Вложение | Размер |
---|---|
aerodromnaya20ekologiya.docx | 44.76 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Лицей интернат №61
Исследовательская работа на тему:
ЭКОЛОГО-ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РАЙОНЕ
АЭРОПОРТА «БАЙКАЛ» г. УЛАН-УДЭ
Секция: Биология
Исполнитель: Цырендашиеваи Арина
Научный руководитель: БальжиеваМарина Аранзаевна,
Учитель Биологии,
Лицей-интернат № 61
Улан-Удэ
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. Материал и методика……………………………………..…………………………3
ГЛАВА 2. Район исследований и экологические условия обитания птиц…………….....….3
ГЛАВА 3. Особенности фауны и населения птиц района аэропорта……………………..….5
3.1.Систематический состав…………………………….………………………………………5
3.2.Характер пребывания и сезонного нахождения птиц в районе аэропорта........................6
3.3.Характер нахождения видов в районе аэропорта…………………………………………6
3.4.Пространственное распределение и численность птиц на аэродроме и приаэродромной территории………………………………………………………………………………………7
3.5.Экологические условия и особенности биологии птиц в связи с опасностью, создаваемой ими для полета воздушных судов………………………………………………8
3.6.Сезонная и суточная активность птиц…………………………………………….....……10
ГЛАВА 4. Оценка эколого-орнитологической обстановки в аэропорту «Байкал» и некоторые рекомендации………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………………...……14
Список литературы………………………………………………………………………..……14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема орнитологического обеспечения полетов воздушных судов остается актуальной во всем мире. Вероятность столкновения птиц и воздушных судов все больше возрастает в связи с увеличением размеров летательных аппаратов, повышением их скорости и значительным ростом интенсивности полетов.
В гражданской авиации нашей страны ежегодно происходит свыше 1,5 тыс. столкновений с птицами. Большинство из них происходит на сравнительно небольших высотах: до 20 м совершается 44% столкновений, от 20 до 100 м – 18%, от 100 до 300 м – 13%, от 300 до 600 м – 12%, выше их количество столкновений заметно уменьшается. Поэтому очень актуально обследование территорий, где воздушные суда летают на малой высоте. Это, в первую очередь, районы аэропорта.
В настоящей работе приводятся предварительные результаты только начального этапа выявления орнитологической обстановки в международном гражданском аэропорту «Байкал» г. Улан-Удэ.
Цель данной работы – выявление общей картины эколого-орнитологической обстановки в районе аэропорта «Байкал» г. Улан-Удэ в весенне-летний период.
ГЛАВА 1.МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА.
За эти годы авторами посещены практически все биотопы в пределах 15 км от центра аэропорта. При этом более хорошо обследована приаэродромная территория, намного хуже - собственно аэродром. Регистрировали все встреченные виды, определен их характер и сроки пребывания как в целом в регионе, так и в районе аэропорта. Проведена оценка численности всех видов по общепринятой шкале Кузякина для каждого сектора зон.
Порядок и названия отрядов и видов даны по Е.А. Коблику и В.Ю. Архипову (2014) [12], а названия семейств – по Л.С. Степаняну (2003) [13].
ГЛАВА 2. РАЙОН ИССЛЕДОВАНИЙ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ПТИЦ.
Аэродром «Байкал» расположен в Иволгинской котловине в 10-15 км к западу от г. Улан-Удэ. Котловина размещена между двумя хребтами: с северной стороны обрамлена восточными отрогами хр. Хамар-Дабан, с юго-западной – горами Ганзуринского хребта. С западной стороны она ограничивается небольшим перевалом в районе с. Ключи, который отделяет ее от соседней Оронгойской котловины. С востока и юго-востока граница Иволгинской котловины проходит по р. Селенге.
Для более подробной характеристики аэродрома и приаэродромной территории применительно целям нашей работы нами выделена округлая территория с радиусом 15 км от центра аэродрома, которая разделена на две зоны: зона собственно аэродрома и зона приаэродромной территории. Каждую зону поделили на четыре сектора путем проведения прямых линий через центр и в результате получили северный, восточный, южный и западный сектора(рис.1Карта-схема «Пространственное зонирование аэродрома и приаэродромной территории гражданского аэропорта «Байкал» г. Улан-Удэ», приложение 1).
