Использование технологии проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов.
Вложение | Размер |
---|---|
v._klykov.pptx | 2.62 МБ |
v._klykov.docx | 39.8 КБ |
individualnyy_proekt_1.docx | 38.39 КБ |
Слайд 1
«Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз. Я люблю твои дали степные, Всю Россию родную люблю я до слез, А мой Курск – это трижды Россия» Г. УстиноваСлайд 2
Цель проекта: - показать, что жизнь и деятельность нашего земляка Вячеслава Михайловича Клыкова представляет собой образец высокой духовности и нравственности Задачи: - Изучить православные мотивы в творчестве В. Клыкова - Проследить основные направления в его творчестве - Способствовать сохранению памяти о нашем земляке-курянине В. Клыкове - Собрать фотоматериал, посвященной тематике Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими моментами : - недостаточными знаниями в области краеведения, истории искусства нашего края; - значением краеведения и искусства для интеллектуального и нравственного уровня школьников; - низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе. – скульптуры Клыкова, посвященные православной тематике, формирующие систему ценностей в жизни каждого школьника. Предмет исследования : скульптуры Вячеслава Клыкова, посвященные православной тематике, формирующие систему ценностей в жизни каждого школьника Методы исследования : 1. Анализ научной литературы по различным вопросам проблемы. 2. Хрестоматия, справочники. 3. Изучение биографии В. Клыкова. 4. Посещение музея Вячеслава Михайловича Клыкова. 5. Экскурсии. При написании работы я посчитала обязательным для себя посетить места нашей области, связанные с темой работы (скульптурные памятники В. Клыкова). 6. интернет-ресурсы .
Слайд 3
«Оставь на время град, в заботах погруженный, Склонись под тень дубрав; здесь ждет тебя покой. Под кровом сельского Пената , Где все красуется, все дышит простотой…» Ф.И. Тютчев
Слайд 4
Благодатию Своею, Мати Божия, спаси, Образ Твой сердечки греет В каждом доме на Руси . Памятный знак в честь иконы Курской Коренной Божией Матери «Знамение»
Слайд 5
«Не в силе Бог, а в правде» А. Невский Памятник Александру Невскому в Первомайском парке
Слайд 6
Памятный знак, посвященный Святому Преподобному Феодосию Печерскому Выполнен в виде барельефа.
Слайд 7
Памятник последнему императору России Николаю II .
Слайд 8
Один из немногих памятников четырежды Герою Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. На мемориале «Курская дуга». Он образует символическое триединство Георгиев – Георгий как великомученик (храм), Георгий-герой, убивший змия (статуя Георгия Победоносца) и Георгий-победитель (памятник Жукову).
Слайд 9
Наверное, нам всем нужно научиться ценить по-настоящему то, что есть у нас с рождения…
Слайд 10
Закатный свет, молитвенные зори, Моя Земля и мир, что так любим. Любил его и ясный Чудотворец, Святитель преподобный Серафим. Памятник Серафму Саровскому (Курская Коренная Пустынь)
Слайд 11
В Черемисиновском районе в селе Покровское, на берегу маленькой речушке Тим стоит скульптура Серафима Саровского
Слайд 12
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник по проекту «Воссоединение». Автором этого памятника является сын Клыкова – Андрей, и в этом прослеживается преемственность поколений.
Слайд 13
Памятник архимандриту Ипполиту в пейзажном парке усадьбы князей Барятинских Марьино
Слайд 14
Поклонный крест Всем известный 12- метровый Поклонный крест, к которому так любят ездить свадебные кортежи, установлен у дороги у села Красная Поляна Черемисиновского района Курской области летом 2002г. Именно там находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой ногайцев Большого Улуса. Это сражение скульптор считал незаслуженно забытым.
Слайд 15
Старая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Мармыжи (в годы оккупации 1942)
Слайд 16
Духовная жизнь не может быть украдена – она бессмертна.
