Проект «Денежные единицы»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_9_kl_denezhnye_edinitsy.docx | 27.34 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караваевская основная школа
ПРОЕКТ
«Денежные единицы»
Тип проекта: учебно-исследовательский
Срок исполнения : январь 2018- февраль 2018 год
Нуралиев Руслан
Рыхлов Никита
Обучающиеся 9 класса
муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы
Федоров Евгений Михайлович,
учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы
Караваево
2018 год
Введение.
Тезисы к учебно-исследовательскому проекту
«Денежные единицы»
Цель исследования – познакомиться с функциями и историей денежных единиц, изучение прошлого и настоящего материальных объектов, их функций и состояние, позволит более глубоко понять обществоведческие знания.
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
- Изучить научную, публицистическую литературу, периодические издания, материалы Интернет-ресурсов, раскрывающие роль денежных единиц.
- Узнать назначение, функции денежных единиц.
- Доказать, что создание бумажных денежных единиц было очень важно в 18 веке.
Гипотеза исследования: Возникновение денежных единиц необходимо для нормального функционирования общества.
Свое исследование мы вели по трем направлениям:
Методы исследования:
Объект исследовательской работы – материальная культура. Предмет исследования – денежные единицы. Новизна и актуальность исследовательской работы – попытка создать цельное исследование по данной теме, показать связь денежных единиц с жизнью русского народа.
Работа состоит из следующих частей: введения, в котором попыталась обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, и заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка литературы; приложения и коечного результата проекта в виде презентации.
Считаю, что материалы моей работы, «Денежные единицы», могут быть использованы на уроках по обществознанию, при подготовке к внеклассным мероприятиям, а также для широкого круга читателей.
Результаты исследования:
1.Подготовлен реферат по теме;
2.Создан проект в виде презентации по теме.
Почему мы выбрали эту тему?
Проект «Денежные единицы»
Введение. Как возникла тема проекта.
Мы заинтересовались темой «денежные единицы», когда Руслан, выполняя работу по составлению родословной своей семьи, искал семейные реликвии и старинные ценные вещи, а нашел сохранившуюся у него дома купюру 1908 года. С нее все и началось. Он принес купюру в школу. Она была потрепанной, старой. Мы спросили у своего учителя, насколько это дорогая вещь и что можно было купить на эти деньги? А он предложил поискать информацию в книгах. Потом и другие ребята стали приносить старинные монеты и купюры. Мы начали спорить, у кого из нас самая ценная. Так, возникла тема нашего проекта: «Денежные единицы». Объектом его стали: монеты и бумажные деньги (купюры) России.
Цель, которую мы ставили: познакомиться с историей денежных единиц России и выяснить, когда и как менялись ли денежные знаки за последние 100 лет?
Дополнительно в ходе работы мы хотели собрать свою классную коллекцию монет и денежных купюр.
План действий
Познакомится с историей денег. Нам предстояло найти ответы на вопросы: что появилось раньше монета или купюра? Что на них изображали? Что появляется вместо денежных купюр и монет в современном мире? Изменилась ли покупательная способность денежных единиц?
Для этого нужно было:
Ход работы.
1. Вначале мы выяснили, откуда же взялось это слово - деньги?
Оказывается, оно произошло от тюркского слова «тенге», сейчас такая монета сохранилась только в Казахстане и Туркмении. Такую монету принес в класс Раслан и рассказал о ней.
2. В книге «История денег» Никита нашел ответы на многие интересующие нас вопросы. От него мы узнали, что монеты появились намного раньше купюр, их чеканили кузнецы из металла. Так и пошло выражение - «чеканить деньги». А вот купюры начали печатать при Екатерине Великой и назывались «Катеньки». Еще в этой книге мы нашли и названия старинных денежных единиц: полтина, целковый, гривенник (алтын- это 3 копейки, а грош - 2.). Самая мелкая монета раньше была полушка, а сейчас копейка. Но купить на нее уже ничего нельзя, хотя в 1909 можно было купить, например 2 бублика. Самая маленькая купюра - рубль (свое название рубль берет еще с тех времен, когда деньги «рубили», чтоб расплатиться за какой-то товар)
3. В библиотеке мы узнали, что когда-то купюры были просто огромных размеров. Там и нашли материал, как и когда менялись денежные знаки в России.
4. Чтобы подробнее узнать, сколько раз менялись деньги за последние 100 лет, мы встретились с местным краеведом и нумизматом Манько Николаем Григорьевичем. Он нам многое объяснил. В1905 г - царская Россия вышла из войны с Японией, и появились золотые червонцы. И в 1917г - произошла революция, рухнула царская денежная единица. Стали печатать «Керенки» в честь министра Керенского. А в годы Гражданской войны появилось много фальшивых денег. «Ходили миллионы»: 1 репа стоила 3 миллиона. Мы вспомнили старый фильм « В Малиновке», где главные герои делят ворованное добро и рассуждают о ценностях.
