исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
korolev_obraz_kota.doc | 84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 39»
городская научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов
«Путь к успеху»
Секция «Литература».
Образ кота в мировой литературе.
Автор:
Королев Кирилл Андреевич,
учащийся 5Б класса
МБОУ школа № 39.
Наставник:
Борисова Светлана
Владимировна,
учитель русского языка и
литературы первой
категории
МБОУ школа № 39.
г. Дзержинск
2020 год
Оглавление
Введение 3
Заключение 10
Литература, ресурсы интернета 11
Введение.
Кошка – удивительное животное, которое издавна живет рядом с человеком. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Кошки живут на страницах первых детских книг, в кадрах мультипликационных фильмов. Много примет и поверий связано с ними. Не все любят кошек, некоторые опасаются их, связывая этот образ с мистикой и колдовством.
Именно поэтому мы решили провести исследование и изучить те произведения, в которых подчеркивается неоднозначная роль кота в жизни человека. Необходимо разобраться в истоках появления образа кота на страницах книг. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель работы – определение роли кота как художественного образа в произведениях литературы.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Для решения данных задач необходимо обратиться к имеющимся исследованиям литературоведов, изучить и проанализировать художественные тексты.
Гипотеза исследования заключается в том, что образ кота как неотъемлемой части жизни человека широко распространен в фольклоре и мировой литературе и имеет некоторые общие черты в разных произведениях.
Образ кошки в славянской мифологии.
Трудно представить более мистическое и загадочное домашнее животное, чем кошка. Посудите сами: собака верна, морская свинка забавна, попугай разговорчив, а кошка? Кошка всегда делает, что хочет, и способности имеет куда более обширные, чем другие питомцы человека.
Кошка много лет живет рядом с человеком, поэтому ее повадки хорошо известны людям. Наблюдая за этими домашними животными, человек сделал определенные выводы, которые отразились в приметах и пословицах.
Например, всем известно, что черная кошка, перешедшая дорогу, сулит несчастье. Но в то же время кошку первой пускают в новое жилище на удачу. Верят люди и в то, что «умывающаяся» кошка предвещает гостей. Как видно, с кошками связано много мистических представлений и отношение к ней достаточно двойственное.
Можно привести много примеров пословиц и поговорок, где отразились кошачьи повадки. «Доброе слово и кошке приятно» - в этой пословице кошка выступает как питомец. «Знает кошка, чье мясо съела» - здесь подчеркивается хитрость и непослушание животного.
Многие суеверия берут свое начало в мифах. Изучив информацию об образе кошки в славянской мифологии [2; 7], можно сказать следующее. Существуют такие виды мифических кошек: кошка-демон, кошка-проводник, кошка-домовой, кот Баюн, огненная земляная кошка.
Кошка-демон.
В мифологии кошка может выступать как воплощение или помощник черта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. Результатами действия черной кошки становятся болезнь, порча, сглаз, смерть.
Кот-проводник.
Часто в мифах кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят слепорожденные животные. К этой категории относится и кошка.
Кошка-домовой.
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно была примета: прежде чем войти в новый дом, надо впереди себя пустить «хозяйку»-кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, потом ставили кровать.
Кошки охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей», которых очень трудно увидеть человеку. Все кошки обладают удивительной способностью перераспределять отрицательную энергию, перерабатывать ее в светлую. Кошка всегда чувствует, где нужна ее забота.
Кот Баюн.
Слово «Баюн», согласно толковому словарю В.И. Даля [4], происходит от «баять» или «баить», что означает «говорить, рассказывать». Сам Баюн, соответственно, - «говорун, рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.
Огненная земляная кошка.
Согласно мифическим представлениям, это огромная кошка, которая живет под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши.
Образ кота в художественных произведениях.
Ознакомившись с особенностями образа кота в мифологии и народном сознании, рассмотрим некоторые произведения, где роль кота значима и раскрывает суть образа.