Слайд 17
Не забыт Клыков в Курской области: 20 июня 2008 года на станции Мармыжи , в одном из бывших станционных одноэтажных строений, расположился музей В.М. Клыкова, филиал Курской областной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.
Слайд 18
В день рождения знаменитого скульптора-земляка традиционно проводятся « Клыковские чтения»
Слайд 19
Несравненный дар – могучая стойкость души. С нею в жизни ничего не страшно
Слайд 20
«Что хочу - облюбую, А что не хочу - недостойно погони». Казалось, не глину он мнет голубую, А душу живую берет он в ладони.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 имени дважды Героя Советского Союза А.Е. Боровых " г. Курска
индивидуальный проект
Православные мотивы
в творчестве Вячеслава Клыкова
Автор работы:
Гаврилова Валерия
Ученица 9Б класса
Руководитель:
Щепина Евгения Ивановна,
учитель предмета «Искусство»
Курск, 2020г.
Содержание.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Скульптуры в Курске.
2. Скульптуры Клыкова в Курской области.
3. Наследие Клыкова.
III. Заключение.
Литература.
Цель проекта:
- показать, что жизнь и деятельность нашего земляка Вячеслава Михайловича Клыкова представляет собой образец высокой духовности и нравственности
Задачи:
- Изучить православные мотивы в творчестве В. Клыкова
- Проследить основные направления в его творчестве
- Способствовать сохранению памяти о нашем земляке-курянине В. Клыкове
- Собрать фотоматериал, посвященной тематике
Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими моментами:
- недостаточными знаниями в области краеведения, истории искусства нашего края;
- значением краеведения и искусства для интеллектуального и нравственного уровня школьников;
- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
Предмет исследования – скульптуры Клыкова, посвященные православной тематике, формирующие систему ценностей в жизни каждого школьника.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по различным вопросам проблемы.
2. Хрестоматия, справочники.
3. Изучение биографии В. Клыкова.
4. Посещение музея Вячеслава Михайловича Клыкова.
5. Экскурсии. При написании работы я посчитала обязательным для себя посетить места нашей области, связанные с темой работы (скульптурные памятники В. Клыкова).
6. интернет-ресурсы.
Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз.
Я люблю твои дали степные,
Всю Россию родную люблю я до слез,
А мой Курск – это трижды Россия.
Г. Устинова
I. Вступление.
Есть такая Евангельская притча: Господь Бог, для того чтобы сделать благо людям, посылает им Избранного, который, действуя, как закваска для теста, изменяет, улучшает все вокруг, объединяет современников, служит примером, заражает духовностью, благородством, энергией – пробуждает общество. Мне кажется, смысл этой притчи применим к Вячеславу Михайловичу Клыкову.
Вячеслав Михайлович создал более 250 памятников, посвященных знаменитым людям России. Многие из них известны не только в пределах нашей страны. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Сам Клыков был глубоко Русским человеком и посвятил всю свою жизнь и творчество возрождению Русского народа.
II. Основная часть.
Родился Вячеслав Клыков в селе Мармыжи Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968 г., получив специальность скульптора-монументалиста.
Среди работ скульптора:
Что же давало ему силы, вдохновляло на новые и новые свершения? Это она, его «малая родина», затерявшееся в курских степях селение Мармыжи, весь Курский край, любимый им до самозабвения. Он часто бывал в Мармыжах, Курске и области, никогда не порывал связи с земляками, которыми гордился, среди которых у него много друзей. Побывать на родине для него значило все равно что живой водой омыться. Здесь он строил храм Покрова Пресвятой Богородицы (его дар Мармыжам), сооружал памятники, организовывал Крестные ходы, проводил соборы, фестивали, конференции. Вот уж поистине «кровная, смертная связь» с родной землей, по словам великого Рубцова, преклонение перед ее красотой и святостью. Когда вглядываешься в работы Клыкова, невольно проникаешься глубиной замысла творца. Разные лики родной земли (Клыков считал особенно важным месторасположение своих работ), события истории, народные традиции – все это ложилось в основу рождения нового произведения автора.
