Объект исследования: история взаимоотношения этноса и природы.
Предмет исследования: отражения природы в культуре этноса, влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе.
Цель и задачи исследования:
- изучить культуру и традиции калмыцкого народа через взаимоотношения этноса и природы;
- осознать себя как представителя определенного этноса;
- воспитать в себе нравственные качества: любовь к своей малой родине, к культуре и традициям своего народа;
- привлечь внимание сверстников к культуре этноса и выступать носителями этой культуры;
Для исследовательской работы я использовала и изучила ряд историко- краеведческих источников по теме.
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_v_etnicheskih_traditsiyah.doc | 67 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Бага- Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
Тема работы «Природа в этнических традициях калмыков»
Подготовила: Манджиева Динара Нурлановна
ученица 5 класса
МКОУ «Бага - Тугтунская СОШ»
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Пионерская, 8
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Ленина, 26/2
Руководитель: Минка Татьяна Николаевна
учитель ОБК
МКОУ «Бага - Тугтунская СОШ»
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Пионерская, 8
с.Бага-Тугтун, 2018г.
Содержание
Тема моей исследовательской работы «Природа в этнических традициях калмыков»
Объект исследования: история взаимоотношения этноса и природы.
Предмет исследования: отражения природы в культуре этноса, влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе.
Цель и задачи исследования:
- изучить культуру и традиции калмыцкого народа через взаимоотношения этноса и природы;
- осознать себя как представителя определенного этноса;
- воспитать в себе нравственные качества: любовь к своей малой родине, к культуре и традициям своего народа;
- привлечь внимание сверстников к культуре этноса и выступать носителями этой культуры;
Для исследовательской работы я использовала и изучила ряд историко- краеведческих источников по теме.
Введение
Возрождение традиций, обычаев свидетельствует о возрождении самосознания народа, его самобытности, уникальности. Старые обычаи и вера помогут обрести свой неповторимый национальный колорит, молодежь научат любви и гордости за свою родину, за свой народ.
В поисках лучших пастбищ калмыки кочевали с места на место. Вполне естественно, что с каждым разом предки становились все более наблюдательными, рассудительными, прозорливыми. Как и все народы, на определенной стадии развития кочевники поклонялись божествам Солнца, Неба, Луны, Земли и т.д. Но степняки не во всем полагались на божественных покровителей, поэтому прекрасно знали все предметы, связанные с погодой. Мудрецы могли предсказать, каким будет предстоящий день, неделя, ориентируясь по состоянию неба, звездам и т.д. Старые люди искренне полагали, что звезды дают человеку физическое здоровье: « Пусть столько у тебя будет годов, сколько звезд на небосклоне», - звучало благопожелание.
Вековые наблюдения за природными явлениями позволили калмыцкому народу составить свои собственные приметы, связанные с погодой. Например, белые облака предвещают непогоду. А если собираются белые кучевые облака, то жди перемены погоды: или дождь, или сильный ветер. «Если шумно спорить, недалеко до ссоры, если ветер нагоняет облака, то жди ненастья»,- старинная поговорка. Удивительно, но никто не сомневается, что если противоречить друг другу, то непременно вспыхнет ссора, точно так же внимательные люди уверенны в том, что если на небе собираются облака, то непременно наступит ненастье. Существовала у калмыков и такая примета: женщинам не полагалось выходить из дома без головного убора, а то пойдет сильный дождь.
Переезжая на новое место, что случалось довольно часто, так как калмыки-кочевники постоянно переезжали с места на место, люди, прежде чем покинуть насиженную землю, обязательно устраивали большой молебен: очищали старое место, ничего не оставляли, все лишнее закапывали или сжигали. Не мудрено, ведь предки очень бережно и почтительно относилиськ земле и небесам, относясь к ним как божествам. Уезжая, калмыки обязательно произносили специальную молитву, призванную умилостивить гениев места:
О,боги!
Эта земля ничего плохого нам не сделала.
Мы здесь прекрасно жили, растили детей, внуков, скот.
Не голодали, не холодали, неплохо жили.
Пусть сила и богатство этой земли последуют на нами!
Прежде чем обосноваться на новом месте, обязательно устраивалось большое очищение, моление: просили небеса, милостивых богов пожелать благоденствие для людей, скота.
Люди не смели обижаться на небо, грозиться и посылать проклятия, когда, допустим, долго не было дождя, наступала засуха, земля трескалась от неимоверной жары. Для скотоводов не было большего несчастья, чем сухая степь. Это означало отсутствие кормов, что для скотины было губительным. В таких случаях старые люди выходили в степь, искали холм и устраивали на нем молебен ( Газрантяклгн). Старики разжигали огонь, возносили дееж (подношение), в пламя бросали масло, жир, брызгали молоко, чай, при этом перебирали четки, молились. Люди просили небеса проявить милосердие к людям, скоту, ко всему живому:
О, милостивые боги!Небеса наши божественные!
Вам посвящаем эту горячую пищу.
