Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. Это реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги за свободу и освобождение Родины будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле. Той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все вышесказанное доказывает актуальность работы – героями не рождаются, героями становятся - и объясняет выбор темы. Кто же он – защитник Отечества? Каким был Иван Сусанин и как представлен он в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве? Ответ на эти и другие вопросы и является целью работы. Цель будет достигнута путем решения следующих задач: собрать и изучить материал по данной теме; познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества; показать, как музыкальное искусство создает и передает образ народного героя; ответить на вопрос «Было ли повторение подвига Сусанина в ВОВ?».
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_pushkareva.docx | 372.09 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 г. Ярцева | ||||||
ОБЛАСТНФЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШАГ В НАУКУ» «Социально-гуманитарное направление» | ||||||
Учебно – исследовательская работа Образ Ивана Сусанина в искусстве и истории | ||||||
Работу выполнила: Пушкарева Александра, обучающаяся 8 А класса | ||||||
Руководитель работы: Матвеева И. Г., учитель изобразительного искусства и музыки | ||||||
Ярцево | ||||||
2018-2019 уч. г. |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-4
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1. Образы защитников Отечества в различных видах искусства………….4-5
1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов…5-6
1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин».
История создания………………………..……………………………………..6-8
1.4. Русские «сусанинцы»……………………………………………………8-10
Раздел 2. Практическая часть………………………………………………..11-14
Заключение ………………………………………………………………………15
Список ресурсов ……………………………………………………………...16
Приложение………………………………………………………………………17
Введение.
Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. Это реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги за свободу и освобождение Родины будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле. Той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все вышесказанное доказывает актуальность работы – героями не рождаются, героями становятся - и объясняет выбор темы. Кто же он – защитник Отечества? Каким был Иван Сусанин и как представлен он в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве? Ответ на эти и другие вопросы и является целью работы. Цель будет достигнута путем решения следующих задач: собрать и изучить материал по данной теме; познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества; показать, как музыкальное искусство создает и передает образ народного героя; ответить на вопрос «Было ли повторение подвига Сусанина в ВОВ?».
Объектом исследовательской работы стал образ народного героя в музыкальном произведении, а предметом – главный герой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Гипотеза: Подвиг Ивана Сусанина актуален во все времена.
Методологической основой работы стали основные обязательные принципы создания исторического исследования - принципы историзма, объективности и системности. На эти методологические основы опирались конкретные методы данного исследования – историко-сравнительный и проблемно-хронологический. Оба метода обеспечили широкие познавательные возможности для всестороннего изучения данной темы:
При выполнении исследовательской работы я познакомилась с произведениями из области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, пользовалась Интернет - ресурсами. На мой взгляд, тема исследовательской работы будет интересна широкому кругу людей. Материал работы может быть использован на уроках музыки, истории, МХК, ИЗО.
Раздел 1. Теоретическая часть
Создано очень много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре) о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство человека, которые ценой своей жизни, свои примером, величием духа были готовы встать и защищать свою родную землю.
До наших дней дошли древние былины, в которых богатыри призывают на подвиг во славу Отечества, поднимают дух народа в тяжелые для страны годы, вселяют в людей мужество. Такие герои своим примером могут объединить всех живущих в стране, всех, кто любит свою Родину. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, в образе которого сочетается огромная физическая сила с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Есть подтверждения, что Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. В 1643 г. Илью Муромца канонизировали. Русское воинство считало и считает его своим покровителем. Образ русского былинного богатыря запечатлён и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри».
В древнем русском искусстве заступников русской земли олицетворяли князья Борис и Глеб, Александр Невский. В изобразительном искусстве образы народных героев, выдающихся полководцев отражены в творчестве художников В.Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.
Очень радует, что и современное российское кино дополняет образ защитника отечества через показ фильмов, которые закладывают чувство уважения к героическому прошлому нашего народа. После просмотров таких фильмов, как «Мы из будущего» режиссера А. Малюкова, «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Брестская крепость» А. Котта задумываешься над справедливостью слов «Героями не рождаются, а становятся!»
1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов.
Русские композиторы так же обращались и обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Александр Порфирьевич Бородин уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь».
Модест Петрович Мусоргский – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», музыкальный язык которых имеет ярко выраженный национальный характер и своими особенностями близок к крестьянским песням.
В творчестве Петра Ильича Чайковского нашли свое отражение вечная тема борьбы добра и зла, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.
Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева многогранно: кантата «Александр Невский», музыкальная драма на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова, чья ария звучит как символ бессмертия Родины: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой Родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.
Опера «Жизнь за царя» или, как ее еще называют «Иван Сусанин», заслуживает признания первой русской национальной оперы. Действие оперы разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех это произведение получило из-за замечательной музыки, с мотивами народных мелодий в содержании, ярких героев и национальных костюмов.
Произведение стало достоянием русского оперного искусства в мировых масштабах, так как это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до "Ивана Сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для русской души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Вот так 19 век стал "золотым" для России не только в сфере музыки, литературы, живописи, науки, он также открыл ворота для русского вокального творчества, основоположником которого по праву считают М. И. Глинку.
1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин». История создания.
Михаилом Ивановичем Глинкой создана национальная опера – «Иван Сусанин», главной идеей которой стала любовь к Отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа и страны в целом.
Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова[1], но в их дальнейшем пути возникли осложнения. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.
Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Образ русского народа в этом произведении занимает первое место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой Родины. Музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты Родины переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.
Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.
Стоит отметить, что первая написанная опера "Иван Сусанин" принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось "опера комик" - это французский стиль, где музыкальная и речитативная, общительная часть занимает одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса, Иван Сусанин остается жив.
На самом деле, в истории создания глинковской оперы "Иван Сусанин" много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по итальянским и германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и подтолкнули композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там, он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.
Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского "Марьина роща", но довольно быстро сменил свое решение, и, в конце концов, получилась опера "Жизнь за царя". Кстати, идею исторической оперы Михаилу Ивановичу дал сам Жуковский.
Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-(27.11) 1836). "Жизнь за царя" состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная Сергеем Городецким (1939 г.). Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю I. Это посвящение прошло очень благополучно! И, по сути, одновременно с этим событием название было сменено с "Ивана Сусанина" на "Жизнь за царя".
1.4. Русские «сусанинцы».
Во время работы над проектом я узнала, что подвиг Ивана Сусанина был в дальнейшем повторен в истории Великой Отечественной Войны. Этот момент заслуживает нашего отдельного внимания. Так, на сегодняшний день установлено и доказано документально, что патриоты, повторили бессмертный подвиг крестьянина Ивана Сусанина за время Великой Отечественной Войны около 50 раз.
Первыми в 1941 на такой подвиг совершили разведчица Великолукского партизанского отряда специального назначения Настя Дроздова (8 октября) и колхозник из Московской области Иван Петрович Иванов (11 декабря).
Звания Героя Советского Союза удостоен колхозный сторож Матвей Кузьмич Кузьмин. 14 февраля 1942 он вывел на позиции 31-й отдельной учебной бригады в Псковской области большой отряд гитлеровцев и, погубив его, погиб сам.
Во время фашисткой оккупации большую помощь Пеновскому партизанскому отряду оказывал лесник Никита Александров. В феврале 1942 по дороге на партизанскую базу он попал в руки карателей, разыскивавших народных мстителей. «Согласившись» провести их на базу, Никита незаметно свернул к освобожденной уже советскими частями деревне и вывел врагов под наш огонь, но сам погиб. В противоположную сторону от партизанской базы увел карателей и латгальский крестьянин Павел Борисов. В 1943 совершили такой же подвиг и погибли И. Ю. Филидович, И. С. Цуба. В 1944 — одессит Трофим Прушинский .
Большинство патриотов заводили гитлеровцев в болотные топи и лесные чащи. Некоторые вели врага на партизанские минные поля и, подорвавшись, сами погибали. Так поступил разведчик партизанской бригады, который завел в глухое ущелье Кавказа отряд фашистов Серго Лурашвили. В заброшенные штольни одесских катакомб увлек врагов юный Трофим Прушинский.
Сусанинцами становились старики, женщины и дети. М. К. Кузьмину было 86 лет, 13 лет Николаю Молчанову с Черниговщины. За 60 перевалило бабушке Анне Андреевне (ее фамилию установить не удалось), разведчице и связной партизанского отряда на Ровенщине. 17 лет исполнилось партизанке Марии Глыбиной.
