Проект Клиновенко Виктории - это результат наших совместных размышлений о поисках самоидентичности современного поколения. О трагическом противоречии личностного и индивидуального, которое непреклонно сопутствует взрослению и пониманию многомерности нашего бытия.
Работа получила призовое место на муниципальном конкурсе в 2018 году
Вложение | Размер |
---|---|
молодёжная субкультура | 442.45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова
Ногинск-9 ул. Юбилейная д.6, sch 83 noginsk.edumsko.ru ,8-496-522-67-70
Директор МБОУ СОШ №83 Новикова Виктория Викторовна
Клиновенко Виктория Витальевна, 10А класс
Контактный телефон:8-963-922-54-43
Электронный адрес:red.fox.2015@inbox.ru
Тема работы:
«Молодёжная субкультура: свобода или вседозволенность?»
Руководитель: Белозёр Виктория Борисовна, учитель истории,8-915-045-68-13,belozer.vika150465@gmail.com
2018г.
Молодёжная субкультура: свобода или вседозволенность?
В современном мире довольно трудно выразить свою индивидуальность, поскольку каждый индивид в процессе социализации непосредственно связан с обществом. Общество накладывает на человека определённые рамки и ограничения, перешагнув через которые, всегда рискуешь впасть в ту или иную крайность. Действительно, человек, находясь в обществе, осуществляя с ним непрерывную взаимосвязь, не может быть абсолютно свободным. Если есть свобода, то за ней всегда следует ответственность за свои поступки и слова. Хотя в правовом государстве эти ограничения в идеале равны для всех. Но тогда возникает мучительная дилемма: как выбраться из рутины некой «усреднённости», «серости», поражающей все индивидуальные манифестации моего «Я»? Как проявить свою личность в повседневной жизни? Как стать непохожим на других, не нарушая условных границ свободы их личности? Мне представляется, что именно эта тема стала особенно актуальной в последнее время для меня и моих ровесников. Поэтому я и решила предпринять небольшое исследование, в рамках анализа молодёжной субкультуры как особой среды, в пределах которой реализуется моё право на свободу самовыражения. И ответить на вопрос, в каких случаях, и по каким причинам свобода может граничить с хаосом вседозволенности, который, в конечном счёте, может разрушить мою личность. Анализируя проблему, я пришла к выводу, что к теме свободы особенно чувствительно относятся подростки и молодёжь из-за особенностей своего возраста, особой восприимчивости мира. Данная возрастная группа желает обрести независимость как от внешних факторов, таких как: влияние родителей, отсутствие материальных средств, так и от внутренних, а именно - навязанные стереотипы мышления и поведения, которые не представляются актуальными. Но, как правило, понятие свободы является для них в некоторой степени абстрактным понятием, поскольку они ещё не готовы в полной мере нести за неё ответственность.
Анализируя заявленную тему, необходимо, прежде всего, понять, что же такое свобода. Свобода- это состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, индивидуально-родовыми, социальными. (1)Свобода, - одновременно это ответственность, а именно способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе или коллективе. Это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия. Но, если человек сам является определяющей причиной своих действий, то, где же пролегают его границы свободы? Что выступает в качестве этих границ? Если задуматься, то свобода – это возможность делать всё то, что не запрещено законом, что не наносит ущерб окружающим, не нарушает их права. В условиях современного государства в качестве таких границ выступают законы государства, нормы морали, традиции принятые в этом социуме. Следовательно, мы изначально ограничены в действиях, ведь наша свобода не должна ущемлять свободу других людей. Есть одно интересное высказывание русского мыслителя и революционера Михаила Александровича Бакунина по этому поводу: ’’ Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого ‘’. (5)
