Какие книги остались в памяти наших дедушек и бабушек, родителей?Что читают современные школьники и какую роль отводят они книге? Эти вопросы послужили основанием для изучения читательской культуры ребят 21 века....
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_chto_chitayut_podrostki_novogo_pokoleniya.docx | 68.41 КБ |
Тезис
Что читают подростки нового поколения?
Цели: изучить читательские интересы людей разных поколений: с одной стороны это ученики нашей школы, а с другой – их старшие сёстры и братья, их родители, бабушки и дедушки.
Гипотеза
Всё реже можно увидеть современного подростка читающим, у ребят падает интерес к книге, снижается уровень культуры чтения. Так ли это?
Задачи:
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить литературу о чтении и пользе чтения;
2) ознакомиться с историей создания книги;
3) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;
4) провести исследование читательской культуры учащихся нашей школы.
В результате проведённой исследовательской работы было установлено: очевидна явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников. Читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу. Многие из перечисленных книг детства старших поколений не известны нашим подросткам. Самые популярные жанры ребят нового поколения: фантастика, детективы, приключения. Незаслуженно остаются в стороне классические произведения, а ведь именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.
Министерство образования республики Башкортостан
Управление образования МР Ермекеевский район
МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Что читают подростки нового поколения?
Номинация «Русский язык и литература»
Михайлов Андрей Владимирович,
обучающийся 5 класса
МОБУ СОШ с. им. Восьмое Марта
2016 г.
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………….5-6
II. Основная часть……………………………………………………………...7
1. История рождения книги……………………………………….....……… .7-8
2. Знаменитые люди в истории книги ………………………………….….. .9-10
3. Книга в современном мире ……………………………………….……… .10-11
4. Что читали в детстве люди старших поколений ………………….……. .11-12
5. Книга в моей жизни ………………………………………………….…… .12-13
6. Исследовательская часть: «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает» 13-16
III. Выводы……………………………………………………………………...16
IV.Используемая литература…………………………………………………..17
Приложение …………………………………………………………………….19-20
I. Введение
Детское чтение — тема, которая не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не им, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.
Актуальность данной работы заключается в том, что, от современных подростков (а это - будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Цели: изучить и сравнить читательские интересы людей разных поколений: с одной стороны это ученики нашей школы, а с другой – их старшие сёстры и братья, их родители, бабушки и дедушки.
Гипотеза
Всё реже можно увидеть современного подростка читающим, у ребят падает интерес к книге, снижается уровень культуры чтения. Так ли это?
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить литературу о чтении и пользе чтения;
2) ознакомиться с историей создания книги;
3) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;
4) провести исследование читательской культуры учащихся нашей школы.
Объект исследования- люди разных поколений.
Предмет исследования - чтение.
В работе использовались эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические:
- поисковый – поиск материалов
- анкетирование, наблюдение среди учащихся нашей школы, учителей СОШ с. имени Восьмое Марта, жителей села имени Восьмое Марта Ермекеевского района.
Теоретические:
- аналитический - библиографический и исторический анализ.
- сравнения, классификации, обобщения полученных результатов.
Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые систематизируются результаты нашего исследования, рассматривается круг чтения людей разных поколений в детстве и отношение к книге учащихся МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта. Результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения чтения и читателя.
II. Основная часть
В работе мы изучали историю зарождения книги, её эволюцию, а также историю печатной детской книги.
Мы установили, что каждая книга – это новое открытие! Читая, мы получаем возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в глубину столетий, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.
Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Ещё «Повесть временных лет» говорит о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина".
Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться со всемирной классикой и больше читать. Читательская культура – основа личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
II.1 История рождения книги
В ходе исследования нами было установлено, что в глубокой древности, когда человек перестал быть первобытным дикарём, он научился выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. И тогда ему захотелось расширить связи при общении на больших расстояниях и научиться хранить и передавать знания будущим поколениям. В конце концов, человек научился читать, считать и писать. Тогда-то ему и понадобилась бумага! Для того, чтобы переписывать население больших городов, чтобы считать налоги…
А вместе с письменностью и бумагой пришла книга. Но сначала это были наскальные рисунки в пещерах, потом папирус в Египте, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, потом первая в России печатная книга «Апостол», далее первая печатная газета «Куранты» и так до наших дней… Исследование позволило понять, что эволюция книги воплощает все основные достижения человечества.
Все, наверняка, знают, что такое Библия. Именно в Библии и в Евангелии рассказывается о рождении Христа и его странствиях. Рассказывается и о том, как, бежав со всеми остальными иудеями из Египта, великий мудрец Моисей услышал голос Господа Бога, который сказал: «Моисей, поднимись на тот холм». Моисей послушался и взошёл. И тогда с неба ему на руки спустились 2 глиняных таблички, на которых было написано 10 Божьих заповедей. Эти дощечки называются скрижалями. Мы считаем, что зарождение книги началось именно с этих дощечек.
Древние египтяне изобрели папирус. Длина такого свитка достигала порой ста пятидесяти метров.
На смену папирусу пришёл новый писчий материал – пергамент. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Называлась она кодексом. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош был пергамент, и прочен. И долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь на изготовление одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди.
Папирус и пергамент были очень дороги, поэтому стали писать письма и книги, черновики на дощечках, покрытых воском. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте.
Впервые бумага была изготовлена в Китае в 105 г. н. э. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в., бумага стала самым удобным материалом для письма.
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей).
Таким образом, книги были подлинным произведением искусства и дорогим удовольствием.
II.2 Знаменитые люди в истории книги
Исследуя историю развития книги мы установили, что Кирилл – монах и Мефодий – епископ привезли с собой в Россию славянскую азбуку. Эта азбука называлась кириллицей, в честь одного из её создателей.
Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. И, хотя, впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн. И.Гутенберг, немецкий ювелир и гравер, первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.). Так был изобретён первый печатный станок. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, Библия, причём выполнена она была в рукописном стиле. Объяснением этому было недоверие, оказываемое публикой печатным книгам и считавшей их появление вмешательством дьявола, а кроме того, рукописные книги стоили гораздо дороже.
Исследование показало, что история русской печатной книги – путь, отмеченный вехами счастья и горечи, блеска и унижений. Это путь от древнейших славянских изданий Франциско Скорины к Московскому печатному двору.
Более четырехсот лет назад неистовый Иван Федоров Москвитин, бывший дьякон церкви Николы Гостунского и сын Белой Руси Петр Тимофеевич Мстиславец, таясь от царских прислужников, опасаясь и слуг господних, отпечатали первую русскую книгу «Апостол» .
А спустя почти столетие появилась на Руси первая детская книга – «Большой букварь». Сочинил ее и отпечатал ученик славного Симеона Полоцкого, поэт, монах Карион Истомин, автор и переводчик многих педагогических трудов, тот, кто впоследствии в «Книге вразумления» наставлял мудрости одиннадцатилетнего Петра I. Издавна детская книга воспитывала сердце и ум ребенка. У колыбели ее стояли великие люди России: Ломоносов и Державин, Карамзин и Пушкин, Чернышевский и Белинский... В первом российском журнале для детей, который основал Н. И. Новиков, печатались сказки Пушкина и Ершова, басни Крылова, стихи Некрасова, рассказы Даля и Ушинского. Своеобразным учебником жизни была и есть детская книга, развивающая воображение ребенка, согретая теплотой чувств.
В результате исследования выяснили, что сказка, былина, народная песня – вот истоки детской литературы. И не случайно главными героями «лицевых картинок» и «потешных листов» – далеких предвестников нынешней книжки для малышей, – дошедших до нас, были Илья Муромец да Никита Кожемяка, Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Молодецкая удаль, необычайные приключения, победа добра над злом... Ни времени, ни тлену неподвластны эти вечные мотивы...
