Можно ли утверждать, что фольклор не потерял свою актуальность? Какие жанры фольклора популярнее других? Что известно о фольклоре моим сверстникам? Эти вопросы легли в основу моего исследования «Фольклор нашего времени».
Проблема исследования: бытует мнение, что устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием.
Актуальность исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи, средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnyy_konkurs_issledovatelskih_rabot_uchashchihsya.docx | 33.15 КБ |
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 5»
Тема:
«Умей дело делать, умей и позабавиться. Фольклор нашего времени»
Образовательная область- «Все обо всем»
Автор: Дудка Мария
2 «а» класс
Руководитель: учитель начальных классов Сергеева Нонна Викторовна.
2020 г.
Аннотация
С наступлением эпохи современных технологий устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием, но до сих пор мы используем в своей речи поговорки и пословицы, рассказываем младшим братьям и сестрам сказки и поем колыбельные. В Домах Культуры проходят выступления фольклорных ансамблей, и даже проводятся ежегодные фестивали народной песни. Фольклор – это особая область народной культуры, отражающая многовековой исторический и социальный опыт человеческой жизни.
Можно ли утверждать, что фольклор не потерял свою актуальность? Какие жанры фольклора популярнее других? Что известно о фольклоре моим сверстникам? Эти вопросы легли в основу моего исследования «Фольклор нашего времени».
Проблема исследования: бытует мнение, что устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием.
Актуальность исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи, средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.
Пути решения проблемы:
Результаты:
1. Выяснено, что устное народное творчество остается актуальной частью современной жизни.
2. Школьное и дополнительное образование помогает распространению народной культуры и устного народного творчества.
Выводы: Фольклор - часть нашей речи и устного творчества, средство выражения мыслей и чувств в обыденной жизни, а также источник вдохновения даже в современной технологичной жизни.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Что такое фольклор?
2.2. Жанры фольклора
2.3. Фронтовой фольклор
2.4. Самостоятельная исследовательская работа
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Что такое фольклор для современного человека? Это песни, сказки, пословицы, былины - творчество наших предков, которое создавалось и передавалось из уст в уста когда-то давно, а теперь осталось в виде красивых книжек для детей и репертуара этнографических ансамблей.
Говорят, что "фольклор" в нашем привычном понимании умирает – это не так. Мы все еще верим в приметы и суеверия – это знание не зависит ни от уровня образования, ни от возраста. Часто, мы напеваем себе «под нос» песни, которые знаем с детства от бабушек, и используем в нашей речи пословицы и поговорки, не потерявшие своей мудрости и глубины.
Какую часть современной жизни занимает фольклор? Стоит ли говорить об актуальности произведений народного искусства в век компьютерных технологий? «Умей дело делать, умей и позабавиться» - знают ли одноклассники народные забавы и умеют ли забавляться?
Мне стали интересны эти вопросы.
Актуальность исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи, средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.
Цель: выяснить, какова роль фольклора в современной жизни и степень популярности фольклорных жанров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы:
Пути решения проблемы:
Оригинальность и новизна работы заключается в том, что сделана попытка раскрыть смысл пословицы «Умей дело делать, умей и позабавиться»
через произведения устного народного творчества.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к устному народному творчеству, что может изменить их отношение к досугу
2. Основная часть
Интерес к фольклору у меня появился на занятиях в хореографической студии. Я и другие воспитанницы занимаемся исполнением танцевальных номеров под народную музыку. Там я впервые прислушалась к распевным мотивам и точным рифмам русских народных песен, которые вдохновили меня познакомиться поближе с устным народным творчеством.
А мама рассказала мне о фольклорном этнографическом коллективе «Зарайчаночка», который работает на базе Летуновского Дома культуры. Мне очень захотелось посмотреть их выступления!
