Я выбрал тему: «Удивительное «Зерцало мудрости»», потому что, прочитав эту книгу, познакомившись с удивительным человеком, задумался о простых, но очень важных вещах. Нашему обществу не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков.
Вложение | Размер |
---|---|
историческое краеведение 4 место | 900.85 КБ |
Республиканский детско-юношеский центр туризма и краеведения
V республиканские Давыдовские краеведческие чтения
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Ж. Жанаева»
Номинация
«Историческое краеведение»
Выполнил: Сультимов Буянто,
учащийся 4 «в» класса МБОУ «Хоринская
СОШ №1 им. Д. Ж. Жанаева»
с. Хоринск ул. Хоринская, 18
Руководитель: Мухагшанова
Энгельсина Геннадьевна
Эл. адрес: meg1962@mail.ru
2016г.
Оглавление
Актуальность темы исследования
Я выбрал тему: «Удивительное «Зерцало мудрости»», потому что, прочитав эту книгу, познакомившись с удивительным человеком, задумался о простых, но очень важных вещах. Нашему обществу не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков.
Проблема исследования - каким образом может повлиять на воспитание молодёжи данная книга?
Объект исследования - жизненный путь удивительного человека.
Предмет исследования - биография Эрдэни Хайбзун Галшиева
Цель исследования: изучить жизненный путь Эрдэни-Хайбзун Галшиева
Гипотеза: считаю возможным предположить, что благодаря прочтению этой книги, повысится уровень воспитанности, сознательности и патриотизма…..
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Результат исследования: Он доступным языком рассказывает о поступках, о жизни. Подводит читателей к их правильному решению, не заставляя его. Эти наставления есть пример жизни.
Источники исследования: книга «Зерцало мудрости – Бэлигэй толи»
Введение
На каникулах к нам в гости приехал мой убгэн аба Доржо Норбосампилович подарил мне книгу Эрдэни–Хайбзун Галшиева «Зерцало мудрости – Бэлигэй толи». Эта книга очень меня удивила и обрадовала. «Кто такой Эрдэни Хайбзун Галшиев, написавший такую удивительную книгу?»- вот первый вопрос, который у меня возник и второй вопрос: почему книгу так назвали? Ведь на свете существует очень много умных книг…
Буддийская традиционная Сангха России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым учредила в 2011 году ежегодную национальную премию в области литературы имени Э.-Х. Галшиева. Премии удостаиваются лица, внесшие существенный вклад в философию буддизма, бурятскую литературу и развитие буддийской культуры народов России.
Основная часть
Биография
Я внимательно прочитал биографию Э. Х. Галшиева и был очень удивлен, тем, что он, оказывается, родился в селе Орот Кижингинского района, где проживают мои бабушка и дедушка. В самом селе построен, оказывается дуган – музей в честь 160 – летия со дня рождения Э. Х. Галшиева.
Эрдэни Хайбзун Галшиев родился в 1855 году, свыше десяти лет находился в Лхасе, изучая буддизм. И получил там один из высших буддийских ученых степеней – доромбо в монастыре Брайбун на факультете гоман. Летом 1897 года он возвращается на родину. Распространен рассказ о том, как на обратном пути из Лхасы Э.-Х. Галшиев вызвал на диспут ученых лам монастыря Лаврана. И этот «обмен мнениями» продолжался в течение трех дней. В конце концов, настоятель монастыря будто заявил, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью».
Это был человек и монах необыкновенной силы, он обладал сверхъестественными способностями: предсказывал будущее, мог летать и растворять свое тело в воздухе. Но эти способности не демонстрировал людям, считая, что духовные заслуги намного выше тантрических упражнений. Э-Х. Галшиев строго соблюдал образ жизни цанитских лам, которые были всецело заняты изучением догматики и теории буддизма.
Поездка в Кижингинский район с. Орот.
На каникулах я побывал в музее – дугане и очень много узнал нового об этом знаменитом человеке.
В память об этом удивительном человеке на его родине воздвигнуты два субургана: Субурган «Жанчуб». Расположен в местности Хасуртай. Открытие состоялось 20 сентября 2008 года. Этот субурган является одним из самых основных восьми субурганов построенных в честь учения Будды. Основная цель которого, встреча и проводы гостей и местных жителей и пожелание им удачи, благополучия, добра и белой дороги.
Субурган «Даша - Гомоон»
Открытие состоялось 11 июля 1995году. Отмечая выдающиеся заслуги дооромбо ламы Эрдэни – Хайбзун Галшиева в просветительской деятельности, постановке буддийского философского образования в Бурятии и как автор выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы «Зерцало мудрости».
Расположена эта площадка на горе Губээ. Губээ – место поклонения Будде Медицины. Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверья, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы излечиться от всех болезней.
Об Оротском аршане как о целебном источнике впервые упомянул Эрдэни Хайбзун-Галшиев. Он по собственной инициативе, используя только ему известные молебны и приемы, определил, что Оротский целебный источник – аршан полезен от многих болезней.
Встреча с жителями с. Орот
Очевидцы преклонных лет рассказывают также о той скромной жизни, которую вел Э-Х. Галшиев в Кодунском дацане. Жил он в маленьком, неказистом домике, не обставленном дорогими вещами и утварью, даже божница была скромной и небольшой. Бытование подобных рассказов, по- видимому, объясняется тем, что будничная жизнь Э-Х. Галшиева была не совсем обычной по сравнению с образом жизни других лам высшего звания. В то же время на основании подчеркнуто скромной жизни Э-Х. Галшиева можно сказать, что подобным образом он в известном смысле, в рамках требований духовного обета, выражал свое человеколюбие, мысль о равенстве людей, независимо от их имущественных и должностных рангов. Об этом он неоднократно подчеркивает в своих сочинениях.
«Зерцало мудрости -– Бэлигэй толи»
Отвечая на второй вопрос, я узнал, что «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам», по-монгольски: «Хойорйосон-у абахуогуруху-йиугулэгчибилиг-ун теши хэмэг-дэху», по-тибетски: «лугегньис-гьиблан дор брджод-па шес-раб мелонгшес-бьа-ба». Под двумя законами — тиб. луге ньис — имеется в виду два рода нравственных закона - мирской и духовный. Сочинение было написано сначала на монгольском, а затем и на тибетском языке. Читая книгу, я увидел, что в этой книге как в зеркале отражаются все деяния человека. Не только хорошие, но и плохие поступки. И это опыт многих поколений наших предков. Читая, можно многому научится, и можно избежать многих ошибок. Здесь затронуты все стороны нашей жизни.
Например: …….Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность, наделённую свободным совпадением обстоятельств, и знай, она достигается изредка. Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.
Значит, ты должен выбрать для себя самого жизненный путь: путь добродетели или путь греха, а смерть - это жизненный венец. Каждый человек волен придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими. Это есть проявление толерантности.
Заключение
Таким образом, я, в ходе исследовательской работы, познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому, о религии, духовных идеалах, моральных нормах своих предков. Вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Я узнал о великой силе нравственности. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Давайте подумаем, как ею правильно распорядиться. Я считаю, что эта книга должна стать настольной книгой для всех нас.
Литература
Улан-Удэ: Домино, 2012г
Приложение
«Музей -дуган»
Лупленый бочок
Прекрасная арфа
Снегири и коты
Если хочется пить...
Как зима кончилась