БАМ.… Это короткое набатное слово в 70-80 годах прошлого века всколыхнуло всю страну. Оно вошло в жизнь советских людей стремительно, как «спутник» и облетело весь континент.
В настоящее время БАМу 45 лет.
Что такое БАМ и в чём его значимость?
Ответить на поставленные вопросы мы постарались в работе над проектом.
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат № 5
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
(выдержка из печатного издания лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» Альманах «Золотые страницы», изданного по итогам учебно-практической конференции «Сделай шаг», проведённой в рамках международной Школы диалога культур «МОСТ»)
«БАМ – ЭТО НАШЕ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»
(Поиск участников строительства БАМа, приуроченный к 45-летию
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали)
Проект выполнили: Абдрашева Индира, 9 «Б» класс Рябец Ирина, 9 «Б» класс Челпаченко Вадим, 9 «Б» клас Цоколова Валерия, 9 «Б» класс Руководители проекта: Сайфетдинова Е.Т. Рыбникова Э.В. |
Духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Подвиг можно совершать не только в периоды войн, но и в мирное время. Самым ярким примером являются комсомольцы-добровольцы, первопроходцы - строители Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Опыт БАМа проявил много ценных предложений, трудовых начинаний, которые положительно влияли на повышение производительности труда строителей, сокращение сроков строительства, улучшение качества, бережное использование техники, строительных материалов, природы. Опыт строителей свидетельствует, что все годы они работали напряженно, творчески, в результате победили трудности, которые многие годы считались непреодолимыми. Он «обогатил практику строительства железных дорог в условиях сибирского севера и несомненно представляет большую ценность для России и общества в целом».
Обоснование темы проекта
БАМ.… Это короткое набатное слово в 70-80 годах прошлого века всколыхнуло всю страну. Оно вошло в жизнь советских людей стремительно, как «спутник» и облетело весь континент.
В настоящее время БАМу 45 лет.
Что такое БАМ и в чём его значимость?
Ответить на поставленные вопросы мы постарались в работе над проектом.
Актуальность проекта
Обозначить значимость масштабной реконструкции БАМа - нового транспортного коридора, позволяющего закрепить роль России как мирового инфраструктурного лидера 21 века.
Рассказать о трудовом подвиге бамовцев – героев нашего времени.
Цель проекта:
Показать значимость Байкало-амурской железнодорожной магистрали,
её будущее назначение.
Воспитание положительных качеств на примере жизни и труда строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Задачи:
1. Изучить историю создания Байкало-Амурской магистрали.
2. Организовать поисковую работу по сбору и обработке воспоминаний, обзору библиографии, семейных архивов, изучению документов из истории строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
3. Провести социологический опрос для выяснения информированности различных возрастных групп о БАМе и их отношения к самой грандиозной стройке XXвека.
4. Оформить альбом «БАМ – наше прошлое, настоящее и будущее»
В ходе работы над проектом была проделана следующая работа:
- сбор информации о строителях Байкало-Амурской железнодорожной магистрали:
- работа с архивными документами;
- посещение краеведческого музея г. Красный Кут и музея локомотивного депо г. Энгельс Саратовской области;
- сотрудничество с работниками музеев г. Братска, п.г.т. Северомуйска, г. Усть-Ильинска;
- встреча со строителями БАМа и их родственниками;
- чтение художественной литературы, просмотр художественных документальных, научно-публицистических фильмов оо Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Основная часть
Мы принадлежим к молодому поколению, которым аббревиатура БАМ ничего практически не говорит. В лицее-интернате № 5 ОАО «РЖД» мы провели социологическое исследование для выяснения информированности различных возрастных групп о Байкало-Амурской магистрали и их отношения к самой грандиозной стройке XX столетия. Нами были опрошены обучающиеся 6-11 классов. |
К сожалению, на вопросы, которые мы ставили перед учащимися, приводили респондентов в тупик.
Вывод: не знание учащихся – это не проблема школы, это пробел общества, его неосведомлённости.
У каждого поколения есть в жизни события, с которыми они связывают свою судьбу. Для старшего поколения нашей страны – строительство БАМа.
БАМ строила вся страна. По призыву партии и комсомола на БАМ приехали бойцы комсомольских отрядов «Молодогвардеец», «Ленинградский комсомолец», «Комсомолец Эстонии» и многие другие молодёжные формирования.
Байкало-Амурская магистраль – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров.
Магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю.
Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.
На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Вообще мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.
За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек.
