В данной работе представлены такие методы для запоминания слов на иностранном языке, как метод ассоциаций, интеллектуальной карты, интервальных повторений, рисования и запоминания во время сна, а также показано их практическое применение
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_plaksenkova_e.docx | 34.27 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 34»
Исследовательская работа
по английскому языку
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА»
Работу выполнила: ученица 11 класса Б
Плаксенкова Екатерина
Руководитель исследования: учитель английского языка
Напалкова Елена Андреевна
Ульяновск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………… 3
2. Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..4-10.
1.1 Метод интервальных повторений………………………………………….4
1.2 Метод запоминания во время сна…………………………………………..
1.3 Метод ассоциаций……………………………………………………………
1.4 Метод рисования…………………………………………………………......
1.5 Метод «интеллект-карты»……………………………………………………
3. Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..
2.1 Метод интервальных повторений…………………………………………….
2.2 Метод запоминания во время сна…………………………………………….
2.3 Метод ассоциаций…………………………………………………………….
2.4 Метод рисования……………………………………………………………….
2.5 Метод «интеллект-карты»…………………………………………………….
4. Вывод…………………………………………………………………………….
5. Список литературы………………………………………………………………
Введение
В наши дни иностранные языки имеют огромное значение. Знание иностранных языков требуется во многих современных профессиях, необходимо для международной коммуникации, а также для самореализации на мировом рынке труда. По этим причинам, многие молодые люди мечтают овладеть вторым языком, однако зачастую их отталкивает предрассудок о том, что на это требуется много времени. Что касается школьников, то очень часто проблема в изучении английского языка для многих ребят ( знаю это из опыта своих одноклассников и друзей сверстников) заключается не только в освоении сложного грамматического материала, но и усвоении и закреплении огромного лексического пласта изучаемого языка. К тому же сейчас с такой проблемой столкнулась моя младшая сестра и поскольку я в будущем планирую стать учителем английского языка, то не могу не задаться вопросом: а можно ли как-то облегчить запоминание новых слов в иностранном языке
Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы выявить наиболее эффективные методы изучения иностранного языка, в частности его лексической составляющей.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Итак, объектом моего исследования является эффективное изучение лексики иностранного языка. Предмет исследования – методы и приемы , необходимые для эффективной проработки и запоминания лексики.
В связи с этим у меня появилась следующая гипотеза: освоить лексику нового языка можно за относительно короткое время, если найти эффективный для этого метод.
Именно это я и попыталась сделать в своей работе.
Глава1. Теоретическая часть.
Начать я решила конечно же с того, что прочитала и систематизировала множество информации по интересующей меня теме, в том числе методические пособия, имеющиеся в домашней библиотеке и в разных источниках в интернете. Из всего изученного наиболее эффективными я считаю приемы и методы, описанные в моей работе далее.
1.1 Метод интервальных повторений
При разговоре о методе интервальных повторений сразу возникает ассоциация с интервальными тренировками и упражнениями — безусловными составляющими спортивной подготовки. Смысл их заключается в чередовании этапов занятия с низкой нагрузкой и этапов, которые требуют серьезных усилий. Такая технология заметно сокращает время тренировки, но качество занятия заметно возрастает. Мозг, конечно, не мышца, но тоже нуждается в регулярных тренировках. Весь секрет — в выборе правильного интервала между тренировками. Согласно методу, лучше всего мы вспоминаем, когда вот-вот готовы полностью забыть. Парадокс, но это работает.
Специалисты считают, что интервалы между повторами должны быть как можно длиннее (на стороне студента будет статистический эффект распределения) и, в то же время, достаточно короткими, чтобы окончательно не забыть информацию.
К примеру, вам нужно выучить слово «foal». Первый раз необходимо повторить его примерно через пару минут после первого прочтения и осознания перевода термина. В зависимости от потребностей возвращайтесь к слову. Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:
5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.
Метод Лейтнера
Ввиду плохо развитой визуальной памяти, повторения могут малоэффективны. По этой причине ещё в 1970-е гг. ученый и журналист Себастьян Лейтнер придумал систему карточек, которую потом с успехом воплотили в разных компьютерных программах по обучению иностранным языкам. Обычные бумажные флэш-карточки превратились в электронные, а метод остался прежним.
