Исследование различных марок бензина на автозаправочных станциях р.п.Хохольский
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_benzina.docx | 375.4 КБ |
benzin.pptx | 645.47 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» Хохольского муниципального района Воронежской области
Исследовательский проект
«Качество бензина»
Автор Илья Швецов,
учащийся 11 «Б» класса
Руководитель Землянухина Л.А.,
учитель химии
2020 год
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………..3-4
1.Обзор литературы:
1.1. Промышленное получение бензина ………………………5-6
1.2.Бензин, его основные качественные характеристики ……6-8
1.3.Стандарты качества ………………………………………...8-9
1.4.Марки бензина ……………………………………………...9-14 Практическая часть:
2.1. Физико-химические показатели качества бензина …………15-18
2.2. Определение наличия водорастворимых кислот и щелочей.18-19
2.3.Бытовые способы определения качества бензина …………..19-20
3.Заключение ………………………………………………………21-23
4.Литература ……………………………………………………….24
Введение
Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть известна человеку с глубокой древности.
Нефть - это маслянистая жидкость темно-бурого или почти черного цвета с характерным запахом. Каждая нефть имеет только ей присущий цвет. Нефть Кавказа – темно-зеленая, Сибири – желтоватая, Белоруссии – розоватая, Мангышлака – абсолютно черная.
В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Естественно, говоря о транспорте любого вида, невозможно умолчать о бензинах. Бензины низкого качества разрушающе действуют не только на ходовую и топливную систему двигателя внутреннего сгорания, но и являются причиной появления загрязнителей первого порядка.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время, должен осуществляться особый контроль качества бензина, так как выхлопные газы автомобилей, работающие на некачественном топливе, отравляют воздух, почву, воду, здоровье людей. От качества используемого бензина зависит и работа автомобилей.
В р.п. Хохольский 2 автозаправочные станции. Каждый автовладелец скорее всего сталкивался с проблемой некачественного бензина. Потеря мощности и неустойчивая работа двигателя после недавней заправки являются явными признаками низкого качества бензина. В современных инжекторных системах возможен даже полный отказ топливной системы, что делает невозможным дальнейшее движение автомобиля без посещения автосервиса.
Как же проверить качество бензина? - На этот вопрос я и попытался ответить в своей работе.
Конечно, «домашние эксперименты» определения качества бензина не дадут полной информации, они лишь помогут сделать, так называемую, первоначальную оценку качества, которой в принципе будет достаточно. Мы в своей работе провели анализ качества бензина в школьной лаборатории.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут иметь социальную значимость. Автолюбители смогут выбрать АЗС для того, чтобы заправлять бензин без угрозы поломки двигателя и выхода из строя других запасных частей в процессе эксплуатации транспорта
Цель:
определение качества бензина, отпускаемого на автозаправочных станциях р.п. Хохольский.
Задачи:
-изучить интернет - ресурсы по данной теме;
-экспериментальным путем в школьной лаборатории определить качество бензина марок АИ-92 и АИ-95 на заправочных станциях ЛТК и ДТК, расположенных в нашем поселке;
-составить практические рекомендации автолюбителям бытового определения качества бензина.
Объект исследования: бензин на автозаправках р.п. Хохольский
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез изученной литературы;
- экспериментальное изучение;
- метод наблюдения;
- анализ полученных результатов.
1.1. Промышленное получение бензина
Первичная переработка нефти заключается в ее перегонке. Перегонку производят на нефтеперерабатывающих заводах после отделения попутных газов. При перегонке нефти получают светлые нефтепродукты:
• бензин — С6—С8 (температура кипения от 40 до 180 °С): используется как авиационное и автомобильное топливо;
Вторичная переработка нефти
Вторичная переработка нефти связана с изменением структуры углеводородов, входящих в ее состав.