Наверное, каждый человек, принадлежащий к той или иной возрастной группе, сталкивался с тем, что не все общественные и политические устои и порядки кажутся ему справедливыми и правильными. Многие просто смиряются с этим и продолжают жить дальше, а кто- то идёт на митинг отстаивать свою точку зрения. Как известно, согласное 31 статье Конституции России ‘’Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование ’’. (6) Однако молодёжь вряд ли столь сильно волнуют политические порядки. Скорее всего, она не соглашается с социальными нормами и нормами морали, сложившимися в обществе. Ежедневно её заставляют подчиняться определённым стандартам поведения и мышления. Несмотря на то, что молодёжь во все времена отличалась максимализмом - резкими, крайними оценками других людей и событий, без учёта условий и нюансов. И это свойство, удивительным образом, может сочетаться с конформизмом - пассивным принятием существующего порядка вещей, когда, собственной позиции либо вообще нет, либо внутренние оценки внешне не проявляются, потому что так существовать удобнее и спокойнее. Чертой многих молодых людей является инфантилизм – сохранение в поведении детских черт, несамостоятельность, безответственность. Осознавая, что есть то, что категорически не устраивает представителей этой возрастной группы, они начинают искать круг людей со схожими интересами, поддержкой которых могут заручиться и быть с ними душевно спокойными и уверенными в себе. Подобным образованием является молодёжная субкультура, как вынужденная необходимость и социальная потребность. Это стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми, принадлежности к определённой группе, это потребность в лидерстве и признании. Одна из причин самовыражения к субкультуре является особенность возраста. Подростки претерпевают ‘’кризис идентичности’’. Они ищут ответ на вопрос ’’кто я?’’ в различных жизненных ситуациях. Один и тот же подросток должен вести себя по-разному в различных жизненных ситуациях. Он каждый день меняет одну социальную роль на другую (роль сына, ученика, покупателя…). Однажды может наступить такой момент, когда наступит ролевой конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования. Социальные роли в молодом возрасте всецело определяются статусом их исполнителей. В свою очередь, статус молодых людей зависит от группы, членами которой они являются. В ней демонстративно происходит соревнование за право обладания определённым статусом: неутомимого фаната, продвинутого юзера . Завоевание каждого статуса обязывает играть соответствующую роль и собственными действиями доказывать своё право занимать его. Если человек не выдерживает груза ответственности, его поведение не соответствует ожиданиям, то за данный статус будут бороться другие члены группы.(9)
Таким образом, под молодёжной субкультурой, понимается, прежде всего, культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжное сознание – основа, носитель особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Это так называемая, под-культура, её придаточная часть. Молодёжное сознание тесно связано с социальными нормами, основанными на жизненном опыте людей и изменяющиеся в случае изменения условий их существования. Поэтому они выступали и выступают важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Хотя социальные нормы на протяжении всей истории и определяли взаимоотношения людей, правовыми нормами они не являлись.(8) Однако именно обычаи, традиции, религиозные и моральные нормы стали фундаментом для такой особой социальной нормы, как право. Право, как и другие социальные нормы, не является навязанной кем-то волей. Появление его было вызвано необходимостью, а его основой стал жизненный опыт людей, в том числе молодёжи в её вечном поиске и бунтарстве за право собственного видения и, интерпретации, привычного жизненного контекста. Именно на социальных нормах, определяемых обществом, во многом строятся представления человека о праве и справедливости.
Существуют причины возникновения субкультуры. К ним относят:
. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).
. Недостатки системы образования.
. Различия между поколениями, проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.
. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.
. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.(4)
Самыми актуальными и основными проблемами молодёжи являются :
-Проблема выбора жизненных ценностей в условиях, когда старые ценности подвергнуты сомнению, а новые не вполне сложились и пока ещё не приняты большинством населения.
-Проблема правовой и социальной незащищённости молодёжи, рост молодёжной преступности и наркомании.
