Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 9 класс
«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»
Руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.
Научный руководитель: нет
Цель работы: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.
Методы проведенных исследований: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_9_klass.docx | 512.3 КБ |
| Муниципальный этап учебно-исследовательской конференции школьников Шарыповского района «Первые шаги в науку» |
Полное название темы работы | Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность. |
Название секции форума | «Психология и философия «Абсолют самопознания» |
Тип работы | Исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) | Александрова Полина Андреевна 03.04.2004 |
Место учебы: | Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы |
Класс | 9 |
Место выполнения работы | Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы, внеурочное время |
Руководитель | Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель биологии |
Научный руководитель | Нет |
Ответственный за корректуру текста работы | Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель |
e-mail (обязательно) | Автора: gladen1195@mail.ru Руководителя работы: rassohina.tatyana71@yandex.ru 8(39-153)39-1-01 |
Аннотация
Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 9 класс
«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»
Руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.
Научный руководитель: нет
Цель работы: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.
Методы проведенных исследований: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.
Результаты исследования:
Мы совместно с руководителем работы разработали модель внеурочной деятельности, и я путем исследований пришла к выводу, что данная модель работает на развитие читательской грамотности обучающихся. Наблюдается положительная динамика результатов диагностической работы по проверке читательской грамотности и техники чтения:
- Успешность всей работы возросла на 1%.
- Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.
- Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.
- Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.
- Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.
- Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.
К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.
Созданная модель внеурочной деятельности способствует также привитию интереса обучающихся к чтению, что подтверждается результатами анкетирования.
1.Введение:
Читательская грамотность является одним из важных показателей готовности выпускника школы к жизни в современном обществе.
Можно уметь читать с очень большой скоростью, но при этом совершенно не понимать, о чем текст, или же наоборот: хорошо вникать в содержание текста, но при этом очень медленно читать. Читательская грамотность – это такое свойство образованного человека, которое сочетает в себе и то и другое: необходимо уметь читать с оптимальной скоростью и, в то же время, уметь объяснить прочитанный текст, интерпретировать его содержание, извлекать из него правильную информацию.
Мы учимся читать с первого класса на уроках литературного чтения, но тексты, для чтения есть в каждом учебном предмете, также по жизни нас окружает информация, которую нужно «уметь читать» и правильно понимать.
В первом классе нам помогает учиться складывать первые слоги и слова «Букварь», а далее мы берем в руки более сложные литературные произведения, а также учебники по биологии, физике, химии: и все это нужно читать!
К сожалению, с появлением телевидения, компьютеров и других модных гаджетов, читать мы стали меньше, а от этого страдает качество чтения и, собственно, читательская грамотность.
В нашей школе на уроках педагоги используют множество приемов по повышению читательской грамотности обучающихся, я же решила им помочь немного и предложила еще работать над этой проблемой во внеурочное время и исследовать: изменятся результаты обучающихся по читательской грамотности и отношение учеников к чтению.
2.Основное содержание:
Объект исследования: обучающиеся 6 -7 классов Гляденской школы.
Предмет исследования: читательская грамотность.
Гипотеза: внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся.
Цель исследования: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.
Задачи исследования:
1. Провести стартовое исследование читательской грамотности обучающихся 6-7 классов.
2. Создать и запустить модель внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности обучающихся 6-7 класса.
3. Провести анкетирование обучающихся, посещающих внеурочные занятия по читательской грамотности.
4. Провести промежуточное и итоговое исследования читательской грамотности обучающихся 6-7 классов.
5. Изучить полученные результаты исследований и анкетирования.
6. На основе полученных данных сделать выводы об истинности гипотезы настоящего исследования.
Методы и методики решения основных задач: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.
3. Результаты исследования.
Для решения первой задачи своего исследования я подобрала контрольную работу для проверки читательской грамотности, похожую на краевую диагностическую работу. В исследовании приняло участие 15 обучающихся 6-7 классов. После проведения контрольной работы я обработала результаты и получила информацию, которая отражена в таблице 1.
