В данной работе рассмотрены различные способы запоминания словарных слов, определены самые эффективные.
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_zapominaniya_slovarnyh_slov.docx | 318.46 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92
с углубленным изучением отдельных предметов»
XXVI научно-практическая конференция школьников
«Мы - будущее России»
Секция «Русский язык»
Тема: «Способы запоминания словарных слов»
Автор работы: Безденежных Виктория Владиславовна | |
ученица 3Г класса | |
Научный руководитель: Морозова Оксана Леонидовна, | |
учитель начальных классов I категории |
Кемерово 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Способы запоминания словарных слов | 4 |
2.1. | Этимологический анализ слова | 4 |
2.2. | «Усиление» запоминаемой буквы в слове | 5 |
2.3. | Прием выстраивания сюжета. | 6 |
2.4. | Занимательный материал | 7 |
3. | Эксперимент | 8 |
4. | Заключение | 9 |
5. | Литература | 9 |
6. | Приложения | 10 |
Русский язык очень богат, в нем огромное разнообразие слов. Существуют правила написания слов. Но есть в русском языке слова, не подчиняющиеся правилам, их нельзя проверить, а можно только запомнить. Эти слова называются словарными. Таких слов очень много. Их можно зазубрить, но тогда они быстро забываются.
У меня возник вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях запомнить словарные слова надолго, прочно, основательно?
Я попыталась найти другие способы – легкие, интересные и занимательные, чтобы легче запоминать словарные слова.
Тема моей работы: «Способы запоминания словарных слов».
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: способы запоминания словарных слов.
Цель работы: найти способы, помогающие запомнить написание словарных слов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить способы запоминания словарных слов;
2. определить эффективность использования альтернативных способов запоминания словарных слов;
3. выявить наиболее эффективные из способов запоминания словарных слов.
Для решения поставленной задачи я искала информацию в интернете, словарях, а также провела эксперимент в своем классе под руководством классного руководителя.
Кроме самого простого способа - зазубривания словарных слов, я нашла осмысленные способы запоминания словарных слов, такие как:
2.1. Этимологический анализ слова.
2.2. «Усиление» запоминаемой буквы в слове.
2.3. Прием выстраивания сюжета.
2.4. Занимательный материал.
Этимология – один из разделов науки о языке, изучающих происхождение слова. Этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. При сознательном интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.
Например:
- слово «насекомое» произошло от слова "насечки", которые имеются у насекомых, проверочное слово- "сечь";
- слово «столица» произошло от слова - стол, стольный (главный) град;
- слово «здравствуйте» произошло от прилагательного здравый;
- слово «медведь»: в древние времена люди пользовались словами-заменителями, так как считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и появится (исконного названия медведя в русском языке не сохранилось). Медведь же буквально означает «мед едящий», «медоед».
Те слова, которые наиболее трудны для запоминания, распечатать крупным шрифтом и в них ярко выделить запоминаемую букву. Карточки со словами расположить на видном месте. Чёткое многократное проговаривание слова с усиленным выделением запоминаемой буквы также является эффективным приемом запоминания словарного слова.
АДРЕС |
ПРАЗДНИК |
АВТОБУС |
Перед составлением сюжетных картинок нужно сгруппировать словарные слова по написанию гласных букв или сочетаний букв.
Например:
- А – автобус, трамвай, завод, работа, народ, газета, магазин;
- О – город, Москва, столица, Россия;
- Е – февраль, север, ветер, везде, береза, иней.
По содержанию картинки можно составить предложения, объединить их в небольшие рассказы. Например, на сюжетной картинке изображены предметы, написание которых начинаются с «КАР»: картина, карман, карета, карандаш, картон, карнавал.
Используя творческое мышление можно составить следующие рассказы-предложения:
- Город Москва - столица России.
- Караван карет направлялся на карнавал.
Написание словарных слов запоминается быстрее и легче, если эти сюжетные картинки составить и нарисовать самому. Эффективному запоминанию в процессе рисования способствует многократное повторение изучаемых слов. Что интересно, то запоминается легче и прочнее.
