Технологическая карта пробного урока студентки
Горшковой Ангелины Алексеевны
Предмет: Музыка Класс 6 Учебник (УМК): В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Тема урока: Полифония
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, раздаточный материал.
Цель урока: Способствовать развитию интереса учащихся к полифонической музыке, знакомство с творчеством композиторов – полифонистов и произведениями полифонического жанра.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные Д | Обучающиеся смогут: - раскрыть значение понятия «полифония»; - определять особенности средств музыкальной выразительности в полифонических произведениях; - воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта); | |
Метапред метные | Познавательные УУД | - узнавать стиль полифонического письма; - прививать любовь и уважение к мировой музыкальной культуре; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; |
Регулятивные УУД | - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию; - формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации; - способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью; | |
Коммуникативные УУД | - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем; - формировать навыки самооценки и самоанализа; - формировать рефлексию, включающую в себя рефлексию учебной деятельности и рефлексию чувств и эмоций; | |
Личностные | - развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память; - формировать систему новых понятий, знаний; - развивать творческое воображени |
Вложение | Размер |
---|---|
polifoniya_6_klass.docx | 35.91 КБ |
Технологическая карта пробного урока студентки
Горшковой Ангелины Алексеевны
Предмет: Музыка Класс 6 Учебник (УМК): В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Тема урока: Полифония
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, раздаточный материал.
Цель урока: Способствовать развитию интереса учащихся к полифонической музыке, знакомство с творчеством композиторов – полифонистов и произведениями полифонического жанра.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |||||
Предметные Д | Обучающиеся смогут: - раскрыть значение понятия «полифония»; - определять особенности средств музыкальной выразительности в полифонических произведениях; - воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта); | |||||
Метапред метные | Познавательные УУД | - узнавать стиль полифонического письма; - прививать любовь и уважение к мировой музыкальной культуре; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; | ||||
Регулятивные УУД | - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию; - формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации; - способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью; | |||||
Коммуникативные УУД | - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем; - формировать навыки самооценки и самоанализа; - формировать рефлексию, включающую в себя рефлексию учебной деятельности и рефлексию чувств и эмоций; | |||||
Личностные | - развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память; - формировать систему новых понятий, знаний; - развивать творческое воображение; | |||||
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1.Организационно-мотивационный | Создать эмоциональный настрой на работу. Организация деятельности уч-ся | Практичес-кий | Фронтальная | -Добро утро, ребята. Я рада встретиться с вами еще раз. Я думаю, что сегодня вы будете активными на уроке, и узнаете для себя много нового. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя | Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений |
2.Актуализация знаний | Актуализация знаний по теме «Увертюра к опере «Кармен». | Практичес-кий | Индивидуальная | -На прошлом уроке мы знакомились с увертюрой к опере «Кармен». Какого композитора? -Я хочу проверить ваши знания, которые вы сохранили с прошлого урока. Поэтому сейчас будет небольшая проверочная работа. Правильные ответы отмечаем в самом тесте. На работу даю 5 минут. -Работу закончили, листочки передаем на 1 первую парту» | Отвечают на вопросы Выполняют проверочную работу на листочках. | Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности. |
3. Изучение новой темы | Познакомить уч-ся с термином полифония. Проанализировать произведение «Органный концерт соль мажор» И.С. Бах Проанализировать произведение «Слава Солнцу, Слава Миру» В.А. Моцарт Разучивание песни. Вокально-хоровая работа в песне «Василек» Разучивание песни «Весеннее танго», работа над вокально-хоровыми навыками. | Наглядно-слуховой Наглядно-слуховой Наглядно-слуховой Наглядно-слуховой, практический Практичес-кий | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | -Сегодняшний урок я хочу посвятить одному композитору, который любил сочинять многоголосную музыку, это такая музыка, в которой, голоса, или мелодии, как люди вступают в диалог, о чем-то разговаривают, или спорят, или по очереди излагают свои мысли. - Как вы думаете, как называется такая музыка? Это многоголосная музыка. -Все верно, сегодня мы будем знакомиться с одной из самых ранних форм музыки. Это ПОЛИФОНИЯ и музыкальные произведения урока будут посвящены образам полифонической музыки. - Что же такое полифония. ПОЛИФОНИЯ - музыкальный термин, в переводе с греческого, означает «многоголосие», «многозвучие». В противоположность монодии – где звучит только один голос, или гомофонии – мелодии с аккомпанементом. Число голосов в полифонической музыке – от двух до нескольких десятков, причем каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. - Ну, чтобы вам было понятнее, я вам приведу пример из жизни. Представьте, собрались друзья для беседы, близкие друзья, которые понимают друг друга с полуслова. Бросил один фразу-слово, а другой ее подхватил. А если их трое, то и третий и четвертый. И вот беседуют они между собой, летает эта фраза, перелетает от одного к другому, от одного другая. И чтобы такая беседа получалась, нужно очень точно слушать друг друга. А если кто-то вставил свое слово не вовремя или неверно, то получается фальшь. Слушание «Огранный концерт Соль мажор» И.