Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков необходимых в исследовательском поиске - одна из основных практических задач современного образования.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_bliznetsy.docx | 36.37 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция биологии
Исследовательская работа
«Характеристика близнецов разных типов
на примере близнецов села Чыраа-Бажы»
Монгуш Аялга Аценовна
МБОУ Чыраа-Бажынская средняя
общеобразовательная школа,
11 класс
Руководитель:
Ооржак Айрана Борисовна
учитель биологии и химии
второй квалификационной категории
Чыраа-Бажы, 2014
Оглавление.
Введение………………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Типы близнецов…………………………………………………………..…4
1.2.Частота встречаемости близнецов…………………………………………..5.
1.3. Методы изучения близнецов………………………………………………..5
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение частоты встречаемости близнецов…………………………….7
2.2. Исследование фенотипов близнецов………………………………………….7.
2.3. Дактилоскопические исследования……………………………………………9
2.4. Психологические исследования личностных особенностей
близнецов…………………………………………………… ………… ……..10
Заключение…………………………………………………………………….………..…11
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Близнецы́ — дети одной матери, зачатые одновременно, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно. Выделяют два основных типа близнецов. Первый тип: монозиготные (гомозиготные). Второй тип: дизиготные (гетерозиготные) [4].
В нашей школе есть две пары близнецов. Они разные. В чём отличия? Почему рождаются однополые или разнополые близнецы? Как вообще возможно рождение близнецов? Эти и другие вопросы волнуют меня на протяжении некоторого времени, и поэтому я решила найти на них ответы. В своей работе я отвечу на интересующие меня вопросы. Я считаю, что вопрос изучения близнецов очень актуален и на уровне изучения индивидуальных особенностей человека и для меня лично эта тема очень интересна, т. к и в моем роду имеются близнецы.
Цель данной работы: охарактеризовать близнецов разных типов на примере близнецов села Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского кожууна.
В связи с этим, при проведении данного исследования мною были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Типы близнецов
Как известно, раз в 28 дней у женщины образуется яйцеклетка – одна. Она развивается, достигает стадии готовности к оплодотворению и, если оплодотворение не произошло, разрушается, чтобы уступить место новой яйцеклетке.
Когда говорят о таинстве, имеют в виду высший смысл. Но наряду с этим есть немало таинственного, непонятного и на уровне биологическом. Например, почему порой образуется не одна яйцеклетка, а две или даже три, а то и четыре. Правда, очень редко. Но если они образуются и встречаются со сперматозоидами, то зарождается не одна, а две жизни. Или даже больше.
Считается, что оба близнеца зачаты одновременно. Процесс проследить, конечно, трудно, почти невозможно. С точки зрения генетики двуяйцевые близнецы — обычные братья и сестры. Они происходят из двух различных материнских яйцеклеток, оплодотворенных двумя различными отцовскими семенными клетками, то есть из двух различных зигот. Они отличаются от других братьев и сестер только одновременным зачатием, соседством в организме матери и, конечно, общим днем рождения.
Рождение однояйцовых близнецов окружено еще большими загадками. Как же это происходит? Схема зачатия вполне стандартна: одна яйцеклетка плюс один сперматозоид. Но скоро после обычного таинства происходит еще одно, совсем загадочное: зародыш, уже прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две абсолютно идентичные половинки. Почему происходит такое расщепление, объяснить пока не может никто. Это таинство зарождения двух жизней. Если расщепление случилось в первые пять дней после зачатия, то развитие обоих плодов происходит подобно тому, как оно идет у двуяйцовых близнецов – у каждого своя плацента и т.д. Если расщепление произошло на пятый – седьмой день, то плацента на двоих одна и сходство у детей будет полным. Однояйцевые близнецы всегда однополые, у них полностью совпадают факторы сыворотки и группы крови, признаки физического строения и функции организма [3].
1. 2. Частота встречаемости близнецов
Является ли рождение близнецов редкостью? С точки зрения повседневных наблюдений это, вероятно, так. Но количество близнецов в мире исчисляется миллионами. Близнецовая статистика располагает интересными данными, на основе которых могут быть построены гипотезы относительно происхождения близнецов.
В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится одно рождение близнецов. Можно предположить, что в 80-е годы на земле проживает около 50 миллионов пар близнецов. Внушительная цифра! [6].
Приблизительно одну треть всех близнецов составляют однояйцевые (ОБ), две трети — двуяйцевые (ДБ). Распределение по полу почти равномерное. Между различными народами, регионами и расами статистика обнаруживает заметные расхождения.
Результаты некоторых исследований указывают на взаимосвязь с процессом акселерации. Наблюдаемое уже несколько десятилетий интенсивное ускорение роста и изменение развития у детей и подростков, безусловно, предполагают значительную перестройку всей гормональной системы. Это сильно влияет на генеративные процессы созревания. Вполне возможны воздействия на гормональную сферу молодых женщин, которые имеют тенденцию к снижению множественных овуляций [5].
