Финансовая грамотность – шаг к финансовой свободе. Сегодня – это не роскошь, а необходимость. Представление о том, что нам, подросткам, слишком рано думать о финансовых вопросах - это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах, а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и впоследствии испытывают финансовые трудности. Роберт Кийосаки сказал «Главные причины того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги». Финансовое просвещение особенно актуально для подростков. Банковская карта–современный аналог карманных денег. Поэтому необходимо изучать роль детской банковской карты как средства повышения финансовой грамотности среди подростков чтобы повысить востребованность детской банковской карты.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_karpenko.docx | 210.78 КБ |
XVIII городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Российская Федерация
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
Использование банковских карт подростками как один из факторов повышения финансовой грамотности.
Автор:
Карпенко Захар Александрович
учащийся 9 а класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Муниципального образования г. Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4»
Руководитель:
Юркина Надежда Петровна
учитель истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Муниципального образования г. Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Нягань, 2017
«Использование банковских карт подростками как один из факторов повышения финансовой грамотности»
Карпенко Захар Александрович
Российская Федерация
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4», 6 класс
Аннотация
Финансовая грамотность – шаг к финансовой свободе. Сегодня – это не роскошь, а необходимость. Представление о том, что нам, подросткам, слишком рано думать о финансовых вопросах - это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах, а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и впоследствии испытывают финансовые трудности. Роберт Кийосаки сказал «Главные причины того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».[1] Финансовое просвещение особенно актуально для нас, подростков. Бан ковская карта–современный аналог карманных денег. Поэтому для себя я определил цель:
Методы исследования:
- изучение опубликованных материалов и их анализ; сопоставительный, сравнительный методы; социологический анализ; анкетирование, собеседование и наблюдения.
Мною были сделаны следующие выводы: с помощью детской банковской карты взрослые могут воспитать у ребенка правильное отношение к финансам: научиться договариваться с собственными желаниями и бюджетом, делать накопления и двигаться к поставленным финансовым целям, правильно расходовать свои накопления, экономить и приумножать, понимать и использовать по назначению возможности современных финансовых инструментов, т.е. стать финансово грамотным человеком. Семейный банкинг (связь банков с семьей) уже набирает обороты, но банки нашего города слабо продвигают детский банковский продукт. Состояние рынка детских банковских карт ниже среднего. Родителям необходимо идти «в ногу со временем». Предложения: Возможно банкам надо продумать систему бонусов или других поощрений для родителей и их детей, тогда состояние рынка детских банковских карт повысится. Чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономер- ности, тем успешнее будут строить свое будущее. Необходимо внести изменения и в шко- льную программу, особенно в практическую математику в начальной и средней школе.
«Использование банковских карт подростками как один из факторов повышения финансовой грамотности»
Карпенко Захар Александрович
Российская Федерация
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4», 9г класс
План исследований
Меня заинтересовал вопрос: поможет ли банковская карта повысить финансовую грамотность подростков? Целью данной работы является изучение роли детской банковской карты как средства повышения финансовой грамотности и востребованность ее среди подростков.
Гипотезы: Чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.
Вторая гипотеза: С помощью детской банковской карты ребенок быстрее освоит азы финансовой грамотности.
Объект исследования: сверстники и родители – держатели банковских карт.
Предмет исследования детская банковская карта
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
На первом этапе своего исследования познакомился с литературой, изучил Интернет-ресурсы, собрал и проанализировал собранную информацию. Вопросам повышения финансовой грамотности населения России, в том числе и детей, государство уделяет определенное внимание. Законодательство нашей страны и уставная документация многих банков [2] позволяет детям и подросткам предоставлять карты как банковский продукт.