1. Скульптуры в Курске.
На улице Сонина, находится памятный знак в честь иконы Курской Коренной Божией матери «Знамение». Представляет он собой бетонную арку, которая держит изображение иконы Божией Матери. Установлен памятный знак напротив Дома офицеров в сентябре 1995 года и сейчас это одно из любимых мест посещаемых молодоженами и туристами.
Памятник Александру Невскому в Первомайском парке.
С ним не все так просто: пропорции меча, стяга, который сам князь никогда не брал в руки (это обязанность специального воина) и самой фигуры нарушены. Скульптор не в первый раз создал памятник, не согласуясь с исторической действительностью, воспринимая прошлое лишь как фон для своих произведений. Александр, прозванный за победу над шведами на реке Неве в 1240 году «Невским», в Курске никогда не был. Курский стол (центр курского княжества) к тому времени совсем пришёл в упадок: разорённый монголами в 1238 году, он смог дотянуть до очередного военного разгрома в 1280-ом, а потом и вовсе скрылся из упоминаний известных летописей. В это нелёгкое время молодой князь отбивается от шведов, немецких рыцарей, татар, литовцев. Некогда единое культурное и экономическое пространство Южной и Северо-восточной Руси исчезает на глазах современников Александра. Маневрируя между монголами и древнерусской элитой, князь пытается хоть как-то сохранить Новгород в виде самостоятельной политической единицы и идёт на жертвы: усмиряет бунты против монгольских сборщиков дани, ездит в ставку хана в Каракорум, где однажды получает в своё владение Юго-восточные княжества Руси, в том числе и город Курск, но фактически отказывается от нового приобретения и борется за Владимирское княжество. Невский так и останется в российской истории «двуглавым» князем – одна голова повёрнута на Запад в ожидании очередной угрозы, другая следит за горизонтом на Востоке.
Памятник был воздвигнут по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и кавалеров военного ордена Александра Невского. Открытию памятника в октябре 2000г. предшествовало переименование одной из центральных улиц и одной школы Курска (в августе 1999г. и феврале 2000г.) в честь Александра Невского.
17 сентября 2000 года в Курской православной гимназии на улице Маяковского состоялось открытие памятного знака, посвященного Святому Преподобному Феодосию Печерскому. Памятный знак, выполнен в виде барельефа.
Феодосий третьим (после Бориса и Глеба) был причислен к лику святых на Руси. Он впервые на Руси ввел монастырский устав, считается основателем русского монашества.
Преподобный Феодосий родился около 1008 года в селе Васильеве в окрестностях Курска. Детство и юность будущего подвижника прошли в Курске, куда вскоре после его рождения переехала семья. Известно, что Феодосий, с детства стремившийся к монашеской жизни, ушел из дома в 1032 году, принял постриг в Киеве.
Памятник последнему императору России Николаю II. Установлен в 2003г. в северо-западном районе города, на том месте, где царь в 1902 году командовал парадом. Летом 1902 года под Курском проводились большие военные учения, с численностью войск более 90 тысяч человек. Это было не виданное по масштабам и воинской слаженности зрелище.
Курск переживал блистательные дни. По случаю приезда государя досрочно из Коренной пустыни была перенесена чудотворная икона «Знамение» Курская Коренная. Колокольный трезвон оповещал о приезде государя.
Триумфальная арка, расположенная в Курске, представляет собой часть ансамбля, посвященного битве за Курскую дугу во время Великой Отечественной войны. В общую композицию, кроме Триумфальной арки, входит пеший памятник великому полководцу Г.К. Жукову.
Один из немногих памятников четырежды Герою Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. На мемориале «Курская дуга» он образует символическое триединство Георгиев – Георгий как великомученик (храм), Георгий-герой, убивший змия (статуя Георгия Победоносца) и Георгий-победитель (памятник Жукову). Скульптура военачальника делалась по оригинальным снимкам из личного архива Жуковых.