Таблица №1. Результаты стартовой диагностической работы по читательской грамотности
№ обуч-ся | Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу) | Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы) | Скорость чтения (% от нормы) | Уровень достижений | |||
Общее понимание и ориентация в тексте | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | Использование информации из текста для различных целей | Осмысление и оценка содержания и формы текста | ||||
1 | 50% | 48 | 48 | 29 | 70 | 70 | Пониженный |
2 | 39% | 32 | 59 | 36 | 38 | 68 | Пониженный |
3 | 57% | 57 | 57 | 16 | 73 | Базовый | |
4 | 36% | 38 | 42 | 48 | 73 | 65 | Пониженный |
5 | 32% | 59 | 56 | 41 | 48 | 34 | Базовый |
6 | 53% | 48 | 50 | 36 | 58 | 55 | Пониженный |
7 | 50% | 63 | 63 | 21 | 38 | 72 | Базовый |
8 | 64% | 81 | 72 | 12 | 76 | Базовый | |
9 | 64% | 88 | 72 | 36 | 78 | 71 | Базовый |
10 | 39% | 63 | 43 | 48 | 73 | 107 | Базовый |
11 | 72% | 77 | 72 | 50 | 72 | 141 | Базовый |
12 | 68% | 42 | 45 | 14 | 74 | 72 | Пониженный |
13 | 75% | 52 | 54 | 52 | 70 | 91 | Базовый |
14 | 36% | 43 | 46 | 10 | 38 | 38 | Пониженный |
15 | 53% | 45 | 48 | 20 | 43 | 19 | Пониженный |
Почти половина обучающихся (47%) показали пониженный уровень читательской грамотности. Лишь двое обучающихся имеют скорость чтения чуть выше нормы, у остальных результаты значительно ниже нормы.
Вторую задачу я решала при участии моего руководителя работы. Совместно мы создали модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности. В качестве рабочего материала мы взяли все 15 томов произведений Виктора Петровича Астафьева, т.к. это наш Красноярский писатель и он писал о родном крае о нашей Малой Родине. Читая эти произведения, кроме читательской грамотности, обучающиеся безусловно получат пользу в и плане изучения природы родного края. Мы так и назвали курс внеурочной деятельности «Природа Красноярского края в произведениях В.П. Астафьева».
Разработанная нами модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности представляет 4 серии занятий по методике коллективного способа обучения, в каждой четверти своя серия занятий. Цели каждой серии занятий изменяются.
Первая серия занятий прошла в 1 четверти.
Общая цель первой серии занятий: развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ информацию из прочитанного текста.
Обучающиеся индивидуально изучают произведения В.П. Астафьева, извлекают объекты живой природы (названия растений и животных) для создания электронного ресурса, например, сайта.
Необходимые ресурсы: произведения В.П. Астафьева, рабочий лист, экран учета.
Структура занятия в 1 четверти:
№ | Этап | Цель |
1. | Физминутка | Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей. |
2. | Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения: - «жужжащее чтение»; | Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. Все ученики читают |
- «Фотоглаз»; | За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова в тексте, а затем по памяти пересказать. | |
- «Игра в прятки» | Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя. | |
3. | Основная часть занятия | Чтение произведения, извлечение объектов живой природы (растений и животных), заполнение рабочих листов. |
4. | Рефлексия | Подведение итогов, заполнение общего экрана учета. |
Вторая серия занятий прошла во второй четверти.
Общая цель занятий во второй четверти: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ, ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.
Для достижения цели обучающиеся проходят семь этапов, на которых создают творческие «продукты» по любому прочитанному произведению В.П. Астафьева (на выбор обучающегося). В качестве «продуктов» мы предложили обучающимся создать кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение.
Структура занятия во 2 четверти:
№ | Этап | Цель |
1. | Физминутка | Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей. |
2. | Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения | Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. |
3. | Основная часть занятия в постоянных парах | Создание творческих продуктов: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, рисунки, изложение; заполнение рабочих листов. |
4. | Рефлексия | Подведение итогов, заполнение общего экрана учета. |
Третья серия занятий пройдет в третьей четверти.
Общая цель занятий в третьей четверти: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.
Для достижения цели обучающиеся пройдут семь-восемь этапов в виде квеста, на которых будут выполнять задания по произведениям В.П. Астафьева. Это будут задания в виде кроссвордов из 10-15 слов, тестов из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, написать изложение, сочинение, иллюстрированные загадки.
Структура занятия в 3 четверти:
№ | Этап | Цель |
1. | Физминутка | Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей. |
2. | Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения | Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. |
3. | Основная часть занятия в постоянных парах | Прохождение квеста: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, иллюстрированные загадки, изложение, сочинение. заполнение рабочих листов. |
4. | Рефлексия | Подведение итогов, заполнение общего экрана учета. |
Четвертая серия занятий (практическая) пройдет в 4 четверти. Обучающиеся на основе полученных знаний будут создавать электронный ресурс, например сайт. На сайте будут размещены объекты живой природы по произведениям В.П. Астафьева, значение этих объектов (растений и животных) в жизни человека (сведения из дополнительной литературы). Кроме этого, все продукты творческой деятельности обучающихся: кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовые задания, деформированные тексты, рисунки, изложения, тоже будут размещены на сайте. А в дальнейшем появится новая исследовательская работа на секции «Инженерные технологии».
