Проектно- исследовательская работа «Словообразование. Образование существительных в английском языке »
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pavlov_5b_klass.docx | 33.24 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
Гимназия г. Сафоново Смоленской области
Проектно- исследовательская работа
«Словообразование. Образование
существительных в английском языке »
Выполнил:
ученик 5“б” класса
МБОУ гимназия
Павлов Даниил
Научный руководитель:
Кошелева Галина Викторовна
г.Сафоново
2019
Оглавление:
Введение
Глава 1: Процесс словообразования в английском языке
Глава 2: Способы образования имен существительных в английском языке
2.1 Конверсия
2.2 Словосложение
2.3 Аффиксация
2.4 Изменение ударения
2.5 Чередование звуков
2.6 Сокращение
Социологический опрос и анкетирование
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность проекта
Изучая иностранный язык, мы сталкиваемся с ограниченным словарным
запасом. Если понять принцип словообразования в английском языке, то
лексикон можно очень легко расширить. Работая с текстами, анализируя
слова, было решено разработать учебный проект по этой проблеме.
Ознакомившись и поняв правила словообразования , мы всегда сможем
быстро найти в нашей памяти лишь однажды услышанное слово, если
установим его прямую связь с другим, хорошо известным нам словом. Имя
существительное является самостоятельной частью речи и одной из самых
важных в английском языке. Именно поэтому целесообразно рассмотреть
продуктивные способы словообразования именно имен существительных в
английском языке.
Существует множество способов словообразования, но необходимо
рассмотреть наиболее эффективные и распространённые из них. Знание
способов словообразования имен существительных сделает перевод с
английского в несколько раз проще, мы сможем мгновенно сделать вывод о
том, что означает то или иное слово.
Следует также отметить, что предсказать, какой именно суффикс или
префикс будет использоваться, порой очень сложно. Но в процессе
тренировочных упражнений мы часто встречаемся с ними и постепенно
запомним их автоматически.
Данный вопрос заинтересовал меня еще и потому, что в заданиях ОГЭ,
ЕГЭ или олимпиадных заданиях словообразование присутствует в
обязательном порядке.
Кроме того, нет объяснений, как происходит словообразование в
английском языке, мало сводных словообразовательных таблиц, полезных
для повторения и обобщения. Так возникла необходимость
систематизировать таблицы по словообразованию имен существительных,
составить и подобрать упражнения по словообразованию.
Чтобы облегчить процесс усвоения способов словообразования, была
составлена таблица-памятка, которая включают в себя теоретико-
практический материал.
Цель работы:
Определить наиболее продуктивные способы словообразования имен
существительных в английском языке и их функционирование в речи
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Изучить теоретическую литературу и учебные пособия по разделу
словообразование имен существительных в английском языке;
2) Определить трудности, возникающие при образовании новых имен
существительных в заданиях и при определении значения незнакомых
существительных во время чтения;
3) Описать основные способы образования имен существительных в
английском языке;
4) Сделать анализ способов словообразования английских
существительных;
5) разработать таблицы для изучения словообразования имен
существительных в английском языке;
6) составить памятку по словообразованию имен существительных.
Гипотеза: учащимся не хватает знаний в образовании новых слов.
Выявление наиболее типичных способов словообразования имен
существительных может помочь им в определении значения незнакомых
существительных при чтении текстов различных жанров и при выполнении
различных заданий. На уроках английского языка мы познакомились с
различными способами словообразования имен существительных. Меня
очень заинтересовала эта тема. В своем проекте я хочу подробнее
рассмотреть наиболее продуктивные из них.
Глава 1 Процесс словообразования в английском языке
Иностранный язык относится к разделу «Филология». Словарный состав
английского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из
закономерностей его развития заключается в пополнении новыми словами.
Пополнение происходит двумя путями: во-первых, за счет заимствования
слов из других языков, а во-вторых, путем образования новых слов с
помощью словообразования. Словообразование представляет собой один из
важнейших разделов лексикологии. Словообразование может быть
продуктивным и непродуктивным. Продуктивным словообразованием
принято считать такое, которое является образцом для создания новых слов.
Есть разные подходы к классификации способов словообразования,
обычно выделяют два главных способа: словосложение и словопроизводство.