Памятник знаменитой курской антоновке стоит в центре города на улице Ленина. Именно этот сорт яблока вот уже много лет является символом Курска. Поэтому, когда несколько лет назад в городе начали проводить конкурс общественного признания «Человек года», победителям в качестве награды стали вручать маленькие золоченые яблочки. Так что памятник получился вдвойне символичным. «Курская антоновка» стала одной из последних работ В. Клыкова. Мастер выполнил ее в 2004 году.
Для памятника, изготовленного из медного листа методом выколотки (то есть внутри он полый), в городе долго не могли найти места. Поначалу его хотели установить рядом с Курским государственным университетом, потом - рядом с Домом знаний. А установили на площади перед «Курскпромбанком», который, кстати, и выкупил скульптуру-символ у автора.
Открытие памятника приурочили к православному празднику преображения Господня, широко известного в народе под названием «Яблочный спас».
2. Скульптуры Клыкова в Курской области.
Памятник Преподобному Серафиму Саровскому в Коренной пустыни Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Свобода Курской области. Памятник установлен в центральной части монастыря, где не раз бывал преподобный. Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущем иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Отец Прохора – купец – владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий.
С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.
Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.
В Черемисиновском районе в селе Покровское, на берегу маленькой речушки Тим, у источника рядом с бывшим поместьем Маркова, построена купальня, а рядом – святой колодец, чуть подальше на пригорке стоит скульптура Серафима Саровского.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник по проекту «Воссоединение». Автором этого памятника является сын Клыкова – Андрей, и в этом прослеживается преемственность поколений.
В скульптурной композиции из бронзы запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, держащие в руках Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Процесс объединения проходил под покровом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В результате долгих и сложных переговоров с американской стороной в 2009 году чудотворный образ Царицы Небесной был доставлен из США на место своего обретения – в Коренную пустынь. Курянами было выполнено одно из условий – восстановлена главная святыня Коренной пустыни – место летнего пребывания иконы до революции – храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был воссоздан стараниями Попечительского совета и курян менее чем за три года. Открытие памятника приурочено к пребыванию на курской земле чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».
В пейзажном парке усадьбы князей Барятинских Марьино установлен памятник архимандриту Ипполиту.
Архимандрит Ипполит (Халин) (1928-2002), в недавнем прошлом настоятель Рыльского Свято-Николаевского монастыря. Старец Ипполит получил от Бога различные духовные дарования: дар прозорливости, дар целительства, дар чудотворений, дар утешения. Но самый главный дар, который изливался из него неиссякаемым потоком, — это дар всепокрывающей любви Божией. «Самый добрый батюшка на земле», эти слова сказал об отце Ипполите известный всероссийский духовник архимандрит Кирилл (Павлов).
Всем известный 12- метровый Поклонный крест, к которому так любят ездить свадебные кортежи, установлен у дороги у села Красная Поляна Черемисиновского района Курской области летом 2002г. Именно там находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой ногайцев Большого Улуса. Это сражение скульптор считал незаслуженно забытым.
Стоит отметить, что упоминания о битве курян с ордою ногайцев можно встретить не во многих источниках. По некоторым данным, она произошла 12 июля по новому стилю одновременно с Полтавским сражением в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Сведения о битве на Красной Поляне и даже сами формулировки в ее описании заимствованы из статьи известного курского краеведа начала XX века Р. Маркова «Голубец на Красной поляне», опубликованной в 1911 году в первом выпуске «Трудов Курской губернской ученой архивной комиссии». Посетив здешние места, Марков обнаружил следы давней битвы, в том числе «две ногайские кольчуги» и «железные наконечники от ногайских стрел, из коих два наконечника – с согнутым жалом». Тогда же он записал здесь со слов стариков красочную легенду. 29 июня 1709 года, в самый день Полтавской битвы, местными ополченцами и отрядом регулярных войск был разгромлен стан ногайской орды, возвращавшейся после набега на Ливенскую округу.
