Исследовательская работа учащегося 7А класса о влиянии интернета на язык учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_interneta.doc | 109.5 КБ |
МБОУ «Средняя школа №1»
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА
НА ЯЗЫК УЧАЩИХСЯ
Выполнил
учащийся 7 класса А
Миронов Роман.
Руководитель:
Леонтьева А.Ю.
2016 год
Содержание
Введение
Заключение
Используемые материалы
Введение
Интернет - это информационно-коммуникативная среда с высоким тонусом коммуникативности, экспрессивности и диалогичности.
С каждым годом начиная с момента образования интернета человечество, нашло положительные и отрицательные стороны сетей. У каждого человека в современном мире есть компьютер и интернет. Уже дети с раннего возраста являются постояльцами веб-страниц.
Цель моей работы: выявление факторов отрицательного влияния социальных сетей интернета на язык учащихся МБОУ «Беляевская ОШ».
Гипотеза: социальные сети оказывают отрицательные и положительные воздействия на язык и подростков.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Беляевская ОШ» с 2 – 9 класс.
Предмет исследования: влияние интернета на язык учащихся МБОУ «Беляевская ОШ».
Задачи:
- изучение истории появления интернета;
- определение наиболее популярных среди учащихся социальных сетей;
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение темы, цели и задач проекта.
Планирование работы: определение методов работы, источников и способов получения информации.
Осуществление проектной деятельности: изучение теоретических основ; разработка анкеты, проведение анкетирования и анализ результатов; отбор и обработка информации, полученных данных.
Оформление результатов, подготовка мультимедийной презентации.
1. Что такое интернет
Компьютеры появились очень давно в нашем мире, но только в последнее время их начали так усиленно использовать во многих отраслях человеческой жизни. Ещё десять лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер — они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь самих обитателей дома.
Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Компьютер помогает вам, учит, развлекает.
Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом компьютерные сети, с помощью которых можно передавать информацию от одного компьютера к другому.
Среди сетей наибольшей популярностью пользуется сеть интернет. С ее помощью передается большое количество технических документов, журнальных статей, деловых писем, стихотворений и прозы, медицинских заключений, мнений и взглядов, научных докладов, игр и шуток, словом, все, что можно преобразовать в компьютерную информацию и переслать по каналам связи. При этом вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка. Иными словами интернет – это информационно-коммуникативная среда с высоким тонусом коммуникативности, экспрессивности и диалогичности. Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. Сегодня уже неоспоримым фактом является то, что всемирная сеть - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать его не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. С возникновением интернета появилась новая, пока еще недостаточно исследованная серьезная проблема – использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на человеческое общество. Возникла новая информационная среда, в которой информация передается, складывается, копируется практически мгновенно. Эта среда меняет смысл и ценность многовековых устоев и понятий, трансформирует нормы нравственности. Приведем следующий пример. Не успел умереть президент Франции Франсуа Миттеран, как его личный врач, вопреки правилам врачебной этики, выпустил книгу о его болезни. И хотя семья Миттерана добилась решения об изъятии книги из продажи в тот же день, было уже поздно. Предприимчивые люди уже запустили текст в интернет, откуда изъять его практически нельзя.
Персональные компьютеры полностью изменили наш образ жизни. Когда же в 1994 году мы стали использовать интернет, нам стало гораздо проще общаться друг с другом, и наши действия стали более согласованными.