С. Бах - И для знакомства с такой музыкой нужен особый музыкальный инструмент, и такой инструмент есть. - Я предлагаю вам вслушаться в эту беседу друзей и определить название инструмента. Слушание произведения. -Какой инструмент звучал? Правильно, орган. Что вы знаете об этом инструменте? -Это самый большой инструмент. -Орган называют инструментом – оркестром. С лицевой стороны органа мы видим множество труб, некоторые из них огромного размера. Самые длинные – несколько метров, короткие – несколько сантиметров. Орган может издавать как низкие, так и высокие звуки, поэтому орган может одновременно звучать несколькими голосами. - Исполнять музыку на таком инструменте не просто, а сочинять еще сложней. В истории музыкального искусства есть только несколько имен музыкантов и композиторов, которые виртуозно владели этим инструментом. Один из таких композиторов – Иоганн Себастьян Бах. -Это был самый любимый инструмент И.С. Баха, он был спутником всей его творческой жизни. И.С. Бах написал 46 органно-хоральных прелюдий. - Как звучит орган? Величественно, важно. - Как вы думаете, где может звучать такая музыка? Правильно, исполнялась такая музыка в храме с его прекрасным и величественным интерьером. - Послушайте, еще раз и определите количество голосов можно услышать. Повторное слушание. - Сколько голосов вы услышали? Звучали два голоса. - Какие это были голоса? Высокий и низкий. - Кого они могли изображать? Это могут быть мужчина и женщина, ребенок и дедушка, то есть эти голоса звучат гармонично. -Хорошо, молодцы! - С полифонией связывается мир музыкальных образов, который зародился в области церковной музыки. -Своего расцвета полифония достигла в эпоху Средневековья, Возрождения, а так же в творчестве композиторов: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховен, Дж. Верди, И. Брамс, а так же композиторы 20 века. Господство полифонической музыки продолжалось свыше пяти столетий. Слушание В.А. Моцарт «Слава Солнцу, Слава Миру» -Изначально, полифоническая музыка была исключительно хоровой и исполнялась она в храме. -Я вам предлагаю прослушать хоровое произведение В.А.Моцарта - канон «Слава Солнцу, Слава Миру». -Послушайте, и определить количество голосов. Слушание произведения. - Скажите, как звучал канон? Голоса перекликались друг с другом. Главная мелодия сначала повторяется в одном голосе, потом в другом. - Сколько получилось голосов, которые исполняли этот канон? Четыре голоса. С каких слов начинала петь каждый голос? Да, «Слава Солнцу». -Давайте послушаем еще раз. И когда мелодия перейдет в другой голос, будет поднимать руку. Слушание произведения. -Сколько голосов звучало? 4 голоса. Молодцы, хорошо! Пение «Василёк» укр. народ. песня - Мы с вами тоже можем исполнить свой канон. Для этого мы выучим мелодию, она для вас знакома. Послушайте. Исполняет песню «Василек» укр. народ. песня. -Слушаем первую фразу и затем повторяем за мной. Разучивание 1 фразы. -Хорошо, слушаем следующую. Разучивание 2 фразы. -Теперь закрепляем. Молодцы! Кто напомнит, что значит канон? Когда голоса поют одну и ту же мелодию, но вступают в разное время. Итак, делимся на 2 группы. Первая группа вступаем, вторая группа вступаем, когда они споют «Василек..» Поют в два голоса. Если получается, то делимся на 3 голоса. -Хорошо получается. Теперь делимся на 3 голоса. По рядам. Теперь будет так, первая группа поет «Василек..», затем вступаем вторая «Василек..», и третья «Василек». Не забывайте, что если первая группа закончила петь свою мелодию, то тянем последний звук до конца и слушаем остальные голоса. Поют канон в 3 голоса. «Получилась у нас полифония? Да, молодцы» Пение «Весеннее танго» -Я хочу познакомить вас с песней «Весеннее танго». Возможно, вы знаете эту песню и можете подпевать. Исполнение песни выразительно. -Знакома песня? -Слушаем первую фразу, затем повторяем. Разучивание по фразам 1 куплета и припева. | Слушают. Отвечают на вопросы Слушают Слушают произведение Отвечают на вопрос Беседуют Слушают учителя Отвечают на вопросы Повторное слушание музыкального произведения Слушают Слушают музыкальное произведение Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Повторное слушание произведения Отвечают на вопрос Слушание произведения Разучивание по фразам Отвечают на вопрос Делятся на два голоса Пение канона Пение канона в 3 голоса. Отвечают на вопрос Знакомятся с песней Слушают исполнение учителем Разучивание по фразам первого куплета | Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. Рассуждать о роли музыки в жизни человека Называть средства музыкальной выразительности Называть средства музыкальной выразительности Формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. |
4.Закрепление | Проверить усвоения новой темы | Практичес-кий | Индивидуальная | -Теперь я посмотрю, как вы меня слушали. Я прочитаю утверждения, вам нужно ответить верно или неверно. Ставим цифру один и слушаем мое утверждение. 1.В переводе с греческого полифония означает «многоголосие» (Да) 2.Свои истоки полифония взяла из глубин народной музыки. (Нет, церковной) 3. Полифония господствовала 3 века. (Нет, 5) 4. Бах определил полифонию, как «беседа голосов» (Да) 5. Простейшая форма полифонии хорал (Нет, канон) 6. Орган был самым любимым инструментом В.А. Моцарта (Нет, Баха) 7. Полифония достигла своего расцвета в эпоху Возрождения. (Да, и Средневековья) 8. Эта музыка исполнялась в храме. (Да) -Итак, поменялись тетрадками. Проверяем. 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4 и больше – «2». Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. - Молодцы, кто написал без ошибок. На следующем уроке мы продолжим эту тему и закрепим. | Проверка знаний Самостоятельно проверяют выполненную работу | Рефлексия полученных знаний |
5.Рефлексивно-оценочный | Оценивание своего состояния на уроке. Оценить свою деятельность. | Практичес-кий | Индивидуальная | - Я вам раздам листочки. Выберите тот вариант ответа, которым оцениваете себя. -Листочки подписываем, и сдаем. | Оценивают работу | Рефлексия |
6. Домашнее задание | Наглядно-слуховой | Фронтальная | -Домашнего задания сегодня не задаю. -Спасибо, ребята, за урок. До свидания! |
Как нарисовать портрет?
Как зима кончилась
Белый лист
Карандаши в пакете
"Не жалею, не зову, не плачу…"