Государство на основе данных проблем строит государственную молодёжную политику. Такая политика проводится и Правительством РФ Важнейшим её направлением является: поддержка деятельности молодёжных и детских объединений.(9)
Со второй половины 20 века существует множество субкультур, некоторые из них есть и по сей день. Так, например, организация хиппи возникла в 60-х годах XX века, создав неформальную политическую организацию. Они часто ораторствуют на митингах, проводят агитации. Движение хиппи возникло как протест против войны во Вьетнаме, которую начало правительство США. В наше время они также выступают за утверждение человека как личности, свободу отношений, единение с природой. Одновременно представители этой неформальной организации идут против насилия, службы в армии, употребления оружия. Хиппи всегда носят длинные волосы с повязкой, мужчины часто отпускают бороду. Особенности субкультуры проявляются и в стиле одежды: свободные балдахины, яркие и неформальные, с заплатками и дырками. Они романтики, которые увлекаются философией Востока и любят мягкий рок. Есть и другие субкультуры, в которых политические и социальные протесты перемежаются аналогичным образом. Панки выступали за свободу и личную независимость. Убирать стереотипы, ломать общепринятые устои, полагаться только на себя, развиваться – вот их основные жизненные принципы. Представители этого движения имеют собственное философское понятие субкультуры и её идеологического направления. В политике они обычно придерживаются "левых" взглядов. Многие панки исповедуют анархизм, антимилитаризм. Они против социального неравенства, угнетения негров и представителей других рас. Отличаются цветными эрокезами, шипами, выступающими в роли аксессуаров. Эмо, скинхеды, готы, металлисты, рейверы - всё это представители молодёжных субкультур.(2) Подобным субкультурам свойственно дзэнское мышление, целью которого является просветление. Оно определяется интуитивным проникновением в природу вещей в противоположность аналитическому, или логическому, пониманию этой природы. Это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущенному уму, привыкшему к двойственности. В этом мышление раскрывается внутренне стремление к свободе современной молодёжи, состоящей в субкультурах.(10) Молодёжи близко следующее высказывание древнего китайского мыслителя Лао-Цзы: высшая форма поведения в государстве – бездеятельность. Общество нельзя привести в порядок никакими внешними усилиями, нужно только дать людям свободу, не навязывая им никаких рецептов, и они сами найдут правильный путь. Мудрый правитель следует дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает. (7)
Однако подобная философская позиция может привести к анархизму и правовому нигилизму, вследствие которого может возникнуть опасность возникновения террористических организаций или тоталитарных сект. В группе риска вступления в секты находятся люди, которым плохо, у кого кризисная ситуация в жизни. Чаще всего это несовершеннолетние подростки, студенты. Наиболее опасной следует считать тоталитарную секту «Ашрам Шамбалы», где сектантов учили »отрекаться от материального». Гуру учит разрывать связи с обществом, контакты с родителями. Всех людей не из ашрама называют « мышами», по отношению к ним допустимо воровство, обман, насилие.(9)
Следует отметить, что организованная группа фанатов тоже является субкультурой. Мы не можем представить футбольный матч без песен, баннеров, кричалок. Примером такого объединения могут являться ультрасы. Её представители всегда отправляются на матч своей команды, даже если проводится он на другом конце планеты. В случае победы они гуляют до утра и празднуют на полную катушку, если же клуб проиграл, ультрас могут сойтись в массовой драке с фанатами того, кто разгромил их команду. Движение пришло к нам из Италии. В 1966 году болельщики "Милана" решили объединиться, чтоб поддерживать любимых игроков.(2) Сегодня движение распространилось по всему миру, и очень часто отличается своими экстремальными формами проявления.
Виртуальный мир тоже является субкультурой. Однако зачастую молодёжь использует его, чтобы сбежать от реальности. Эта проблема разрешима. Виртуальные игры и развлечения можно использовать в образовательных и познавательных целях. Для этого необходимо создавать игры с историческим, экономическим, правовым уклоном. Тогда молодой человек мог бы не только осваивать различные социальные роли, но одновременно проходить процесс обучения в игровой форме.
Поэтому, следует отметить, что субкультура может иметь большое количество положительных аспектов, которые выявил Д. Аусубель немецкий исследователь и психолог(1918-2008):
• предоставляет возможность молодому человеку выработать собственный первичный статус;
• помогает молодым людям освободиться от родительской зависимости и опеки;
• передает специфические для того или иного социального слоя ценностные представления (автор придерживался взгляда, что молодежь того или иного социального слоя создает собственную разновидность молодежной субкультуры; здесь имеется в виду то обстоятельство, что дети разнорабочих и дети высших слоев общества редко оказываются носителями одной разновидности молодежной субкультуры. Как правило, дети каждой из этих групп в специфических формах воспроизводят формы поведения своих родителей);
• помогает молодым людям сплотиться, чтобы противостоять авторитету взрослых (Аусубель понимал под взрослыми в основном родителей, а не мир старших поколений. Однако в реальной жизни тезис о противостоянии детей собственным родителям очень редко оказывается верным, поскольку лишь в исключительных случаях родные «отцы» и «дети» действительно не могут найти общего языка.);
• работает как важнейший социальный подготовительный институт («переходное поле для юношеского возраста»).(4)
Пора рассмотреть и негативные последствия субкультур. Иногда ‘’центром’’, ''лидером’’ объединения может стать человек, неправильно истолковывающий цели и каноны этой подкультуры ради получения собственной выгоды. На этом этапе они зачастую начинают перерастать в антикультуру.
