Исследовательская работа. Объект данного исследования – Серафимо – Понетаевский женский монастырь Шатковского района. Предметом исследования является изучение исторической судьбы монастыря, его культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем Серафимо – Понетаевского женского монастыря, определение его роли в истории Нижегородского края и России.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
serafimo-ponetaevskiy_zhenskiy_monastyr.docx | 919.23 КБ |
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
Основная часть …………………………………………………………….. 5
Серафимо – Понетаевский женский монастырь………………………… 5
1. История возникновения монастыря………………………………… 5
2. Школа живописи ………………………………………… ………… 7
3. Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» ……………………… . 8
4. Развитие монастыря ………………………………………. ………. 8
5. Закрытие монастыря………………………………………………. 10
6.Возрождение монастыря ………………………………………….. 11
Заключение.……………………………………………………………….. 12
Список источников и литературы ………………………………………. 13
Приложения ……………………………………………………………… 14
Введение
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну начинается с углубленного познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного села, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека.
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников (см. приложение 1). Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в Нижегородской области. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 94% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.
Гипотеза заключается в том, чтобы выявить роль православных памятников культуры в духовном, нравственном и патриотическом развитии общества.
Объект данного исследования – Серафимо – Понетаевский женский монастырь Шатковского района. Предметом исследования является изучение исторической судьбы монастыря, его культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем Серафимо – Понетаевского женского монастыря, определение его роли в истории Нижегородского края и России.
Задачи:
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам исторического краеведения, истории, при проведении классных часов.
Основная часть
Серафимо – Понетаевский женский монастырь.
1. История возникновения монастыря
Серафимо – Понетаевский Богородицкий Скорбященский женский монастырь находился при селе Понетаевка Арзамасского уезда Нижегородской губернии в 30 верстах от города Арзамаса и в 140 верстах от Нижнего Новгорода[1].
Первоосновательницами Серафимо – Понетаевского женского монастыря были помещица села Понетаевка Елизавета Алексеевна Копьева и послушница Серафимо-Дивеевской обители Гликерия Васильевна Занятова. О Елизавете Алексеевне Копьевой известно, что она была дочерью генерал-майора Алексея Даниловича Копьева. Ко времени основания обители в 1862 году это была уже немолодая, богатая и одинокая женщина, хорошо знавшая старца Серафима и часто бывавшая у него в Саровском монастыре. Там она подолгу беседовала с батюшкой, советуясь с ним по житейским проблемам [2].Послушница Дивеевской общины Гликерия Васильевна Занятова родилась в 1819 году в деревне Малое Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина. Мать воспитала её в любви к Богу, приучила к молитвам и благочестивому поведению. Она часто брала её с собой в Саровский монастырь, чтобы пообщаться с батюшкой Серафимом, получить от него мудрый совет и наставление в жизни. Глубоко в сердце отложились у девочки встречи с батюшкой, его доброта и простота в общении[3].
В 1832 году, когда Гликерии исполнилось 12 лет, батюшка Серафим благословил её на поступление в Дивеевскую Мельничную общину. Сёстры Дивеевского монастыря перенесли немало скорбей из-за непонимания и недоброжелательности, пытаясь жить не по заветам старца Серафима, а по своему разумению. Об этом подробно написано в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» [4]. В 1859 году Дивеевскую общину покинула настоятельница Екатерина Васильевна Ладыженская. В Дивееском монастыре началась так называемая «дивеевская смута», которая продолжалась с мая по ноябрь 1861 года[5].
Из письма святителя Филарета преподобному Антонию от 16 февраля 1862 года мы узнаём о том, что Святейший Синод принял решение удалить в другой монастырь Гликерию Занятову и ещё двух послушниц[6]. Гликерия Занятова вспомнила Елизавету Алексеевну Копьеву, проживавшую в селе Понетаевка. Елизавета неоднократно бывала в Дивеевской обители, видя в последнее время в монастыре неприязнь и вражду, не раз предлагала Гликерии Васильевне поселиться в ее имении. Копьева приняла невольных Дивеевских отшельниц с любовью и дала им приют[7]. Вскоре сестры, любившие Гликерию, стали покидать Дивеевскую обитель и переселяться на жительство в Понетаевку. Е. А. Копьева решила ходатайствовать об учреждении в своем Понетаевском имении женской общины с наименованием Серафимовская.
Женская община была учреждена императором и утверждена Святым Синодом 11 ноября 1864 года[8]. При утверждении общины Александр II пожаловал 600 десятин земли. На этом хуторе, получившим название «Царская дача», впоследствии был образован Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря (см. Приложение 2 фото 1). Имя Гликерии хорошо знали в царской семье, во дворце помнили, как короткой полумантией Серафима Саровского, которую привезла Гликерия, была излечена от тяжелой болезни княжна Мария Александровна. Гликерия Занятова и была утверждена начальницей общины. Уже через 5 лет, 22 августа 1869 года, община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания[9].