Итак, заготовьте карточки с необходимой лексикой, рассортируйте их по коробкам. Помимо самого английского слова пишите перевод на русский и транскрипцию. В первую очередь определите, сколько коробок будет в вашей собственной системе. Но считается, что оптимальное количество коробок не должно превышать пять: в ином случае вы просто не будете успевать использовать их все. Лучше всего использовать три коробки: самую сложную коробку, самую легкую коробку и коробку с «ошибками». Одну коробку с наиболее сложными для запоминания словами нужно повторять ежедневно. Вторую — раз в двое суток, третью — один раз в неделю и так далее.
Если вы знаете, что выучили одну карточку, ее нужно перекладывать в следующую коробку, к примеру, из стопки для ежедневного повторения она может перейти в коробку номер два. Что делать, если вы не верно перевели или произнесли слово из любой коробки, помимо первой? Нужно вернуть ее — как бы то ни было обидно — в первую коробочку и повторять каждый день.
1.2 Метод запоминания во сне
Необычные эксперименты на спящих добровольцах помогли нейрофизиологам доказать, что человек может запоминать новую информацию только во время фазы «быстрого» сна.
Существуют два типа сна — быстрый и медленный сон, которые постоянно чередуются друг с другом. При засыпании наступает фаза медленного сна, в ходе которой организм постепенно «отключается» и восстанавливает силы.
Во время быстрого сна тело переключается в «рабочий режим», но при этом все мускулы «отключаются» ради безопасности, и человек становится абсолютно неподвижным. Эта фаза характеризуется быстрым и хаотичным движением глаз и считается, что именно в это время люди видят самые яркие сновидения.
Достаточно долго ученые спорят о том, может ли человек запоминать новую информацию во время фазы быстрого сна, или же в это время все его органы чувств полностью «отключаются» и он не может воспринимать информацию из внешнего мира. Многие нейрофизиологи полагают, что активное восприятие сигналов из внешнего мира будет мешать консолидации памяти, и поэтому мозг будет или активно подавлять их, делая «внутренние» воспоминания более яркими, или просто игнорировать, удаляя информацию о внешних стимулах.
Чтобы проверить эту тело был проведен эксперимент, в рамках которого несколько добровольцев, согласившихся провести одну ночь в лаборатории ученых, должны были найти особую последовательность звуков, "спрятанную" в белом шуме.
Как правило, с этой задачей справляется любой человек, однако для ее успешного решения большинству из них требуется несколько десятков прослушиваний подобной аудиозаписи. Эта особенность подобного "шумового теста", как его назвали нейрофизиологи, позволила им проверить, сможет ли человек распознать эту комбинацию звуков быстрее, если она проигрывается во сне.
Добровольцев разделили на несколько групп, подключили их к электроэнцефалографам и поместили их в особые комнаты, динамики в которых начинали проигрывать запись "белого шума" в то время, когда их мозг вступал в ту или иную фазу сна.
Как показали эти опыты, добровольцы, слушавшие эти шумовые "мелодии" во время быстрого сна, в несколько раз быстрее определяли последовательность звуков, чем им это удавалось сделать до начала опытов. С другой стороны, проигрывание этих аудиозаписей во время фазы глубокого сна только ухудшало память добровольцев и заставляло их тратить на поиск последовательности намного больше времени, чем перед сном.
Подобные результаты опытов, как отмечают ученые, говорят о том, что человек не полностью "отключается" от внешнего мира во время сна и продолжает воспринимать и запоминать информацию. Как полагают ученые, дальнейшие наблюдения за работой мозга во время сна могут помочь нам понять, как работает память и как можно исправлять нарушения в ее работе, в том числе амнезию и недавно открытый синдром "дня сурка".
1.3 Метод ассоциаций
Метод наводящих ассоциаций (МНА) — универсальный метод запоминания, позволяющий преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию описанных выше приемов запоминания: приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована — зависит от запоминаемого слова.