1. 3. Методы изучения близнецов
Близнецы — это не только удивительное явление природы и уникальная модель для научных исследований генетических проблем в различных областях знания, При изучении близнецов используются несколько методов [2]. Коротко остановимся на важнейших из них.
Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное сравнение). Предпосылкой для сравнения однояйцевых близнецов между собой по определенным физическим или психическим признакам является их генетическая идентичность, то есть наличие у них одинакового наследственного потенциала. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова.
Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Такое исследование выходит за пределы простого сравнения близнецов. Здесь речь идет о классическом эксперименте по организации его проведения и целеустановке. В то время как один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям (программа тренировки, специальный метод преподавания или обучения, прием лекарственных средств или других препаратов), другой освобождается от этого. Следовательно, один из близнецов является испытуемым в эксперименте, другой служит контрольным лицом. Отсюда название — контрольно-близнецовый метод.
Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми. Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнения только однояйцевых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов. Ученые, исходя из того, что однояйцевые близнецы, как и двуяйцевые близнецы, с первого дня жизни растут в относительно одинаковых условиях, выясняют, например, имеют ли пары однояйцевых близнецов по тем или иным признакам большее сходство, чем пары двуяйцевых близнецов.
Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Привлечение к исследованиям других братьев и сестер — не близнецов — может иметь также значительную научную ценность. Двуяйцевые близнецы генетически похожи между собой не больше, чем другие дети в семье. Схожесть их интересов, установок, способностей, совпадения в мышлении и поведении можно объяснить отсутствием возрастной разницы в несколько лет, одинаковыми условиями внешней среды с первого дня жизни. Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности человека.
Сравнение однояйцевых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе. Это в высшей степени интересный аспект в изучении близнецов. Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцевые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе [4].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение частоты встречаемости близнецов
Как часто встречаются близнецы в повседневной жизни? Этот вопрос очень важный и интересный.
В нашей школе обучается 281учащихся. Среди них 4 учащихся являются близнецами, т.е. два близнецовых пар.
Данные приведены в таблице №1: «Частота встречаемости близнецов в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ»
Общее число обучающихся школы | Количество близнецовых пар | Из них | |
Однополые | Разнополые | ||
281 | 2 | 1 | 1 |
Общая численность населения с. Чыраа-Бажы | Количество близнецовых пар | Из них | |
Однополые | Разнополые | ||
1618 | 11 | 7 | 4 |
Исходя из данных таблицы, доля близнецов по отношению к другим учащимся, а также доля близнецов в нашем селе по отношению общему числу населения составляет 0,7 % .
2.2. Исследование фенотипов близнецов
В качестве испытуемых были использованы близнецовые пары с. Чыраа-Бажы.
Так как известно, что фенотип – это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов.
Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа и др. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы [5].
Сравнив определенные физические признаки мы пришли к выводу:
Дизиготны, | Куулар Алик и Алекмаа, Монгуш Эдуард и Элла, Куулар Долума и Дугар, Монгуш Валера и Валентина, Монгуш Шолбанмаа и Шораан, Баазан Орлан и Эрес |
Монозиготны (однояйцевые) | Донгак Чингис и Чейнеш, Докмит Доржу и Норбу |
Фенотипически разные | Куулар Долума и Дугар, Куулар Алик и Алекмаа, Монгуш Эдуард и Элла |
Фенотипически сходные | Монгуш Валера и Валентина, Монгуш Шолбанмаа и Шораан, Баазан Орлан и Эрес, Донгак Чингис и Чейнеш, Докмит Доржу и Норбу |
Исследование фенотипов близнецовых пар приведены в приложении.
Проанализировав таблицы можно сразу сделать вывод о том, что Куулар Долума и Куулар Дугар выдают свою дизиготность не только по половому различию, но и фенотипически они разные. Они отличаются цветом глаз, расположением зубов, мочкой уха и.т.д.
Степень конкордантности близнецовой пары Донгак Чингис и Донгак Чешнеш велика.
У Чингиса доминирует правая рука, а у Чейнеш левая. Почему? Изучив, дополнительно этот вопрос я выяснила, что монозиготные близнецы могут быть разных типов и возможно они относятся к монохориальному типу.
Первым признаком монохориальности являются различия в весе при рождении. Недостаток в использовании этого признака состоит в невозможности отличить таких близнецов.
Вторым признаком является зеркальность близнецов по нескольким параметрам. Монозиготные монохориальные близнецы демонстрируют разные виды зеркальности: ведущих рук (у одного ребенка ведущая рука правая, у другого - левая), врожденных отметин, закручивания волос, характеристик лица, отпечатков пальцев. Зеркальный эффект имеет место при делении зиготы на 8-й день после зачатия.