В первую очередь это процессы крекинга — расщепления молекул углеводородов на молекулы с меньшим числом атомов углерода, например:
С20Н42 → С10Н22 + С10Н20
С10Н22 → С5Н12 + С5Н10
Таким способом получают главным образом автомобильный и авиационный бензин. В этом случае выход его из нефти достигает 70%. Термический крекинг был открыт русским инженером В. Т. Шуховым в 1891 г.
Сравнение термического и каталитического крекингов.
Признаки сравнения | Термический крекинг | Каталитический крекинг |
Сырье | Мазут и др. | Керосин и газойль |
Катализаторы | — | Алюмосиликаты |
Температура | 450—550 °С | 450 °С |
Давление | 2—7 МПа | Атмосферное |
Химические реакции | Крекинг | Крекинг и изомеризация |
Продукт | Преимущественно автомобильный бензин | Преимущественно авиационный бензин |
Еще одним из видов вторичной переработки нефти является риформинг – процесс ароматизации, т.е. превращение парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды в присутствии катализаторов (платины и молибдена).
1.2.Бензин, его основные качественные характеристики.
Бензин - это самая легкая из жидких фракций нефти. Эту фракцию получают в числе других в процессе возгонки нефти с целью получения различных нефтепродуктов. Обычный углеводородный состав бензина - молекулы длиной от C 5 до C 10 .Но бензины отличаются друг от друга, как по составу, так и по свойствам, ведь их получают не только как продукт первичной возгонки нефти. Бензин получают из попутного газа (газовый бензин) и из тяжелых фракций нефти (крекинг-бензин) .
Виды бензина АИ-92: • зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо- восточных районах, а в остальных районах с 1 октября до 1 апреля;
• летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо- восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов.
Бензин АИ-92 содержит смесь углеводородов различного строения в виде бесцветной жидкости с пределами кипения 33-205°С.
Бензин АИ-92 представляет собой смесь компонентов, применяется в качестве топлива для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, а также при производстве парафина, чистке тканей (растворяет жиры), как горючий материал, как растворитель.
Техническая характеристика
Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга . Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах. Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются
1.3. Стандарты качества
Показатели качества бензина – это его состав, который нормируется на содержание серы, бензола, фактических смол и металлосодержащих октаноповышающих присадок, и внешний вид.
Автомобильный транспорт по мере своего развития предъявляет все большие требования не только к количеству, но и к качеству бензина. С количеством все понятно. А вот что входит в понятие качества? Но сначала, давайте рассмотрим процесс сгорания бензина в двигателе. Это сложный физико-химический и технологический процесс, связанный с выполнением противоречивых требований. Прежде всего, карбюрация — смешение бензина с воздухом. Если топливная смесь бедна, то есть в ней много воздуха и мало топлива, то температура горения и, следовательно, температура рабочего тела (продуктов сгорания) в двигателе снижаются. А эффективность всякой тепловой машины” в том числе и двигателя внутреннего сгорания, зависит как раз от перепада температур рабочего тела в начале и конце рабочего процесса. Это непреложное требование термодинамики. Кроме того, при работе на бедной топливной смеси снижается мощность двигателя, повышается интенсивность закоксовывания цилиндров, поршней и клапанов, снижается КПД... Лучше всего сжигать топливную смесь с минимальным избытком топлива. Но необходимо обеспечить равномерность горения, не допускать его взрывного характера. Однако не все углеводороды сгорают одинаково. Многие из них образуют в качестве промежуточных перекисные соединения и продукты их распада — свободные радикалы. Все эти вещества очень нестойки, склонны к взрыву. Вот и получается иногда: искра от пламени зажгла топливную смесь, фронт пламени пошел по цилиндру, а в верхней его части накапливаются перекиси. И когда остается еще 15—20% неизрасходованной топливной смеси, происходит взрыв. Скорость распространения пламени при этом увеличивается в сотни раз — до 2500 м/с. Ударная волна многократно отражается от стенок цилиндра и от поршня, начинаются вибрации, в двигателе появляется характерный металлический стук... Словом, происходит детонация. При прочих одинаковых условиях наибольшей склонностью к детонации отличается н-гептан, а наименьшей — 2,2,4-триметилпентан (изооктан). Эти углеводороды и были приняты в качестве эталонных при определении так называемого октанового числа.