2. История возникновения интернета в России
Началом становления мировой компьютерной сети принято считать 1986 год. С тех пор ее популярность постоянно растет, а рост количества пользователей составляет проценты в месяц. США являются лидером – на их долю приходится более половины компьютерных систем Сети и более трех четвертей общего информационного потока. Интернет стал средой общения, совместной работы и отдыха людей. Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют «весь мир под рукой». Билл Гейтс хорошо сравнил интернет с «электронной нервной системой, обладающей способностью мгновенно реагировать на любые изменения в окружающем мире и анализировать ситуацию, помогая людям принимать быстрые и правильные решения». Это окно в новый мир – мир познания, мир новых информационных технологий. Современный человек уже не мыслит себя без интернета. Развитие сети в скором будущем сыграет в мировой истории такую же роль, как в свое время развитие фабричного производства, вызвавшее промышленную революцию XVIII века. На сегодняшний день мировая сеть объединяет по самым скромным оценкам, более 143 миллионов пользователей на всех континентах. Они соединены телефонными линиями, оптоволоконными кабелями, спутниковыми каналами связи. Основной административной службой интернета является IETF, который занимается вопросами стандартизации и принимает стандарты RFC (Request For Comments). Этот подкомитет состоит из секций по направлениям, которые, в свою очередь, делятся на рабочие группы по задачам. Все принятые IETF стандарты RFC общедоступны.
В России компьютерные сети начали создаваться в 1986 году. К интернету россияне подключились в конце 1990 года. Уже тогда он оказал неоценимую услугу средствам массовой информации. Так, во время путча 1991 года в Москве компьютерные сети были неподвластны цензуре и поэтому смогли дать объективную информацию о происходящих событиях. Сегодня на российских серверах есть много интересной и полезной информации, касающейся практически всех сторон жизни общества доступ к интернету; в нашей стране интернетом пользуется 59% населения. С появлением сетей, имеющих выход на общедоступные каналы связи, пытаться проникнуть в них можно из любой точки земного шара. Главное, чтобы имелся компьютер, возможность подключения к сети и любопытный пользователь. Кроме всего положительного, что приобрело и приобретает человечество с развитием высоких технологий типа интернета, мир сталкивается и с негативной стороной этого явления – в частности, с бурным ростом компьютерных преступлений, особенно в экономике и кредитно-финансовой сфере. По данным МВД России, в 2016 г. доля компьютерных преступлений составила 0,7% от общего числа преступлений в этой области. Ущерб составил свыше 20 млрд. рублей.
3. Положительные и отрицательные функции интернета
Сегодня, каждый вошедший в интернет может посмотреть любую для себя интересующую информацию. Одна положительно влияет на человечество, а другая – негативно. Например, интернет является совершенно новой средой для занятия бизнесом. Он позволяет фирмам работать быстро, без посредников, без использования дорогостоящих информационных каналов, а также обеспечивает для всех равные возможности по всему миру, устанавливает свои экономические границы, обеспечивает безопасный обмен информацией как между отделениями одного предприятия, так и между различными фирмами и организациями, географически удаленными друг от друга.
Во многих странах через интернет теперь можно заказать билеты на спортивные и развлекательные мероприятия, на поезд, автобус и самолет. Маркетинг также с появлением интернета приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности сети, ведь Web-страницы можно обновить за считанные секунды. Некоторые Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих научных исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции.
Мировой финансовый рынок уже немыслим без использования качественно новых систем электронных платежей.
4. Влияние интернета на язык
Подростки активно используют интернет для:
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над темой урока;
- для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- для самостоятельной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
Участие в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, - дополнительная очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид применения языка недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед, идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с какими – то элементами другой культуры. В интернете, как и во всем необходима мера и предосторожность. Достаточно длительное пребывание в интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.
Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, как автомобили или водопровод. А приятие какого-либо новшества осуществляется в первую очередь через язык. Многие слова, рожденные интернетом как специализированные термины, давно вошли в обиход, обретя самостоятельное значение. Например, слово “гуглить” успело абстрагироваться не только от поисковой системы Google, но и от интернет-тематики в целом. Еще два слова из сетевого жаргона стали официально общеупотребительными. В словарь английского языка Merriam-Webster были включены слова «твит» (пост на Tweeter) и «краудсорсинг» (практика получения информации от больших групп людей онлайн).
Многие слова, даже не включенные в официальные словари, все равно приживаются как минимум в разговорном языке. Например, отдельные выражение из языка“падонкафф” прижились в русской устной речи.