На уроках литературного чтения я снова столкнулась с темой фольклора. «Словесные забавы» - так назывались наши уроки. Мы разбирали пословицы, поговорки. Загадывали друг другу загадки, играли в игры со словом! Многие мои одноклассники столкнулись с этим материалом впервые, а я решила расширить свои знания на эту тему внеклассным исследованием и познакомить с ним друзей. Я считаю, что фольклор – это часть нашей жизни, нашего искусства и знание о нем нужно расширять.
Советская историческая энциклопедия дает такое определение слову «фольклор»: совокупность различных видов и форм массового устного художественного творчества одного или нескольких народов. Термин введен в 1846 году английским археологом Уильямом Джоном Томсом.
На протяжении времени в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — «устная словесность», «устное поэтическое творчество». Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор), творчество малых групп — объединенных общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам.
Под устным понимается художественное, коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, идеалы, принципы: поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол). Важнейшей особенностью фольклора является его традиционная направленность на устный способ передачи информации. Носителями являлись крестьяне
2.2 Жанры фольклора
В фольклоре три рода произведений: эпические, лирические и драматические. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).
Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.
Малый жанр устного творчества. Представляет собой иносказание, требующее разгадывания. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например, «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.
Пословица — изречение в виде предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»). Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение («коса — девичья краса»). Пословицу и поговорку относят к малым фольклорным жанрам. Поговорка не просто описывает какие-либо стороны жизни, но и содержит народную мудрость («в тесноте, да не в обиде»), которая в поговорке выражена менее явно, чем в пословице. Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц. Русский народ говорит: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
Эпическое, прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. В сказке вымышленный сюжет. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. Сказки делят на:
Это короткая фраза с усложнённым произношением. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные звуки (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания звуков. Зачастую содержат рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
Музыкально-поэтический жанр фольклора. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.
Это древнерусские эпические пecни-cкaзaния, воспевающие подвиги богатырей 11 – 16 веков. B них отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, a их основными приметами стали патриотизм и жизнерадостность. Былины отразили славную историю Киевской Руси. Они донесли до нас имена Владимира Святославовича, Владимира Moнoмaxa, Добрыни, Алеши Поповича, Ильи Mypoмцa, Садко, половецких и татарских ханов Tyгopкaнa и Батыя.
Короткие рифмованные песенки, состоящие из 2- 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Частушка появилась в XIX веке и откликалась на самые разные события. Основная тема – любовная. Главные герои – молодые люди, юноши, девушки. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушках подсмеивались. В XX веке появились частушки на социально-политические темы.
2.3. Фронтовой фольклор
Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка. Фронтовой фольклор – это живое солдатское слово. В нем соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам. Песни и частушки, сказки и легенды, пословицы и поговорки военного времени – ценный исторический документ. «И русский говорит «гут», когда немцы бегут», «Чем глубже в лес, тем хуже для эс-эс», «К нам на танках, а от нас на санках», - говорили на Западном фронте осенью 1942 года. «МИМОметчик» - шутливое прозвище неудачливого бойца.
Эх, частушка, ты частушка, Слово каждое – снаряд: Бьёт фашистов по макушкам, Помогает воевать. Ты припой, припой частушки, Гармонист, ударь из пушки, Сталинградский перебор – Смертный с фрицем разговор |
Чтобы выяснить, какие фольклорные произведения известны в нашем Зарайском крае, мы с мамой обратились к жителям деревень Летуново, Дятлово, Саблино и Большие Белыничи нашего городского округа. Удалось собрать интересный фольклорный материал, который включает в себя приметы, пословицы и поговорки, частушки и колыбельную.
Ой, да как наш Яшка
Во новой рубашке
Во новых сапожках,
Да в руках гармошка!
Ой, да как наш Яшка
Идет без рубашки,
Пропали сапожки,
Нету и гармошки!
Ой, как ходит котик
По завалинке. Баю-бай!
Да мурлычет сказочку
Нашей Валеньке. Баю-бай!
А котик наш рыженький
да веселенький. Баю-бай!