Другими словами, октановое число — относительная и безразмерная величина, не имеющая физического смысла. Но это еще не все. Двигатели бывают разные; условия, в которых они работают, тоже неодинаковы. Скажем, одно дело стабильность сгорания топлива в двигателе тяжелого грузовика, работающего на пониженных передачах, и совсем другое — детонация в двигателе легкового автомобиля, работающего в форсированном режиме на высоких оборотах.
1.4. Марки бензина
Автомобильный транспорт по мере своего развития предъявлял все большие требования не только к количеству, но и к качеству бензина. С количеством все понятно. А вот что входит в понятие качества?
Автомобильный бензин (Motor gasoline)
Для приготовления автомобильного бензина используют бензины прямой перегонки, бензины термического крекинга, бензины каталитического крекинга и каталитического риформинга, бензины коксования (для низкооктановых бензинов), алкилбензин, изопентан, толуол (для высокооктановых бензинов), бутан, бутан-бутиленовую фракцию, пентан-амиленовую фракцию и газовый бензин. Для повышения детонационной стойкости автомобильного бензина используют антидетонационные присадки, из которых самыми распространенными являются тетраэтилсвинец (ТЭС) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.
Содержание серы в автомобильном бензине меняется от 0,05 до 0,1%. Автомобильный бензин изготовляют зимних и летних сортов, которые отличаются давлением насыщенного пара. Маркируют по октановым числам, замеренным по моторному или исследовательскому методу, или по обоим методам одновременно.
Выпускают автомобильный бензин марок А-72 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), А-76 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), А-80 (этилированный и неэтилированный), АИ-91 (неэтилированный, летний и зимний), А-92 (этилированный и неэтилированный, летний и зимний), АИ-93 (этилированный, летний и зимний), АИ-95 «Экстра» (неэтилированный летний) и АИ-95 (неэтилированный, летний и зимний).
В разных регионах мира используются разные марки автомобильного бензина. В Европе распространены марки «Super plus» или «Super» (неэтилированный, летний и зимний), «Premium» или «Euro» (неэтилированный, летний и зимний), «немецкий» (этилированный, летний и зимний), «итальянский» (этилированный, летний и зимний), «Regular» (неэтилированный, летний и зимний). В США применяется автомобильный бензин марок «Regular», «Mid-Grade», «Premium» и «Super premium». Все марки бывают как летние, так и зимние. В США применяется только неэтилированный или, вернее, малоэтилированный автомобильный бензин с содержанием свинца менее 0,0026 г/л. В Азиатско-Тихоокеанском регионе применяется автомобильный бензин марок 91RON, 92RON, 95RON, 97RON. Все они малоэтилированные (летние) с содержанием свинца до 0,01 г/л. Аббревиатура RON составлена из первых букв английских слов research octane number (октановое число по исследовательскому методу). При написании марок бензина используются разные значения октановых чисел, поэтому при подборе аналогов необходимо ознакомиться с описанием каждой марки. Производство автомобильного бензина в мире равно примерно 900 млн т в год, что составляет 30% от общего производства нефтепродуктов.
Автомобильный бензин марки А-72 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный неэтилированный бензин низкого качества с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин и антиокислительные присадки. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 72, по исследовательскому методу не нормируется.
Автомобильный бензин марки А-76 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный бензин низкого качества. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин, антиокислительные и антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина для использования в сельском хозяйстве.
А-76 производят этилированный (желтого цвета) с содержанием свинца не более 0,17 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу не нормируется, но обычно близко к 80. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является Naphta со скидкой 10—12 долл. США за 1 т.
Автомобильный бензин марки А-80 (Low octane motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки, производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,755 г/смА-803. Октановое число по моторному методу — 76, а по исследовательскому методу — 80. Фактически — это бензин марки с немного улучшенными характеристиками.