А юного героя Мишу Куприна с любовью вспоминают все жители Брянщины. Чем же заслужил такое уважение пионер из села Званки Брянской области? В партизанские отряды косиловцы вступали целыми семьями. Такой была семья Куприных, которая проживала в небольшой деревушке Званка в полутора километрах от Косилова. Первым ушёл в партизаны Григорий Иванович, туда же следом рвался его внук Михаил, но дед просил его повременить, так как отряду нужны были зоркие глаза разведчика в селе. Миша согласился. Вместе со своими товарищами Василием Колмыковым и Сашей Никишиным стал помогать партизанам отряда "Слава". На полях, где шли бои, собирали оружие, патроны и переправляли в отряд, сообщали о перемещениях немцев. С таким заданием и шёл в сторону Косилова мальчик лет 14 с лукошком в руках. И вдруг оклик: "Хальт!" Перед ним вражеский солдат. Мальчик не дрогнул. На вопрос: "Где партизаны?" - уверено отвечал: "Я собирал ягоды". Фашисты озверели, били по голове, выкручивали руки, а затем потащили в свой штаб в Бацкино. Бросили на ночь в подвал. А утром опять: "Ты поведёшь к партизанам?". Ответ уверенный: "Идёмте. Поведу!" Миша повёл немцев в противоположную сторону, где течёт Ветьма. Знакомый родной лес! Вот здесь он с дедушкой белку поймал, здесь грибы собирал. А вот и болото Грязка. Здесь калина росла и топко очень. Долго кружили немцы по следам Миши, а потом, все, осознав, озверели. Две женщины спрятались в кустах и были случайными свидетелями этой жестокой расправы. Они слышали как, умирая, Миша кричал: "Бейте, гадюки, но Родину я не предам!" - такими были последние слова 14-летнего героя. Палачи бросили замученного Мишу в лесу. Через несколько дней его тело нашли партизаны. Хоронили Мишу Куприна на Косиловском кладбище, со всеми боевыми почестями.
Сусанинцы были одним из отрядов миллионной волны борцов с фашизмом за линией фронта, внесшим свой героический вклад в победу над врагом (См. Приложение «Русский подвиг, Мр4).
Раздел 2. Практическая часть.
А кто такой Сусанин? Да, крестьянин.
Обыкновенный пахарь от сохи.
А чем же он особенно прославлен
Когда и в Костроме и в Ярославле
Ему почёт и почесть, и стихи?
За что ему такой прекрасный памятник?
Он что - фельдмаршал или генерал?
Да нет, он рядовой, но он за наших,
За матушку Россию жизнь отдал.
Виктор Боков
Практическая часть работы - исследования связана с прослушиванием оперы «Иван Сусанин» и определением музыкальных номеров, через которые мы видим трансформацию чувств главного героя – от простого костромского крестьянина до человека, отдавшего свою жизнь за Родину.
Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы – идея народности, патриотизма.
За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей родине.
Действие первого акта переносит нас на улицы села Домнино, где живет Иван Сусанин со своей семьей, он показан как любящий отец, который желает выдать свою дочь замуж за любимого ею человека, но осаждённая польскими врагами столица омрачает душу Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца» - поет он. Этим самым мы видим образ простого крестьянина, для которого мысли о личном счастье не видятся без общего мира в народе, что утверждает связь героя с народом.
Ярким контрастом является второй акт, его называют – «польским актом». Музыкальным портретом поляков являются национальные польские танцы. И ни одной сольной арии и большого ансамбля, что делает характеристику поляков обобщенной. Особенно важный два танца – полонез (См. Приложение) и мазурка, которые становятся своеобразным лейтмотивом, музыка данных танцев будет сопровождать польских захватчиков и в русских сценах, где будут носить совсем другой характер.
В третьем акте происходит их первое столкновение. Поэтому он состоит из двух разделов, границей которых является приход захватчиков и их объяснение с Сусаниным.
Небольшое вступление воссоздает атмосферу того мрачного и тревожного времени. Оно как будто предсказывает последующие драматические события. Но начало акта — спокойно и мирно. Ничто еще не предвещает страдания и гибель. Спокойно звучит знаменитая песня Вани — приемного сына Сусанина, ласковы обращения к нему Сусанина. Все полно тихой и сердечной радости и тепла. Пришедшие односельчане, узнавшие о готовящейся свадьбе, хотят всем миром принять в ней участие. Все приступают к радостным хлопотам.
И, вдруг, в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза. Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!». Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».
Эта тема нам уже знакома. Вначале хоровой интродукции ее пел хор народа, а здесь она звучит в устах одного из его сынов. Так музыка объединяет образ отдельного человека — Сусанина — с обобщенным образом великого народа.
Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.
Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полного отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздается безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням. В ответ Антонида с глубокой скорбью поет свой знаменитый романс: «Не о том скорблю подруженьки».
Короткое оркестровое вступление к четвертому акту переносит нас в зимний настороженный лес. И сразу — резкая смена настроения: слышен топот стремительной скачки, биение уставшего человеческого сердца.
Ваня прибегает ночью к небольшому посаду, чтобы предупредить о приближении врагов. Он настойчиво стучит в ворота, горько сетует на то, что он еще не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук посад просыпается, и ополченцы торопятся в поход.
И снова картина заснеженного леса — дремучего, непроходимого. В истинно русскую музыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это враги, уставшие и продрогшие, бредут за Сусаниным. Их мазурка утратила свой былой блеск. Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают привал и засыпают.
Сусанин остается один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре (См. Приложение).
Музыка этой сцены с большой тонкостью передает разнообразные чувства героя, мельчайшие движения его души. Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и дорогие сердцу образы. В этой музыке такая трагедийная сила, страстность, что кажется – большее напряжение чувств уже невозможно. Усилием воли эта боль приглушается: видя уснувших поляков, Сусанин и сам решает отдохнуть, собраться с силами: «Надо смерть достойно встретить…».
Начинается метель, изображенная оркестром. Причем это не только образ беспокойной природы. Музыка передает и внутреннее состояние главного героя. Но вот шляхтичи проснулись. Они чувствуют беду и начинают допрашивать Сусанина: «Признайся сейчас — ты хитришь или нет!» На что русский крестьянин с достоинством отвечает: «Хитрить мне нужды нет». Эта мелодия уже звучала во вступлении к четвертому акту.
Ее сопровождает мелодия русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». Так Глинка утверждает нерасторжимость своего героя с народом, его русскую национальную природу, его типичность.
Последние мысли Сусанина о Родине. Последнее объяснение крестьянина с захватчиками трагично. На вопрос: «Куда завел ты нас?» — он отвечает: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал, куда и черный ворон костей не заносил». Победным торжеством звучат последние слова Сусанина: «Родной край спасен! О Русь моя, живи вовек!». Так завершается сюжет оперы. Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пишет еще и эпилог.
Эпилог — не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе с прологом эпилог образует как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу. Хор ликующего народа, пришедшего на Красную площадь, чтобы восславить победу, как будто наполнен ярким солнечным светом.
Народ торжественно славит и погибших героев, память о которых не умрет никогда, и живых — Минина и Пожарского. Хор сопровождается могучим перезвоном колоколов. Это производит непередаваемое впечатление.
«Этот гимн-марш не может быть отрешен от Красной площади, покрытой толпами народа, от трубного звука и колокольного звона, — писал современник Глинки А.Н. Серов[2]. — «…Во всех существующих до сих пор операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такой могучей кистью рисовал бы историческую картину страны в данную эпоху. Тут — Русь времен Минина и Пожарского в каждом звуке» (См. риложение).
Заключение.
После проведённого исследования исторических событий времён Минина и Пожарского, ознакомления с творчеством художников, композиторов, просмотрев современные фильмы, мы можем сделать следующие выводы - героем может стать тот, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца во имя добра и от души, а не для славы и денег, не для признания окружающих. А патриотом является человек бескорыстно и глубоко любящий свою Родину. Я считаю, что гипотеза моей работы подтвердилась. Мне кажется, что всегда и во все времена были и будут люди, готовые в любой момент отдать свою жизнь за Отечество. Ничего не попросив взамен. Именно их и называют героями.
Наша жизнь не стоит на месте, она меняется. Меняются и люди. Но я твердо уверена в том, что пока мы помним о героических подвигах во имя нашей страны, нам не стоит опасаться предательства и войны.
Герои земли Русской – наша память, наша слава. Будем же помнить и гордиться своей историей, ведь без прошлого, как известно, не станет и будущего.
О подвигах – стихи слагают.
О славе - песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Будем верными их светлой памяти – тем самым будем верными России!
Список ресурсов:
Интернет – ресурсы
Приложения
[1] Первый русский царь из династии Романовых, был избран на царствование Земским собором 3 марта 1613 года
[2] Русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.
Вокруг света за 80 дней
Девчата
Как нарисовать черёмуху
Притча о гвоздях
Рисуем "Осенний дождь"