При этом был убит и обезглавлен некий «тогдашний Мамай» – татарский великан-богатырь, разъезжавший на особых «богатырских дрогах» со щитом в четыре пуда весом и в четырехпудовой же кольчуге. Его отсеченную голову и водрузили на голубце, установленном в память сражения. Со слов старожилов Марков подробно описал ход баталии, упомянув даже о том, как русские порубежники подавали друг другу сигналы, кукуя кукушкой, отчего и получил название холм Кукуй. К статье даже был приложен схематический план местности с точным указанием позиций татарских и русских войск.
Величественный белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи – место паломничества православных верующих не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.
Делом всей жизни Вячеслав Михайлович считал строительство храма на своей малой родине. Он возводил это красивейшее архитектурное сооружение, в основном, на свои средства, пожертвования местных жителей и спонсорскую помощь земляков. Попутно, собирая сведения о стоявшей некогда на этом месте и разрушенной в годы становления советской власти бывшей церкви, Клыков провел серьезную краеведческую работу, итогом которой стало памятное захоронение первых строителей храма Покрова Пресвятой Богородицы в с.Мармыжи, установление надгробного камня и Поклонного креста у могилы нескольких сотен погибших солдат, защищавших село в годы Великой Отечественной войны.
3. Наследие Клыкова
Не забыт Клыков в Курской области: 20 июня 2008 года на станции Мармыжи, в одном из бывших станционных одноэтажных строений, расположился музей В. М. Клыкова, филиал Курской областной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.
Коллекцию составили уменьшенные копии работ народного художника России, личные вещи Вячеслава Михайловича – казацкая форма, ручка и часы. На циферблате остановлено время смерти скульптора.
В день рождения знаменитого скульптора-земляка традиционно проводятся «Клыковские чтения» в киноцентре духовной культуры имени Щепкина города Курска. В посёлке Черемисиново проходит ежегодный областной легкоатлетический кросс, посвященный памяти народного художника России.
О Вячеславе Михайловиче написаны книги: «Вячеслав Клыков. Воин Святой Руси», «Слово о Клыкове».
В Курске именем Клыкова назван проспект в новом микрорайоне. На проспекте 19 октября 2007 года был открыт памятник великому скульптору. Он изображен сидящим после напряженной работы, положив руку на руку, а на заднем плане – его рабочая модель Звонницы, которая установлена на знаменитом Прохоровском поле.
Этот памятник выполнил сын скульптора – Андрей Вячеславович Клыков.
Монументы, созданные Клыковым, порой сопрягались с целым рядом сенсаций – так, Сергий Радонежский явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.
III. Заключение.
«...для многих людей в России и за ее пределами Вячеслав Михайлович является примером художника, все творчество и вся жизнь которого были наполнены духовной силой и красотой Православия. В нашей памяти всегда будет храниться образ истинно верующего, искреннего и увлеченного человека, сумевшего сохранить душевную чистоту. Среди его работ - многие скульптурные портреты русских святых и исторических деятелей. Убежден, эти монументы будут вдохновлять многие поколения граждан России...». (Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и Всея Руси)
Он так говорил: «Что хочу - облюбую,
А что не хочу - недостойно погони».
Казалось, не глину он мнет голубую,
А душу живую берет он в ладони.
Ни одному художнику мира не удалось так глубоко проникнуть в сущность своего народа, как это смог сделать Клыков. Он смог в камне и бронзе передать нашу русскую историю.
Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Клыков гордился этой славой и запечатлевал её в своих работах. Мы тоже гордимся историческим прошлым своей Родины, славой наших предков, и тем, что живем на Курской земле, которой так восхищался Вячеслав Михайлович, прославлявший её в своих творениях, завещая ее в наследство.
В. М. Клыков умер 2 июня 2006 года в Москве. Похоронен в родном селе.
Памятники великому скульптору открыты в Курске, в Белгородской области на Прохоровом поле. Его именем назван проспект в Северо-Западном микрорайоне Курска, там же установлен памятник Вячеславу Михайловичу. Автором монумента является сын Клыкова – Андрей Клыков. "Открытие памятника моему отцу для меня – важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Эта звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске…", – поделился своими чувствами автор.