Нам особенно понравилась коллекция монет Манько Н.Г. Они хранились в специальном альбоме, а самые ценные в контейнерах. Была там и монета 1796г – года основания города Сычевки. Вот так экспонат! Николай Григорьевич даже дал подержать каждому эту монету. Потом он рассказал, чем монеты одной эпохи отличаются от другой. Обратил наше внимание на внешние атрибуты монеток, какие из них «рубили», а какие уже чеканили на станках.
5. В краеведческом музее есть коллекция бумажных денег. Мы сфотографировали некоторые экземпляры. На купюрах СССР появляются портрет вождя революции Владимира Ленина и атрибуты Советской власти: серп и молот. В музее нам рассказали, что над видом первых Советских монет поработал и почти наш земляк Шадр Иван (из Шадринска).
6. В статистических сборниках нашли информацию о денежной реформе 60-х, когда 100 рублей превратились в 10 рублей (в 49г говядина стоила 22 руб., а после реформы - около 2-х рублей.). На купюрах того времени впервые появляются картинки городов.
В 1991 году - после реформы все вдруг стали миллионерами, но в 1993 -новая реформа.
7. Сейчас нет купюр в один и пять рублей - это теперь монеты. А мелкая купюра - десять рублей. В ходу 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей.
В банке нам подтвердили, что скоро выйдут из обращения 10-рублевки. Там мы узнали, что существуют юбилейные золотые и серебряные монеты. Их функция – сохранить денежные средства или послужить ценным подарком для кого-то.
8.Как менялась покупательная способность денежных единиц, мы искали в справочниках и газетах. Когда-то 50 рублей была целая зарплата за месяц, например, у воеводы в 1763 году, в 1909году 50рублей - было огромное состояние, ведь солдат получал 20 коп, а чиновник - 3 рубля. Если посмотреть на таблицу, то раньше в 49 году хлеб и мясо стоили почти одинаково, а молоко стоило, как полбулки хлеба. Сейчас, если хлеб около 20 рублей, то мясо в 9 раз дороже, а молоко стоит уже, как целая булка.
Итог работы.
Есть деньги товарные (натуральные), металлические и бумажные. Натуральные - это скот, зерно, меха, ракушки.
Металлические - медные, бронзовые, серебряные, золотые монеты.
Бумажные – денежные знаки, казначейские банкноты.
Последние являются наличными деньгами, но в наше время появились и безналичные: пластиковые карточки, электронные деньги, чеки и др.
По опросам - нет, в действительности - время покажет
Мы использовали материалы сайтов Интернета, изучали статистический сборник, энциклопедию «История денег», встречались с сотрудниками Музея, банка, библиотеки и с местным нумизматом Манько Н.Г, проконсультировались у педагога школы Федорова Е.М.
Заключение.
Эту работу мы делали вдвоем, но весь класс помогал нам найти материал: кто-то приносил монеты и бумажные деньги, кто-то искал для нас информацию в Интернете. Если что-то интересное слышали от родителей, сообщали нам. Всем классом мы бегали по школе с анкетами, а потом еще подсчитывали результат. Наши родители нам очень помогли разобраться во всех исторических вопросах. Больше всего прочитал книг на эту тему наш Никита. Но, когда мы защищали свою работу на школьной научно-практической конференции, выручал нас Руслан, отвечая на вопросы жюри. Мы очень волновались во время выступления. Но мы выступили достойно.
Эта работа научила нас искать информацию, правильно планировать свои действия, находить доказательства и уметь защищать свою работу.
Мы благодарны всем ребятам класса, ведь это совместная работа, которая нас еще и сдружила.
Приложение
Анкета «Деньги»
1. Знаешь ли ты, сколько в месяц (в среднем, приблизительно) получали твои бабушка или дедушка?
2. Знаешь ли ты, сколько в месяц (в среднем, приблизительно) получает сельский житель сейчас?
3. Сколько в месяц ты рассчитываешь получать сам?
4. Какую работу ты считаешь высокооплачиваемой?
5. Что можно было купить на 1 рубль:
в 50-е годы | в 80-е годы | сейчас |
6. Кредиты – это хорошо?
7. Пользуешься ли ты пластиковыми карточками?
8. Вытеснят ли пластиковые карточки наличные деньги?
Что общего у травы и собаки?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Четыре художника. Осень
Снежный всадник
Сказка "12 месяцев". История и современность