Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
В рамках школьного экологического маниторинга проведены работы по оценке экологического состояния водоемов органолептическими методами и методами качественного анализа.
Интерес к экологическому состоянию водоемов обусловлен тем, что они находятся недалеко от поселка и наблюдая за их состоянием, можно отметить их изменение под влиянием естественных факторов.
Вложение | Размер |
---|---|
ekoissled.odt | 22.44 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа поселка Осаново-Дубовое»
« Мониторинг водной среды»
Автор: Мишкина Дарья Михайловна
7 класс
Руководитель:
Широкова Надежда Алексеевна
учитель химии МБОУ « ООШ п. Осаново-
Дубовое»
2018г.
Оглавление
1. Введение стр.3
3. Практический раздел стр.4-9
5. Заключение стр.9
6. Список использованной литературы стр.10
7. Приложения стр.11-16
Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
В рамках школьного экологического маниторинга проведены работы по оценке экологического состояния водоемов органолептическими методами и методами качественного анализа.
Интерес к экологическому состоянию водоемов обусловлен тем, что они находятся недалеко от поселка и наблюдая за их состоянием, можно отметить их изменение под влиянием естественных факторов.
Цель работы: Выявление степени загрязненности воды в водоемах.
Объект исследования: Водоемы и озеро.
Предмет исследования: Изучение показателей качества воды водоемов и оценка ее экологического состояния.
Поставленные цели, выявленные объекты и предмет исследования позволили
выдвинуть рабочую гипотезу. Приступая к исследованию, я предположила, что существует взаимосвязь между естественным нарушением в балансе экосистемы и качественными показателями воды.
Из цели и гипотезы вытекают задачи :
-органолептических ( запах, цветность, прозрачность );
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:- наблюдение, необходимое для составления характеристики объектов исследования;
- методы контроля воды ( визуальный и визуально- колориметрический);
- анализ и сравнение результатов;
- обобщение информации из литературных источников.
Каждый водный источник имеет свою историю. В пресноводной экосистеме по истечении определенного времени происходит нарушение баланса. Постепенно происходит процесс образования органических веществ за счет отмирания водных растений и животных. Они интенсивно накапливаются на дне в виде ила. Водоем постепенно мелеет. Растения, которые росли по берегам, постепенно распространяются к центру и занимают все большую площадь. Со временем водоем заростает. Изменения в водной экосистеме влияют на качественные показатели воды.
Из дополнительной литературы узнала, какие качественные показатели воды можно исследовать несложными методами в полевых и лабораторных условиях.
По требованиям ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок нефтепродуктов, масел, жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза. Пленки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоема и нередко являются токсичными.
Прозрачность и мутность воды определяется по ее способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Прозрачность воды в зависимости от степени загрязнения по сезонам колеблется в пределах : зимой 2-35 см, весной 4-35 см, летом 10-40 см.
Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения — веществ, которые вымываются из почвы и придают окраску воде от желтой до коричневой.
Вода пресных природных водоемов не имеет вкуса и запаха. Привкусы и запахи в воде могут появиться в результате развития некоторых водорослей, а также за счет разложения органического вещества.
В природных водах рН колеблется от 6,5 до 9,5. Норма 6,5- 8,5. Если рН воды водных объектов ниже 6,5 или выше 8,55, то это указывает на ее загрязнение сточными водами. Наиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества, а щелочными — подземные воды, богатые бикарбонатами.
Используя эту информацию о качественных показателях воды пресноводных экосистем провела исследования воды трех водных объектов в окрестностях поселка Осаново.
Исследования проводились летом в июле 2018 года. Объекты исследования — два водоема « Лебединый» и « Леснический», названия которых дошли до нас из 60-х годов прошлого столетия и озеро « Голубое». ( приложение 2, 3, 4).
Водоемы находятся в черте поселка, озеро в километре от него. Объекты не подвержены антропогенному влиянию, удалены от оживленного движения и от строительных объектов.