Просим вас напоить и накормить нас,
Пусть всего будет в достатке,
Пусть мы будем жить в здравии.
Мы вас просим о помощи
И возносим к вам наши молитвы!
После такого молебна, действительно, скоро приходил на землю дождь, который приносит с собой радость. Влага быстро впитывается сухой твердью, степь вновь колосится зеленью, все вокруг оживает в буквальном смысле. В последние годы этот древний обычай постепенно возрождается.
Моя бабушка рассказывала мне, как калмыки проводили у нас в селе такой обряд. Было знойное, жаркое лето. За два месяца не выпало не единой капли дождя.
Старожилы- калмыки решили провести молебен о просьбе дождя. Вместе с гелюнгом они пошли к воде. Для подношения богу (деж) в жертву принесли барана. Сварили шолюн, настоящую калмыцкую джомбу: заправили сливочным маслом и мускатным орехом. Первую пиалу чая поднесли богу, совершили молебен о просьбе дождя:
Пусть небеса и милостивые боги нас пощадят!
Пусть небеса ниспошлют на нас свою любовь.
Пусть природа проявит к нам благосклонность,
Пусть пошлет воду, чтоб мы утопили свою жажду!
После просьбы к богу, всю еду на подносе с белыми и красными монетами бросали в пруд. В завершении обряда они устроили праздник.
Для любого народа на земле одно из важнейших природных явлений, которое даже было возведено в ранг божества,- это, конечно же, Солнце. Это сегодня мы прекрасно знаем , что звезда- центр нашей системы. Но мы никогда при этом не забываем, что благодаря солнечному свету на планете существует жизнь. Калмыки в этом смысле не исключение. И у степняков существовало множество обычаев, связанных с небесным светилом.
Так, вся жизнь калмыков в те далекие времена, когда не было никаких благ цивилизации, строилась по Солнцу. Лишь его лучи касались земли, кочевники принимались работать: доить коров, варить еду, выпускать скот на пастбище, собирать кизяк, выделывать шкуры, сбивать молоко и многое другое. Так уж был построен быт кочевников, ни одной минуты покоя. С заходом Солнца все работы должны были завершаться, потому как, по поверью, с наступлением темноты на земле власть в свои руки берет нечистая сила.
К солнцу и звездам ни в коем случае нельзя было обращаться, показывая на них пальцем или кивком головы, настолько было сильно в старину уважение калмыков к небесным светилам.
Во время солнечного затмения предки кочевников обязательно выходили на улицу, били по железу, шумели, издавали сильный шум. Таким образом, грохотом и молитвами люди пытались испугать шулмуса, который по их мнению, поглотил солнечное божество.
Первая весенняя гроза, гром и молнии тоже имели, если так можно выразиться, свои обряды поклонения. Калмыки в далекие времена страшно пугались этих природных явлений, которые в одночасье могли принести немало бед, а потому старались их задобрить, так, как они это себе представляли. Обычно хозяйка выносила молоко- этот продукт у калмыков считается священным,- обмакивала большой и безымянный пальцы и брызгала вверх, приговаривая: «Пусть небо и боги охраняют, а гром и молния пройдут стороной». Причем делается это трижды.
У калмыков было не принято ругать погоду. Ни изнуряющая жара, ни сильный ветер, ни пурга не должны были вызвать у человека возмущение. В народе считали, что «Природа живет по своим законам, человек здесь не властен». Что можно было сделать,- молиться и просить милости у высших сил.
Кочевникам приходилось не просто знать приметы, предвещающие природные явления, но и ориентироваться по Луне и звездам. В конце концов, жили кочевники именно по лунному календарю, позволяющему высчитывать погоду.
Примет и обрядов, связанных с природными явлениями у калмыков великое множество.
В старину калмыкам- кочевникам приходилось часто переезжать с места на место: в поисках пресной воды, хороших и богатых пастбищ. И природа их всегда щедро одаривала. Ведь основным занятием калмыков- кочевников былоскотоводство, они разводили овец, лошадей, коров и верблюдов. В пищу употребляли молочные и мясные продукты, из кожи четырех видов животных изготавливали различные изделия.
Пища является не только элементарной биологической потребностью и необходимостью существования. Он играла и играет главную роль- это определяющее средство социального общения людей.
У калмыков есть многочисленные обычаи, связанные непосредственно с пищей. Почетное место среди калмыцких блюд занимает калмыцкий чай- неотъемлемая часть жизни калмыков.
Калмыки употребляли кирпичный, прессованный зеленый чай, привозимый из Китая. Его хранили в кожаной сумке (даальнг) в виде торбы или в халщевом мешочке.
При приготовлении строгали необходимое количество чая острым специальным ножом и бросали в кипящую воду. Чай варили в казане (хээсн). Заправляли молоком, добавляли соль по вкусу. Затем процеживали в другую посуду, называемую (донжг), изготовленную из дерева в виде маленькой кадушке с зауженным кверху горлышком и ручкой. Горловина и ручка отделывались серебром.