Словопроизводство, в свою очередь, бывает четырех видов: конверсия,
изменение места ударение, чередование звуков и аффиксация (приставки и
суффиксы).
Словосложение – это объединение в одно слово двух слов или основ.
Получившиеся слова пишутся слитно или через дефис. В русском языке тоже
есть такой способ и, кстати, само слово “словосложение” образовано
словосложением. Путем словосложения образуются глаголы,
существительные (чаще всего), прилагательные, наречия, местоимения.
Словопроизводство – это образование одного слова от других. Оно может
происходить четырьмя способами:
1. Конверсия.
2. Изменение места ударения.
3. Чередование звуков.
4. Аффиксация.
Конверсия – это переход слова из одной части речи в другую без изменения
написания и звучания. Выходит, что слово формально остается неизменным,
но:
· оно превращается в другую часть речи,
· меняется его значение.
Конверсия – способ словообразования, характерный для английского языка,
благодаря ему в английском множество слов, которые внешне и по звучанию
не отличаются, но имеют значения разных частей речи.
Изменение места ударения
В этом случает существительные совпадают по форме с глаголами, но у них
другое ударение. Обычно у глагола ударение падает на второй слог, а у
существительного на первый.
Чередование звуков
В этом случае глаголы и существительные, образованные от одного корня,
различаются чередованием последнего согласного звука. Обычно в глаголе
он звонкий, а в существительном глухой.
Аффиксация
Очень часто слова образуются с помощью присоединение приставок и
суффиксов (вместе их называют аффиксами).
· Приставки (префиксы) изменяют значение слов, но само слово при этом не
переходит в другую часть речи. Зная наиболее употребительные приставки,
мы сможем угадывать значение образованных с их помощью слов, если,
разумеется, знаем исходное слово.
· Суффиксы служат для образования одной части речи из другой. Зная какие
суффиксы для какой речи характерны, мы будем легко понимать, какая перед
нами часть речи, соответственно это облегчит понимание слова.
При успешном усвоении данной темы не будет возникать затруднений
при переводе слов. Усвоив, как образуются слова в английском языке, мы
сможем самостоятельно понимать значение слова, расширять свой
словарный запас без помощи словаря. 70% словарного запаса английского
языка состоит из производных слов, построенных по определённым
правилам словообразования, с использованием словообразовательных
средств. Невозможно изучать язык и не знать о лексическом составе языка.
Поэтому необходимо научиться адаптироваться в этом непростом вопросе и
научить пользоваться языковыми навыками.
Глава 2 Способы образования имен существительных
Имя существительное в английском языке — это самостоятельная часть
речи, которая отвечает на вопросы «кто?» или «что?». В предложении
существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения,
обстоятельства, сказуемого. Существительное может обозначать названия:
вещей, лиц, живых существ, веществ, событий, фактов, явлений,
географических положений, свойств, действий, качеств, состояний и т. д.
А теперь, прежде чем перейти непосредственно к способам образования
существительных, необходимо для начала определить, какими же бывают
существительные по своему составу. В английском языке существительные
можно классифицировать по своему составу на три группы:
1. Простые (simple) существительные представляют собой односложные
слова: a book − книга, a ball − мяч, a table − стол, a hair − волос, a dress −
платье
2. Производные (derivative) существительные представляют собой слова,
которые состоят из основы + префикс или суффикс (иногда и то и другое):
impossibility — невероятность, darkness — темнота, a builder — строитель,
politeness − вежливость
3. Сложные (compound) существительные представляют собой слова,
которые состоят из двух или более основ. Сложные существительные могут
писаться слитно и через дефис: railway − железная дорога, merry-go-round —
карусель.
Наиболее продуктивными способами образования имен
существительных в английском языке являются: конверсия, словосложение и
аффиксация.
2.1 Конверсия
Конверсия (conversion) В английском языке конверсия является
чрезвычайно продуктивной для словообразования. Суть этого способа
состоит в том, что слово переходит из одной части речи в другую, при этом,
совершенно не меняя свою форму. Новые существительные в английском
языке образуются в основном таким способом именно от глаголов.