Зона аэродромавключает собственно аэродром и окружающие территории в пределах трех километров. Западный ее сектор занимает пос. Сокол, состоящий из 3-5-этажных кирпичных, крупнопанельных крупных зданий и одноэтажных (реже двухэтажных) деревянных частных домов с приусадебными участками. Восточная окраина поселка примыкает к западным границам аэродрома. Территория аэродрома с северной, восточной и южной сторон в пределах соответствующих секторов окружена открытыми ландшафтами с участками зарослей.
Зона приаэродромной территории по площади заметно больше (3-15 км в радиусе), чем центральная зона, и включает более разнообразные элементы разных ландшафтов.
Северный сектор с запада обрамлен юго-восточным пологим склоном хр. Хамар-Дабан, покрытый редкими сосновыми насаждениями. Ближе к зоне аэродрома расположен пос. Гурульба. По узкой пойме р. Гурульба встречаются заросли ивняка. По восточной части северного сектора протекает р. Селенга, к которой с востока примыкает западные отроги хр. Улан-Бургасы. Селенга в этой части распадается на ряд протоков, образуя островки. На предгорной части хребта (правобережье р. Селенги) расположены пригородные поселки г. Улан-Удэ – Стеклозавод, Вагжанова, Дивизионная, которые разделены сосновыми лесами. На левобережье р. Селенги расположены пос. Заречный, Сотникова, дачные участки.
Восточный сектор также состоит из двух участков – это левобережье и правоберье р. Селенги. Правобережье почти полностью занят г. Улан-Удэ и пригородными поселками. Здесь же впадает р. Уда в Селенгу. Южная часть сектора покрыты сосновыми лесами на отрогах хр. Цаган-Дабан. Левобережная часть восточного сектора – это открытые участки, занятые пригородными поселками Левый Берег, Солдатский, Поселье, Исток.
Южный сектор тоже делится на два участка по р. Селенга. Правобережье находится в пределах северо-западной части отрогов хр. Цаган-Дабан, покрытой в основном сосновым лесом, а по распадкам встречаются участки смешанных лесов. Левобережье р. Селенги данного сектора расположено на отрогах Ганзуринского хребта, состоящих из Шаманских гор, горы Тологоя. В северной части протекает р. Иволгинка, которая образует относительно широкую пойму, покрытую луговой растительностью.
Западный сектор лежит в пределах предгорья отрогов хр. Хамар-Дабан (северная часть сектора), в долине р. Иволги и ее притоков. Значительная часть левобережья р. Иволги заболочена и представляет собой Мухинские болота с небольшими озерами с берегами, заросшими тростниковыми и камышовыми зарослями. Наиболее крупное озеро Гонджиеворасположено вблизи западного сектора центральной зоны. На более сухих участках сектора произрастает луговая растительность. По берегам рек есть ивняковые заросли. Верхняя часть отрогов покрыта сосновыми лесами, ниже их господствуют сухие степи.
Таким образом, аэродром и приаэродромная территория с точки зрения как среда обитания птиц не являются очень благоприятными. Относительно небольшое количество осадков особенно в первой половине теплого периода не позволяет бурно развиваться растительности, особенно древесно-кустарниковой, которая больше привлекает птиц. Отмечается дефицит благоприятных для гнездования биотопов. Кормовая база практически для всех экологических групп птиц очень слабая. Что касается пролетных видов, для них условия отдыха и питания во время весенних перелетов плохие. Это касается, прежде всего, водно-болотных птиц. Все водоемы холодные, поэтому весной они не обеспечивают их нормальным питанием. Река Селенга не является пролетным коридором, лишь небольшая часть птиц следует по данной реке.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФАУНЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПТИЦ РАЙОНА АЭРОПОРТА.
3.1.Систематический состав.
