Исследовательский проект "Математика в быту". Выполнила ученица 4 класса Дорохина Анна МОУ "Дубровская СОШ", руководитель учитель начальных классов Проскурякрва Светлана Валентиновна. Математика в жизни людей. Применение математики в быту.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_matematika_v_bytu.docx | 442.63 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
«Математика в быту»
Выполнила: Дорохина Анна, 4 класс
Руководитель: Проскурякова Светлана Валентиновна
п. Дубровка, 2019г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. Теоретические часть ................................................................... 4
ГЛАВА 2. Практическая часть ................................................................... 6
2.1. Применение математики в быту .............................................................. 6
Вывод ………………………………………………………………….............. 11
Список используемой литературы …...…................................................... 12
Приложения………………………………………………………….............. 13
Введение
Часто от взрослых я слышу такую фразу "Учи математику, она тебе пригодится в жизни!" и противоположную ей "Зачем мы в школе учили дроби, проценты, геометрию? Всё равно эти знания в жизни не пригодились". На следующий год я перехожу из начальной школы в среднее звено, в 5 класс. Мне стало интересно узнать, пригодятся ли в жизни знания по математике или это просто обычный школьный предмет. С этой целью я решила исследовать роль математики в быту.
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствии дает стимул к учению и вызывает интерес в изучении этого предмета в школе.
Нами была выдвинута гипотеза: Если доказать необходимость применения математических знаний в повседневной жизни, то можно развить интерес к изучению математики в школе.
Цель проекта: Исследование роли математики в быту.
Задачи проекта.
1. Изучить, как люди применяют в повседневной жизни знания по математике.
2. Провести исследование среди учащихся Дубровской школы.
3. Рассмотреть материалы ВПР по математике на наличие в них задач связанных с повседневной жизнью.
1. Теоретическая часть
1.1 Математика в жизни людей
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок, даже который не изучал математику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.
Математику стали использовать ещё в каменном веке наши предки: они считали дни, животных, членов своего племени и своих врагов. Сначала люди использовали для счета пальцы рук, а позже – мелкие камушки, ракушки и небольшие палочки. Но откуда, пришло это слово? Из древнегреческого языка ("мантенеин"), означает в переводе: "учиться, приобретать знания".
Математика — одна из древнейших наук. Возникновение математических наук, несомненно, было связанно с потребностями экономики. Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай. С развитием производства и его усложнением росли и потребности экономики в математических расчетах.
Умение решать математические задачи нужно не только в школе, но и в жизни:
Математика является неотъемлемой частью многих профессий:
2. Практическая часть
2.1. Применение математики в быту
В начале исследовательской работы я провела анкетирование среди учащихся начальной школы 2-4 классы и среднего звена 5-7 классами (приложение 1). По итогом анкетирования (приложение 1, рисунок 1) видно, что некоторые учащиеся 5-7 классов считают, что знания по математике им пригодятся в жизни. А большинство учеников начальной школы думают, что знание математики нужно только для того, чтобы получать хорошие оценки.
Так же я спросила у бывших учеников школы, приходится ли им встречаться с задачами на тему «быта» на экзамене по математике. Я была удивлена тем, что все опрошенные ученики ответили «да».
Тогда мы решили изучить материалы по всероссийским проверочным работам по математике, которые проходят ежегодно в 4 классе. Выяснили, что задачи связанные с повседневной жизнью встречаются и в этих работах.
Задачи на цену, стоимость и количество
1. У Марины есть список продуктов, которые ей нужно купить:
Масло — 1 пачка
Сахар — 1,5 кг
Яблоки — 2 кг
Хлеб белый — 1 батон
Сколько сдачи она получит с 500 рублей, если пачка масла стоит 80 рублей, килограмм яблок — 70 рублей, батон хлеба — 23 рубля, а килограмм сахара — 46 рублей?
2. Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню (приложение 2, рисунок 2 )
Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один возможный вариант обеда.
3. Часто в магазинах мы видим на ценниках слово скидка и не задумываемся "А правильно ли подсчитана стоимость товара со скидкой?". Вот и мне стало очень интересно это узнать. Вместе со Светланой Валентиновной мы рассмотрели рекламный буклет магазина "Магнит" (приложение 2, рисунок 3), посчитали и выяснили, что стоимость стирального порошка "Tide" со скидкой и стоимость, указанная в рекламе, не совпадают.
Стоимость стирального порошка "Tide" составляет 300, 90 руб., скидка -37%, стоимость после скидки - 186,9 руб. Выполнив расчеты, мы узнаем сколько рублей составит 37% - 111,33 руб. Вычтем из стоимости порошка сумму, полученную ранее (300,90 - 111,33) получаем 189,57 руб. Настоящая стоимость после скидки и стоимость, указанная в рекламе, не совпадают.