Гл.: to look — смотреть → Сущ.: a look — взгляд
Гл.: to play — играть → Сущ.: a play — игра
Гл.: to push — толкать → Сущ.: a push — толчок
Гл.: to ride — ездить верхом → Сущ.: a ride — езда верхом
Гл.: to set — устанавливать → Сущ.: a set — установка
Также имена существительные могут образовываться и от имен
прилагательных:
objective -объективный- objective -цель
original -оригинальный- original -оригинал
intellectual -интеллектуальный- intellectual -интеллектуал
international -международный- International -Интернационал
professional -профессиональный- professional –профессионал
2.2 Словосложение
Словосложение (composition) Суть словосложения заключается в том,
что соединяя два или более простых слов, мы получаем новое сложное слово.
Сложные существительные могут включать в свой состав, как простые
существительные, так и глаголы и прилагательные. Сложные
существительные могут писаться слитно или через дефис:
work + man = workman (рабочий)
sea + food = seafood (морепродукты)
sea + side = seaside (побережье)
rail + way = railway (железная дорога)
mail + box = mailbox (почтовый ящик)
black + board = blackboard (классная доска)
arm + chair = armchair (кресло)
school + bag = schoolbag (портфель)
fire + fighter = firefighter (пожарник)
now + ball = snowball (снежок)
girl + friend = girlfriend (подруга)
merry+ meeting = merry-meeting (празднество)
merry + go + round = merry-go-round (карусель)
mother + in + law = mother-in-law (свекровь, теща)
editor + in + chief = editor-in-chief (главный редактор)
forget + me+ not = forget-me-not (незабудка)
might + have + been = might-have-been (упущенная возможность)
2.3 Аффиксация
Аффиксация (affixation) Суть аффиксации заключается в том, что к основе
какого-либо слова добавляется префикс или суффикс (а иногда и то и другое)
для образования нового слова. Зная значения префиксов и суффиксов
в английском языке, гораздо легче будет понимать значение незнакомых
слов.
Префиксы (Prefixes):
mis-; un-; im-; il-; ir-; dis-; in-; non- (выражают отрицание):
disagreement − несогласие,
misunderstanding − недоразумение,
impossibility − невероятность,
indifference — безразличие,
anti- (значение «противоположный», «против»):
antipoison — противоядие,
co-, com-, con-, col- (значение «вместе», «совместно»):
co-existence — сосуществование
post- (значение «после»):
postgraduate — аспирант,
pre- (значение «до», «перед»):
pre-arrangement − предварительная договоренность
trans- (значение «через»):
transplantation — пересадка,
ex- (значение «предыдущий», «бывший»):
ex-president — бывший президент,
semi- (значение «половина»):
semi-circle — полукруг
sub- (значение «под», «ниже», «меньше»):
submarine — подводная лодка
inter- (значение «между», «среди», «взаимно»):
interraction — взаимодействие,
re- (значение «повтор»):
reassurance — подтверждение,
de- (значение «противоположный»):
dehydration — обезвоживание
macro- (значение «большой», «много»):
macro-economics — макроэкономика,
micro- (значение «очень маленький/мало):
microscope — микроскоп
mini- (значение «маленький»):
minibus — микроавтобус
mono- (значение «один», «одно и то же»):
monotone − монотонность
multi- (значение «много»):
multimillionaire — мультимиллионер
under- (значение «под», «мало»):
underskirt − нижняя юбка,
over- (значение «сверх», «слишком»):
overestimation — переоценка
out- (значение «снаружи»):
output — выход
Суффиксы (Suffixes):
-ade (значение действия, процесса и результата, а также в заимствованиях
из французского и испанского языков):
blockade — блокада,
-age (значение действия, условия и результата, а также встречается
в заимствованиях из французского языка):
marriage − женитьба, замужество,
-аnсе (у), -еnсе (значение состояния или свойства):
frequency — частота,
-ant (значение лица и вещества):
assistant — помощник,
-arian (значение профессии или занятия):
librarian — библиотекарь, vegetarian − вегетарианец
-су (значение качества, условия или состояния):
legacy − наследие
-dom (абстрактное значение статуса или состояния):
kingdom — королевство, freedom − свобода
-ее (юридические термины или обозначение лица, на которое направлено
действие):
employee — служащий, refugee − беженец