Как видно из табл.1(табл.1Систематический состав и характер пребывания птиц на аэродроме и приаэродромной территории международного аэропорта «Байкал» (г. Улан-Удэ) , приложение 2), в 15-километровой зоне аэропорта отмечено 186 видов птиц, относящихся к 16 отрядам. Это почти 44% видового состава птиц Бурятии (428 видов в республике) [Доржиев, 2016].
В видовом отношении в аэропорту наиболее богат отряд воробьеобразных (89видов),
затем идут отряды ржанкообразных (28), гусеобразных (16) и соколообразных (18) (рис.2 Соотношение количества видов разных отрядов птиц в районе аэропорта «Байкал»,%, приложение 3). Они вместе составляют 81,2% видового состава птиц, отмеченных в районе аэропорта.
3.2.Характер пребывания и сезонного нахождения птиц в районе аэропорта.
Общие особенности сезонного пребывания видов. Как видно из табл. 1 и рис. 3(Относительное количество видов птиц по сезонам годав районе аэропорта «Байкал» от всего отмеченного числа видов, %, приложение 4), в разные сезоны года в районе аэропорта «Байкал» отмечено неодинаковое количество видов. Самое низкое число видов зарегистрировано зимой (24,7%), а самое высокое – весной и осенью (97,8 и 93% соответственно). Летом остаются так называемые «местные» птицы (77,9%)– оседлые и перелетные гнездящиеся.
Также заметно отличается представительство разных отрядов по сезонам года (рис. 4Соотношение количества видов внутри отрядов птиц по сезонам года в районе аэропорта "Байкал", %, приложение 5). В отдельных отрядах большинство видов ведет оседлый образ жизни, встречаются круглый год (например, куроообразные и дятлообразные), в других, наоборот, все виды перелетные (гусеообразные, ржанкообразные, журавлеобразные, стрижеобразные). Их можно встретить только в теплый период.
3.3.Характер нахождения видов в районе аэропорта.
Для обеспечения безопасности полетов при взлете и посадке воздушных судов очень важно знание видов птиц по характеру их пребывания на территории аэропорта. Особенный интерес представляют постоянно обитающие виды.
В районе аэропорта «Байкал» соотношение видов с разным характером пребывания оказалось весьма разным (рис. 9Число постоянных (пс), временных (вр) и случайных (сл) видов в разные сезоны года, отмеченные в районе аэропорта «Байкал», абс, приложение 6). Во все сезоны года преобладают виды с постоянным характером пребывания, но их абсолютное число в фауне аэропорта в теплые и холодные периоды года очень сильно разнится. Количество видов других групп птиц имеет четкую сезонную изменчивость. Временно пребывающих видов становится больше в периоды миграций, это относится также и случайным видам.
Если посмотреть по отрядам, то общая тенденция динамики количества видов внутри них похожа на изменения временных групп (рис. 10 Число постоянно обитающих видов птиц по отрядам на территории аэропорта «Байкал» в разные сезоны года, рис. 11 Число временно обитающих видов птиц по отрядам на территории аэропорта «Байкал» в разные сезоны года, абс, прниложение 7). Среди постоянно обитающих видов явно выделяется по количеству видов во все сезоны года отряд воробьеобразные. Среди временно обитающих, кроме отряда воробьеобразных, заметными становятся отряды ржанкообразных и гусеобразных за счет видов, появляющихся в аэропорту во время сезонных миграций.
Зимой из 46 видов 37 обитали в районе аэропорта постоянно. Иногда временно или случайно появлялись здесь лесные виды (дятлы, некоторые воробьиные)(см. табл. 1Систематический состав и характер пребывания птиц на аэродроме и приаэродромной территории международного аэропорта «Байкал» (г. Улан-Удэ), приложение 2).
Таким образом, как видно, динамика видового состава птиц в районе аэропорта «Байкал» находится в постоянном движении, но имеет определенную закономерность по сезонам года.
3.4.Пространственное распределение и численность птиц на аэродроме
и приаэродромной территории.