2. Школа живописи
В создании и становлении монастыря немаловажную роль сыграл отец Иоасаф – Иван Тихонович Толстошеев, ученик и келейник отца Серафима Саровского. Всю свою жизнь Иоасаф покровительствовал послушницам Серафимо — Понетаевского монастыря, оказывал им помощь и поддержку. Он был знаком с царской семьей. Бывая в Петербурге, он захотел обучить некоторых преданных ему сестер искусству живописи. При помощи своих покровителей он получает дозволение Почетного Президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Николаевны учить их в Академии. Для обучения иконописи и мозаичному искусству в Петербург была отправлена группа монахинь под началом Гликерии Занятовой. Полученное ею художественное образование сыграло решающую роль в организации художественной мастерской в Серафимо-Понетаевском монастыре[10].
В живописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря писали иконы по дереву и холсту, занимались мозаикой, финифтью, чеканными работами.
Занятия живописью на первых порах помогли монастырю встать на ноги. Заказы поступали из разных епархий России, в том числе из Москвы и Санкт — Петербурга. Только Епископ Петербургский Иннокентий заказал однажды до 50 икон преподобного Серафима Саровского[11].
За успехи в живописи игуменья Гликерия Занятова была награждена золотым крестом, а сестры художницы – серебряными.
При вхождении Николая II на русский престол для Священного Коронования был назначен день 14 мая 1896 года – день празднования Чудотворной Серафимо – Понетаевской иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» . Специально для этих торжеств живописцам обители были заказаны иконы Небесных Покровителей августейшей четы – Николая Чудотворца и Царицы Александры.
3. Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»
Славу монастырю принесла чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы».(см. Приложение 2 фото 2) Этот образ был написан в 1879 году послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой. 14 мая 1885 года в 9 часов вечера сестры заметили, что икона стала светлеть ликом, лик становился словно живой, а взор Богородицы, устремленный на иконе вверх, стал направляться на молящихся сестер обители. Явление продолжалось четверть часа. В 12 часов ночи явление повторилось. Икону перенесли в монастырскую церковь, а вслед за этим стали происходить исцеления больных. О чудесных исцелениях было сообщено в Нижегородскую духовную консисторию. Икона была перевезена в Нижний Новгород в ризницу кафедрального собора. Было учреждено тщательное расследование. Случаи исцеления от иконы были подтверждены под присягой. После подтверждения чудодейственности иконы, Святейший Синод 27 сентября 1885 года издал указ об объявлении иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» чудотворной. Всего было зафиксировано официально 70 случаев исцеления[12].
4. Развитие монастыря
В 1866 году вопросами хозяйственной жизни монастыря, развития и благоустройства занялся елабужский купец Сергей Петрович Петров. Он жертвовал на монастырь ежегодно немалые средства, а после смерти завещал монастырю принадлежащие ему по 24 купчим крепостям недвижимые имения, состоящими в Нижегородской губернии в Арзамасском и Ардатовском уездах, всего 13526 десятин земли. На всех этих землях было основано монастырское хуторское хозяйство. Выращивали мясной и молочный скот, занимались овцеводством, пчеловодством, садоводством, огородничеством, хлебопашеством, сыроварением, прядением льна и шерсти, ткачеством и вязанием, шитьем одежды и обуви, выделкой и покраской материи для монашеских одежд. Хозяйство было основано на последних достижениях науки и техники. Так, в молочном скотоводстве разводили коров голландской Швицальгаусской породы. На лесозаводе применялись паровые машины, электрическое освещение от генератора. При монастыре существовали кирпичный завод, мукомольная мельница, кузница, водокачка, столярная, бондарка. С 1882 года значительный вклад в благоустройство монастыря стал оказывать Сергей Дмитриевич Кузьмичев[13]. В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь. В середине 1870-х годов в монастыре начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской (см. Приложение 2 фото 3). 24 ноября 1885 года в этом корпусе была освящена домовая церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова[14].
В 1882 году был заложен больничный корпус – большое трехэтажное здание для приюта больных и престарелых.
4 ноября 1893 года матушка Евпраксия скончалась и преемницей первой настоятельницы монастыря стала игуменья Нектария.(см. Приложение 2 фото 4)
К 1911 году в монастыре проживало 860 сестер и 50 девочек-сирот. Недвижимого капитала в банковских билетах было на 67760 рублей серебром. После Дивеева это был второй по количеству проживающих сестер монастырь епархии Нижегородской губернии. Земельные владения монастыря составляли 14608 десятин[15].