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой!Он с перцем,
И с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Б.Сангаджиева
Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. В ней говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его "божественным" (деедсн идеи), и порекомендовал Цзонхаве употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день, без чая не обходился ни один праздник.
Каких правил должна придерживаться хозяйка при изготовлении и подношении калмыцкого чая?
1. Во-первых, запрещалось кипячение воды (хооснхарусн) без чайной заварки. Воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).
2. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца.
3. После того, как чай хорошо заварится (агньЬарад), его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
4. Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве подношения (дееж.) бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая постоянно находится на алтаре. По истечению определенного времени этот чай отдавали детям, в основном мальчикам
.5. Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями (кемтркэааЬд), если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец (ааЬинамчавчадбэрхлэ).
6. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке — в особых случаях) на уровне груди, тем самым, демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю.
7. При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является он гостем, родственником или кем –то еще.
8. Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацлцацх), произнести благопожелание (йорял)
9. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном.
Чайная церемония- это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера.
И калмыцкий чай был самым верным лекарством, которым отпаивали животных, возвращая им силы и жизненную энергию.
В употреблении у калмыков была и другая молочная пища: чигян, гуунэчигян (кумыс), хоорцг (творог), тараг (заквашенное молоко), ээзгя (творог), орм (сметана), тосн (масло).
Баранье мясо считалось у калмыков ценным продуктом. Из баранины готовили праздничные, и лечебные блюда, и пищу на каждый день. Главное мясное блюдо-дотур. На зиму мясо заготавливали путем сушки и копчения.
В лечебных целях раньше использовали печень. Одним из традиционных мясных блюд является-кюр (мясо, тушенное в собственном соку). Чабанам, пасшим раньше овец у богатых , не приходилось досыта есть мяса. Поэтому они готовили себе мясную пищу особым способом применительно к условиям степи. Чабаны рыли яму в форме большого кувшина. Они зажигали кизяки в этой яме и жгли, пока стены ямы не становились красными от жара. Мясо резали на мелкие куски, добавляли соль и специи и начиняли им желудочный мешок. Мешок туго завязывали шнуром и подвешивали над жаром. Яму укрывали овчиной и засыпали землей. Через некоторое время мешок вытаскивали, разрезали- и получали очень вкусное мясо.
Для кочевья нужно было удобное легкое жилье, легко разбираемое и собираемое. Таким жильем была войлочная кибитка. Войлок, которым покрывали кибитку, не пропускали ни холод, ни ветер, ни жару.
Для изготовления войлока требовалось много шерсти. Шерсть заворачивали в рулон, туго связывали и поворачивали, чтобы уплотнение происходило равномерно. Такой войлок использовали и для изготовления постельных принадлежностей. Широко применяли нитки из овечьей и верблюжьей шерсти, конского волоса.
Хрупкая стеклянная и глиняная посуда не годилась для кухни кочевников. Хозяйственная утварь изготовлялась из кожи, дерева, металла.
Из кож животных изготавливали различные изделия. Из овечьих, телячьих шкур шили женские сапоги, наволочки для больших подушек и др. Из толстых шкур мастерили плетни, кнуты, седла и тд. Из шкур верблюдов, коров, лошадей делали посуду: ведра, кадки и др.
Из шкур верблюдов делали-бортхо (кувшины). Этот сосуд можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно держать прохладный напиток.
Скотоводы- кочевники хорошо изучили практическую ценность растений. Многие из растений употреблять в пищу, другие служили сырьем для производства красок, третьи- использовались при выделки кожи. Калмыкам известно было много лекарственных трав. Они собирали полынь, ромашку, горчицу сарептскую и др. Моя бабушка лечит нас от желудка травой кермека. Этот рецепт ей передала моя прабабушка.
Заключение
Традиционные ценности, существующие с незапамятных времен в культурах малочисленных народов, для современной науки представляют большие возможности для новых открытий. Современное воздействие человека на природные ландшафты создало проблемы во всем мире. Многие этносы в просторах родного природного пространства в процессе взаимодействия и адаптации создали наиболее приспособленную к своему региону, сбалансированную культуру, основанную на экологических нормах и адаптации создали наиболее приспособленную к своему региону, сбалансированную культуру, основанную на экологических нормах и традициях. Разработали и усовершенствовали процессы регуляции взаимодействия человека с природой и в итоге пришли к гармоничному развитию своего сообщества. В отличии от современной экологии, котрая возникла как результат влияния индустриального развития, у некоторых этносов экологические традиции сформировались в ходе процессов стихийной эволюции самой природы.
Калмыки старались не нарушать природную основу, и все особенности окружающей среды были для них очагом культурного творения.
Причиной экологических проблем является человек: его недальновидность, некультурность.
Выживание любого народа во многом зависит от сохранности природной и культурной среды, от элементов традиционного образа жизни.
Список использованной литературы:
Две снежинки
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Весёлые польки для детей
Глупый мальчишка
Нас с братом в деревню отправили к деду...