II.3 Книга в современном мире.
В ходе исследования установлено, что книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением… Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам. Одни книги обменивали на другие, читали вдвоём, втроём, а может, даже вчетвером.
Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.
Мы считаем, что книга доступна всем, но не каждый умеет ею правильно распоряжаться. И только настоящий читатель может получить максимальную пользу от чтения.
Сейчас трудно найти человека, который не умеет читать. Но кому-то не хочется тратить свои деньги на замечательную книгу, а вместо этого он покупает себе электронную книгу и говорит, что это удобно! Да, она не занимает много места и вмещает в себя целую библиотеку.
Есть люди, которые не любят читать. Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на чтение книги.
Были времена, нашу страну считали “самой читающей в мире”. Достойное звание, стоит полагать. Ведь это означает - самая думающая страна в мире. В наше же время большинство людей предпочли книгам – телевизор, компьютер и др. Но стоит ли она того, эта замена?
Видные мыслители, ученые, литераторы, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Великий русский писатель Максим Горький писал: «Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.».
II.4 Что читали в детстве люди старших поколений
В ходе исследовательской работы нами были взяты интервью у людей старшего возраста. Это были люди разных поколений: мои учителя; моя мама – Михайлова Т.А.(учитель русского языка и литературы); мой дядя Худобко Алексей Александрович; его жена Оксана Александровна, жители с.им.Восьмое Марта(Латыпова Гульнора Жабаралиевна, Мазитова Галиба Наилевна, Гареева Накия Галлимулиновна).
Интервьюирование помогло установить, что детские книги остались в памяти у людей старшего поколения. Конечно, большинство вспоминает, как им читали в детстве сказки: русские народные, сказки иностранных писателей, русских писателей. Конкретно можно назвать «Аленький цветочек» А. Аксакова, «Снежную королеву» Г.Х. Андерсена, русские сказки «Коза-дереза», «Теремок», «Три медведя», «Конек-горбунок» П. Ершова, «Приключения Буратино или Золотой ключик» А. Толстого, сказки А.С. Пушкина. В школьном возрасте самыми любимыми были произведения А. Гайдара: «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Дальние страны», « Р.В.С.». Юность прошла под впечатлением от книг: «Молодая гвардия» А. Фадеева, « Как закалялась сталь» Н.Островского, « Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, « А зори здесь тихие» Б.Васильева,«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Три мушкетера» А. Дюма, «Человек-амфибия» А. Беляева и многие другие. Старшее поколение много читало о войне и о подвигах пионеров-героев…
В советское время многие повести и рассказы были включены в списки обязательного чтения для школьников.
Мы установили, что эти книги не просто были интересными для чтения, но и побуждали к действию. «Любимыми книгами были книги А. Гайдара. Мы верили во все доброе, идеалами для нас тогда были честные, порядочные люди. Мы хотели быть похожими на друзей Тимура, ходили к старым людям, ветеранам войны, помогали им по хозяйству, приносили продукты из магазина», - рассказывает моя мама Михайлова Татьяна Александровна.
II.5 Книга в моей жизни.
Исследование помогло мне понять, что книга играет очень важную роль в моей жизни. Она для меня стала и учителем, и другом, и советчиком. Я родился в читающей семье. В нашей семье книгу любят и ценят все. А любовь к чтению мне прививала мама с раннего детства. И книга для нас, действительно, лучший подарок.
Мне нравится, что книгу можно купить, потрогать, понести, открыть, пролистать, полюбоваться красивой обложкой, посмотреть картинки и понюхать.
На моей книжной полке книги разных авторов. Здесь можно встретить и К.Чуковского, и А.Барто, и А.Толстого, и В.Медведева. Мне очень нравятся рассказы Ю.Коваля. Это добрые и смешные истории из деревенской и городской жизни, зарисовки о животных, о природе и о месте человека в ней. Я с удовольствием читаю рассказы В.Драгунского.