Автомобильный бензин марки А-91 (Regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки, производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 82,5, а по исследовательскому методу — 91. По качеству близок к европейской марке «Regular» и азиатской 91RON, но содержит на 30% больше свинца.
Автомобильный бензин марки АИ-92 (AI-91 regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Содержит антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ и Украины, производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу — 83, а по исследовательскому методу — 92. По качеству близок к европейской марке «Regular» и азиатской 92RON, но содержит на 30% больше свинца.
Автомобильный бензин марки АИ-93 (AI-93 regular motor gasoline)
Автомобильный бензин обычного качества. Этилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга мягкого режима, с добавлением толуола и алкилбензина. Для повышения давления паров добавляют фракцию прямой перегонки с температурой кипения до 62°С или бутан-бутиленовую фракцию. Неэтилированный АИ-93 готовят на основе бензина каталитического риформинга жесткого режима с добавлением алкилбензина, изопентана и бутан-бутиленовой фракции. Содержит антидетонационные присадки.
АИ-93 производят этилированный (оранжево-красного цвета) с содержанием свинца не более 0,37 г/л и неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,1%. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 93. Специально для экспорта производился этилированный АИ-93 без добавления красителя, с содержанием свинца не более 0,15 г/л и серы не более 0,001%. При определении экспортной цены бензина этой марки базисным сортом является европейский «Regular».
Автомобильный бензин марки АИ-95 (AI-95 premium motor gasoline)
Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки, производят неэтилированный (бесцветный) с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Плотность не нормируется. Октановое число по моторному методу — 85, а по исследовательскому методу — 95. По качеству близок к европейской марке «Premium» и азиатской 95RON, но содержит на 30% больше свинца.
Автомобильный бензин марки АИ-95 «Экстра» (AI-95 Extra premium motor gasoline)
Автомобильный бензин улучшенного качества. Готовят на основе бензина каталитического крекинга легкого дистиллятного сырья с изопарафиновыми и ароматическими компонентами и добавкой газового бензина. Содержит антидетонационные присадки.
АИ-95 производят неэтилированный (бесцветный), свинец в нем отсутствует.
Автомобильный бензин марки АИ-98 (AI-98 Super motor gasoline)
Отличается высоким октановым числом. В отличие от АИ-95, который производится в соответствии с ГОСТом, 98-й выпускается согласно ТУ 38.401-58-122-95, а также ТУ 38.401-58-127-95. В производстве этой марки бензина запрещено применение алкилсвинцовых антидетонаторов. Выпуск данного высокооктанового бензина осуществляется с использованием ряда компонентов – толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
2. Практическая часть
2.1. Физико-химические показатели качества бензина:
Цель работы: оценить первичные признаки качества бензина по
показателям: внешний вид, плотность, установить соответствие исследуемого бензина соответствующим стандартам.
Внешний вид
По стандарту в бензине не допускается наличие мутности, взвешенных и
осевших на дно посторонних примесей, в том числе и воды.
Посторонние примеси, попадающие в бензин при транспортировке,
хранении, приемоотпускных операциях вместе со смолистыми
и нагарообразующими веществами увеличивают интенсивность накопления высокотемпературных отложений. Кроме того, абразивные частицы повышают скорость изнашивания деталей двигателя.
Мутность бензина говорит о присутствии в нем воды. Количество воды, находящейся в свободном состоянии, зависит от условий транспортировки, хранения и может быть значительным. Вода теоретически (если она во взвешенном состоянии) улучшает процесс сгорания и повышает детонационную стойкость бензина, а практически вызывает сильную коррозию всех элементов топливной системы. Вода вызывает перебои в работе двигателя, а в зимнее время может вызвать остановку двигателя из-за обледенения карбюратора и замерзания в магистралях топливной системы.
Цвет бензина служит первичным признаком определения качества. Бензин либо бесцветен, либо имеет бледно-желтый цвет, обусловленный в основном присутствием антидетонаторов.