Мастер всей душой болел за Отчизну, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России, о родном крае. Вся его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное – не уступить в духе!» – неизменно повторял Вячеслав Михайлович. На всех необъятных просторах нашей Родины он устанавливал свои памятники, поклонные кресты, скульптурные изображения, храмы и звонницы. Выполненные его руками, они, словно кровеносные сосуды, опоясали Россию, питая ее жизнь, пробуждая у многих соотечественников чувство любви к родной земле, к ее славной истории. По своей значимости, масштабности, духовному содержанию и значению работам скульптора нет равных в новейшей истории. В своих работах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.
Источники информации, использованные автором а процессе вы-
полнения проекта:
ПРИЛОЖЕНИЕ. Мультимедийная презентация «Православные мотивы в творчестве В. Клыкова»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Средняя Общеобразовательная Школа имени дважды героя Советского Союза
А.Е. Боровых "
индивидуальный проект
Модная Россия в XIX веке.
Особенности женских нарядов.
Автор работы:
Жилина Валерия Алексеевна
Ученица 9Б класса
Руководитель:
Щепина Евгения Ивановна
Учитель высшей категории
по предмету «Искусство»
Курск, 2019
Оглавление
I.Введение
II. Теоретическая часть
III. Практическая часть
IV. Литература
V. Дополнительная литература
VI. Приложения
Введение
Джорджио Армани в одном из своих интервью сказал: « Быть элегантной – не значит бросаться в глаза. Это значит – врезаться в память.» Всем известно, что мода - это нечто зыбкое и непостоянное, но в то же время неотъемлемое от нашей жизни. Однажды зародившись, она менялась, но все же продолжала жить. В своем проекте я хочу доказать мысль о том, что, несмотря на течение времени, мода XIX века может быть актуальна даже сейчас. Актуальность данной работы обусловлена тем, что мода является неотъемлемой частью современного мира. Хочется нам того или нет, но все мы так или иначе следуем модным тенденциям. Однако на подиумы все больше возвращаются тренды из прошлого. В моем случае, рассказать о моде XIX века, значит рассказать о некоторых особенностях современной моды. Итак, мною была поставлена цель: исследовать особенности моды и её направлений у женщин высшего сословия XIX века и рассказать о том, как перекликаются мода XIX века и нашего времени. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-Рассказать краткую историю развития моды, быт, развлечения дворянок XIX века.
-Проследить, как изменялся костюм на протяжении столетия.
-Выяснить, есть ли в современной моде детали из XIX-го века.
-Создать коллекцию аксессуаров в стиле XIX-го века.
Как вы уже могли догадаться, предметом моего исследования является мода XIXвека, а объектом – наряды женщин высшего сословия.
Методы исследования, использованные в процессе работы:изучение, анализ, сравнение и обобщение результатов, создание аксессуаров в стиле
XIX-го века.
1
1.О жизни дворянок и об общем понятии моды в XIX веке
Вначале хочется рассказать немного о том, как девушки высшего сословия проводили свои дни. Жизнь дворянок в имении протекала монотонно и неторопливо. День девушки привилегированного сословия начинался несколько, а иногда и гораздо позднее, чем у обычных людей. Самым распространенным видом женского досуга в мещанских и купеческих семьях было рукоделие. Чаще всего вышивали, плели кружева, вязали крючком и на спицах.(приложение 1) Главное, что вносило изменения в эту монотонность — «торжества и увеселения», случавшиеся во время частых наездов гостей. Помимо разговоров, формой совместного проведения досуга провинциальных помещиц были игры, прежде всего карточные. (Приложение 2)
Нельзя пропустить тот факт, что модница 19 века могла переодеваться до шести раз за день — начинался день с пеньюара, затем наступал черёд домашнего платья, после чего прогулочного, затем визитного, чайного, обеденного, и, наконец, бального или театрального — в зависимости от планов на вечер. (Приложение 3)
Касательно непосредственно моды XIX века, надо сказать, что в начале столетия русские женщины начали во всем следовать французской моде. В статье журнала «Дамские моды Александровского времени» можно прочитать: «Наше высшее общество, подражавшее французам еще при Елизавете, начало воспринимать особенно усердно французские нравы. Наряд русской женщины наиболее просвещенного круга не представлял из себя ничего самостоятельного и национального, служа лишь неосмысленным отражением общественной и политической жизни совершенно чуждой нам страны и ни в чем не соответствуя нашим бытовым и климатическим условиям».