Для запоминания непроверяемой буквы в словарном слове делается рисунок, обозначающий предмет и в нем обыгрывается «трудная» буква. Рисунки или картинки, изображающие предмет, придуманные и нарисованные самим, хорошо запоминаются и легко воспроизводятся при написании словарных диктантов.
Шуточные вопросы-загадки помогают запомнить слова в процессе выдумывания и разгадывания вопросов-загадок.
1) В каких словах живет рак? (завтрак, ракета);
2) В каких словах встречаются ноты? (помидор, ребята, фасоль, дорога, сирень);
3) Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, однажды, сорока, витрина);
4) Все слова хороши, но где же спрятались ужи? (ужин);
5) Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман, карета).
2.4.3. Ребусы, головоломки:
Придумывая и отгадывая ребусы и головоломки так же легко запомнить словарные слова.
ЯГОДА НАРОД
КОРОВА БЕРЕЗА
Для того, что бы определить эффективность способов запоминания словарных слов, мы решили провести в нашем классе эксперимент.
Наш класс мы разделили на две группы. В первой группе мы учили словарные слова с помощью альтернативных способов запоминания словарных слов, которые я нашла. Мы рисовали картинки с «усилением» запоминаемых букв в словарных словах, искали значения слов в этимологических словарях, придумывали и находили в интернете ребусы и загадки со словарными словами, придумывали сюжеты и небольшие рассказы со словарными словами.
Во второй группе остались ребята из нашего класса, которые учили слова обычным способом - зазубриванием.
Для проверки результата было проведено три тестирования. В этом нам помогла наша учительница, Морозова Оксана Леонидовна.
Первое тестирование было проведено в сентябре по ранее выученным словарным словам. Средний балл в первой группе – 4,2, во второй- 4,3.
Второй тестирование было проведено в ноябре. Диктант проводился впервые по новым словарным словам. Первая группа учила слова различными способами, а вторая - только заучивала. Средний балл в первой группе- 4,2, во второй- 4,2.
Третье тестирование было проведено в феврале по новым и ранее выученным словарным словам. Средний балл в первой группе-4,4. во второй- 4,2.
Результаты тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования по группам
Период | Средний балл 1-й группы | Средний балл 2-й группы | |
1. | Сентябрь 2018г. | 4,2 | 4,3 |
2. | Ноябрь 2018г. | 4,3 | 4,2 |
3. | Февраль 2019г. | 4,4 | 4,2 |
Таким образом, можно сделать вывод, что использование занимательных осмысленных способов запоминания словарных слов гораздо результативнее простого зазубривания словарных слов.
Все способы оказались более эффективными, чем обычный способ зазубривания словарных слов. Однако самыми привлекательными оказались этимологический способ и способ использования занимательного материала.
Вот в каком порядке эффективности я и ребята из первой группы эксперимента расположили способы запоминания словарных слов:
1. Способ использования занимательного материала хорош тем, что использует дополнительно зрительную память. Он интересен творческим подходом, и это помогает запомнить написание словарных слов лучше всего. При написании словарного слова в памяти всплывают картинки, ребусы, загадки. Этот способ нам показался самым эффективным.
2. Этимологический способ нам понравился тем, что помог узнать происхождение слов, и это помогло нам запомнить и уже никогда не забыть написание словарных слов. Этот способ интересен и познавателен. Но у этого способа есть недостаток. Не всегда происхождение слова может помочь запомнить его написание.
3. Способ «усиления» запоминаемой буквы так же помогает запомнить словарные слова. Когда нужно вспомнить, как пишется словарное слово, то в памяти всплывают картинки с правильными буквами.
4. Способ выстраивания сюжета помогает запомнить словарные слова, но он мало отличается от обычного способа зазубривания словарных слов.
В целом все четыре способа оказались полезными и помогли запомнить написание словарных слов без особых усилий.
1. http://1roditeli.ru/info/toscool/6045/
2. https://lexicography.online/etymology/. Происхождение слова медведь в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
3. https://www.labirint.ru/screenshot/goods/296404/14/
Рисуем осенние листья
Развешиваем детские рисунки дома
Аэродинамика и воздушный шарик
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Астрономический календарь. Апрель, 2019