В табл. 2(Пространственное распределение и численность птиц на аэродроме и приаэродромной территории международного аэропорта «Байкал»(г. Улан-Удэ) в весенне-летний период, приложение 8) приведен характер пространственного распределения птиц по двум зонам – зоне аэродрома и приаэродромной зоне, а также в ней показано распределение разных видов по четырем секторам в соответствии сторонам света. Для каждой зоны и секторов приводится относительная численность видов (по бальной системе Кузякина, 1962). На основании данных этой таблицы нами дается эколого-орнитологическая характеристика зон как представляющую потенциальную угрозу столкновения птиц с воздушными судами.
В зоне аэродрома из-за ограниченности ее территории по площади и относительного однообразия условий обитания видовой состав птиц очень бедный (54 вида).
На аэродромной территории следует особо обратить внимание на поведение и динамику численности голубей, стрижей, воробьев и врановых птиц. Конечно, крупные хищные птицы, которые время от времени появляются в зоне аэропорта, тоже должны находиться в поле зрения аэродромных служб.
Зона приаэродромной территории охватывает различные ландшафты и биотопы, поэтому, естественно, она оказалась богатой видовым составом орнитофауны. Здесь зарегистрированы все виды (186), приведенные в таблице.
Представители отрядов курообразных и дятлообразных, а также синицы, вьюрковые и некоторые другие в силу их приуроченности к лесным биотопам относительно далеко от аэропорта и не летающие высоко над землей не могут считаться особо опасными для воздушных судов. Из птиц средних размеров лишь стаи бородатых куропаток, которые обитают в степях и кустарниках открытых ландшафтов, могут находиться вблизи аэродрома и залетать на его территорию.
3.5.Экологические условия и особенности биологии птиц в связи с опасностью, создаваемой ими для полета воздушных судов.
Местообитания повышенной привлекательности для птиц. К таким местам в районе аэропорта «Байкал» относятся мусорные свалки, озеро Гонджиева, Мухинские болота, р. Селенга и поселки вокруг аэропорта. Они служат для птиц как места питания, размножения, отдыха или сезонных перемещений.
Относительно крупные мусорные свалки, расположенные в пределах 15 км зоны аэропорта, привлекают птиц как источники поиска и добывания пищи.Их численность на свалке около пос. Сотникова в ноябре-декабре достигает 50-70 особей одновременно.
Озеро Гонджиеваи Мухинские болота может представлять потенциальную опасность для самолетов в весеннее и осеннее время, когда в период пролета останавливаются стаями разные виды уток (красноголовые и черноголовые нырки, кряквы, гоголя и др.).
Река Селенга и ее притоки служат коридором для перемещений водно-приводных птиц в период миграций. По Селенге весной и осенью стаями часто пролетают речные крачки, монгольские и сизые чайки, большой баклан, иногда разные виды уток и куликов.
Поселкислужат в зимнее время местом для питания многих видов врановых, свиристелей, а также местом постоянного обитания голубей и воробьев.
Открытые степные участки вокруг аэродрома и в пределах приаэродромной территории являются местом гнездования и питания степных видов – степного конька, рогатого, полевого жаворонков, каменки-плясуньи и обыкновенной каменки и др.
Леса на предгорьях Хамар-Дабана расположены относительно далеко от аэродрома. Большинство лесных птиц летает невысоко над землей за исключением хищных птиц. Здесь более опасны для воздушных судов парящие высоко канюки, орлы, вороны.
Высота полета птиц. Для прогнозирования возможных столкновений птиц и самолетов важно знать пределы высоты полета птиц.Высота перемещений различных групп и видов в районе аэродрома фиксируются путем прямых визуальных наблюдений в условиях стационарных пунктов на аэродроме, а также при проведении маршрутных работ по учёту численности птиц в ходе эколого-орнитологического обследования.