Антидетонаторы - специальные присадки повышающие октановое число. Наибольшее распространение сегодня получили оксигенаты, маргенецсодержащие, железосодержащие антидетонаторы.
Ферроцен (С5Н4 )2Fe - кристаллический порошок желто-оранжевого цвета хорошо растворяющийся в бензине. Ферроцен и его производные получили допуск к применению в составе бензинов всех марок в концентрации, соответствующей содержанию железа не более 37 мг/л.
Метилтретичнобутиловый эфир СН3-0-С(СН3)з (МТБЭ) - оксигенат,
бесцветная, прозрачная жидкость с резким запахом. Температура кипения 48-55°С, плотность - 740-750 кг/м3, октановое число по исследовательскому методу 115-135. На основании положительных результатов государственных испытаний в России разрешено производство и применение автобензинов с содержанием МТБЭ до 15%, считается наиболее перспективным компонентом.
Циклопентадиенилтрикарбонилмарганец С5Н5Мп(СО)3 (ЦТМ) -
кристалический желтый порошок.
Метилциклопентадиэтилтрикарбонилмарганца СНзС5Н4Мп(СО)з (МЦТМ) - это соединение представляет собой прозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом.
Массовая доля серы
Общее содержание серы характеризует суммарное количество всех
сернистых соединений в топливе, которые при сгорании образуют кислородные соединения серы SO2, SO3. При взаимодействии с водой образуются сернистая и серная кислоты, вызывающие коррозию и способствующие процессам образования отложений и износу двигателя.
Экспериментальными работами установлено, что при увеличении серы с
0,05 до 0,10% износ деталей двигателя возрастает в 1,5-2,0 раза, а при
повышении количества серы до 0,20 % - еще вдвое.
Основная масса сернистых соединений, содержащихся в нефти, при
получении топлива перегоняется с углеводородами, выкипающими при температуре выше 200°С. Поэтому общее количество серы в бензине редко превышает 0,05%.
Плотность бензина
Плотность бензина относится к температуре 20°С и к плотности воды при температуре 4°С, принятой за единицу. Превышение плотности как-либо на работе двигателя не сказывается и важна только при транспортировке и определении стоимости, так как оптом продается по весу, а в розницу - по объему, но может служить критерием определения качества.
Определение плотности бензинов проводится в соответствии с ГОСТ 3900-83.
1. В цилиндр наливают испытуемый бензин.
2. Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно опускают в бензин, держа его верхний конец. После того как ареометр установится, произвести отсчет по верхнему краю мениска.
3. Температуру бензина измеряют термометром.
4. Привести полученную плотность при температуре испытаний к плотности
92 ДТК | 92 Липецкая | 95 ДТК | 95 Липецкая | |
Цвет | Бледно-жёлтый, близко к бесцветному | Бледно-жёлтый | Жёлтый | Бледно-жёлтый, близко к бесцветному |
Запах | Сравнительно мягкий | Сравнительно мягкий | Резкий, неприятный, напоминает запах краски | Резкий, неприятный, напоминает запах краски |
Плотность | 730 кг/м3 | 725 кг/м3 | 745 кг/м3 | 740 кг/м3 |
Загрязняющие вещества | Прозрачный | Прозрачный | Прозрачный | Прозрачный |
Результаты экспериментальных данных
После исследования бензина АИ-92 оказалось, что на АЗС цвет бензина –бледно-желтый, без явных признаков мутности, с отсутствием взвешенных частиц.
После определения плотности, мы увидели, что заявленная плотность в ГОСТЕ не соответствует реальности: бензин марки АИ-92 на АЗС «Липецкая» плотность 725 кг на кубический метр, а на АЗС «ДТК» 730 кг на метр кубический. Конечно, на качество бензина плотность не влияет, но продают его все-таки на вес, т.е. выгода по объему продаж бензина с большой плотностью налицо.