Я люблю читать. Обычно перед сном, особенно по выходным. Когда мне очень нравится книга, не хочется с ней расставаться. Порой я представляю себя одним из героев прочитанных книг. То я как Дениска Кораблёв— энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик ,а то как Робинзон Крузо и живу на необитаемом острове.
Когда открываешь любимую книгу, все проблемы и заботы уходят в сторону. Непогода за окном стихает, ты и не замечаешь, как переносишься в другой мир. Мир, где живут твои любимые герои, ты так увлекаешься и сопереживаешь им, что не замечаешь, как летит время и перелистываются страницы. Просмотр фильмов, или электронные книги это совсем другое… Книга заставляет думать, воображение и фантазия работают в полной мере.
Я помню всех героев когда-то прочитанных книг. Они напоминают мне о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации, советуют в любом случае оставаться самим собой.
II.6 «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает».
Исследовательская часть.
Все мы помним русскую народную пословицу: «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает». Мне показалось интересным узнать, что и как читают учащиеся нашей школы. Мы решили это выяснить. Для исследования был выбран метод анкетирования. Нами была составлена анкета, состоящая из 16 вопросов.
В анкетировании приняли участие 27 читателей в возрасте от 10 до 15лет.
Цель данного анкетирования: определение места и значения чтения и книги в жизни и развитии моих сверстников, выявить их литературные пристрастия.
Анализ результатов анкетирования.
Первый вопрос помог нам выяснить, любят ли дети нового поколения читать книги? Ответ «да» дали 24 человека( что составляет 89% опрошенных).
Но «читают для души» из 27 человек всего лишь 6 человек(22%), также 6 человек (22%) читают книги, необходимые для школы.
На вопрос « Сколько времени вы проводите за книгой» 9 человек(33%) ответило 1 час, 7 человек(25%) – 0,5 часа и только 5 человек (18%) – 1,5 часа.
Около 100 книг в семейной библиотеке имеется у 15 опрошенных(55%), а вот у 10 человек (37%) вообще нет семейной библиотеки.
Восьмой вопрос анкеты был направлен на выявление любимых литературных жанров читателей и звучал так: «Какие книги вам больше нравится читать?». Из пяти вариантов ответов требовалось выбрать самые предпочитаемые жанры. Все люди разные. И каждый читает то, что ему нравится. Ответы распределились так: детективы любят читать - 8 человек(29%), приключения – 7 человек(25%), фантастику – 6 человек(22%), историческую литературу- 5 человек(18,5%) и лишь 1 человек отдал предпочтение классике(3,7%). (Жаль, что классикой мало интересуются учащиеся, так как именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.)
На девятый вопрос « Почему ты читаешь?» учащиеся ответили, «кто много читает, тот много знает» - 14 человек (52%), считают чтение модным 4 человека(15 %), читать заставляют родители 2 человек (7% ) и читаю, потому что все друзья читают 1 человек(3%).
Детям нового поколения нравится читать и поэзию, и прозу, здесь голоса разделились почти поровну.
Наиболее интересными произведениями школьной программы ребята считают такие произведения, как «Тарас Бульба»( Н.В.Гоголя), «Гроза» (А.Н.Островский), «Дубровский», « Капитанская дочка»( А.С.Пушкин), «Бородино»( М.Ю.Лермонтов). Сильные духом, мужественные и благородные герои всегда пленяли умы и сердца читателей. Как можно заметить, все эти произведения относятся к классике, но отражают разные периоды жизни общества, выносят разные вопросы. Выбор читателями нашей школы этих произведений зависит только от личностных качеств, внутренних ценностей человека.
Среди героев, которые стали примером для учащихся, лидируют Катерина(« Гроза»),Татьяна («Евгений Онегин»), Тарас Бульба, Робинзон Крузо, герои стихотворения « Бородино».