Котик, с моей доченькой
Поиграй! Баю-бай!
Одеяльцем Валечку да укрой!
Баю-бай!
Чтоб не дуло доченьке
Дверь закрой! Баю-бай!
Расскажи ей сказочку,
Песню спой. Баю-бай!
Шарубина Мария Андреевна-собирательница фольклора Зарайского края
Фольклорный этнографический коллектив «Зарайчаночка»
На базе сельского Дома культуры в деревне Летуново существует фольклорный этнографический коллектив «Зарайчаночка», с участниками которого я провела интервью.
- Как давно существует «Зарайчаночка»?
В 1981 году организацией коллектива занялась Заслуженный работник культуры РФ Васильева Раиса Филипповна, а два года назад 23 сентября прошел первый фестиваль народного творчества «Зарайчаночка».
- Почему возникла идея создания такого коллектива?
Фольклор – это наше культурное наследие, которое нужно передавать из поколения в поколение. Кому, как не сценическим коллективам распространять устное народное творчество, а на массовых мероприятиях и фестивалях мы находим своего зрителя и передаем им эту часть русской народной культуры посредством выступлений.
- Какие фольклорные жанры вы используете в своих выступлениях?
Мы поем разные народные песни: хороводные, шуточные, плясовые, обрядовые, колыбельные песни, частушки, колядки.
- Приведите пример хороводной песни
Пошла млада по воду
Пошла млада по воду,
Пошла млада по воду,
По воду, по воду,
По воду, по воду.
Взяла в руки по ведру,
Взяла в руки по ведру.
Коромысло на плечо,
На плечо, на плечо.
Мил целует горячо,
Горячо, горячо.
Дай-ка, Любушка, испить!
Ой, испить, да испить.
Дозволь мне тебя любить!
Ой, любить, да любить.
Пошла млада по воду,
Пошла млада по воду,
По воду, по воду,
По воду, по воду.
Очутилась в городу.
В городу, в городу.
Социологический опрос
Последним этапом моего исследования стало проведение социологического опроса среди моих одноклассников.
На классном часе на тему «Умей дело делать, умей и позабавиться» мы обсудили результаты опроса. Учитель помог раскрыть нам смысл пословицы и предложил на переменках играть в народные игры, словесные забавы. Мы попробовали! Это оказалось очень увлекательно!
3.Заключение
В ходе работы было выяснено, что устное народное творчество остается актуальной частью современной жизни в виде пословиц, поговорок и загадок. Самыми известными пословицами и поговорками среди моих ровесников стали: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «У страха глаза велики», «Без труда не выловишь рыбку из пруда» и «Семь раз отмерь – один отрежь». Почти всем моим одноклассникам нравится разгадывать загадки.
Большинство моих ровесников познакомилось с народными сказками и небылицами на уроках литературного чтения, а с народными песнями – на уроках музыки. На досуге ребята научились играть в народные игры, словесные забавы.
Школьное и дополнительное образование помогает распространению народной культуры и устного народного творчества.
Кроме этого, особое место в культурной жизни нашего края занимает песенный фольклор. Ежегодно проводимый фестиваль народного творчества «Зарайчаночка», основанный собирательницей и исполнительницей фольклора Р. Ф. Васильевой, помогает заинтересовать молодое поколение народной культурой, ведь помимо устного творчества в программе фестиваля существуют прикладное творчество, обряды и народные танцы. Взаимосвязь устного фольклора и танца прослеживается и в моей жизни, так как я принимаю участие в постановке и исполнении народных танцев в образцовом хореографическом коллективе «Надежда».
Фольклор остается средством выражения мыслей и чувств в нашей жизни, а также является источником вдохновения для творческих коллективов. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к устному народному творчеству, что может изменить их отношение к досугу.
4. Список использованной литературы
Денис-изобретатель (отрывок)
За еду птицы готовы собирать мусор
Разлука
Военная хитрость
Цветок или сорняк?