Роль кота в отдельных произведениях.
Наиболее яркие примеры кошки-демона и кошки-проводника мы можем увидеть в произведениях Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала», входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В «Вечере накануне Ивана Купала» ведьма в образе кошки помогает Петру, нашедшему цветок папоротника, обнаружить клад: «Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им <…> Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи» [3, с.63]. За клад Петро, находясь в помутнении, убил ребенка, счастья ему золото не принесло.
Вторая кошка-ведьма появляется в «Майской ночи…». В кошку оборачивается мачеха панночки-утопленницы: «Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, - кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, - кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу - лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку» [3, с.78]. Но все-таки извела мачеха свою падчерицу: «С этого берега кинулась панночка в воду, и с той поры не стало ее на свете...»
В этих произведениях автор показал мистическую сторону образа кошки, поскольку в своем сборнике он описывал традиции и суеверия народа, опирался на народные представления о жизни.
Хорошим примером кошки-домового является кошка Муренка, созданная П.П. Бажовым в сказе «Серебряное копытце» [1, с.250]. Кошка была очень привязана к девочке-сиротке Даренке, всюду ходила за ней. В итоге она помогла девочке, приведя к избушке волшебного козла, который оставил драгоценные камни для Даренки с дедом. Сама кошка после этого исчезла.
Подчеркнем, что П.П. Бажов в своих сказах тоже отражает представления простого народа о жизни, его произведения похожи на сказку, в отличие от сборника Н.В. Гоголя – добрую.
Еще одни интересный образ кота-домового находим в произведении В.П. Крапивина «Чоки-Чок, или Рыцарь Прозрачного Кота». Здесь кот-домовой привязан не к человеку, а к месту; даже после смерти тень кота осталась жить в доме и подружилась с новыми жильцами.
«Однажды вечером сидел он на подоконнике и смотрел, как приближается гроза. Надо сказать, что многие коты любят грозу, в кошачьей шерсти от грозы электричество заводится, и это, видимо, приятно…
– Мр-р… – подтвердила тень.
– Ну, вот… Окно еще не успели закрыть, Филарет сидел и впитывал грозовую атмосферу. И тут над садом ка-ак сверкнет молния! Совсем рядом! Всю комнату осветила. А на стене тут же, конечно, отпечаталась Филаретова тень. И в этот же миг – гром! Трах-тарарах!.. Бедный Филарет кинулся с подоконника в сад, и с той поры его не видели. Потом уже Орест Маркович говорил, что, наверно, Филарет угодил в какое-то другое мировое измерение. Я в этом не разбираюсь…
– А тень? – напомнил папа.
– А тень осталась!» [5]
Тень кота осталась, и дети с ней подружились, играли с ней и гладили как настоящего кота.
Образ волшебного кота Баюна был заимствован из сказок А.С. Пушкиным. Он ввел его в пролог поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. [9, с.245]
Прототип пушкинского кота Баюна можно найти в русских народных сказках: «Баба Яга и кот Баюн», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Василиса Премудрая» [6]. В них говорится о том, что Баюн сидит на высоком столбе, обитает за тридевять земель, в тридесятом царстве. Например, в сказке «Баба Яга и кот Баюн» кот сидел на высоком дереве, распевал и добычу завлекал. Но со временем избушка у Яги разрушилась, и решили они с котом к людям перебраться. Люди их простили, а кот стал песни петь, мурлыкать, хворобу и болезни лечить.
По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов – кот (огненная земляная кошка в мифологии). Огненную земляную кошку описал П.П. Бажов в произведении «Кошачьи уши»: «Только вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять – кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. <…> Подбежала – точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. <…> Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит.
<…> Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видали, а кошку никому не доводилось. Под землей она ходит.
<…> А тут опять впереди огоньки вспыхнули. Дуняха на них и побежала. Бежит-бежит, а догнать не может. Так и добежала до Чусовой-реки, а уши уж на том берегу горят» [1, с.163]. Отвела огненная кошка от Дуняхи волков, которые за ней по пятам шли.