Все три объекта искусственного происхождения. Водоемы вырыты в лесном массиве с противопожарной целью. Озеро появилось в1977 году на месте выработанных торфяников с целью организации зоны отдыха.
Наблюдается естественное изменение водных объектов- заростание, обмеление.
В ходе обследования объектов методом наблюдения составила их характеристику.
Характеристика дна .
Водоем « Лебединый» - заилено-песчанное дно.
Водоем « Леснический» - песчанное дно.
Озеро « Голубое» - песчанное дно, местами торфяное из-за остатков торфяных почв.
Родников на дне нет.
Характеристика берега и прибрежной зоны.
Берега пологие. Травяной покров не нарушен.
Древесная растительность сплошная. На « Лебедином» водоеме — ольха, осина, корьяжник. На « Лесническом» водоеме — береза, сосна. На озере — береза, рябина.
Прибрежно-водная растительность образует сплошные полосы.
На озере представлена осоками,рогозом, стрелолистом, незначительно камышом. ( исключая зону купания).
На « Лебедином» водоеме- осока.
На « Лесническом» водоеме — кувшинки, стрелолист, рогоз, осока.
Водная растительность и животный мир.
Взятые пробы воды ( приложене 7. 8, 9 ) показали, что водная растительность разнообразнее в водоемах, чем в озере. Под электронным микроскопом рассмотрела водоросли : хлореллу, вольвокс, спирогиру. ( приложени 16, 17).
На поверхности водоемов обнаружила ряску, в толще воды — роголистник, рдест. В озере у прибрежной полосы водорослей обнаружила меньше. Это объясняется тем, что водоемы по происхождению старше озера и по размеру меньше, поэтому водная растительность их имеет большую плотность.
Сачком пробовала зачерпнуть со дна ил и рассмотрела его содержимое. ( приложение 12, 13, 15). Обнаружила личинку ручейника, мотыля. С поверхности воды захватила водомерку. В водоемах большое количество зеленых лягушек, они мне даже позировали ( приложение 14).
Собираясь в экспедицию по обследованию водных объектов, я собрала снаряжение: метровую линейку, сачок, делительный цилиндр, пробирки, блокнот, ручку, фотоаппарат. ( приложение1)
Определение показателей качества воды
1.Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.
Метод контроля- визуальный.
Объект наблюдения | Характеристика загрязнения | Баллы |
Водоем « Лебединый» | Отсутствие пятен и пленок | 0 |
Водоем « Леснический» | Отсутствие пятен и пленок | 0 |
Озеро | Отсутствие пятен и пленок | 0 |
Примечание: 1 балл — если есть отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды;
2 балла — пятна и серые пленки;
3 балла — отдельные примазки нефти, масла на берегах и прибрежной растительности;
4 балла — нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности воды.( ГОСТ)
Вывод: Водоемы соответствуют ГОСТам и не содержат загрязнений
Методика определения с помощью метровой линейки.( 1 способ)
На конце линейки прикреплен красный флажок. Опускаем линейку в воду до тех пор, пока виден флажок. Затем фиксируем на линейке глубину видимости в сантиметрах. ( приложение5)
Результаты: Прозрачность воды водоема « Лебединый» -45 см.
Прозрачность воды водоема « Леснический» -50 см.
. Прозрачность воды озера — 57 см.
Методика определения с помощью делительного цилиндра . (2 способ)
а) Взяла мерный цилиндр и наполнила его водой до 20 см.
б)Пробуем читать газетный текст на расстоянии 4 см от дна цилиндра, глядя на текст сквозь воду. ( приложение 6).
в) Если текст невозможно прочитать, сливаем воду до тех пор, пока это будет возможно.
г)Высоту столба воды измеряем линейкой и выражаем прозрачность воды в сантиметрах.
Результаты: Водоем « Лебединый» - прозрачность воды 8 см.
Водоем « Леснический» - прозрачность воды 10 см.