2.3. Дактилоскопические исследования
Для точного определения характера зиготности, я решила провести дактилоскопические исследования, для двух близнецовых пар нашей школы: Чейнеш и Чингис Донгаки, Долума и Дугар Куулары.
Дерматоглифика – наука, изучающая особенности пальцевых узоров, которые наследуются и не изменяются с течением жизни. Известно, что существует три типа пальцевых узоров: петли ульнарные (U) и радиальные (R), арки (A), завитки (W). С [1].целью изучения пальцевых узоров я провела дактилоскопический анализ, результаты которого представлены в таблице приложении.
ФИО близнеца | Донгак Чейнеш | ||||
Рука | Рисунки на пальцах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
\Правая Тип узора | W | W | W | W | W |
Левая Тип узора | A | U | U | U | A |
ФИО близнеца | Донгак Чингис | ||||
Р ука | Рисунки на пальцах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Правая Тип узора | U | U | W | A | U |
Левая Тип узора | W | W | W | W | W |
ФИО близнеца | Куулар Долума | ||||
Рука | Рисунки на пальцах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Правая Тип узора | W | U | U | W | U |
Левая Тип узора | U | U | U | W | U |
ФИО близнеца | Куулар Дугар | ||||
Рука | Рисунки на пальцах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Правая Тип узора | U | U | W | U | W |
Левая Тип узора | U | U | U | W | U |
Проведённое мной исследование показало, что близнецы имеют высокую степень схожести пальцевых узоров, так как данная особенность обусловлена генетически. Однако у близнецов пальцев Донгак Чингис и Чейнеш пальцевые узоры обнаруживают наибольшее сходство? Но также видно зеркальность и в отпечатках пальцев.
Установление типа зиготности очень важно для дальнейшего изучения и позволяет приступить к решению многочисленных для науки проблем, например к изучению наследственности в заболеваниях или физических признаков здоровья. Знание своего близнецового типа представляет для близнецов не только моральную ценность, но может иметь чисто практическое значение. Например, при внезапно развившемся заболевании или при тяжелых несчастных случаях однояйцевые близнецы могут без всякого риска помочь друг другу в качестве доноров [5].
2.4. Психологические исследования личностных особенностей близнецов
С целью изучения влияния среды на проявление наследственных признаков, я провела психологические обследования наиболее интересной для меня близнецовой пары Донгак Чейнеш и Чингис.
Для выявления индивидуальных качеств обследуемых я провела тест «Опросник Айзенка» (см. приложение). В ходе обследования выяснилось, что девочки имеют разные психологические особенности.
По темпераменту Чейнеш является холериком: бывает не сдержана, нетерпелива, вспыльчива, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общительна, открыта, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичная, работоспособная, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимательна и организована.
Чингис является меланхоликом: повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчива, ранима, мнительна. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеётся тихо. Пониженная активность. Нерешительна, не уверена в себе, ненастойчива, легко утомляется и мало работоспособна [6].
Для исследования личностных особенностей детей им был предложен тест «Несуществующее животное». (Приложение)
Анализ теста показал, что Чингис имеет высокую самооценку, чем Чейнеш. Оба находятся между мечтаниями и реальностью. У Чингис четко прорисованный глаз свидетельствует о присутствии постоянного страха, и ей важны мнение окружающих по поводу его персоны. Для Чейнеш характерна свойственная словесная атака, используемая для самозащиты, т.к присутствует прорисовка зубов, а наличие ушей говорит о том, что человек прислушивается мнения окружающих о себе. Окончательную картину представили нам присвоенные вымышленным животным имена. Чейнеш дала своему животному имя – Медведь, а имена не несущие какого-то смысла говорят о легкомысленном отношении к окружающему миру. А Чингис назвала своего животного – Циклон Хоп – что свидетельствует о рациональном складе ума.
Заключение
Изучение, исследование особенностей близнецов, фенотипических и психических, даёт возможность генетике человека для более глубокого проникновения в природу закономерностей проявления индивидуальности человека, выявляет соотносительную роль наследственных и экзогенных факторов в формировании личностных особенностей человека [5].
В результате проведённых исследований я пришла к следующим выводам:
1. Полисимптоматический диагноз сходства показал что, близнецы нашего села отличаютя фенотипически.
1. Степень конкордантности монозиготных близнецов выше, чем дизиготных.
2. Близнецы Куулар Долума и Дугар являются дизиготными близнецами.
3. Близнецовая пара Донгак Чейнеш и Чингис монозиготна (монохориальна)
4. Определение типа зиготности необходимо для адекватной оценки влияния внешней среды на генотип, а так же имеет личностное значение.
5. Психологические характеристики монозиготных близнецов имеют свои индивидуальные особенности, так как на их проявление оказывает большое влияние воспитание и образование [4].
Список используемой литературы
Карандаши в пакете
Фокус-покус! Раз, два,три!
Глупый мальчишка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Отчего синичка развеселилась