В работе проведено исследование на тему "Почему нельзя снег?"
Вложение | Размер |
---|---|
npk_pochemu_nelzya_est_sneg.doc | 341 КБ |
ХХIV муниципальная научно-практическая конференция школьников
Направление: естествознание
Тема работы: «Почему нельзя есть снег?»
.
Авторы:
Муралеев Тимур, Борцова Снежана,
ученики 2 класса,
бюджетного образовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области
Руководитель:
Радочина Галина Васильевна,
учитель начальных классов бюджетного образовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области
2019 год
Оглавление
Введение ………………………….………………………. …………….. 3
1. Основная часть
1.1. Как образуется снег?........................................................................... 4
1.2. Какие микробы могут жить в снегу?............................................ 5
2. Практическая часть
2.1. Описание опыта ……………………………………………………… 7
2.2. Изучение экологической ситуации вокруг школы ……………….. 8
Заключение……………………………………………………………….. 9
Список использованной литературы……………………………………. 10
Приложение
Введение.
Снег на земле - примета зимы. Это - настоящее чудо. Дети лепят из него снеговиков, играют в снежки, а северные народы строят из снега свои жилища. Толстый слой снега не подпускает к земле мороз, и сохраняет в глубине почвы от холода растения и различных насекомых.
И конечно, все дети хоть раз брали снег в рот и пробовали его кушать. Да и как его не попробовать, такой белый, чистый, красивый.
Во время экскурсии на уроке окружающего мира, наша учительница, заметив, что некоторые ребята едят снег, строго сказала: «Снег есть нельзя, потому что он грязный и можно заболеть!» Мы удивились: «Грязный? Да ведь он такой белый и кажется очень чистым». Тогда учительница предложила нам узнать действительно ли снег чистый? Мы решили провести опыты и всё узнать.
Наша работа называется «Почему нельзя есть снег?»
Проблема исследования: все дети пробовали есть снег. Взрослые говорят, что снег есть нельзя. Выясним, почему?
Цель исследования: выяснить, почему нельзя есть снег?
Задачи исследования:
1. Собрать информацию из литературных источников и интернета о том, как образуется снег, какие микробы могут быть обнаружены в нём.
2.Провести опыты для выяснения чистоты снега.
3. Изготовить памятку для учащихся 1 класса и воспитанников детского сада «Почему нельзя есть снег?»
Этапы исследования: с 10 декабря 2018 года по 20 января 2019 года.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Наблюдения.
3. Проведение опытов.
4. Анализ полученных результатов.
1. Основная часть.
1.1. Как образуется снег?
Мы начали с того, что выяснили, что такое снег. В детской энциклопедии «Хочу всё знать» написано что, снег - это вид атмосферных осадков. Это означает, что снег падает с неба в виде замёрзшего дождя. Снег - холодный, белый и пушистый. Он состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. [4]
А как образуется снег?
Первое условие для появления снега - это холод. Температура, при которой вода превращается в лёд - это 0º C. Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи. Капли дождя в них превращаются в снег.
Второй способ образование снега по-научному называется испарение. Как оно происходит. Если постирать бельё и повесить его на улицу зимой, мокрая простынь сначала замёрзнет и станет твёрдой. Через несколько дней простынь превратиться в мягкую сухую ткань. Что произошло? Сначала вода в простыне превратилась в лёд. Это произошло довольно быстро. Потом лёд стал испаряться: маленькие микроскопические льдинки отрывались от простыни и поднимались в небо. Эти льдинки были настолько маленькими, что глядя на сохнущую простынь, мы не заметили их полёта. [1]
Почему идёт снег? Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.
Для того чтобы образовалась большая снежная туча, не достаточно одной мокрой простыни. Много маленьких льдинок поднимаются в небо от замёрзшего озера, лужи или реки. Там они собираются в большие снеговые тучи. Ветер может перенести такую тучу далеко. Например, туда, где нет мороза. Благодаря ветру снег может пойти даже в тех местах, где озёра и реки ещё не замёрзли.
А как образуется снежинка? Вы видели когда-нибудь снежинку под микроскопом? Она похожа на шестиконечную звезду. Каждый конец звёздочки состоит из белой ветки, на которой растут маленькие белые веточки. (Приложение. Рис. 1)
Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёзды. Каждая снежинка начинает расти из центра - с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти ветви. Звёздочки могут иметь разные веточки (длинные или короткие, толстые или тонкие), но всегда в снежной звёздочке растёт только 6 больших веток.
Когда замерзает вода в реке или луже, получается лёд. Звёздочки во льду расположены плотно друг к другу. Когда замерзает туман или туча, звёздочки располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Если звёздочек становится слишком много, они соединяются по несколько штук и падают вниз. Так снег высыпается из тучи и накрывает дороги, дома и поля. Падение снежинок взрослые называют снегопадом.
Итак, мы выяснили, что снег – это много-много снежинок вместе. На поверхности земли, в воздухе много различных веществ: частички пыли, грязи, микробы и, конечно зимой они тоже встречаются. Мы предположили, что частички грязи и микробы могут спрятаться между снежинками и их не видно на снегу, который лежит на земле. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Проверим чистый ли свежевыпавший снег!
1.2. Какие микробы могут жить в снегу?
В интернете мы нашли информацию, рассмотрели картинки и выяснили, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться.