Простые визуальные наблюдения показывают, что в дневное время многие птицы, особенно мелкие воробьиные, мигрируют на высоте ниже 100 м. при благоприятной погоде, хорошей видимости и не слишком сильном ветре птицы летят значительно выше, чем при низкой облачности, дожде или тумане или более сильном встречном ветре. Перелетные птицы по возможности избегают туманов и полетов в облаках. Над сплошным слоем облаков лишь иногда летят крупные птицы, например, журавли и гуси. Но отмечаются случаи, когда над двумя слоями облаков на высоте от 150 и 500 м, где небо бывает чистым, наблюдались оживленные перелеты ржанок, цапель, бакланов, скворцов и гусей, ворон, дроздов и вьюрков.
Обычные пределы высоты полета птиц показаны в таблице 3(табл .3 Обычные пределы высот полета птиц, приложение 9), но это не означает, что птицы не могут подняться выше. Есть случаи, когда мелкие воробьиные птицы поднимались выше 1000 м.
Необходимо также принять во внимание, что характерная высота перемещений птиц в районе аэродрома может подвергаться тем или иным трансформациям изменяемых погодных факторов: направления и скорости ветра или его отсутствия, высоты облачности, наличия тех или иных видов осадков, восходящих потоков прогретого воздуха и т.д. Сезонные миграции птиц чаще имеют большую высоту по сравнению с суточными и могут осуществляться птицами в ночное время.
Стайность – один из факторов, повышающих вероятность столкновения птиц с воздушными судами. Особо следует обратить внимание на сезонных мигрантов(гуси, утки, чайки, кулики и т.д.), которые во время пролета на некоторое время могут внезапно появляться в приаэродромной зоне в большом количестве. В последнее время по Селенге начали пролетать стаи большого баклана, их численность ежегодно растет. Наиболее интенсивный пролет водно-болотных птиц происходит в апреле-до 20-х чисел мая.Они могут летать 3-5 м над водой или высоко - 2-3 тыс. м.
Естественно, в приаэродромной зоне потенциально опасными для воздушных судов остаются синантропные виды, которые порою образуют крупные стаи и численность многих из них относительно высока (см. табл.). Это – голуби, стрижи, врановые птицы, воробьи и т.д.
3.6.Сезонная и суточная активность птиц.
Сроки весеннего и осеннего пролета птиц. У разных видов птиц сроки пролетов заметно отличаются. Тем не менее, для безопасности полетов самолетов необходимо знать их общий характер. В табл. 4(Сроки пролета некоторых видов птиц в районе аэропорта «Байкал». приложение 10) приведены сроки пролета наиболее часто встречающихся в районе аэропорта «Байкал» видов.
Необходимо отметить, что приведенные даты пролета усредненные многолетние. В отдельные годы по разным причинам эти сроки могут несколько изменяться. Конец весеннего пролета иногда растягивается, были случаи встреч отдельных птиц 10-15 дней позже окончания основного срока пролета. Тоже относится к осенним срокам, бывают годы, когда долго задерживаются отдельные стаи или небольшие группы.
Как видно из табл. 4, у многих птиц сроки миграций растянуты, особенно это относится к осенней миграции. Между массовым пролетом и задержками проходит 15-20 дней, иногда и больше времени. Поэтому нужно учесть аэродромной службе, что после сроков массового пролета поздней осенью в районе аэропорта могут появиться запоздалые стаи отдельных видов.
Ниже на рис. 12(Основные направления пролетных путей птиц в весенний и осенний периоды в районе аэропорта «Байкал». Показаны преимущественно пути пролета водно-болотных видов, приложение 11), нами показаны основные направления пролета птиц весной и осенью. На нем в основном изображены направления полетов водно-болотных птиц. Еще раз подчеркиваем, что явно выраженные пролетные пути этих птиц не проходят по территории аэропорта «Байкал». Тем не менее, особо обратить внимание на р. Селенгу и ее протоки, через которые летят небольшие стаи уток, куликов и чаек. Также заслуживает внимания Мухинские болота и озера, которые привлекают на отдых водоплавающих птиц.
Воробьиные птицы обычно не имеют четко выраженных пролетных путей в районе г. Улан-Удэ, но многие стаи стараются избегать высокие горы и пролетают через относительно узкий коридор по Селенге между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы. Здесь птицы летят, придерживаясь поймы реки и не высоко над землей.