На БАМе особенно ярко проявлялись лучшие качества человека. В невероятно трудных и сложных условиях жили и работали те, кто прокладывали железную дорогу века. Они, одержимые романтикой, жаждой трудиться и обживать таежные края, не только прокладывали рельсы Байкало-Амурской магистрали. Молодые строители магистрали заложили сотни посёлков, рубили просеки под ЛЭБ главный путь магистрали, подняли тысячи мостов через реки, перевалы, обживали дикий край, растили детей и верили, что прекрасней этой земли нет.
В 70-80годах о великой комсомольской стройке знали все: от мала до велика. К сожалению, мы мало знаем о трудовом подвиге бамовцев. Работая над проектом, мы поняли, что бамовцы – удивительные, отважные люди, герои нашего времени!
Для сбора информации о жизни строителей БАМа мы создали поисковую группу. Для этого мы составили схему маршрута поиска. В первую очередь обратились за помощью в школьную библиотеку, где нашли много материала об истории строительства БАМа.
Благодаря учителям Филатовой Т.Н. и Кубышевой Е.М. узнали о Шарапове В.А., выпускнике Комсомольской средней школы Краснокутского района, который комсоргом уехал на БАМ. |
Через соцсети в ходе проекта состоялась аудиосвязь с сыном В. А. Шарапова Александром, который рассказал о трудовых буднях своего отца, поделился интересными фактами, касающимися строительства БАМа.
В поисках информации о Силаеве В.В. мы обращались в архив р.п. Северомуйска.
Силаев В.В. родился в 1955г. в с.Широкополье Энгельсского района. В 1978г. вместе с супругой и дочерью уехал на БАМ в Северомуйск. С 1978 по 2004г. работал в тоннельном отряде №21. Прошёл путь от монтёра до бригадира пути |
. На протяжении 25лет Василий Васильевич работал над строительством самого крупного в России и пятого по протяженности на планете Северо-Муйский железнодорожного тоннеля протяженностью 15 километров 343 метра. Награждён правительственными наградами: орденом Дружбы, медалью «За строительство БАМа».
Тихонов Александр Викторович родился в 1971 г. в с. Титоренко Энгельсского района Саратовской области. С 1993г. по 2004г. жил в р.п. Северомуйске республики Бурятия, где работал в тоннельном отряде №19 монтером пути. За строительство тоннеля награждён Почётными грамотами и благодарностями. |
Всю информацию о жизни строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали мы поместили в продукт нашего проекта «БАМ - прошлое, настоящее, будущее».
Практическая значимость проекта
Значимость проекта заключается в том, что его продукт, представленный в форме альбома «БАМ – наше прошлое, настоящее и будущее», а так же выступления авторов с презентацией проекта на классных часах позволит донести до слушателей важность великой стройки XX столетия – Байкало-Амурской магистрали и привлечь внимание к перспективам дальнейшего развития восточного региона нашей необъятной Родины.
Да, у БАМа есть будущее!
Масштабная реконструкция легендарного БАМа идет в рамках модернизации стратегических магистралей. Для России магистраль сегодня имеет большое значение. Ее роль будет только нарастать. Сейчас мы идем к созданию новых транспортных коридоров, которые и должны будут закрепить роль России как мирового инфраструктурного лидера в 21 веке.
Спустя 45 лет здесь снова стройка, масштабная реконструкция БАМА и Транссиба — сверхзадача стратегической важности, о которой говорил президент в послании Федеральному собранию.
«В 2025 году более чем в 1,5 раза, до 210 млн. тонн, вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Это важно для развития Дальнего Востока и Сибири, развитие этих регионов – важнейшая задача». В.В.Путин |
Рефлексия
Работая над проектом, очень увлеклась поисковой деятельностью, научилась систематизировать, анализировать и обобщать информацию, редактировать текст. Абдрашева Индира | ||
Мне очень понравилась работа над проектом: я узнала для себя много нового и интересного из истории строительства Байкало - Амурской железнодорожной магистрали и также её значимости в настоящее время . Рябец Ирина |
На протяжении всей работы над проектом меня переполняло чувство гордости за Родину, за молодёжь 70-80 годов, за всех бамовцев, среди которых есть и наши земляки Челпаченко Вадим |
Мы - будущее поколение, должны чтить память освоения этих земель и, по возможности, осваивать их без ущерба для страны и в дальнейшем продолжать развивать эти районы. Ведь несмотря ни на что, история Байкало-Амурской железнодорожной магистрали продолжается…
Глупый мальчишка
Как напиться обезьяне?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Прекрасная химия
Хрюк на ёлке