Если набрать немного снега в стакан и пару дней подержать его на подоконнике, а потом посмотреть в микроскоп, то можно увидеть интересную картину. (См. Фото. 1) В талой воде появятся микроскопические водоросли. Они попадают в снег из почвы и из воздуха. При нулевых температурах они находятся в состоянии покоя, в виде спор. А когда становится тепло - вступают в стадию роста и развития. В ледниках Арктики, Северного Урала, Камчатки и Кавказа некоторые виды водорослей по весне размножаются так массово, что окрашивают снег в разные цвета: красный, розовый, зеленоватый, коричневый.
Помимо водорослей в снегу могут присутствовать споры грибов и бактерии. В 1 миллилитре талого снега может находиться до сотни тысяч бактерий! В основном это сапрофитные коринебактерии рода Azotobacter, составляющие важную часть микрофлоры воздуха. Для организма они безвредны, а вот некоторые стафилококки и микрококки могут пагубно отразиться на здоровье любого любителя полакомиться снегом. Например, палочка Коха, из-за которой человек может даже умереть, может тоже жить в снегу. [3] (см. Фото 2.)
Кроме того в снегу оседает сажа, дым из труб заводов, печного отопления и т.д.
Вывод: в снегу много разных микробов и грязи.
2. Практическая часть
2.1. Описание опыта.
Оборудование и материалы: тарелки-ёмкости со снегом, простейшие фильтры (ткань), увеличительное стекло
Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.
Мы собрали образцы снега с разных мест на участке радом со школой:
· Образец №1 - снег у школы.
· Образец №2 – свежевыпавший снег.
· Образец №3 – снег около жилого дома.
· Образец №4 – снег около магазина.
· Образец №5 – снег около дороги, по которой ездили автомобили.
Мы положили образцы снега в тарелки, предварительно пронумеровав их. (Фото 3.) Когда снег растаял, мы рассмотрели снежную воду. Чтобы лучше рассмотреть её, полученную воду можно пропустить через фильтр.
(Фото 9). Мы пропустили талую воду через чистую ткань, и рассмотрели некоторые образцы через увеличительное стекло.
В тарелках с образцами № 4, 5 на дне виден осадок: частички грязи, песок. Откуда они появились? Маленькие частички грязи прятались между снежинками. Когда снег растаял, грязь стала видна. Больше всего частичек грязи оказалось в образце № 4, это были частички сажи, так как в магазине печное отопление. Также много частичек оказалось и в образце № 5, потому что снег был взят около дороги, где проезжают автомобили и трактора, ходят прохожие, бегают собаки, пролетают птицы. ( Фото 7- 8)
В образцах № 1 и № 3 тоже заметны частички грязи, хотя и в меньшем количестве. (Фото 4 - 6)
В образце № 2 со свежевыпавшим снегом вода кажется чистой. Может, снег бывает чистый? (Фото 5)
Но с помощью увеличительного стекла в образце №2 мы увидели мелкие частицы дыма, сажи и волоски животных, которых сначала не было видно. Эти мелкие частицы прилипают к снежинкам в воздухе. (Фото 10.)
Почему это происходит?
2.2. Изучение экологической ситуации вокруг школы.
Недалеко от школы находится главная дорога. Там ездит много машин, выхлопные газы которых попадают в воздух. Также недалеко от школы работает котельная. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Снег крайне быстро вбирается в себя различные вещества и еще до того момента, как он коснется земли. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
Вывод: все образцы снега грязные, то есть в окрестностях школы чистого снега не оказалось.
Заключение.
В результате проведенных опытов и наблюдений мы подтвердили, что в снегу содержатся частицы грязи и пыли.
В ходе работы мы изучили образцы снега в тех местах, где дети могут взять его в рот. В каждом образце в разном количестве были обнаружены частицы грязи, сажи и дыма. Таким образом, мы опытным путем убедились в том, что чистого снега, который можно было бы съесть, не опасаясь заболеть, нет. Если мы увидим, что малыши пытаются на улице есть снег, обязательно им расскажем, что чистого снега не бывает. Для того, чтобы было понятно, почему нельзя есть снег, мы сделали памятку.
Литература
1. Энциклопедия «Я познаю мир». М., Росмэн, 2007.
2. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 2000.
3. www.bestforkids.ru Все лучшее детям.
4. http://ya-uznayu.ru детская энциклопедия «Хочу всё знать».
Приложение
Рисунок 1. Разные формы снежинок.
Фото 1. Микроскопические водоросли в снегу.
Фото 2. Колоннии бактерий, которые могут жить в снегу.
Фото 3. Подготовка образцов снега.
Фото 4. Образец №1. Снег у школы. (Снег с улицы и талая вода)
Фото 5. Образец №2. Свежевыпавший снег. (Снег с улицы и талая вода)
Фото 6. Образец № 3. Снег около жилого дома. (Снег с улицы и талая вода)
Фото 7. Образец № 4. Снег около магазина. (Снег с улицы и талая вода)
Фото 8. Образец № 5. Снег около дороги, по которой ездили автомобили.
(Снег с улицы и талая вода)
Фото 9. Процеживание образцов снеговой воды через фильтр (ткань).
Фото 10. Образец №2. Через увеличительное стекло рассматриваем мелкие частицы дыма и сажи.
Ворона
Лупленый бочок
В Китае испытали "автобус будущего"
Что такое музыка?
Лягушка-путешественница