Рассмотрим этот метод на следующих примерах. Название штата США «Аляска» можно преобразовать в образ приемом кодирования по созвучию (коляска). Это же название можно превратить в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации (куртка «аляска»). Штат Висконсин лучше запоминать приемом образования слова по слогам. В данном случае этот прием будет использован три раза (ВИС КОН СИН ВИСкиКОНьякСИНька); при этом к нему необходимо добавить прием образования ассоциативной связи с выделением основы ассоциации. Штат Айова хорошо запоминается приемом кодирования по созвучию (Айва). Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования. Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота — приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого медведя сидят два кота».
Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения).
Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.
1.4 Метод рисования
Канадские учёные из Университета Уотерлу установили, что зарисовывать необходимую к запоминанию информацию – это отличный способ улучшить память. Если вы хотите лучше запомнить что-либо, правильнее всего будет это зарисовать.
«Мы сравнивали зарисовки с множеством других стратегий запоминания, но рисование выигрывает у всех,- говорит Джеффри Уэймс [JeffreyWammes], кандидат наук департамента психологии университета. – Мы считаем, что преимущество заключается в способности создать более связное воспоминание, сочетающее визуальную составляющую, моторику и семантику».
Студентам, участвовавшим в эксперименте, предлагался список из простых понятий, которые легко можно было зарисовать (например, «яблоко»). У них было 40 секунд, в течение которых они могли либо зарисовать предмет, либо несколько раз написать его название.
Затем им давалось отвлечённое задание, связанное с работой с музыкой, чтобы запоминаемые ими слова перешли в долговременную память. Затем их возвращали к списку слов и просили за 60 секунд вспомнить как можно больше.
Оказалось, что зарисовывавшие понятия студенты в целом лучше справлялись с задачей вспомнить как можно больше слов. В иных случаях человек мог вспомнить в два раза больше зарисованных понятий, чем тот, кто их записывал.
На результаты не влияли разные вариации с попытками запоминания слов в написанном виде, вроде украшательств букв, записывания слов в определённом порядке, перечисления физических свойств объектов и т.п. Рисунки выигрывали у рукописных слов даже тогда, когда на зарисовку испытуемым отводилось всего 4 секунды вместо 40.
Кроме того, исследователи особо отметили, что качество рисунков не влияло на качество запоминания слов – техника работает вне зависимости от художественного таланта студента.
Пока что техника использовалась лишь для одиночных слов. Учёные сейчас пытаются понять, почему она так хорошо работает, и как её можно будет приспособить для работы с другими типами информации.
1.5 Метод интеллект-карты
Интеллектуальная карта — это блок-схема, наглядно представляющая главную мысль, её основные элементы и взаимосвязи между ними.
С примитивными прообразами интеллект-карт каждый сталкивался в учебниках, где блок-схемы широко распространены для графического представления элементов новых тем. Однако структура интеллект-карты будет индивидуальной для каждого человека, так как этот инструмент является зеркалом его мышления.
В зависимости от целей, которые преследует составляющий, существуют следующие виды интеллект-карт:
Схема. Это классический древовидный формат. Лучи расходятся из центра интеллект-карты (основной проблемы), образуя его своеобразные ветви.
Структура. Основной пункт помещается сверху интеллект-карты, от него отходит определенное количество значимых по важности пунктов, под которыми пишутся необходимые подпункты. Классический пример — организационная структура компании, которую можно представить таким образом.
Fishbone (рыбья кость) действительно напоминает собой скелет рыбы. Главная мысль интеллект-карты — это голова, а от хребта в разные стороны как небольшие косточки отходят второстепенные пункты. Их важность уменьшается по направлению «от головы к хвосту» или можно использовать хронологический порядок.Интеллект карта для решения задачи
Таблица — привычный всем вариант. Его можно использовать, например, для сравнения достоинств и недостатков каждого из вариантов решения.
Временной график не просто отображает возможные изменения в случае принятия того или иного решения, но и демонстрирует их в хронологическом порядке (через неделю, месяц и т. П.) Также подходит для фиксации хронологии событий.