Задачи на время:
4. Дети в загородном лагере отдыха хотели посетить три тренировки по разным видам спорта. Они располагали свободным временем, начиная с 10 ч. Тренировка по гандболу проходит с 12 до 13 ч, по настольному теннису — с 10 до 12 ч, а по бадминтону — с 11 до 13 ч. Получится ли у ребят позаниматься по 1 ч каждым из указанных видов спорта?
5. На афише представлено расписание сеансов кинотеатра на сегодня (приложение 2, рисунок 4). После каждого сеанса в зале проводится уборка. Уборку нужно закончить за 10 минут до начала следующего сеанса. Известно, что мультфильм «Три поросёнка» состоит из двух частей, которые показывают без перерыва, а каждая часть длится 25 минут. Рассмотри расписание и ответь на вопрос: сколько времени будет у сотрудников на уборку зала после показа мультфильма «Три поросёнка»?
6. Денис Евгеньевич планирует отпуск с 1 по 28 августа. Он хочет за шесть дней сделать ремонт квартиры, двенадцать дней безвыездно быть на даче и десять дней подряд провести на море. На море Денис Евгеньевич может ехать только после того, как закончит все дела на даче.
Назови самое позднее число, когда Денис Евгеньевич может быть на даче последний день?
Ориентировка в пространстве
7. Геометрические фигуры наклеивали по одной на бумагу и получили такую аппликацию (приложение 2, рисунок 5). Какая фигура находится между двумя прямоугольниками?
8. Игральный кубик лежит на листе бумаги в клетку так, как показано на рисунке 6 (приложение 2). (У игрального кубика сумма числа точек на противоположных гранях равна 7. Это означает, например, что напротив грани с 3-мя точками находится грань с 4-мя точками.) Кубик перекатывают через рёбра в направлениях, указанных стрелочками. Сколько точек окажется снизу, когда кубик попадёт на клетку, отмеченную звёздочкой?
9. Из картона вырезали фигуру, составленную из квадратов. В каждом квадрате нарисовали какой-то значок. Затем из этой фигуры сложили кубик. Нарисуй в пустом квадрате подходящий значок (приложение 2, рисунок 7).
Математика на кухне
10. Определи стоимость приготовления салата «Оливье», если для этого требуется:
Картофель — 250 грамм
Зелёный горошек — 1 банка
Яйцо — 5 штук
Маринованные огурцы — 1 банка
Майонез — 1 пакет
Филе курицы — 500 грамм
Яйца стоят 70 рублей за 10 штук, 1 кг картофеля — 60 рублей, пакет майонеза — 62 рубля, банка зелёного горошка — 57 рублей, банка маринованных огурцов — 87 рублей, 1 кг филе курицы — 140 рублей.
Моя мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.
Шарлотка с ананасами
Ингредиенты:
Способ приготовления:
Пряники "Медовые"
Маргарин - 100 г.
Сахар - 1 ст.
Мед -¼ ст. л.
Сода - ½ ч.л.
Вода - ¼ ст.
Мука - 3 ст.
Все смешать и замесить тесто. Раскатать колбаски, сплющить, помазать желтком, положить ягодки. Выпекать при температуре 180º, 30 мин.
Вывод
Несомненно, с математикой мы встречаемся каждый день, на каждом шагу, с утра и до вечера: просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе или такси нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты; делаем ремонт в квартире, нужно рассчитать, сколько купить материалов — таким образом, математика нужна везде, обойтись без неё современному человеку просто невозможно. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.
При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методами отбора и анализа информации. Преподавание любого раздела математики благотворно сказывается на умственном развитии учащихся, поскольку прививает им навыки ясного логического мышления.
В работе были рассмотрены материалы ВПР на наличие задач связанных с бытом. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что математика может применяться в разных сферах повседневной жизни. В работе также продемонстрирована оптимальность применения математических знаний, что находит свое отражение в решении разных практических задач. Следовательно, гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Вам мой совет: Учите математику на 5!
Список используемой литературы
1. Занимательная математика. 1-4 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / Авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. – Волгоград: Учитель,2005 г. – 225 с
2. Решу ВПР https://math4-vpr.sdamgia.ru/
3. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в начальной школе / Авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 г. – 217 с
4. Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 360 с.
Приложение 1
Анкета
1. Нравится ли вам урок математики? ____________
2. Почему необходимо изучать математику? (нужное подчеркнуть)
Рисунок 1 - Результаты анкетирования учащихся Дубровской школы
Приложение 2
Первые | Свекольник | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рубля | |
Вторые | Котлета куриная с макаронами | 55 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей | |
Плов | 58 рублей | |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Рисунок 2 - Меню (к задаче №2)
Рисунок 3 - Фрагмент журнала (к задаче №3)
Рисунок 4 - Афиша (к задаче № 5)
Рисунок 5 - Аппликация фигур (к задаче №7)
Рисунок 6 - Игральный кубик (к задаче №8)
Рисунок 7 - Фигура (к задаче № 9)
Фокус-покус! Раз, два,три!
Два Мороза
Извержение вулкана
Золотая хохлома
Лягушка-путешественница