-er, -or (обозначение одушевленных действующих лиц со значением
профессии):
leader — лидер, reader — читатель, inventor — изобретатель,
-r (обозначение одушевленных действующих лиц со значением профессии):
maker — производитель, user − пользователь
-еrу, -аrу, -rу (значение совокупности, положения):
jewellery − ювелирные изделия, драгоценности, scenery − вид, пейзаж
-hood (значение общественного или семейного положения):
childhood — детство, brotherhood — братство,
-ian (значение национальной принадлежности или профессии):
Russian − русский, Bulgarian — болгарин, musician − музыкант,
-ics (значение наук):
mathematics — математика, physics − физика
-ing (действие):
meeting − встреча, proceeding − практика
-ique (значение французского происхождения):
technique — техника, boutique − бутик
-ism (значение партийного, философского или религиозного течения):
racism — расизм, capitalism — капитализм, vandalism − вандализм
-ist (значение профессии или принадлежности к партийному, философскому
или религиозному течению):
pianist — пианист, communist − коммунист
-ity, -ety, -ty (значением состояния, качества, условия):
flexibility — эластичность, ability — способность,
-ment (значение действия или процесса или значение совокупности
предметов):
appointment — договоренность, movement — движение,
-metry (значение наук, оканчивающихся на -метрия):
geometry — геометрия
-ness (значением состояния, качества):
kindness — доброта, happiness − счастье, darkness − темнота
-nomy (значение наук или деятельности, оканчивающихся на -мия):
astronomy − астрономия
-pathy (значение чувств, эмоций или болезней):
sympathy — симпатия, antipathy − антипатия
-ship (значение отношения групп людей или значение состояния, положения
или свойства и абстрактные понятия):
fellowship − товарищество, братство, championship — чемпионат,
-sion, -tion, -ation (значение действия, процесса или абстрактные понятия):
transformation — трансформация, revolution — революция.
2.4 Изменение ударения
Существительные и глаголы совпадают по написанию, но при этом
обычно у существительных ударение падает на первый слог, а у глаголов на
второй.
to pro'gress - развиваться - 'progress – развитие
to ex'port - экспортировать - 'export – экспорт
to re'cord - записывать - 'record – запись
2.5 Чередование звуков
Глаголы и существительные, образованные от одного корня, часто
различаются чередованием последнего согласного звука, который в глаголах
обычно является звонким, а в существительных глухим.
to use [ju:z] - употреблять -- use [ju:s] – употребление
to excuse [ɪk'skju:z] - извинять -- excuse [ɪk'skju:s] – извинение
to advise [əd'vaɪz] - советовать -- advice [əd'vaɪs] – совет
В некоторых случаях изменение последнего согласного звука
сопровождается изменением корневого гласного звука, написание слова при
этом также меняется.
to choose [ʧu:z] - выбирать -- choice [ʧɔɪs] – выбор
to live [lɪv] - жить -- life [laɪf] – жизнь
Иногда глаголы и существительные различаются только чередованием
корневых гласных звуков с изменением написания слова.
to sit [sɪt] - сидеть -- seat [si:t] – сиденье
to tell [tel] - рассказывать -- tale [teɪl] – рассказ
2.6 Сокращение
Сокращение слова без изменения лексико-грамматического значения.
Усеченные слова:
telephone – phone
Буквенные или инициальные аббревиатуры:
the United States of America – USA
light amplification by stimulated emission of radiation – laser
radio detection and ranging – radar
Телескопные слова:
television + broadcast – telecast
science + fiction -- sci-fi
Социологический опрос и анкетирование
Был проведен социологический опрос учащихся 5 «Б» класса МБОУ
«гимназия». По результатам опроса выяснилось следующее: учащиеся
испытывают трудности в лексических и грамматических заданиях больше,
чем при проверке навыков аудирования, чтения и письма.
Анализ результатов тестирования в классе показал, что ученики 5 «Б» класса
в основном допускают ошибки в грамматике и лексике (65%), причем
большинство из лексических ошибок допускаются в образовании новых слов
(особенно имен существительных) (21%) или в неумении определить
значение производных слов. Отсюда возникают трудности в понимании
незнакомых слов в тексте.