Службе аэропорта необходимо знать некоторые особенности пролета. Наиболее высокая интенсивность весеннего пролета отмечается в предрассветные часы, иногда она не ослабевает. К полудню интенсивность миграции, как правило, уменьшается и во второй половине дня пролет может прекратиться совсем. Вечером за 2-3 ч до захода солнца интенсивность пролета снова резко возрастает и остается высокой в течение нескольких часов после наступления темноты. Местами, особенно в прибрежных районах, интенсивный пролет птиц отмечается в течение всей ночи.
Птицы совершают миграционные перелеты не каждый день. Например, дневные мигранты летят всего 2-3 дня, затем 6-7 дней кормятся и снова возобновляют перелеты. Ночные мигранты летят, как правило, каждую третью ночь, а в перерывах между ними отдыхают и питаются. Таким образом, возникает волнообразность миграций.
Суточные перемещения. Динамика интенсивности перемещений птиц в течение светлого времени суток как показатель во многом определяют физиологические процессы, которыми в классическом варианте обусловливаются два периода активности – утренний и вечерний. Кроме того, для птиц, совершающих значительные по протяженности сезонные миграции, характерен ночной период полетной активности. У крупных хищных птиц, использующих для полета восходящие потоки воздуха, основная часть перемещений происходит в послеобеденное время – после прогрева земной поверхности. У ласточек и стрижей период максимальной полетной активности наступает в предполуденные часы в связи с массовым появлением летающих насекомых.
ГЛАВА 4. ОЦЕНКАЭКОЛОГО-ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙОБСТАНОВКИВ АЭРОПОРТУ «БАЙКАЛ» ИНЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Расположение аэропорта «Байкал» уникален в том плане, что он не находится в зоне повышенной опасности для столкновения самолетов с птицами по причинам относительно низкой численности большинства видов птиц и отсутствия мест повышенной их концентрации (за исключением отдельных мусорных свалок), а также отсутствия постоянного пролетного пути крупных видов. Однако это не означает, что район аэропорта абсолютно безопасен для полета воздушных судов. Надо учесть, что в определенные периоды обстановка может резко изменяться из-за увеличения численности некоторых видов (из-за изменения пролетных миграционных путей, внезапного появления крупных стай, после вылета из гнезда молодых и т.д.). В эти периоды они могут представлять особую опасность для самолетов. Для аэропорта «Байкал» такими периодами, когда требуется повышенное слежение за птицами, являются: период массового пролета многих видов – апрель-май и сентябрь; массового вылета птенцов, которые неопытны и не боятся самолета – июль-август; зимних кормовых перемещений птиц стаями – ноябрь-март.
Особого внимания требуют виды,которые в силу разных биологических особенностей, могут быть потенциально опасными для самолетов в районе аэропорта «Байкал».Они приведены в табл. 5(Список потенциально опасных видов птиц, представляющих угрозу для безопасности полетов воздушных судов в районе аэропорта «Байкал», приложение 12).
В связи с этим необходимы постоянныемеры по экологическому преобразованию территорий, которые направлены на изменение условий окружающей средыи. Мероприятия эколого-преобразующего характера устраняют или уменьшают действие самих экологических факторов: наличие доступных кормов и воды, наличие удобных мест для гнездования, наличие мест для безопасного дневного и ночного отдыха, наличие убежищ и укрытий. К данным мероприятий относятся: вырубка кустарника, регулирование высоты травостоя на грунтовых участках аэродрома и замена разнотравья на монокультуру, дезинсекция и дератизация, ликвидация мелких водоёмов и ликвидация мест для гнездования на аэродромных сооружениях, перенос привлекающих птиц сельскохозяйственных посевов, полигонов твёрдых бытовых отходов и других подобных объектов за пределы 15-километровой зоны аэродрома и т.д.