Безусловно, любые серьезные инновации, которые становятся частью повседневной жизни, вносят те или иные изменения в языки. Но интернет здесь заслуживает отдельного внимания: он оказывает на язык более сильное влияние, чем другие технические инновации. Ведь всемирная паутина — это новшество не только и не столько техническое, сколько информационное. В сети ежедневно появляются гигабайты новых текстов на порталах и блогах, миллионы слов пересылаются через электронную почту и разнообразные месенджеры. С появлением интернета люди стали гораздо больше писать. И круг пишущих людей значительно увеличивается.
Письменный язык значительно отличается от устного. Разговорный язык более вольный, так как его функции немного отличаются от письменного
Интернет же приравнивает письменный язык к устному, упрощая его, делая грубым. И хотя говорить о завершении процесса еще равно, очевидна тенденция. Примерно каждые два года в разных сообществах меняется сленг. Меняются термины и даже значения некоторых слов. Влияние интернета в этом смысле, ускорило появление новинок и расширило спектр. Кроме того, в обычный язык из интернета внедряется много новых слов — Айтишники (специалисты информационных технологий), юзать (использовать), машинка (компьютер), девайс (устройство), клава (клавиатура),аська (ICQ программа для отправки коротких сообщений с компьютера на компьютер) и многие другие. Несмотря на такой информационный штурм русского языка, в интернете всегда можно проверить орфографию при помощи поисковиков или других специальных сервисов приводит к ухудшению языковых знаний. Влияние интернета на культуру заключается в возможности хорошо и полно изучить любой предмет, страну или историю. Образованность благодаря интернету повышается, повышается и культура. Кроме того интернет создал свою веб культуру, которую можно увидеть в сетевых ролевых играх, и сетевом общении. У каждого своя роль, своя аватарка, свои фотографии, свои дневники и свои рейтинги. Это кибер культура.
Можно вывести еще одну особенность интернетовского языка: это присутствие в тексте жаргонизмов, которые восполняют краткую оперативную информацию. Но все-таки несомненной особенностью сетевых текстов является сниженная грамотность языка. Часто при общении друг с другом учащиеся стараются написать быстрее, а о грамматике никогда особо не задумываются. Когда я начал посещать интернет, меня просто поражала неграмотность и коверкание языка. Сейчас уже привык.
Таким образом, постояльцы интернета предпочитают свободный язык, над правильностью которого не нужно думать. Для них главное - не форма, а суть сообщения. Конечно, в любом случае, чистым язык не будет. Без этих жаргонизмов, сленга он станет просто мертвым. И не нужно избавлять сетевой язык от средств, придающих эмоциональную окраску. Важно просто не переступить ту грань, когда текст становится неприличным. Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Тогда функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя "смайлики", которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний.
Бросаются в глаза отличия ее от литературных норм на всех языковых уровнях:
- на уровне лексики - часто употребляемая просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизмы, распространенные в среде пользователей интернет: забанить, хакнуть, отмодерасить; макаронизмы: "Хай, пипл, как дела?", "Как твоя джоб - движется?";
- на уровне грамматики - употребление конструкций, приближенных к разговорным и т.д.).
В интернет-речи широко распространено отражение на письме особенностей разговорной фонетики коммуникантов (чё, токо, щас, ваще), нередко встречаются попытки отражения интонационной окраски фразы, не только за счет знаков-"смайликов", но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, не зна-а-аю я!), а также репликами в диалогах – хм-м-м.
Процесс появления новых слов приобретает в языке интернет лавинообразный характер. Важнейшим источником пополнения словаря языка интернета является словообразование. Значительный объем материала, несмотря на сравнительно краткий срок существования феномена русского интернета - Рунета, позволяет сделать выводы о наиболее продуктивных здесь словообразовательных моделях.