Озеро — прозрачность воды 12см
Вывод: На прозрачность влияют взвешенные в воде различные вещества ( в том числе и планктон) и цвет воды. Чем больше цвет приближается к голубому, тем прозрачней вода,в воде с желтоватым оттенком прозрачность уменьшается. Вода водоема « Лебединый» содержит больше планктона и дно у него илистое.Водоем мельче других, лучше прогревается, а с повышением температуры прозрачность тоже уменьшается. Водоем « Леснический» имеет песчанное дно, более глубже, поэтому и вода прозрачней. Озеро менее заросшее, водная гладь больше, глубина достигает до двух метров, поэтому прозрачность воды выше.
Определяла в лабораторных условиях. Использовала таблицу и следующий метод. В пробирку наливаем 8-10 мл исследуемой воды и сравниваем с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Цветность выражается в градусах. ( приложение 10, 11).
Окрашивает сбоку | Окрашивает сверху | Цветность |
Нет | Нет | 0 |
Нет | Едва заметное бледно-желтоватое | 10 |
Нет | Очень слабое желтоватое | 20 |
Едва уловимое бледно- желтоватое | Желтоватое | 40 |
Более заметное бледно-желтоватое | Слабое желтое | 50 |
Очень бледно-желтое | Желтое | 100 |
Бледно-зеленоватое | Интенсивно-желтое | 150 |
Результаты:
Объект наблюдения | Окрашивание сбоку | Окрашивание сверху | Цветность |
Водоем « Лебединый» | Нет | Очень слабое желтое | 20 |
Водоем « Леснический» | Нет | Очень слабое желтое | 20 |
Озеро | Нет | Едва заметное бледно-желтоватое | 10 |
Вывод: В воде водоемов содержатся гуминовые органические кислоты, образующиеся при неполном разложении в воде органических веществ, т. е. процесс минерализации проходит неполностью. Это связано с жизнедеятельностью микроорганизмов, населяющих водоемы. В озере процесс минерализации проходит быстрее.
Метод определения: закрывают пробирку с водой пробкой, интенсивно встряхивают, затем открывают пробирку и осторожно нюхают.
Интенсивность запаха определяют по пятибалльной шкале:
0- запаха нет;
1- очень слабый ( чувствуется, что есть , но определению не поддается)
2 — слабый;
3 — заметный;
4 -отчетливый;
5 — сильный.
Результаты: Водоем « Лебединый» - запах очень слабый — 1 балл
Водоем « Леснический» - запах очень слабый — 1 балл
Озеро - запаха нет — 0 баллов
Вывод: Запах воды в водоемах объясняется малой глубиной водоемов, скоплением водорослей и заиливанием дна.
Определение среды воды проводила в лабораторных условиях: индикаторную бумажку смачиваем исследуемой водой и ее цвет сравниваем со стандартной бумажкой цветной индикаторной шкалы. ( индикатор универсальный)
Результаты.
Объект наблюдения | рН | Реакция среды |
Водоем « Лебединый» | 6,5 ( зеленовато-желтый цвет индикатора) | Слабо кислая |
Водоем « Леснический» | 6,5 ( зеленовато-желтый цвет индикатора) | Слабо кислая |
Озеро | 7 ( желтовато-зеленый цвет индикатора) | Нейтральная |
Вывод: Наиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества. Вода водоемов имеет кислую среду за счет наличия большого количества ила и частичного заболачивания.
Результаты исследования подтверждают ,что показатели качества воды в водных объектах зависят от естественных изменений в экосистеме: обмеления, заростания, заболачивания водоемов. По сравнению с озером, нарушение баланса экосистемы водоема происходит быстрее. Показатели качества воды в них ниже, чем в озере.
На основании практических исследований я пришла к выводу, что:
- по моим наблюдениям вода в озере пригодна для купания, но требуется еще химический анализ воды;
- наблюдается заростание водоемов;
В перспективе можно рассмотреть определение уровня загрязнения водоемов по биологическим показателям.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За еду птицы готовы собирать мусор
Белый лист
Тупое - острое
Почта
Цветок или сорняк?