Анкета для учащихся 5 «Б» класса, изучающих английский язык:
1) Изучая английский язык, сталкивались ли вы с проблемой расширения
словарного запаса?
2) Дайте определение термина словообразование?
3) Какие основные способы словообразования имен существительных вы
знаете?
4) Какие основные трудности вы испытываете при определении значения
незнакомого существительного при чтении текста или выполнении
других заданий?
По результатам анкетирования выяснилось, что большинство учащихся в
классе испытывают затруднения при расширении своего словарного запаса, а
также в определении термина словообразование. Только трое учащихся
смогли дать точное определение данного термина. Из основных способов
образования имен существительных учащиеся в основном назвали
суффиксы, префиксы, а также словосложение. Также были выявлены
основные сложности при определении значения незнакомых
существительных при чтении текстов и выполнении заданий. К ним
относятся: недостаточное знание активной лексики текущих уроков;
неумение определить исходное слово, от которого было образовано новое
слово; а также, какая часть речи образуется с помощью того или иного
суффикса или префикса.
Заключение
Данная работа посвящена изучению процесса словообразования в
английском языке, в частности образованию имен существительных. В ходе
исследования выяснилось, что для того, чтобы успешно выполнять задания
на словообразование и расширять свой словарный запас необходимо
применять комплексную систему подготовки, включающую в себя работу с
различными словарями, поиск однокоренных слов, безусловно,
использование различных тренировочных упражнений, а также схем и
таблиц.
Ознакомившись с основными способами образования существительных в
английском языке можно значительно расширить свой словарный запас,
самим образовывать существительные от разных частей речи, разными
способами, а также намного лучше понимать смысл незнакомых
существительных.
Список литературы:
1) Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном
английском языке [Электронный ресурс] /Журнал Вестник
Удмуртского университета Выпуск№ 5-1 / 2007-8с. //[сайт]. – 2007. –
http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-slovoobrazovaniya-v-
sovremennom-angliyskom-yazyke (18.022016)
2) Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]
–[сайт] -http://tapemark.narod.ru/les/129a.html)
3) Моисеев, М.Д. Справочник школьника по английскому языку [Текст]/
М.Д. Моисеев// справочник.-М: издательство «Аквариум», 1997.-С.34-
38.
4) Мюллер,В.К.Англо-русский словарь [Текст]/В.К.Мюллер.-М.:Рипол
Классик, 2011.-С.11-700
Приложения
Приложение 1
Таблица-памятка «Словообразовательные аффиксы (суффиксы и
префиксы) имен существительных
Аффиксы имен существительных
Суффиксы Значение Пример Часть речи, от
которой
образовано
слово
-er,-or 1) профессия, род
деятельности
actor –актёр to act –
действовать
-an, -ian 1) национальность ;
2) профессия
American
американец
America -
Америка
-ist профессия scientist-ученый science-наука
-ing действие в процессе boiling кипячение to boil-кипятить
-ness свойство, качество,
состояние
whiteness белизна white-белый
-ty, -ity, -
ety
отвлеченные
существительные,
отражающие состояние,
положение, качество или
свойство
activity
деятельность
variety –
разнообразие
active-активный
various-
разнообразный
-age 1) состояние, результат storage – склад от store – запас
действия и конкретные
предметы
2) содержание чего-либо
percentage -
процентное
содержание
percent -процент
-ment обозначают действие
или его результат, а
также состояние
movement-
движение
to move-
двигаться
-ance, -ence отвлеченные
существительные с
признаками состояния,
качества, действия
assistance- помощь to assist-
помогать
-dom отвлеченные
существительные
freedom –свобода free- свободный
-ion, -tion, -
sion,-ssion
действие или его
результат, состояние,
качество
action – действие act-действовать
-hood состояние, положение,
общности, качества
childhood- детство child - ребёнок
-ship свойство и состояние,
должность, профессия,
положение общности
людей
friendship – дружба friend- друг
-ery, -ry характерные свойства,
рода занятий,
общественного
положения, а также
места производства,
хранения или
проживания
bravery – смелость brave- смелый
-ess женский род actress – актриса actor – актёр
-ness качество и состояние goodness - доброта good-хороший
Приложение 2
Наиболее употребительные суффиксы имен существительных
(глагол +) -er, -or
обозначение деятеля
write Writ… ………………….