1 серия занятий: Развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ информацию из прочитанного текста (объекты живой природы). Необходимые ресурсы: произведения В.П. Астафьева, рабочий лист, экран учета. | ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Природа Красноярского края в произведениях В.П. Астафьева | 4 серия занятий: Применение полученных УМЕНИЙ, создание ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА (САЙТА) |
2 серия занятий: Развитие УМЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ, ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст. Создание творческих «продуктов» по произведению В.П. Астафьева (на выбор обучающегося): кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение. | 3 серия занятий: Развитие УМЕНИЯ ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст. Квест: кроссворд из 10-15 слов, тест из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированный текст, изложение, сочинение, иллюстрированные загадки. |
Схема 1 «Модель внеурочной деятельности»
В конце 1 и 2 четвертей провела промежуточную и итоговую контрольные работы по читательской грамотности.
Таблица №2. Результаты промежуточной диагностической работы по читательской грамотности
№ обуч-ся | Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу) | Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы) | Скорость чтения (слов в мин) | Уровень достижений | |||
Общее понимание и ориентация в тексте | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | Использование информации из текста для различных целей | Осмысление и оценка содержания и формы текста | ||||
1 | 50% | 54 | 51 | 30 | 71 | 72 | Базовый |
2 | 39% | 33 | 58 | 37 | 40 | 72 | Пониженный |
3 | 57% | 58 | 58 | 20 | 71 | 73 | Базовый |
4 | 36% | 40 | 43 | 49 | 65 | 73 | Пониженный |
5 | 32% | 62 | 58 | 42 | 48 | 37 | Базовый |
6 | 53% | 56 | 51 | 36 | 57 | 57 | Базовый |
7 | 50% | 65 | 65 | 26 | 42 | 79 | Базовый |
8 | 64% | 83 | 71 | 15 | 75 | 100 | Базовый |
9 | 64% | 88 | 73 | 38 | 76 | 73 | Базовый |
10 | 39% | 64 | 45 | 47 | 75 | 109 | Базовый |
11 | 72% | 79 | 73 | 52 | 73 | 145 | Базовый |
12 | 68% | 43 | 46 | 15 | 77 | 72 | Пониженный |
13 | 75% | 54 | 56 | 55 | 71 | 91 | Базовый |
14 | 36% | 45 | 45 | 12 | 36 | 39 | Пониженный |
15 | 53% | 45 | 47 | 19 | 45 | 20 | Пониженный |
Результаты немного улучшились. Уменьшилось количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности до 33 %. Скорость чтения незначительно выросла, но также лишь двое читают чуть выше нормы, остальные ниже нормы.
Таблица №3. Результаты итоговой диагностической работы по читательской грамотности
№ обуч-ся | Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу) | Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы) | Скорость чтения (слов в мин) | Уровень достижений | |||
Общее понимание и ориентация в тексте | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | Использование информации из текста для различных целей | Осмысление и оценка содержания и формы текста | ||||
1 | 39% | 33 | 58 | 37 | 40 | 74 | Пониженный |
2 | 57% | 58 | 58 | 20 | 71 | 74 | Базовый |
3 | 37% | 42 | 43 | 49 | 65 | 74 | Пониженный |
4 | 33% | 63 | 58 | 42 | 48 | 38 | Базовый |
5 | 54% | 57 | 51 | 36 | 57 | 58 | Базовый |
6 | 50% | 66 | 65 | 26 | 42 | 79 | Базовый |
7 | 65% | 84 | 71 | 15 | 75 | 100 | Базовый |
8 | 65% | 88 | 73 | 38 | 76 | 74 | Базовый |
9 | 39% | 65 | 45 | 47 | 75 | 108 | Базовый |
10 | 74% | 78 | 73 | 52 | 73 | 145 | Базовый |
11 | 69% | 54 | 51 | 16 | 77 | 74 | Базовый |
12 | 75% | 54 | 56 | 55 | 71 | 90 | Базовый |
13 | 38% | 44 | 45 | 12 | 36 | 40 | Пониженный |
14 | 54% | 46 | 47 | 19 | 45 | 20 | Пониженный |
15 | 49% | 48 | 50 | 37 | 48 | 50 | Пониженный |
В исследовании приняло участие 15 обучающихся, но из группы выбыла одна девочка, а прибыл один мальчик (№15), он впервые участвует в исследовании, поэтому его результаты я не учитывала при подведении итогов.
Количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности снизилось до 28%. Техника чтения по – прежнему на низком уровне, но наблюдается положительная динамика.
Таблица 4 «Сводные результаты по читательской грамотности
(6-7 классы, 2019/2020 уч. год)»
| Среднее значение СД (%) | Среднее значение ПД (%) | Среднее значение ИД (%) | ||
Успешность выполнения (% от максимального балла) | Вся работа (общий балл) | 53 | 53 | 54 | |
Группы умений | Общее понимание и ориентация в тексте | 55 | 58 | 59 | |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 55 | 56 | 57 | ||
Использование информации из текста для различных целей | 31 | 33 | 33 | ||
Осмысление и оценка содержания и формы текста | 61 | 61,4 | 61 | ||
Уровни достижений (% учащихся) | Достигли базового уровня | 53 | 67 | 72 | |
Не достигли базового уровня | 47 | 33 | 28 | ||
Техника чтения | 69 | 74 | 75 |
По таблицам отслеживается положительная динамика развития читательской грамотности.
Успешность всей работы возросла на 1%.
Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.
Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.
Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.
Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.
К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.
Также я провела анкетирование среди обучающихся 6-7 классов, которые посещают данные занятия, с целью изучения интереса обучающихся к занятиям внеурочной деятельности по данной модели. В опросе приняло участие 15 обучающихся. Я задала им 5 вопросов. Результаты отражены в таблице 5.
Таблица 5 «Результаты анкетирования
(6-7 классы, 2019/2020 уч. год)»
№ | Вопрос | да | нет | Нейтральный ответ |
1. | Нравятся ли Вам внеурочные занятия по читательской грамотности? | 14 | 0 | 1 |
2. | Считаете ли Вы полезными такие занятия? | 14 | 0 | 1 |
3. | Когда заканчивается занятие, хочется ли Вам остаться и продолжить работу? | 12 | 3 | 0 |
4. | Считаете ли Вы, что стали лучше читать? | 13 | 0 | 2 |
5. | Легко ли Вам выполнять творческие задания? | 8 | 7 | 0 |
6. | Захотелось ли Вам прочитать все произведения В.П. Астафьева? | 8 | 1 | 6 |
Результаты анкет показывают, что 93% обучающихся нравятся внеурочные занятия по данной модели, и они считаю их полезными. 80% обучающихся после окончания занятия хотят остаться и продолжить работу. 87% обучающихся считают, что стали лучше читать. Для 53% обучающихся легко поддается выполнение творческих заданий и столько же ребят захотели прочитать полное собрание произведений В.П. Астафьева.
4. Выводы.
Гипотеза, выдвинутая мной в самом начале исследования, подтвердилась на 100 процентов. Я выяснила, что внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся. Это подтверждается моими исследованиями:
Успешность всей работы возросла на 1%.
Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.
Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.
Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.
Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.
К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.
Созданная модель внеурочной деятельности способствует также привитию интереса обучающихся к чтению, что подтверждается результатами анкетирования.
Результаты моего исследования будут полезны педагогам школы. Результаты мониторинга в 1-2 четвертях можно применить для разработки индивидуальных планов по повышению обучающихся. Разработанную нами модель можно в дальнейшем применять, дополнять и развивать. Также ее можно рекомендовать для использования в других школах.
Список используемых источников
№ | ФИО школьника | Образовательное учреждение, класс | Домашний адрес с индексом | Полная дата рождения | Данные паспорта или свидетельства о рождении (серия, номер, кем и когда выдан) |
1 | Александрова Полина Андреевна | Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс | 662314, Красноярский край, Шарыповский район, д. Гляден, улица Гагарина | 03.04.2004 | 1-БА №699055, выдано 13.04.2004 г Шарыповским территориальным отделом управления ЗАГС администрации Красноярского края России |
№ | Вопрос | да | нет | Нейтральный ответ |
1. | Нравятся ли Вам внеурочные занятия по читательской грамотности? | |||
2. | Считаете ли Вы полезными такие занятия? | |||
3. | Когда заканчивается занятие, хочется ли Вам остаться и продолжить работу? | |||
4. | Считаете ли Вы, что стали лучше читать? | |||
5. | Легко ли Вам выполнять творческие задания? | |||
6. | Захотелось ли Вам прочитать все произведения В.П. Астафьева? |
Как Снегурочке раскатать тесто?
Барсучья кладовая. Александр Барков
Н. Гумилёв. Жираф
Белый лист
Горячо - холодно