2.2. Определение наличия водорастворимых кислот и щелочей
Наличие водорастворимых кислот и щелочей определяется по ГОСТ 6307-83.
1. В делительную воронку налили 50 мл перемешанного бензина и
столько же дистиллированной воды, отмеренных мерными цилиндрами.
2. Содержимое слегка взбалтывали в течение 5 минут, не допуская
образования эмульсии. После отстаивания водный слой слили через
воронку с бумажным фильтром в коническую колбу.
3. Отобрали в две пробирки по 1-2 мл водной вытяжки.
4. В одну пробирку добавили две капли раствора метилового оранжевого, в другую - три капли раствора фенолфталеина. Сравнили с цветом этих индикаторов в чистой дистиллированной воде.
Окрашивание раствора в розовый или красный цвет указывает на наличие водорастворимых кислот или щелочей. Окраска индикаторов не должна меняться, что показывает отсутствие водорастворимых кислот и щелочей.
Вывод: При исследовании всех образцов не было обнаружено ни кислоты, ни щелочи, так как не произошло изменения цвета индикатора.
2.3. Бытовые способы определения качества бензина
После исследований проведенных нами в лаборатории, мы решили обратиться к опытным водителям с вопросом: могут ли они определить качество бензина, не прибегая к лабораторным опытам?
Вот что у нас получилось.
1.Одним из основных показателей качества бензина является его цвет. Хорошее топливо должно быть бесцветным или иметь небольшой желтоватый оттенок, которое обусловлено наличием в нем антидетонаторов (специальные присадки, повышающие октановое число).
Если бензин мутный, то в нем, скорее всего, имеется вода. Хорошо ли это? С теоретической точки зрения, если она находится во взвешенном состоянии, то улучшается процесс сгорания топлива, усиливается его детонационная стойкость. На практике же появляется коррозия элементов топливной системы и возникают некоторые перебои в работе двигателя. Зимой, как Вы понимаете, вода имеет свойство замерзать, и машина попросту может не завестись.
2.Наличие воды можно определить с помощью марганцовки. Налейте немного бензина в любую емкость, добавив туда перманганата калия (др. название препарата). Если испытуемый образец окрасится в фиолетовый цвет, значит в нем присутствует вода.
Вывод: в наших образцах наличия воды не обнаружено.
Какие показатели качества бензина есть ещё ?
Их на самом деле много и определяются они в лаборатории. Мы же проведем еще один очень простой эксперимент. Капните немного бензина на лист чистой белой бумаги. Подуйте на то место, которое Вы смочили. Бензин испарится, при этом цвет бумаги должен остаться прежним.
Если Вы заметите на ее поверхности жировые пятна или налет, то это говорит о том, что в бензине имеются посторонние добавки, которые могут негативно сказаться на топливной системе и работе двигателя.
Вывод: В наших исследуемых образцах была обнаружена добавка в образце 4.
3. Заключение
Таким образом, исследовав качество бензина на автозаправках р.п. Хохольский, оказалось, что топливо на автозаправочной станции «Липецкая» не отличается лучшим качеством, чем на АЗС «ДТК». НА АИ-92 автозаправки «Липецкая» была обнаружена добавка, а в АИ-92 заправочной станции «ДТК» было обнаружено наличие щёлочи. АИ-95 с автозаправок «ДТК» и «Липецкая» настораживают резким и неприятным запахом, напоминающим запах краски. Также АИ-95 с АЗС «ДТК» среди всех образцов имеет ярко выраженный жёлтый цвет (хорошим цветом для бензина является бледно-жёлтый или бесцветный).
А как же заправляться качественным бензином?
Рекомендации автолюбителям
Все мы прекрасно знаем, что заливка некачественного топлива в бак часто приводит к различным неприятностям. В лучшем случае появятся проблемы с запуском двигателя, и появится детонация, в худшем - из строя выйдет топливная аппаратура либо поломается сам двигатель.