Антикультура – это совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре. Антикультура даёт человеку мнимую свободу, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Антикультура может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура, абстрактна и античеловечна, склонна к замещению индивидуального общественным. Её примером может являться терроризм. Её черты: демонстративное нарушение социальных норм; обращение к низменным проявлениям в жизни людей; разрушение личности. Как раз тут она выходит за законные рамки государства, являясь уже детищем вседозволенности, которое не может остаться безнаказанным.(4) Ярким примером являются экстремистские организации - объединения людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определённых правил и процедур с приверженностью к крайним взглядам, в поведении и действиях. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Экстремистскому движению способствуют социально-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарные политические режимы с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, внешней интервенцией.(4) Скинхеды являются примером экстремизма. Во второй половине 1990-х гг. главными объектами их нападений служили выходы из Африки и Азии, сначала 2000-х гг. они перенесли свою агрессию на уроженцев Кавказа. Этому способствовал резкий рост трудовой миграции, среди которой доля славян несколько уменьшилась, а доля выходцев с Кавказа постоянно росла. Скинхеды придерживались расистской идеологии. Сегодня они обращают свою агрессию против чуждых им по духу молодёжных групп, которые они обвиняют в непозволительном «космополитизме»- идеологии мирового гражданства, ставящей интересы всего человечества в целом выше интересов остальной нации или государства и рассматривающей человека как свободного индивида в рамках Земли.(4)
Казалось бы, если присоединение к субкультуре является нормой и немаловажной потребностью, тогда почему большая масса людей этой возрастной группы всё ещё не выделяется, из основной? Как остальные выражают свою уникальность или им она вовсе не важна? Многие из них проявляют и самоутверждают себя в творчестве. Например, Н.Бердяев считал, что истинная свобода возможна лишь в творчестве. Следовательно, в пределах этой вновь каждый раз воссоздаваемой реальности они всегда свободны. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творческая деятельность оказывает большое влияние на культуру человечества. Они находятся в тесной взаимосвязи. Творчество развивает духовную и материальную культуру общества, а культура в свою очередь дарит творчеству свой исторический опыт цивилизации для осуществления задачи самовыражения и самореализации. Потребность в творчестве, как и нахождение в субкультуре помогает обосновать свою личность, реализовать все свои уникальные возможности, и таким образом добиться в той или иной сфере деятельности уникальных результатов и истинной свободы. (1)
Субкультура взаимосвязана с творчеством определённой группы людей,в данном случае, молодёжи. Так, например, - андеграунд: несколько творческих направлений современного искусства, противостоящих массовой культуре. Если авторы музыки, кино, литературных произведений противопоставляются основному направлению, то они автоматически становятся андерграундом. Особенности субкультуры: разрыв с господствующей идеологией; отказ от общепринятых норм, ценностей, традиций; игнорирование ограничений (языковых, стилистических); бунтарство, эпатаж. Термин возник во второй половине ХХ века. Жанры андеграунда: граффити, хардкор, блэк-метал, дэт-метал, альтернатива, панк; боди-арт: авангардная субкультура; человеческое тело – главный объект творчества. Виды субкультуры: бодипейнтинг (роспись тела, лег-арт), татуирование (также перманентный макияж), скарификация, шрамирование, пирсинг, модификация тела, имплантация, самодемонстрация художника.(4)