На втором этапе мною были посещены два крупнейших банка нашего города «Сбербанк» и «Запсибкомбанк» с целью изучения состояние рынка детских банковских карт. Специалист «Запсибкомбанка» Фальтинская Ольга Владимировна рассказала: «ПАО «Запсибкомбанк» - крупнейший банк Тюменского региона уделяет большое внимание повышению финансовой грамотности населения, в том числе и молодежи. С 9-16 апреля 2017 года банк участвовал в Российской неделе финансовой грамотности для детей и подростков. Мы рады, что в рамках Недели мы можем рассказать много интересного и полезного. В рамках недели проходят бесплатные информационно - просветительские мероприятия». В рамках проведения Недели в городе Нягани «Запсибкомбанк» провел различные встречи, уроки финансовой грамотности с детьми и подростками». В нашей школе №4 совместно с Фальтинской О. В. я принял активное участие в уроке финансовой грамотности в 4а классе, познакомил учеников с образовательной программой для детей - «Мини-Мани», [Приложение 1]
Из интервью я также узнал, что «банк не выдает банковские карты детям до 14 лет. Это в уставных документах банка не предусмотрено. Подростки с 14 лет могут получить карту только с согласия родителей. Но в рамках социального проекта с Департаментом по молодежной политике с целью выплаты заработной платы через «Альтернативу» подросткам выдаются пластиковые карты без согласия родителей. Данными картами подростки могут пользоваться и в последующем. Выдача дополнительных детских банковских карт, привязанных к карте родителей, Запсибкомбанк не практикует». [Приложение 2]
На третьем этапе я провел анкетирование с целью выявления интереса моих сверстников, родителей к детской банковской карте. [Приложение 3] Оно позволило сравнить полученные данные и показало, что востребованность банковской карты среди подростков велика, но родители, практически все являясь держателями банковских карт, не готовы идти в ногу со временем. Родители в большинстве случаев используют банковскую карту для получения зарплаты, оплаты услуг и снятия денег. Всего 45% родителей знают о детской банковской карте, о возможностях ее использования всего 24%. Желание приобрести карту проявили всего четверть взрослых, и подавляющее большинство не осведомлены о возможностях использования детьми банковских карт.
После обработки всей собранной информации были сделаны выводы, что информированность о детской банковской карте не велика. И это предположение только подтвердилось. Попытка найти в Интернете рекламный ролик или буклет детской банковской карты не увенчалась успехом. Поэтому я выполнил практическую часть - создал информационный буклет «Банковская карта подростка», в котором нашли свое отражение рекомендации и выводы, которые возможно помогут моим сверстникам в повышении финансовой грамотности.
Практическая значимость: Материалы могут быть использованы на уроках в начальной школе, обществознания, классных часах, родительских собраниях, и как дополнительный материал в воспитательной работе для повышения финансовой грамотности подростков, а в отдельных случаев и их родителей.
Библиография:
«Использование банковских карт подростками как один из факторов повышения финансовой грамотности»
Карпенко Захар Александрович
Российская Федерация
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра город Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4», 6а класс
Научная статья
Реалии жизни таковы, что деньги для любого человека являются средством достижения целей. И не смотря на то, что данные цели у каждого разные, без финансов их сложно достичь. Ну а раз деньги играют такое важное значения в жизни каждого человека, то успеха и благополучия может достигнуть только финансово-независимый человек, который обладает финансовой грамотностью. Как показывают исследования Всемирного банка, четверть бюджета среднего россиянина уходит на еду, 10% — на транспорт, 9% — на коммуналку и одежду, 6% — на отдых. На здоровье остается около 5% и примерно столько же – на образование. А теперь, внимание – каждый месяц население России недосчитывается около 30% заработанных денег (непонятно, на что они были потрачены)? [3] Только представьте: треть доходов испаряется неизвестно куда. К чему это приводит? Людям патологически не хватает средств. Это неизбежно от того, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, отчего же их не хватает. Люди постоянно работают, берут кредиты, не имеют возможности путешествовать и уходят на пенсию, где вынуждены доживать свою жизнь в условиях нехватки денег. Финансовая грамотность – шаг к финансовой свободе. Сегодня – это не роскошь, а необходимость. Автор очень известной в финансовых кругах книги «Богатый папа. Бедный папа» миллионер Ким Киосаки написал «Главные причины того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».
