Сегодня на родине Толстого и Достоевского приходится ежедневно и ежечасно бороться за выживание нашего великого языка. Язык – одна из важнейших сил, соединяющих народ. Великий русский педагог Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Когда исчезает народный язык, – народа нет более!»
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_proekt._slova_-_parazity.docx | 36.47 КБ |
Место слов-паразитов в речи современных подростков (по данным анализа анкет учеников среднего звена
МБОУ «Георгиевская СОШ»)
Содержание
Введение…………………………………………………………………3-4
Основная часть………………………………………………………..5-7
1.Теоретическое содержание исследовательского проекта
1).Определение термина
2). Причины возникновения
3).Как слова-паразиты характеризуют человека
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МБОУ «Георгиевская СОШ»»……………………………………………….7-9
Вывод…………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………..11
Приложения……………………………………………………………..12
Введение
Великий русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли, но, видимо не всем хватает этого богатства. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И к сожалению, не в лучшую сторону.
«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришла сегодня выступать, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать».
В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому, что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм.
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем проекте я попыталась ответить на эти вопросы.
Объект исследования: речь старшеклассников МБОУ «Георгиевская СОШ»
Предмет исследования: особенности употребления слов-паразитов в речи старшеклассников МБОУ «Георгиевская СОШ».
Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Проблемные вопросы:
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи
II. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследовательского проекта
1).Определение термина
Словами-паразитами мы обычно называем слова, не несущие в данное время и в данном месте смысловой нагрузки. Они часто выскакивают, когда «язык работает быстрее головы» – пауз в говорении непрофессионал подсознательно боится и начинает обильно сдабривать речь всяческими «э-э… м-м-м… ну… как бы…». Чем больше ускоряет темп речи оратор, тем больше в ней появляется паразитов.
Такая же ситуация наблюдается, если «голова работает медленнее языка» – например, во всевозможных интервью. Обычному человеку часто даже в голову не придет при ответе на сложный или «неудобный» вопрос взять паузу, воспользоваться вводным оборотом, другими эффективными техниками оратора. Он одновременно и говорит, и думает, что сказать. В итоге «оперативная память переполняется», и слова-паразиты тут как тут.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.
Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:
-частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы, модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;
-вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;
-местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.
-Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
2).Причины возникновения
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся и учителей нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
3).Как слова-паразиты характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МБОУ «Георгиевская СОШ»»
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 7 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов.
В анкетировании и устном опросе принимали участие 26 учащихся 5-7 классов МБОУ «Георгиевская СОШ» (Приложение №1)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
30% учащихся часто замечают слова – паразиты в своей речи
70% учащихся не смогут обойтись без слов - паразитов
100 % опрошенных учащихся мешают слова – паразиты в своей речи
50% учащихся пытаются бороться со словами - паразитами
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
3 | Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
5 | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
6. | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
7 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
8 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
3.Способы избавления от слов-паразитов
4. Вывод
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.
В ходе исследовательского проекта я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».
Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев
Литература
1. Дараган,Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.
2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
3 Левонтина И. Б. «О словах-паразитах»/И.Б. Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68 с
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.
5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
Приложение 1
1.Часто замечаете слова – паразиты в своей речи?
2.Можете ли вы обойтись без слов – паразитов?
3.Мешают ли Вам слова – паразиты выражать свои мысли?
4.Боретесь ли вы с привычкой употреблять слова паразиты в своей речи?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Осенняя паутина
Кто грамотней?
Госпожа Метелица
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018