Таким образом, субкультуры восполняют недостаток социализации молодёжи, которая начинает приобретать недостающие навыки, осваивать социальные роли. Вместе с тем свободный поток любой информации, отсутствие объективных критериев при её усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при которой молодые люди усваивают антисоциальные и деструктивные нормы поведения. Поэтому, на мой взгляд, более успешным вариантом в разрешении проблем молодёжных субкультур можно назвать создание таких движений, которые основываются на выявлении ярких, позитивных особенностей жизни молодёжных субкультур. Такими движениями могут являться: движение «зелёных» (или партия Зелёных) - политическая партия, основанная на принципах зелёной политики, которая имеет политическую идеологию, направленную на создание экологически устойчивого общества. Их принципы включают социальную справедливость, ненасилие и акцент на защиту окружающей среды. «Бессмертный полк» - межрегиональное историко-патриотическое общественное движение. Принципы движения были сформулированы как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы. Главная задача: сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участие в движении - сугубо добровольное и подразумевает, что участники акции выходят на неё с целью почтить память своего родственника. Ещё одним движением, в рамках которого может развиваться молодёжь, является Юнармия. Это всероссийское военно-патриотическое общественное движение. Главная цель - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России. Движение создано в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, создания благоприятных условий для гармоничного развития личности детей, формирования нравственных ценностей и ориентиров, а также военно-политического воспитания. Движение призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. Этот вариант представляется особенно привлекательным ещё и потому, что позволяет заранее создавать безопасную для общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться молодёжь.(4)
Итак, чем является субкультура: ’’ свободой’’ или ’’вседозволенностью’’ точно нельзя сказать. Она может перетекать из одного состояния в другое. Между субкультурой, предоставляющей молодёжи свободное пространство для самовыражения, и антикультурой (вседозволенностью) проходит очень тонкая грань, перешагнув которую, всегда можно подвергнуться правовой (юридической) ответственности. Но, тем не менее, я думаю, что в рамках современной молодёжной субкультуры формируется сегодня особая культурная парадигма, намечающая новый смысловой фон будущего России. Именно эта, молодёжная культура, призвана не только расширить рамки правосознания, но и созидать новые смыслы и символы, новое понимание тех глобальных перемен, которые ожидают нашу страну.
Подводя итог, следует отметить опасность любой формы свободы. Свободе всегда сопутствует роковая дилемма, понятая мной как «свобода от» - это вседозволенность и «свобода для» - это подлинная свобода. Первый уровень всегда разворачивается как трагедия. Так как разрушение, якобы отживших норм и традиций, всегда граничит с этическим имморализмом, правовым нигилизмом и политическим экстремизмом, разрушающим наши привычные, уютные миры, состояния и смыслы, которые защищают нас от вселенского хаоса и одиночества, а порой и от самих себя. Второй уровень свободы – это «свобода для» самовыражения творческих импульсов, может быть, ещё сокрытых в пластах новой молодой культуры. Это всегда внутренняя свобода, сопряжённая с творчеством нового и невозможная без почвы, без той многослойной культурной смысловой среды, которая созидалась веками нашими предками.
Используемые источники:
1)http://studbooks.net/597593/kulturologiya/vyvod (роль субкультур)
2)http://fb.ru/article/163721/vidyi-subkultur-primeryi-subkultur (содержание субкультур)
3)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 (субкультура и её определение)
4)https://ru.wikipedia.org ( википедия )
5)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0 Свобода-определение.
6)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/bb71a77fd379bb39d3105930d245a274df7c5656/ (31 статья Конституции РФ)
7)Губин В.Д.. Основы философии: Учеб.пособие. – 2-е изд.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М,2007.-288с.-(Профессиональное образование).
8)Баранов П.А. Право:10-11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С.Романов ; под общ.ред. Г.А. Бордовского. –М : Вентана-Граф , 2013.-400с.
9)Обществознание: учебник:10 класс: базовый уровень/О28 [О.Б.Соболева, С.Г.Кошкина, С.Н. Малявин и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского. –М. : Вентана –Граф, 2013.-224 с.Авторы: Барабанов В.В.-глава1; Малявин С.Н.,Кошкина С.Г.-глава 2; Соболева О.Б.-глава 3; Кошкина С.Г.-глава 4( параграф 9 стр. 50-53. Молодёжь как социальная группа; параграфы 28-29 .стр.159 Тоталитарные секты в России)
10) Руднев В.П, Р83 Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1999.-384с. (стр.81 Дзэнское мышление)
Финист - Ясный сокол
Для чего нужна астрономия?
Зимняя сказка
Рождественские подарки от Метелицы
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"