Исследовательская работа относится к разделу "Краеведение" и изучает особенности вилегодских сказок.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx | 38.39 КБ |
Образ малой родины в вилегодских сказках
Исследовательская работа
Выполнена ученицей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» Костиной Полиной Сергеевной Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» Захарова Татьяна Геннадьевна
|
Вилегодский район
Содержание
1. Введение………………………………………………………… стр.3-4
2. Глава 1 …………………….... ...................................................... стр.5-6
3. Глава 2 ………………………………………............................... стр.7-10
4. Заключение……………………………………. ……………….. стр.11
5. Список литературы………………………………………………. стр.12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С детства мы читаем и слушаем русские народные сказки, которые учат нас добру, дружбе, знакомят нас с различными чудесами. Когда мы приходим в школу, то продолжаем изучать волшебный мир сказок, которые убеждают нас, детей, что без труда и стойкости нравственных принципов не будет в жизни счастья.
Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомиться с жизнью и бытом русского народа.
Когда на уроках литературы мы изучали сказки , то выяснилось , что у нас на Виледи тоже писали сказки и несколько из них сохранилось до наших дней. Читая сказки , я задалась вопросом:»Что можно узнать о жизни наших предков из вилегодских сказок. ».Эта тема мне интересна, потому что я хочу знать , как жили мои предки , чем занимались , как разговаривали. Этот материал необходимо изучать и сохранять, чтобы не прерывалась связь поколений.
В поисках ответов на свои вопросы я решила провести исследовательскую работу по изучению сказок , написанных в Вилегодском районе, с целью изучения образа моей малой родины.
Объект исследования: жизнь и быт вилежан
Предмет исследования: Вилегодские сказки: "Про Гаврила, Данилу и Димитрия-маленького" , "Василий –девкин сын", "Репка на баньке" , " Царские загадки» ," Ивантышко- блинтышко" ," " Сказку про Бабу Ягу", "Блинтышок- копарышок", "Как медведи по рыбу ходили".
Цель работы: Исследование вилегодских сказок с целью изучения вилегодской речи, быта, природы, кухни и качеств характера людей, живущих на Виледи
Задачи:
1. Найти и прочитать вилегодские сказки
2. Исследовать язык вилегодских сказок с целью изучения быта, речи и образа моей малой родины
3. Сделать вывод о том, что можно узнать о жизни наших предков из вилегодских сказок
Методы исследования: анализ, исследование, синтез
ГЛАВА 1 РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В начальной школе мы с удовольствием слушаем и читаем сказки о всевозможных чудесах и превращениях. Литературу 5 класса мы тоже начинаем изучать с русских народных сказок. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Также мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
А что же такое сказка? Ответ на данный вопрос я нашла в словаре Ожегова". Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях". В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка- Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка - самобойка. В такой сказке все возможно. Сказки играют в жизни людей очень важную роль. Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отличали силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, принимали у них приёмы художественной выразительности , а главное- стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство, смысл сказок. Кто-нибудь задумывался, есть ли за этими сказаниями реальные события, были ли сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать основой для сказок. А почему бы и нет? Например, лешим мог оказаться кто-то долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями. Ну, Василиса-красавица – тут все понятно. А вот Кощей Бессмертный похож на старика, женившегося на молодой девушке.
А вот с Бабой-Ягой ситуация интереснее. Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию, с юга на север и наоборот. Вот поэтому и жили мы в тесной связи с рядом живущими народами. С севера с нами контактировали викинги, которые были на ступень выше по развитию, чем мы. Они принесли нам металл и оружие, свои легенды и сказки – а мы им одежду, обувь и продукты питания, все, чем богата наша земля. Оттуда сказка о Бабе Яге, там она была злой старухой Хеель на двух костяных ногах, которая живет в отдельной избушке на окраине леса, сторожит души умерших и являет собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную. Она не отличается особой добротой и изо дня в день создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет этой дорогой. Вот поэтому к Бабе Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол. Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями.
Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Сказки — неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЛЕГОДСКИХ СКАЗОК
Сегодня в фондах народной культуры Вилегодского района имеется 120 сказок, которые записаны на Виледи ещё в далёком 1974 году студентами МГУ во время фольклорной экспедиции (руководители В. Кочетов и А. Кулагина). Я прочитала несколько вилегодских сказок: "Про Гаврила, Данилу и Димитрия-маленького" , "Василий –девкин сын", "Репка на баньке" , " Царские загадки» ," Ивантышко- блинтышко" ,"" Сказку про Бабу Ягу", "Блинтышок-копарышок", "Как медведи по рыбу ходили". На основании данных сказок я исследовала вилегодскую речь, деревенский быт, нашла название блюд вилегодской кухни, описание природы родного края и качеств характера вилежан. Данные исследования представлены в таблицах
2.1 Вилегодская речь
Таблица 1 Вилегодская речь
Вилегодские слова | Значение слова | Литературная норма | В какой сказке встречается |
Недосуг | Не хватает времени | некогда | "Сказка про Бабу Ягу" |
Двоима | Вместе с другом, подругой | Вдвоём | "Василий –девкин сын", |
дале | То что происходит дальше | дальше | "Василий –девкин сын", |
обех | Так говорят про двух девушек | Обеих | "Блинтышок-копарышок |
закромки | Посадить себе на спину | На спину | "Сказка про Бабу Ягу" |
этта-ка | Находиться здесь | Здесь | "Сказка про Бабу Ягу" |
иённые | Принадлежащие ей | её | "Блинтышок-копарышок |
косники | Заплетённые косы | Косы | "Сказка про Бабу Ягу" |
штёбы | Что, чтобы | Подчинительный союз | "Сказка про Бабу Ягу" |
окусным | То, что вкусно | вкусным | ," Ивантышко- блинтышко" |
расшаперився | Занял какое- то пространство, кому то помешал | Встал на дороге | ," Ивантышко- блинтышко" |
или | Принимали пищу | ели | ," Ивантышко- блинтышко" |
На основании наблюдений мы пришли к выводу, что диалектная лексика отличается своеобычным народным речением, словцами, местными выражениями, в очень ёмкой, образной манере передаёт многие существенные особенности прошлого нашего края. В словах присутствует словесное, лексическое наполнение, фонетические особенности оказывают важное влияние на интонационно - произносительную картину. Говору присуща напевность, мелодичность, лёгкость, слова тянутся, произносятся протяжно окончания фраз и целые предложения. Одной из отличительных черт является оканье, чоканье, то есть в словах происходит замена звука «ц» на «ч». Звук «е» не только под ударением, но и без ударения превращается в «ё». Существуют в вилегодском наречии слова с одинаковым написанием, но с разным значением. Вилегодский говор отличается определённой устойчивостью, он связан с бытом, жизнью вилежан. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того, где находимся мы сами.
2.2 Исследование быта и природы Вилегодского края
Изученные мною вилегодские сказки дали представление о быте и природе родного края. В сказках мы встречаемся с блюдами вилегодской кухни :.
Таблица 2 Блюда вилегодской кухни
Блюда вилегодской кухни | Описание блюда | В какой сказке встречается |
Ржаные хлебцы | Это хлеб из ржаной муки, который выпекали в русской печи в виде круглых буханок | ," Ивантышко- блинтышко |
Колобы | скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; из пресного теста 2. лепёшка из жилого теста, испечённая на жару в русской печи | ," Ивантышко- блинтышко |
Шаньги сырные, картовные, | Ватрушка с различной начинкой | "Блинтышок-копарышок |
Колобушки | Выпечка из жилого теста на круглых сковородках | "Блинтышок-копарышок |
Мусные шаньги | Это ватрушки с ячневой крупой и толокном | "Блинтышок-копарышок |
Вилегодская кухня мало чем отличалась от русской кухни. Но проведённое исследование показало, что некоторые блюда уже не готовят на Виледи, поэтому я считаю, что необходимо сохранить рецепты приготовления вилегодских блюд.