Именно подростку нужна финансовая грамотность, так как:
Финансовая грамотность для подростков согласно проведенным мониторингам может стать успешной, если ее вовремя сформировать. Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Деньги являются одним из важнейших способов экономической социализации детей. [4] В принятой программе Министерства финансов говорится «Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния». [4] С этой целью ежегодно в нашей стране проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Это проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве с Минобрнауки России и Роспотребнадзором при поддержке генеральных партеров: БИНБАНК Junior, Детского города мастеров «Мастерславль», Почта Банка, Сбербанка, Ergo, KFC, Visa. С 9-16 апреля 2017 года прошла Российская неделя финансовой грамотности для детей и подростков. В рамках недели проведены бесплатные информационно - просветительские мероприятия и приурочены они к международной акции Global Money Week, которая ежегодно собирает более 3 миллионов детей из 118 стран мира. [5] Цель недели - познакомить детей и подростков с основами финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. На сайте «Запсибкомбанка» можно найти образовательную программу для детей - «Мини и Мани». Программа рассчитана на различные возрастные группы: «малыш» — для детей 5-6 лет, «юниор» — для детей 7-9 лет, «тинейджер» — для подростков 10-14 лет. Она помогает просто, доступно, эффективно и интересно узнать о таких важных понятиях, как «деньги», «экономия и сбережения», «затраты и бюджет», «банк и банковские продукты». С ее помощью можно воспитать правильное отношение к деньгам: научиться договариваться с собственными желаниями и бюджетом, делать накопления и двигаться к поставленным финансовым целям, правильно расходовать свои накопленные средства, экономить и приумножать.
Источниками формирования и повышения финансовой грамотности для несовершеннолетних является:
- личный жизненный опыт;
- наблюдения за окружением;
- опыт родной семьи;
- средств массовой информации;
- могут и должны стать учреждения дополнительного образования детей – детско-юношеские центры, центры детского творчества и другие, так как здесь дети собираются по интересам и главный мотив их действий – это интерес.
Портрет современного финансово грамотного человека:
Согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ, дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (к которым относятся покупки в магазинах) на деньги, которые предоставили им родители. Все остальные сделки за детей в таком возрасте совершают родители. А дети в возрасте от 14 до 18 лет уже могут совершать сделки без согласия на то родителей или опекунов, более того, они могут и открывать вклады в банках. Правда, таким образом, они могут распоряжаться только своим собственными доходами – стипендией, пособием и прочее. Все остальные сделки, опять же, совершаются только с согласия представителей. [6]
Представить современное общество без использования банковские карт уже невозможно, они нашли широкую область применения. Современный аналог карманных денег - Детская пластиковая карта. Опыт зарубежных стран, в которых основы финансовой грамотности начинают прививаться с 5-6 лет, показывает, что операции, совершаемые с использованием банковских карт, повышают ответственность ребенка, более того, такие дети в дальнейшем быстрее адаптируются в современном мире, где многое решают деньги. В настоящее время большинство банков не заостряют внимание потребителей финансовых услуг на «детских» картах. Практически все банки на своих сайтах просто информируют граждан о возможности выпуска дополнительных карт к основной и не размещают сведения об условиях открытия таких карт на детей. К тому же каждый банк по-своему определяет условия предоставления банковских карт детям. Именно поэтому, в российских банках, детям в возрасте до 14 лет обычно оформляются только дополнительные карты, несмотря на отсутствие такого законодательного ограничения (Альфа-Банк, Банк Москвы, Мастер-Банк, МДМ Банк и т. д.). Реже – на лиц, которым исполнилось 6 лет: СМП Банк, «Возрождение» и т. д. Детям старше 14 лет с согласия родителей может быть оформлена и основная банковская карточка. [5] По мнению европейцев с 10 лет дети должны начинать знакомство с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках и т.д. При этом большинство родителей разрешает подросткам заводить собственную дебитную карту с 18 лет. [Приложение 4]
Но в России иногда не каждый взрослый умеет пользоваться банковскими картами, а детей и многие пытаются не подпускать к деньгам так долго, как это возможно. Проведенный мною социологический опрос родителей и подростков с целью выяснения возможности, востребованности, желания приобрести детскую банковскую карту показывает: Родители в большинстве случаев имеют карту, используют для получения зарплаты, оплаты услуг и снятия денег. О карте для детей знают очень мало и не хотят приобретать ее. А сами подростки готовы иметь такую карту. [Приложение 5] Такой атрибут взрослой жизни как пластиковая карта поможет плавно ввести ребенка в мир денег, так как у карты есть много плюсов:
Родители могут проверить информацию с карты ребенка с помощью
- интернет-банкинга, зайдя в личный кабинет и сформировав выписку за соответствующий период;
- SMS-уведомлений: сообщение приходит на родительский номер сразу же после совершения транзакции.