Качество автомобильного бензина определяется целым рядом показателей, в том числе такими, как величина октанового числа, фракционный состав, наличие вредных примесей (типа серы, бензола или олефинов) и т. п. Производитель обычно указывает качество поставляемого топлива в сертификате, который сопровождает товарную партию бензина. Но, к сожалению, указанные данные не всегда соответствуют реалиям. Поскольку качество бензина может ухудшиться и при его доставки потребителю.
Итак, вам нужно заправить авто перед дальней поездкой. Конечно, по своему опыту вы знаете, где всегда можно купить качественный бензин. Старайтесь залить не только бак, но и взять с собой пару полных канистр.
И все же даже это солидный объем бензина рано или поздно закончится, и вам волей-неволей придется заправляться в незнакомом месте. Не спешите «кидаться» в ближайшую АЗС, пусть она шикарно выглядит, призывно мигая огоньками иллюминации. Лучше остановить свой выбор на заправке пусть не с самым дешевым топливом, но к которой стоит порядочная очередь авто с местными номерами. Наверняка этот продаваемый бензин «проверен» местными водителями. Другой вариант - заправка на АЗС известных брендов.
Дабы избежать попадания в бак некачественного бензина, придерживайтесь следующего правила: в дальней дороге не заправляйтесь на АЗС, стоимость бензина на которых более чем на 30% меньше средней цены по региону. Слишком низкая цена свидетельствует о подозрительном происхождении продаваемого топлива. Многие автолюбители мечтают о возможности провести проверку бензина экспресс-методами. Возможно ли это? Изготовители нефтепродуктов утверждают, что в силу сложного химического состава бензина его основные показатели можно определить лишь при помощи спецоборудования. Очевидно, что наличие всевозможных присадок, добавляемых в низкосортный бензин с целью повышения октанового числа - типа тетраэтилсвинца, нафталина, ацетона и т. п., «на глазок» определить невозможно.
На сегодняшний день автомобилистам доступны лишь бытовые бензиномеры (или нефтеденсиметры). Работают они по принципу измерения плотности проверяемого топлива. Но этот метод дает весьма приблизительные результаты, поскольку плотность не обязательно свидетельствует о величине реального октанового числа. Данный прибор позволяет лишь отличить бензин от солярки.
Впрочем, есть и другие способы. Например, проверяя, как двигатель реагирует на залитый бензин - в основном по его тяге и отсутствию детонации. На той заправке, где результаты наиболее предпочтительны, и следует покупать бензин. Можно также взять пробы бензинов с нескольких заправок и сдать их затем на анализ в районную инспекцию контроля качества нефтепродуктов. Но это для самых дотошных.
Еще одна рекомендация. При заливе бензин из заправочного пистолета, обратите внимание на цвет топлива: зачастую топливо содержит либо количество красителя, которое придает ему едва заметный желтоватый или зеленовато-голубоватый оттенок. Суррогатный же бензин распознают по ядовитому окрасу. Непривычный цвет топлива (как правило, красновато-оранжевый) свидетельствует об этилированности бензина. «Чистоту» бензина можно также проверить, капнув немного на руку - чистый сушит кожу, с примесью солярки - жирный на ощупь.
Также определить некачественный бензин, можно, предварительно набрав горючее в канистру, а в гараже (либо дома) заняться основной проверкой. Наберите бензин в стеклянную банку и дайте ему минут пять отстояться. Если в топливе имеется грязь, она обязательно осядет на дно и будет заметна. Содержание влаги в бензине можно выявить, если добавить в него немного марганцовки. При наличии воды топливо примет розовый цвет.
Ну и последнее: опытные водители утверждают, что низкое качество топлива можно определить по запаху: часто оно имеет резкий неприятный запах.
4. Литература
1. ГОСТ Р51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия -М.,1998.
2. ГОСТ Р 51313-99 Бензины автомобильные. Общие технические требования - М.,1999.
3. Сафонов, А. С. Автомобильные топлива / А. С. Сафонов, А. И. Ушаков, И. В. Чечкенев. -СПб., 2002.