Монастырь решал и социальные вопросы. В монастыре была больница и аптека. В больнице могли лечиться паломники. В монастыре находился приют для девочек-сирот из духовного звания (с 1869 года), позже приют для девочек-сирот из других сословий. (см. Приложение 2 фото 5)
Архитектурный ансамбль монастыря сложился к 1911 году. Монастырь был обнесен каменной оградой. На территории монастыря были разбиты фруктовые сады: вишневые, яблоневые, палисадники, цветники. Дорожки были посыпаны песком. Общая площадь садов составляла 277 соток. Украшали территорию монастыря экзотические деревья: лиственницы, пихты и кедры.
После прославления преподобного Серафима Саровского (1903 г.) Саровский монастырь стал центром притяжения паломников. Паломнический маршрут Саров-Дивеево-Понетаевка приводил в Понетаевку и простых паломников, и известных людей XIX – начала XX века: писателя В. Г. Короленко, философа В. В. Розанова и др.
5. Закрытие монастыря
В 1917 году волна погромов прокатилась по монастырским хуторам, после революции вся земля, продукты, сельхозинвентарь, скотина были переданы крестьянам. Но община продолжала существовать до 1927 года. В 1927 году монастырскую общину распустили. На территории монастыря разместили Детгородок, школу крестьянской молодежи, кошмовальную артель и Дом инвалидов. В 1928 году сохранившееся художественное наследие монастыря было вывезено в Нижегородский областной исторический музей, в 1934 году значительная и наиболее ценная часть этой коллекции была передана в Художественный музей.
Во время Великой Отечественной войны здания монастыря были отданы под госпиталь и интернат для эвакуированных детей. Здесь, с 7 марта по 23 мая 1944 года находилась на лечении ленинградская девочка Таня Савичева. После войны здесь работал лишь один корпус, оборудованный для инвалидов войны. С 70-х годов учреждение стало действовать как психоневрологический дом-интернат.
6. Возрождение монастыря
В настоящее время Понетаевская обитель возрождается как скит Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1996 году была освящена молитвенная комната в помещении церкви Сергия Радонежского. В 2000 году организацией ОАО «Строитель» был восстановлен световой четверик со сводом, восьмигранный световой барабан со сводом. К 2013 году были завершены работы по реставрации и вновь освящены церковь в честь Серафима Саровского и первая церковь в честь иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость».
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 19. 01. 99 года № 9 ансамбль Серафимо-Понетаевского монастыря в селе Понетаевка Шатковского района был объявлен памятником архитектуры местного (областного) значения.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы, я ознакомилась с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала; провела социологический опрос среди сверстников и подвела итоги; изучила архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории возникновения монастыря;
проследила этапы развития монастыря; узнала о чудотворной иконе «Знамение Пресвятой Богородицы», и пришла к следующим выводам:
Сведения о монастыре, полученные в ходе исследовательской работы, помогли мне провести с одноклассниками классный час по теме: «Серафимо – Понетаевский женский монастырь» .(см. Приложение 2 фото6)
Список источников и литературы
Приложение 1
Результаты социологического опроса школьников
Количество респондентов - 34
Категория респондентов - учащиеся 5 - 8 классы
Метод опроса - анкетирование
Вопрос 1. Знаком ли ты с историей какого-либо храма, часовни, монастыря нашей области или района?
Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?
Вопрос 3. Что такое храм?
Вопрос 4. Как вы считаете, для чего люди ходят в церковь?
Вопрос 5. Что такое монастырь? |
Вопрос 6. Знаете ли вы историю какого-либо монастыря нашего края?
Приложение 2
Фотоматериалы
[1] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, с. 554.
[2] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель/ сост. Иерей Георгий Павлович. – М.: Отчий дом, 2011, с. 14-15.
[3] Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 453-455, 479-533.
[4] Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Изд-во братства св. А.Невского, Н.Новгород, 2004, с.186-206.
[5] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель/ сост. Иерей Георгий Павлович. – М.: Отчий дом, 2011, с. 270-286
[6] ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 4 Л. 74-75.
[7] Денисов Л.И. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М., 1997, с. 545-558.
[8] Денисов Л.И. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М., 1997, с. 545-558.
[9] ГУ ЦАНО. Ф 570. Оп. 559. Д. 121., Д. 21 – 24, Д. 44. Д. 63, Л. 6-9, Л. 296-297.
[10] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, с. 554.
[11] http://collection-nn.ru/2016/03/03/ponetaevskij-monastyr/
[12] http://collection-nn.ru/2016/03/03/ponetaevskij-monastyr/
[13] http://collection-nn.ru/2016/03/03/ponetaevskij-monastyr/
[14] Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии. Н.Новгород, типография Губернского правления, 1888. – с. 299-302.
[15] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, с. 554.
Сказка об одной Тайне
Снежная сказка
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Под парусами
Агния Барто. Сережа учит уроки