Подводя итог анкетирования, мы сделали выводы:
- самые популярные жанры подростков нашей школы: фантастика, детективы, приключения;
- у многих ребят достаточно развита потребность в книге не только как в источнике информации, но и как в необходимом спутнике жизни;
Однако, к сожалению, некоторые не считают чтение важным элементом своей жизни. Поэтому представляется необходимым прививать современным школьникам интерес к книге и чтению.
Исследования помогли нам понять, что книга зарождалась в глубокой древности и всегда считалась величайшим шагом в истории человечества.
Данная исследовательская работа дала нам возможность:
1) изучить литературу о чтении и пользе чтения;
2) ознакомиться с историей создания книги;
3) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;
4) провести исследование читательской культуры учащихся нашей школы.
III. Выводы
Анализируя воспоминания информантов и результаты анкетирования ребят нашей школы, мы сделали следующие выводы:
1) многие из перечисленных книг детства старших поколений не известны нашим подросткам;
2) самые популярные жанры ребят нового поколения: фантастика, детективы, приключения;
3) незаслуженно остаются в стороне классические произведения, а ведь именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.
Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу. Наши подростки должны иметь свободный выбор в своих литературных предпочтениях. Для этого необходимо расширять школьную программу, как можно больше знакомить ребят с теми произведениями, которые не изучаются в школе, знакомить их с богатым миром классической зарубежной литературы.
Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в подростковой среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги.
IV. Источники информации.
1. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.-М.: Книга, 1984.
2. Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М.,»Просвещение», 1985
3.Чубарьян О.С. Человек и книга.-М.: Наука, 1978.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет
6. http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2005-03/02/content_2158185.htm
7.http://ru.wikisource.org/wiki/О_царе_Петре,_прелюбезный_сыне_(Карион_Истомин)
Приложение 1
Вопросы для информантов
1. Ваша фамилия, имя, отчество и год рождения.
2. Где проходило Ваше детство?
3. Любимые занятия в детстве.
4. Любили ли Вы читать?
5. Что читали?
6. Какие Ваши любимые произведения детских лет?
7. Как относитесь к чтению сейчас?
8. Какие детские журналы были во времена Вашего детства?
9. Сохранились ли у Вас детские книги времён Вашего детства?
Анкета читателя (для уч-ся МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта.)
1. Любите ли вы читать?
а)Да. б) Нет.
2.Как ты обычно проводишь свободное время после выполнения домашних заданий?
а) помогаю родителям
б) играю в компьютер
в) гуляю
г) читаю книги, необходимые для школы
д)читаю «для души»
3.Сколько времени вы проводите за книгой?
a) 0,5 часа; б) 1 час; в) 1,5 часа;
г) другой вариант
4.Сколько примерно книг в вашей домашней библиотеке?
a) около 100; б) около 1000; в) больше 1000;
г) у меня нет семейной библиотеки.
5. Как часто ты читаешь книги из домашней библиотеки?
6. Какой, на твой взгляд, должна быть сельская библиотека?
7. Помогает ли сельская библиотека найти интересные книги и пользоваться ими?
8. Какие книги вам больше нравится читать?
a) классику; б) приключения; в) детективы; г) фантастику;
д) историческую литературу
9. Почему ты читаешь?
а) заставляют родители; б)все мои друзья читают;в)считаю это модным; г) кто много читает, тот много знает; д)другой ответ.
10.Как ты выбираешь книги для чтения?
а)по совету родителей; б) по рекомендации учителя; в)по совету друзей; г) по рекомендации библиотекаря.
11. Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
12.Что тебе ближе: проза или поэзия?
13.Интересны ли вам произведения школьной программы?
14.Есть ли книги, которые тронули вас?
15.Есть ли герои, которые стали примером для вас?
16. Лучшее произведение русской литературы, на ваш взгляд?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Весёлые польки для детей
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Сочинение
На берегу Байкала