Исследование вилегодских сказок позволило мне увидеть и природу родного края. В сказках мы встречаемся с бескрайними лесами, в которых было много зверей. В вилегодских лесах водились медведи да лоси, росомахи да олени , волки да зайцы. Какова же роль природы в русской народной сказке? В какой форме отражается русская природа в сказке? Значительное место в русской сказке занимает изображение леса. Для русского человека представление о лесе носило символический смысл, связанный как с враждебностью природы, так и с родным домом. Лес фигурирует в русских народных сказках, сказаниях и былинах. Он постоянно присутствует в жизни русских сказочных героев, выступая в разных функциях: то в качестве мерила их силы, то в качестве сопереживающего героя.
2.3 Деревенский быт и характеристика качеств вилежан
Что значит русская деревня? Что значило дерево, лес для русского человека? А предметы домашнего обихода: посуда, одежда, обувь (одни знаменитые лапти чего стоят!), музыкальные инструменты (балалайка, гусли). Это наша возможность рассказать и показать детям, как жили люди в России раньше, как складывалась культура великого народа .В прочитанных мною сказках я встретилась с описанием бытовых условий и мест, где проходили различные мероприятия. Данные представлены в таблице.
Таблица 3 Предметы деревенского быта
предмет | Что обозначает | Сказка |
Зыбка | это колыбель, детская люлька на очепе | Как медведи по рыбу ходили |
Городище | это место, где в древности стоял город или село | Как медведи по рыбу ходили |
Шесток | это место в русской печи между устьем и топкой | Ивантышок-Блинтышко |
Чело | проем в русской печи, через который ее топят и ставят посуду для приготовления пищи | Ивантышок-Блинтышко |
Половича | это широкая полка над окошками или доска на полу | Блинтышок-Копарышок |
На основании исследования я пришла к выводу. что в сказках встречается немного предметов деревенского быта. Значит, быт вилежан мало отличался от крестьянского быта нашей страны. В сказках встречается немного героев, но все они удивительно находчивые, не боятся трудностей , всегда находят выход, из любого испытания выходят победителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что недаром сказки до сих пор любят читать и взрослые, и дети . Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомиться с жизнью и бытом русского народа. Поставленная цель работы- исследование вилегодских сказок с целью изучения вилегодской речи, быта, природы, кухни и качеств характера людей, живущих на Виледи, достигнута. Мы выяснили, что вилегодские сказки отражают культуру и быт вилежан, благодаря вилегодским сказкам можно познакомиться с нашей речью, вилегодской кухней. На основании наблюдений мы пришли к выводу, что диалектная лексика вилежан отличается своеобычным народным речением, словцами, местными выражениями, в очень ёмкой, образной манере передаёт многие существенные особенности прошлого нашего края. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того, где находимся мы сами. Но проведённое исследование показало, что некоторые блюда уже не готовят на Виледи, поэтому я считаю, что необходимо сохранять рецепты приготовления некоторых вилегодских блюд и ,может быть, в столовых Вилегодского района внести данные блюда в меню. Это даст возможность знакомить и местных жителей , и гостей района с Вилегодской кухней.
Исследование вилегодских сказок позволило мне увидеть и природу родного края, и задуматься об её сохранении.
Таким образом, мы видим, что народное устное творчество, зародившись ещё в глубокой древности, долгое время, до появления письменности, было единственной «неписанной историей» народа, художественно отразившей важнейшие этапы его жизни. Фольклор на протяжении многих веков служил народу и как «учебник жизни». Мы считаем, что Вилегодские сказки необходимо читать, знакомить с ними не только учеников, но и взрослых .Наша работа имеет и практическое применение. Сегодня в Вилегодском районе активно развивается туризм , гостей знакомят с прошлым нашей малой родины ,и мы считаем , что сказки могут оказать в этой работе существенную помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбородина Екатерина. Вилегодская говоря. Местные слова, сказки, пословицы и поговорки. Издание 2-е дополненное . Москва Издательский дом «Сказочная дорога» 2015.
2. Ожегов С. И «Словарь русского языка»1960.
3.Коровина В.Я, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Москва «Просвещение» 2012.
4. Федулова Анна. Русские народные сказки и национальный характер. Журнал «Моя Россия» 2016.
5. Цыпкин В.В. Человек и природа в русских сказках// Молодой учёный-2015 №3.
3 загадки Солнечной системы
Любимое яичко
Волшебные звуки ноктюрна
Самодельный телефон
Прекрасная химия