Глава 2. Практическая часть
Чтобы сравнить изучаемые методы на практике, я попросила помощи у своей младшей сестры, ученицы 5 класса. К сожалению, что такое оценка «два» за лексический диктант, она знает не понаслышке и проблема с запоминанием новых слов ее большая проблема. Раньше я наблюдала, как она тщетно пытается зубрить слова, пишет их по много раз, но через день уже не может вспомнить ни перевод, ни тем более правописание. Внимательно изучив учебный материал, я составила для сестры задания, используя изученные методы. Был составлен список новых для неё слов и разделён на 5 частей. На каждую часть было выделено 4 дня и определённый метод и в конце каждого периода был проведён тест для оценки результатов. Вот что у меня получилось.
2.1 Метод интервальных повторений
Для данного метода были выбраны следующие слова:
Каждое слово было записано на отдельной карточке с переводом на оборотной стороне. Повторения осуществлялись с интервалами, согласно методу Лейтнера (5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток). Последний повтор был осуществлён на 4 день утром, а вечером был проведён тест.
Результаты показали, что с русского на английский получилось перевести и верно записать 8 из 10 слов.
2.2 Метод запоминания во сне
Список, слов, составленный для данного метода:
Была записана аудиозапись с перечисленными словами и затем поставлена на повтор во время сна испытуемой. Запись проигрывал ась каждую ночь в течение нескольких дней
По окончании эксперимента, ученица смогла перевести и написать лишь 4 слова из 10.
2.3 Метод ассоциаций
Для данного метода был составлен следующий список слов:
К каждому слову ученица подобрала ассоциацию (например, слово «couch» - человек падает на диван со звуком «ауч!», « wallpaper» - бумага для стены и т.д.). При подборе ассоциаций испытуемая закрывала и закатывала глаза для активации работы левого полушария, а затем представляла выбранный образ. Данная процедура повторялась по 5 раз с каждым словом, а затем со всеми словами поочерёдно.
В конце периода, было успешно переведено и написано 9 из 10 слов.
2.4 Метод рисования
Список слов:
Ученица нарисовала на отдельных карточках каждый предмет (место) и подписала на английском с обратной стороны. Слова повторялась каждый день.
Результаты показали, что запомнить получилось 7 слов из 10.
2.5 Метод «интеллект-карты»
Список слов:
Была составлена интеллект-карта в виде схемы. В середине главная тема –«house». От неё отходят более узкие темы: «rooms», «furniture», «items». От каждой темы отходят слова с переводом или кратким ассоциациями, картинками. Каждый день ученица повторяла слова, просматривая карту.
В результате, было переведено 7 слов из 10.
Согласно результатам проведённых после испытания каждого метода тестов, изученные методы запоминания иностранной лексики по эффективности располагаться в следующем порядке:
У сестры получилось запомнить большее количество слов при помощи новых методов изучения, что также к нашему счастью сказалось и на оценках в школе, которые тоже не могли нас не порадовать.
Заключение
Итак, в ходе выполнения данного исследования я изучила различные методы запоминания новых слов иностранного языка, которые были выделены как наиболее успешные. Особенно интересно для меня было попробовать применить теоретические знания на практике. Согласно результатам проведённых после испытания каждого метода тестов, изученные методы запоминания иностранной лексики я расположила методы по эффективности. В нашем случае ассоциативный метод оказался самым эффективным, однако метод интервальных повторений, рисования и «интеллект-карты» также обеспечивают неплохой результат (70-80%). Запоминание во сне не сработало, вероятно, по причине невозможности определить фазы быстрого и медленного сна без специального оборудования. Естественно все эти методы я опробовала и на себе , хотя сейчас не испытываю проблем с лексическим запасом благодаря постоянной языковой практике, и как оказалось, результат получился практически такой же. Поэтому для изучения новых слов иностранного языка по результатам исследования я рекомендовала бы использовать метод ассоциаций, однако можно опробовать каждый метод и найти подходящий человеку лично. Я считаю, что моя работа может быть полезна всем, кто сталкивается с проблемой запоминания новых иноязычных слов, методы можно предложить родителям в помощь их детям, которые далеко не всегда успешно могут справиться с лексическими диктантами, которых так много в начальной школе .
Я думаю, моя гипотеза подтвердилась, и изучаемые слова можно запомнить гораздо легче, если найти подходящий и эффективный для этого метод.
Список литературы
Четыре художника. Осень
Зимовье зверей
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Лавовая лампа
Плавает ли канцелярская скрепка?