Реализация экологического подхода является оптимальным решением задачи снижения вероятности столкновений из-за появления птиц на территории аэродрома, в воздушном секторе аэродрома и подходов к нему ВС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, предварительный анализ условий обитания, видового состава и численности птиц на аэродроме и приаэродромной территории аэропорта «Байкал» г. Улан-Удэ в радиусе 15 км от их центра, показал следующее. Условия обитания птиц в целом в силу разных причин не такие комфортные, что проявляется в видовом разнообразии и их численности. Несмотря на регистрацию относительно большого числа видов, подавляющее большинство их относится к категории очень редких. Высокой численности достигают только синантропные птицы. Наиболее опасным периодом для воздушных судов при взлете и посадке является апрель-май (период массовых миграций птиц), июль-август и далее осенние месяцы, когда птицы образуют стаи и кочуют без четкого направления.
В настоящей статье приведены результаты только предварительных исследований орнитологической обстановки в аэропорту «Байкал», охватывающие небольшой круг вопросов. Для более полноценного анализа орнитологической обстановки необходимы регулярные и целенаправленные работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грабовский М.А. Пернатые хищники и авиация // Пернатые хищники и их охрана. 2008. № 12. С. 7-10.
Золотарев С С , Силаева О Л , А С Титков К методологии эколого-орнитологического мониторинга в условиях крупного аэропорта // Материалы Межд научно-практической конференции «Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности» Ред В Н Пряхин М Норма 2004 5 стр 122-125 рус
Доржиев Ц. З. Птицы Бурятии и организация экологического туризма : учеб.-метод. пос. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. – 80 с.
Ильичев В.Д., Бирюков В.Я., Нечваль Н.А. Технико-экологическая стратегия защиты от биоповреждений (Серия «Биологические повреждения»). М.: Наука., 1995. – 248 с.
Ильичев В., Силаева О., Золотарев С. Поведением птиц управляет... компьютер. Наука в России, № 4, 2006, C. 24-28.
Ильичев В.Д , Силаева О. Л. , Золотарев С. С. , Бирюков В. А., Нечваль Н. А. , Якоби В. Э , А С Титков.Защита самолетов и других объектов от птиц М Товарищество научных изданий КМК 2007- 320 с
Информация об авиационных происшествиях и инцидентах, связанных со столкновением воздушных судов с птицами и дикими животными. Приложение 2. Информация Минтранспорта РФ и Росавиации по безопасности полетов №19 от 18.09.2015 г.
Колесниченко Ю.П. Орнитологическая безопасность полетов: проблемы и пути решения // Проблемы безопасности полетов. М.: ВИНИТИ. №12. С.26-34.
Кузякин А.П. Зоогеография СССР // Учен. Зап. МОПИ. Биогеография. – 1962. – Т. 109. Вып. 1. – С. 3-182.
Коблик Е. А.,Я. А. Редькин, В. Ю. Архипов. Список птиц Российской Федерации /
— Москва, 2006. — 256 с.
Рогачев А.И., Лебедев А.М. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов. М., 1984.
Рыжов С.К. Столкновения с птицами. Актуальные аспекты / Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. - М., 2013. -Вып.25. С.175-179.
Степанян Л. С. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области) / Л. С. Степанян. —Москва : Академкнига, 2003. – 808 с.
Титков А.С. Проблемы орнитологической безопасности аэропорта «Шереметьево» // Актуальные проблемы экологии и природопользования (выпуск 5-6) системная экология сборник научных трудов / Отв. ред. Проф. Ю П Козлов — М Изд-во РУДН, 2004. С. 60-62.
3 Титков А С Современные методы контроля численности орнитофауны аэропорта // Актуальные проблемы экологии и природопользования (выпуск 8) системная экология сборник научных трудов / отвредпроф Ю П Козлов — М Изд-во РУДН, 2006
Юркин Ю.А. Обеспечение полетов. – М.: Авиа Бизнес Групп. 2009.
Якоби В.Э. Биологические основы предотвращения столкновения самолетов с птицами. М., 1974.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем ананас акварелью
Домик зимней ночью
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Ель