4. Итинская, Н. И. Топливо, масла и технические жидкости / Н. И. Итинская, Н. А. Кузнецов - М. : Машиностроение, 1989.
5. Карпов,П. П. Нефтяное товароведение / П. П. Карпов. - М. : ГОСТОПТЕХИЗ ДАТ, 1951.
6. Покровский Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости/ Г. П. Покровский. -М. : Машиностроение, 1985.
7. Проскурякова, В. А. Химия нефти и газа / В. А Проскурякова, А. Е. Драбкина.-Л. :Химия, 1989.
8. Химмотология. Словарь. Понятия, термины, определения. - М.: Знание, 2005.
Слайд 1
Качество бензина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “ Хохольский лицей “ Выполнил Швецов Илья обучающийся 11«Б» класса. Руководитель Землянухина Л.А., учитель химии. р.п . Хохольский- 20 20г.Слайд 2
Цель : определение качества бензина, отпускаемого на автозаправочных станциях р.п . Хохольский Задачи: изучить интернет-ресурсы по данной теме экспериментальным путем определить качество бензина на АЗС нашего поселка составить практические рекомендации автолюбителям бытового определения качества бензина
Слайд 3
Промышленное получение бензина Признаки сравнения Термический крекинг Каталитический крекинг Сырье Мазут и др. Керосин и газойль Катализаторы — Алюмосиликаты Температура 450—550 °С 450 °С Давление 2—7 МПа Атмосферное Химические реакции Крекинг Крекинг и изомеризация Продукт Преимущественно автомобильный бензин Преимущественно авиационный бензин
Слайд 4
Марки бензина А-72 А-80 А-91 АИ-92 АИ-93 АИ-95 АИ-98 АИ-100
Слайд 5
Практическая часть Физико - химические показатели качества бензина: 1- ДТК 92 2- Липецкая ТК 92 3- ДТК 95 4- Липецкая ТК 95 5- Вода
Слайд 6
92 ДТК 92 Липецкая 95 ДТК 95 Липецкая Цвет Бледно-жёлтый, близко к бесцветному Бледно-жёлтый Жёлтый Бледно-жёлтый, близко к бесцветному Запах Сравнительно мягкий Сравнительно мягкий Резкий, неприятный, напоминает запах краски Резкий, неприятный, напоминает запах краски Плотность 730 кг/м 3 725 кг/м 3 745 кг/м 3 740 кг/м 3 Загрязняющие вещества Прозрачный Прозрачный Прозрачный Прозрачный
Слайд 7
Определение наличия водорастворимых кислот и щелочей
Слайд 8
Определение наличия воды Определение посторонних добавок
Слайд 9
1. Бензин поступающий на Хохольскую АЗС соответствует ГОСТам не по всем показателям. 2. Его качество зависит от месторождения нефти, способа переработки, транспортировки и хранения. 3. Повысить качество бензина можно используя современные способы транспортировки и хранения. Снижать высокое содержание низкокипящих компонентов. Повышать октановое число бензина . Выводы
Слайд 10
Рекомендации автолюбителям Бензин не должен быть слишком дешевым. Цвет бензина должен быть с желтоватым или зеленовато-голубоватым оттенком. Суррогатный же бензин распознают по ядовитому окрасу. « Чистоту» бензина можно проверить , капнув немного на руку - чистый сушит кожу, с примесью солярки - жирный на ощупь. Наберите бензин в стеклянную банку и дайте ему минут пять отстояться. Если в топливе имеется грязь, она обязательно осядет на дно и будет заметна . Содержание влаги в бензине можно выявить, если добавить в него немного марганцовки. При наличии воды топливо примет розовый цвет. Н изкое качество топлива можно определить по запаху: часто низкокачественный бензин имеет резкий неприятный запах.
Слайд 11
Качественный бензин - безопасность двигателя
5 зимних аудиосказок
Зимовье зверей
Злая мать и добрая тётя
Аэродинамика и воздушный шарик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?