work Work… ………………..
play Play…………. ………………..
teach Teach………… …………………
found Found………… …………………
speak Speak………… …………………
swim Swimm………. …………………
ski Ski…………… ………………..
record record ……….. ………………..
report Report………. ………………….
act Act………….. ………………..
collect Collect………. ………………….
explore Explor…. …………………
research Research…. …………………
create Creat……. …………….
perform Perform……. ………………..
invent Invent……….. ……………….
use Us……. ………………..
travel Travell…….. ………………….
decorate Decorat………. ………………..
produe Produc…… ………………..
speak Speak……. ……………….
(гл. +) -ing
действие в процессе
boil Boil………… …………………
understand Understand….. …………………
feel Feel………… ………………..
begin Begin………… ………………..
cook Cook………… ………………..
mean Mean…….. ………………..
poison Poison……… ………………..
reason Reason……….. ………………..
(прил. +) -ness
свойство, качество
dark Dark…………. ………………..
busy Busi………….. ………………..
fit Fit…………… ………………..
white White………. …………………
shy Shy…………. ………………….
good Good……….. ………………..
happy Happi…… ………………..
(прил. +) -ty, -ity
состояние, условие, качество
national National……… ………………….
punctual Punctual…….. ………………….
electric Electric………. ………………….
equal Equal………… ………………
active Active……….. ……………….
beautiful Beau……….. ……………….
difficult Difficult……… ………………
possible Possibil……. ………………..
creative Creativ….. …………………
responsible Responsibil… ………………..
(гл. +) -ment
отвлеченные, абстрактные понятия
treat Treat………… ………………
move Move……… …………………
develop Develop…….. …………………
equip Equip………. ………………..
govern Govern……….. ………………..
entertain Entertain…….. …………………
argue Argu….. ………………..
achieve Achieve….. ………………..
amaze Amaze….. ………………..
punish Punish….. ……………….
disagree Disagree…. ……………..
(гл. +) –ance-ence
отвлеченные, абстрактные понятия
differ Differ………… ………………
depend depend …….. ………………
import Import………... ………………..
exist Exist………… ……………….
perform Perform…. ………………….
disappear Disappear…. ……………….
(прил. +/сущ. +) –dom
отвлеченные, абстрактные понятия
free Free………… …………………
wise Wis………… …………………
king King………….. ………………….
(гл. +)-ion, -tion,-sion,-ssion
отвлеченные, абстрактные понятия
relax Relaxa………… ……………
protect Protect………… ………………..
pollute Pollu…………... ………………
educate educa …………. ………………..
demonstrate Demonstra…… ………………..
decide Deci………….. ………………...
conclude Conclu………… ……………..
discuss Discuss………. …………….
express Express……… ………………
imagine Imagina….. ………………..
participate Participa…… ……………….
explore Explora….. ……………….
predict Predict….. ………………..
attract Attract….. ………………
act Act….. ………………..
invent Invent…… ………………
destroy Destruct….. ……………
compete Competi….. ……………….
explain Explana….. ………………...
inform Informa…… ………………..
celebrate Celebra…… ……………….
decorate Decorat………. ………………
invite Invitat….. ………………
prevent Prevent…… ……………….
operate Operat….. ……………..
separate Separat……. ……………….
congratulate Congratula…… ………………..
organize Organiza…… ………………..
(сущ+)-hood
child Child…………. ……………….
mother Mother…….. ……………….
neighbour Neighbor……… ………………
-ship
friend Friend………..
champion Champion…….
(прил.+) –th
long Leng…………. ………………..
strong Streng………… ………………..
wide Wid………….. ………………
-an, -ian
национальность, профессия
America Americ………. ……………….
library Librar……….. ………………..
-ist
принадлежность к какому-либо течению, профессия
art art ……….. ………………
journal Journal……….. ………………..
piano Pian………… ………………
cycle Cycl…………. ………………..
science Scient………… ………………
nature Natural…. ……………….
chemistry Chem……. ………………
environment Environmental.. ………………...
ecology Ecolog…… ……………….
Снежная сказка
Вокруг света за 80 дней
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Загадка Бабы-Яги
Упрямый зяблик