Заимствуются не только морфемы, но и аббревиатуры, которые затем занимают место корневых морфем. Далее процесс словообразования идет в соответствии с правилами русской словообразовательной системы.
Продуктивны словосложение, суффиксация, префиксация, и другие обычные способы. В ряде случаев заметно стремление к выбору словообразовательных парадигм, более типичных для просторечия. В результате появляются, например, следующие глаголы ультрамгновенного действия кликнуть, хакнуть, апгрейднуться и прочие новообразования: банить, флудить, коннектиться, офлайновый и т.п.
В ходе заимствования форма нового заимствованного слова может уподобляться форме какого-нибудь уже бытующего слова. В результате заимствованное английское обозначение электронной почты - э-мейл (сокращенно мейл) часто фигурирует в интернетовских чатах как мыло. Например, сбрось фотку мне на мыло означает "отправь ее мне по электронной почте".
Весьма активны в качестве исходных элементов словообразовательных гнезд синонимы самого понятия "интернет", как заимствованные, так и исконные: интернет, веб и сеть. Они дают следующие ряды производных: интернет-технология, интернет-кафе, интернетчик, по-интернетски; веб-дизайн, веб-узел, веб-сайт, вебовский; сетянин, сетеголовый, сетеголик и т.п.
Среди других явлений лексико-семантического уровня можно отметить активное использование аббревиатур и акронимов. Они являются неотъемлемым атрибутом диалогов в реальном времени (в чатах и дискуссионных группах). Перечни этих аббревиатур многократно воспроизводились в интернет и в печатном виде.
Как видим, интернет - это новая сфера функционирования русского языка. Первая основная особенность языка интернет - это, конечно, разговорный стиль. Несмотря на то, что далеко не все формы общения в интернете предполагают маски для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения проникает даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие в формате онлайн, значительно облегчая официальные стандарты деловой переписки.
Об упрощении характера общения свидетельствует широкое использование разговорно-обиходной лексики. Происходит стирание грани между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением.
Появляются новые формы выражения эмоций: использование заглавных букв для обозначения крика, "смайлики", вербальное описание эмоциональных состояний в скобках, знаками восклицания.
С одной стороны, по - моему мнению, интернет заставляет язык развиваться более высокими темпами, отражая тенденции стремительного общественного развития. С другой стороны, приходится пересчитывать наличие негативных тенденций. Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания).
Во всемирной сети язык упрощается, практически исчезает пунктуация, ставится под сомнение орфография.
5. Результаты анкетирования учащихся МБОУ «Средняя школа №1»
Для того чтобы узнать язык и культуру учащихся среднего и старшего звена, мы провели анкетирование, в которое включили такие вопросы:
Начальная школа
Да | Нет |
6 | 14 |
6-9 классы
Да | Нет |
20 | 5 |
6-9 классы
Да | Нет | Иногда |
15 | 6 | 4 |
3. Используете ли вы смайлики для передачи своих эмоций?
Начальные классы
Конечно | Да | Нет |
20 |
6-9 классы
Конечно | Да | Нет |
18 | 5 | 2 |
4. Как вы думаете, влияет ли интернет на общение с окружающими?
Начальные классы
Да | Нет |
16 | 4 |
6-9 классы
Да | Нет |
24 | 1 |
5. Как вы думаете, влияет ли интернет на культуру человека?
Начальные классы
Да | Нет |
12 | 8 |
6-9 классы
Да | Нет |
17 | 8 |
Вывод: По результатам анкетирования 2-х - 9-х классов мы выявили, что начальные классы ещё не так часто пользуются интернетом, по сравнению с ребятами из 6-9-х классов. Большинство участников анкетирования считают, что интернет не влияет на общение с окружающими. Но некоторые всё-таки считают, что с появлением интернета у них стало меньше реального общения, что огорчает. На вопрос влияет ли интернет на культуру и учёбу, восьмиклассники и девятиклассники больше отвечают, что интернет помогает учёбе, а шестиклассники и семиклассники отвечают о не влиянии интернета на культуру и учёбу, а так же есть ответы о помощи интернета учёбе.