Положив в основу нашего исследования представления славян о кошке, мы привели примеры из русской литературы и фольклора. Однако, обратившись к произведениям зарубежной литературы, можно также найти интересные подтверждения мысли, что в художественных образах кошки есть нечто общее.
Вспомним знаменитую сказку Ш. Перро «Кот в сапогах» [8]. Здесь кот – это главный герой произведения. Автор подчеркивает его ум, сообразительность, оптимизм, умение находить выход из трудных ситуаций. При этом его роль – это роль помощника: он выручает своего хозяина, помогает ему устроить свою жизнь. Эта функция напоминает роль кота-домового в русской литературе.
Из современной зарубежной литературы можно привести в пример образ кота Живоглота – питомца героини серии книг о Гарри Потере английской писательницы Дж. Роулинг. Гермиона Грейнджер, одна из учениц школы волшебства Хогвартс, в качестве питомца-фамильяра выбирает рыжего кота-полукнизла (волшебное существо). Он независим, как все кошки, но в трудные времена всегда приходит на помощь, предупреждает об опасности: «В следующую секунду на опушке появился огромный лохматый черный пес. Озираясь по сторонам, пес, крадучись, побежал через луг, а рядом с ним бежал Живоглот. Гарри смотрел на них, выпучив глаза. Если это был Грим, то есть предзнаменование скорой смерти Гарри, то его не должен был видеть никто, кроме самого Гарри, но, судя по всему, Живоглот тоже видел Грима» [10].
Общие черты образа кота в литературе.
Проанализировав отдельные художественные произведения, мы определили основные черты образа кота и выявили их общность.
Кошка-ведьма произведениях Н.В. Гоголя имеет связь с потусторонним миром, является личностью с характером, живет среди людей, ей свойственны импульсивность, желание доминировать.
Кошка Муренка П.П. Бажова – кошка с характером, способная любить, умная, рассудительная, живет с людьми, связана с волшебным миром.
Кот Филарет В.П. Крапивина живет с людьми, но связан с миром духов. Он добрый, преданный, послушный, импульсивный.
Кот ученый у А.С. Пушкина умный и рассудительный, мудрый и добрый, он связана с миром людей и с миром сказок.
Огненная земляная кошка у П.П. Бажова существует в сказочном мире, помогает добрым людям, она умна, имеет твердый характер.
Кот в сапогах Ш. Перро умен, сообразителен, предан хозяину, имеет чувство юмора.
Кот Живоглот Дж. Роулинг – помощник, поддерживающий хозяйку, независимый, гордый, но преданный.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что есть нечто общее в образе кошки во всех произведениях: она всегда рядом с человеком, но и связана с миром сказок, фантазий; она умна, независима и может приносить как пользу, так и вред.
Заключение.
Таким образом, мы приходим к выводу, что образ кошки, безусловно, двойственен. Во всех представленных произведениях кот связан с чем-то мистическим, загадочным, необъяснимым. Все исследованные книги так или иначе включают фантастический элемент (были проанализированы такие жанры, как сказки, сказы, сказочные поэмы, фантастические повести, фэнтези). В то же время кошка живет с людьми, среди людей, становится им помощником и советчиком.
При этом в образе кошки, с какой бы стороны она ни представала в произведении (положительный герой или несущее вред человеку существо), прослеживаются общие черты: ум, сообразительность, твердый и независимый характер, загадочность и необъяснимость некоторых поступков. Причина этого заключается в самом отношении человека к кошке как реальному существу, живущему бок о бок с ним много веков подряд. И это говорит о подтверждении гипотезы нашего исследования.
Литература, ресурсы интернета
Военная хитрость
Можно от Солнца уйти...
Заяц-хваста
Карандаши в пакете
Новый снимок Юпитера