Однако, даже иностранцы, приезжавшие в Москву, вынуждены были признать, что,следуя французской моде, русские одевались с таким вкусом и изяществом,что уступали в этом отношении разве только одним парижанам.
2
2.Стили в одежде
Мода XIX века в России подвергалась неоднократным изменениям на протяжении всего столетия. Таким образом, в начале XIX века женская мода не отличается сложностью форм, царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы. Все предметы женского гардероба так же, как у француженок, отличались большим количеством декоративных элементов – рюшей, воланов, драпировок, оборок, вышивок... Модная женщина,согласно данной эпохе, выглядела, как витрина ювелирного магазина: массивные античные орнаменты на платьях; золотое шитьё по шлейфам; волосы украшали нитями жемчуга. Популярны были всевозможные пряжки, камеи, имитирующие античные образы.(Приложение 4)
В середине столетия набрало силу движение славянофилов, которые критически относились к подражанию западным веяниям. Широко пропагандировалась допетровская русская одежда. Зародился стиль «а-ля-рус». Рюши, воланы, цветы, кружева, бахрома – все это могло сочетаться в одном платье. Что касается деталей, то самой неотъемлемой частью образа становится женская шаль. Надо сказать, что особая популярность приходит к Павлопосадским платкам. (Приложение 5)
После «а-ля-рус» в моде наступил «период реставрации».Талия по-прежнему завышена, но под платье уже надевают жесткий короткий корсет и крахмальные нижние юбки. Юбка стала уже, короче, и приняла вид неширокого колокола. В общем, туалет дамы стал терять свою легкость. Однако, подол все также украшался рюшами, бордюрами и оборками в несколько рядов. Теперь стало признаком хорошего тона не носить обилие ювелирных украшений. (Приложение 6 )
Следующим этапом развития моды в 19 веке была эпоха «Бидермейер».Талия вернулась на свое место. Линия плеча опущенная, рукава объемные, сильно расширенные у плеча. Юбка расширилась и стала объемнее благодаря воланам и рюшам. Прическа принимает особое эстетическое значение. Что касается аксессуаров, большой популярностью пользовались украшения, выполненные из жемчуга. «Хрупкость и изящность, романтичность и мечтательность» такими словами можно описать женщину эпохи «Бидермейер». (Приложение 7)
3
Период «Второе Рококо», который идет далее, запомнился в истории,как один из самых пышных и ярких стилей в моде 19 века. Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный кринолин. Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей.Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.В общих чертах комплект женской одежды периода «Второе Рококо» выглядел следующим образом: нижняя сорочка, панталоны и чулки, корсет на китовом усе, кринолин, поверх которого надевали две нижние юбки, платье, шляпка, туфли или ботинки. Также, дополнением служили различные аксессуары: ювелирные украшения, зонтик, перчатки, сумочка, лорнет.(Приложение 8)
В следующей эпохе «Турнюр» пышные платья полностью исчезли, вместо них появились не отрезные по талии платья, плотно охватывающие фигуру до середины бедер. Далее, от бедер, юбка подбиралась сзади и чуть ниже талии драпировалась в турнюр (подушечка или подкладка из туго накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад) (приложение 10). Для большей прочности и объема этой конструкции под юбку ниже талии крепили небольшой металлический каркас. (Приложение 9)
В последних годах XIX-го столетия образовывается эпоха под названием «Новый модерн». Ее характерной отличительной чертой является изменение конструкции корсета: теперь он должен был придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий английскую букву S. Подчеркивался этот изгиб лифом с напуском спереди, часто с несколько заниженной талией, и юбкой, плотно охватывавшей бедра и лишь у колен расширявшейся и веером распускавшейся по полу. (Приложение 11)
4
3.Детали XIX века в современности
В моде 21 века смешение стилей – один из факторов, составляющих цельный образ. Причем, этот образ может состоять из вещей не просто разных по стилю, но и разных по временным эпохам. Так, на страницах современных модных журналов можно увидеть футболки с принтом в сочетании с классическим костюмом; летние платья с байкерскими куртками из кожи и массивными военными ботинками; классический стиль в миксе с этникой, а кружево – со стилем милитари. На минувших неделях моды можно отметить всеобщее помешательство на моде прошлого.