Заключение
Как известно, человек воспринимает окружающую действительность через 5 органов восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Текст и человеческая речь вторичны и основаны на первичных образах, создаваемых этими чувствами. Поэтому возможности непосредственного восприятия партнера сильно ограничены в интернете.
Каким же вырастет новое поколение? Примитивными варварами или неким новым типом человека? Ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь мы не знаем, мы можем только предполагать, что будет потом. Но одно можно сказать точно, что след от влияния интернета отразиться на нашем «завтра». Так как дети – это наше будущее. Ну, а на вопрос: «Как бороться с негативом?», я постараюсь ответить. Хотя это тоже довольно не просто, так как легче и лучше предупреждать, чем «лечить». На данный момент во всех общеобразовательных школах подключён бесплатный доступ в интернет. И поставлены специальные «фильтры», которые не позволяют заходить на сайты не учебного характера. Это только один из способов борьбы государства с негативным влиянием интернета на подростков. Можно пойти на крайние меры и запретить интернет вообще, как это сделали в Северной Корее. Или ограничить доступ к нему, как это сделано в Китае. Но как этого можно добиться, если интернет настолько прочно вошёл в нашу жизнь за незначительный период времени (12 – 16 лет в России)? Ведь если запретить интернет вообще, то обанкротится большинство больших заводов и предприятий и как следствие этого рухнет экономика нашей страны. Для того, чтобы это сделать необходимы большие денежные средства. Ведь что заменит «скоростную почту», благодаря которой происходит моментальная передача документов, связь с другим концом мира. Это очень удобно, не правда ли?! Интернет – это гениальное достижение современности.
Интернет с каждым днём всё больше развивается, сфера его услуг расширяется. А такими темпами, если не придумать радикальных методов по контролю за теми, кто его посещает, то наше общество начнёт деградировать. На мой взгляд, этот процесс уже начался, а что будет дальше, зависит только от нас самих. Бесконтрольное посещение интернета – это, на самом деле очень большая проблема, которая требует её незамедлительного решения. А уверены ли вы, что это мы населяем интернет, а не он нас? Может быть, уже появился Он, ещё не сознавший всего, но осознавший своё бытие? Вы представьте себе суммарную вычислительную мощность интернета и его информационные базы данных. Не хочется, чтобы так произошло. Не правда ли?
Таким образом, можно прийти к выводу, что общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь и что ты говоришь, оказывает пагубное влияние не только на язык подрастающего поколения, но и на его психику. Использование недопустимых слов очень мешает в реальной жизни! И очень жаль, что неправильная речь в настоящее время звучит не только в интернете, но и на телевидении.
И давайте подумаем о том, что русский современный литературный язык - это наш язык, это наша страна, и мы его должны сделать таким, каким его хотим видеть мы. Ничего не боясь и ничего не опасаясь……
Используемые материалы
1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два ЭКСМО. 2007.
2. Би-би-си | Россия | Русский язык: великий, могучий и все еще живой. news.bbc.co.uk/.../newsid_7163000/7163026.stm
3. OZON.ru - Книги | Русский язык на грани нервного срыва | М. А. Кронгауз... www.ozon.ru/context/detail/id/3718603
4. "Пешы ещщо". Чем грозит русскому языку Интернет? www.rian.ru/society/20070222/61118782.html
5. Русский язык в Интернете: самая полная информация о методах и средствах... www.languages-study.com/russian.html
6. Круглый стол «Речевая культура и Интернет-среда». http://www.letopisi.ru
7. Культура общения и стратегии языкового функционирования. Исаева А.В. www.acis.vis.ru/8/2/2_3/Isaeva.htm Самара
8. Культура письменной речи. http://www.gramma.ru
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Золотой циркуль
Машенька - ветреные косы
Вокруг света за 80 дней
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")