- получения выписки непосредственно в отделении банка.
Минусы «пластика»
Но подобные ошибки могут совершать и взрослые. Чем раньше дети освоят «премудрости пластика», тем проще будет им во взрослой жизни.
Поскольку дети в силу возраста легкомысленны и доверчивы, для сохранения безопасности карты, им необходимо соблюдать следующие правила пользования:
1. Придумать секретное место для хранения карты и никому не сообщать о нем. Никому нельзя давать карту, только кассиру при выполнении покупки;
2. Помнить пин-код наизусть, не записывать его на карте, или на бумаге, хранящейся рядом с картой. Никому, даже близким друзьям и родственникам не сообщать пин-код от карты;
3.Если кто-то вызвался помочь с картой, нельзя ее отдавать и упускать из виду. Операция должна проводиться только в присутствии владельца карты и у него на глазах;
4.Если кто-то любыми способами пытается узнать данные карты, не сообщать ему никакой информации. Это могут быть мошенники;
5.Если не получается совершить операцию с картой, не слушать никого, не давать им свою карту и не принимать помощь незнакомых лиц. Можно обращаться за помощью только к сотруднику банка;
6.Если ребенок точно знает, что чек ему не понадобиться, его надо разорвать и выбросить, или принести домой. Нельзя чек отдавать третьим лицам, даже сотрудникам банка.
Как выбрать банковскую карту?
Для того чтобы оформить ребенку дополнительную карту (она будет привязана к счету основной карты родителей), необходимо обратиться в банк с соответствующим заявлением. Дополнительно потребуется предоставить в банк паспорт ребенка или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет) и написать письменное согласие на выпуск карты ребенку.
Дизайн детских карточек может быть самым разнообразным, в некоторых банках предлагают нанести на «пластик» любое изображение. Это могут быть фотографии ребенка, родителей, пейзаж, картинка героя из любимого мультфильма и другие.
Таким образом, с приобретением банковской карты у ребенка появляются определенные возможности, а также обязанности и ответственность. Задачей взрослых является объяснить ребенку, как правильно пользоваться картой, когда ею нужно пользоваться, как ее хранить и что делать в случае утери.
Заключение:
Поэтому гипотезы, что использование детской банковской карты поможет детям и подросткам быстрее освоить азы финансовой грамотности полностью подтвердились, т.к. ребенка можно приобщить к использованию карты с 6 лет. Но для ее реализации нужны активные действия со стороны взрослых.
В заключение мне хотелось бы отметить - 80% миллионеров достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его. Не важно сколько лет человеку, какое у него образование, изучать основы финансовой грамотности нужно всем.
Список используемой литературы и источников:
Приложения
Приложение 1
Встреча с сотрудниками банка.
Приложение 2
Вопросы для интервью с банковскими сотрудниками.
1.Выдаете вы банковскую карту детям?
2.Насколько она востребована среди подростков?
- 6-13лет
- 14-17лет
3. Нужна ли на ваш взгляд детская карта, если «да», то почему вы неактивно, на наш взгляд, продвигаете этот банковский продукт?
4.Много ли родителей получили с детьми дополнительную карту?
5. Может ввести поощрения взрослым владельцам банковских карт, если они подключили к своей карте детскую карту?
6. У ваших детей есть карта?
7. Можно ли утверждать, что формирование основ финансовой грамотности надо начинать как можно раньше, и банковская карта может в этом помочь родителям?
8.В работе мы утверждаем, что финансовая грамотность взрослого населения не очень высока, о чем свидетельствуют задолженности и неуплата кредитов. Вы с этим согласны?
9.Какие мероприятия проводит ваш банк в рамках Недели финансовой грамотности среди детей и молодежи?
10.Мы хотим продолжить сотрудничество с вами и предлагаем познакомить детей начальных классов в нашей школе с вашим сайтом, в том числе с игрой «Мини-Мани».
Спасибо за приятную беседу. Мы очень надеемся на продолжение нашего сотрудничества!
Приложение 3
Анкета для подростков: «Что такое банковская карта»
Приложение 3
Анкета для родителей: «Что такое детская банковская карта »
Приложение 4
Приложение 4
Приложение 5
Мороз и заяц
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Огонь фламенко
Притча о гвоздях
Филимоновская игрушка