Конкретно из моды XIX века в наши дни мы можем увидеть сарафаны в сочетании с платками из стиля «А-Ля-Рус», легкие кружевные платья стиля «Ампир», очень пышные платья с глубоким декольте, как во времена «Второго Рококо». Современные дизайнеры нередко сочетают детали из моды того времени и современности в одном образе, создавая что-то абсолютно новое, яркое и неповторимое. Также, очень часто отблеск XIX века можно заметить в простых деталях или аксессуарах, добавляющих образу индивидуальность.
Таким образом, классика остается уместной практически всегда.Но, несмотря на кажущуюся «кашу» в переплетении стилей, нужно помнить, что бездумно совмещать определенные вещи не стоит. Основной критерий для законченного модного образа – чувство вкуса и меры.(Приложение 12 )
5
Практическая часть
Первым этапом практической части является поиск информации «Какие аксессуары были в XIX веке»на разных источниках. Таким образом, я узнала,что для завершения своего образа дворянки выбирали такие предметы, как веер, брошь, антука (солнцезащитный зонтик), лорнет (складные очки с ручкою, носимый иногда на цепочке), гребни в волосы, омоньер (кожаный мешочек для мелких денег, прикрепленный к поясу), перчатки, помпадур или ридикюль.
Далее следовал этап разработки эскизов. Предметами своего продукта я выбрала гребень в волосы, брошь и помпадур(дамская сумочкав виде мешочка из материи, обычно бархата, или кружева).Первоначально, эскизы разрабатывались в карандаше, без учета материалов и цветов.
Когда эскизы были закончены, я приступила к выбору материалов. Для основы помпадура я выбрала велюр белого цвета. Так же для своей коллекции я выбрала такие материалы, как шитье белого цвета, кружево черного цвета, репсовые ленты черного и белого цвета, шириной 1 см и 2 см. Гребень и основа для броши. (Приложение 14)
В соответствии с приобретенными материалами, были скорректированы эскизы. (Приложение 15)
Первый аксессуар, над которым я начала работать, был помпадур. Были построены лекала, перенесены на ткань с учетом припусков и вырезаны основа сумочки и кулиски для лент. Затем детали сшивались на швейной машине, делалось плоское дно сумки, и протягивались репсовые ленты через кулиски. После этого я приступила к украшению помпадура, добавив шитье внизу сумочки и небольшую композицию из лент, жемчуга и кружева в правом нижнем углу. (Приложение 16)
Следующим я делала гребень в волосы. Работа с ним прошла довольно быстро: на прямоугольник из черного жесткого фетра были пришиты широкая лента и композиция из шитья, узких лент и жемчуга. Добавлением служит элемент черного кружева слева от композиции. (Приложение 17)
Наконец, последний и самый простой аксессуар – брошь. Была сделана композиция из шитья, кружева и лент разной ширины. Как добавление, я пришила в центре жемчуг. Затем готовую композицию я приклеила на основу для броши с помощью клея «Момента». (Приложение 18)
На этом моя работа завершена. Спасибо за внимание!
Литература
7
Дополнительная литература:
8
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Свинья под дубом
Л. Нечаев. Яма
Император Акбар и Бирбал
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"