половине XVIII века, но сохранились его изображения. Казённый двор представлял собой кирпичное здание, состоявшее из двух частей: одна из них, «Казённая палата», примыкала к апсиде Благовещенского собора, невысока, с двухскатной тесовой кровлей; вторая, собственно «Казённый двор», была значительно больших размеров и завершалась шатром. Переходы соединяли Казённый двор с другими частями Теремного дворца.
В 1487 году по проекту Марко Фрязина была построена Малая Набережная палата (также не сохранилась). До наших дней дошёл подробный чертёж Д. В. Ухтомского, сделанный перед перестройкой палаты в 1751 году. Палата представляла собой двухэтажное кирпичное здание (с третьим подвальным этажом) со сводами. На втором этаже размещались Столовая и Ответная палаты; каждая имела отдельный выход. Судя по чертежу Ухтомского, фасад палаты был отделан деталями, новыми для русской архитектуры: над окнами первого этажа расположены треугольные сандрики, второй этаж украшен арками, здание венчает широкий карниз. Этажи разделены горизонтальными тягами, сохранены большие свободные плоскости стен между окнами. Этими цитатами из итальянской архитектуры, Марко Фрязин предвосхитил или даже повлиял на архитектуру Арсенала в Кремле.
По проектам Марка Руффо были построены многие Кремлёвские башни, в том числе Спасская, Беклемишевская и Никольская. В 1491 году, вместе с Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо завершил возведение Грановитой палаты.
Интересно, что, за исключением Беклемишевской башни, все постройки, начатые Марко Руффо после 1487 года, были завершены другими архитекторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в этой работе я выяснила, как же изменялось зодчество на протяжении XIV –XVI веков, какие города особо выделялись на фоне других. Удалось выявить наиболее знаменитых и искусных архитекторов того времен, таких как Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари, узнать о их жизнедеятельности, заслугах, наиболее известных их постройках и сооружениях. Так же, мы узнали о правителях и князях, которые приняли активное участие в развитии зодчества, как изменились очертания храмов и построек, какие церкви и церковные постройки стали самыми настоящими произведениями искусства, прочитали об их истории, создателях. Выяснили, как влияние Золотой Орды отличилось на зодчестве Руси.
Зодчество на Руси в XIV – XVI веках развивалось стремительно и интенсивно. Вводились новые архитектурные стили, приглашались новые строители из разных знаменитых своим развитием архитектурного искусства стран Европы.
Все это отразилось на последующем строительном деле Руси. Большая часть построек того времени все еще существует – так долго продержались эти храмы и церкви.
ЛИТЕРАТУРА
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сказка "Колосок"
Чья проталина?
Заповеди детства и юности