Если заниматься ментальной арифметикой, то развивается умственные способности ребенка, за счет развития обоих полушарий мозга, улучшается память и воображение, формируется усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания и повышается качество знаний по предметам
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 74.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
Исследовательский проект
«Ментальная арифметика:
модное увлечение или новый этап развития?»
Автор: Шаляхина Мария,
ученица 3 «В» класса
МБОУ «СШ № 29»
Руководитель : Слепова Ольга Ивановна
Нижневартовск, 2020 г.
Оглавление
2.Первые устройства для счета 5
3.Что такое ментальная арифметика? 7
4. Ментальная арифметика в школе 8
С раннего детства я всегда была увлечена цифрами, очень рано научилась считать и писать их. Находила их везде (даты рождения близких людей, количество дней до важного события). Мне всегда хотелось научиться считать быстро в уме.
Моя бабушка случайно увидела рекламу, в которой детей обучали ментальной арифметике, и мы заинтересовались данной методикой.
Для обучения мы выбрали Международный центр развития интеллекта «Obrain». В этом центре помогают развивать интеллектуальные способности всем детям.
Цель проекта: выяснить: развивает ли ментальная арифметика мыслительные способности и улучшает ли качество знаний по предметам?
Задачи:
- узнать, как происходит обучение ментальной арифметике
-выяснить, развивает ли ментальная арифметика умственные способности ребенка, помогает ли повысить качество знаний по предметам?
Объект исследования: ученица 3 «В» класса Шаляхина Мария
Предмет исследования: ментальная арифметика
Гипотеза: если заниматься ментальной арифметикой, то развивается умственные способности ребенка, за счет развития обоих полушарий мозга, улучшается память и воображение, формируется усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания и повышается качество знаний по предметам
Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.
Арифметика изучает числа и действия над числами, разные правила обращения с ними, учит решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление чисел.
Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос)- число.
Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений мы изучаем, начиная с начальных классов. Все эти правила не были выдуманы или открыты каким-то одним человеком. Арифметика возникла из повседневной жизни людей. Люди научились считать в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Количество предметов, например овец, изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще очень и очень далеко). Каждой овце в такой записи соответствовала одна черточка. Если предмет был не один, то говорили «много».
Основной объект арифметики – число.
Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.
Потом появилась торговля. И древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.
Аналогом абака в древнем Китае был счетный прибор «су-анпан», в древнем Китае - японские счеты, называемые «соробаном».
Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.
Многие люди слова абакус и соробан слышат, чуть ли не впервые. А ведь эта система подсчетов использовалась в Древней Греции, Риме и Китае еще за пять веков до нашей эры. Легкая система подсчета положила начало нашим классическим счетам с костяшками, но абак намного проще и понятней в использовании.
Абакус –происходит от слова «абак». Абак (в переводе с латинского abacus –доска)-счетная доска.
Устройство счётов примитивно. Они включают в себя три части:
На одной стороне от перегородки находятся костяшки, их называют «земными». По 4 костяшки на одной спице. Они представляют собой символы единиц. На другой стороне находятся «небесные костяшки». По одной на каждую спицу. Одна костяшка – это 5 единиц.
Спицы – это разряды чисел: 1-10, 10-90, 100-900 и так далее. Несмотря на простую конструкцию, на абакусе можно посчитать всё, что угодно. Дети начинаются учиться с самого простого. Сначала они складывают и вычитают. Этот процесс занимает около года. Затем они учатся умножать и делить. Это ещё год. Потом начинается высшая техника – это извлечение степеней и корней на счетах.
При вычислениях на абакусе необходимо правильно его держать и двигать косточки. Счёты должны лежать на горизонтальной плоскости, например, на столе. Чтобы он крепко лежал, нужно придерживать его тремя пальцами левой руки: большим, безымянным и мизинцем. Остальными двумя пальцами мы считаем.
Правую руку мы сжимаем в кулак и держим там карандаш или ручку грифелем вниз. Большим и указательным пальцем мы считаем, а средним, безымянным и мизинцем держим карандаш или ручку. Пишущий предмет нужен нам, чтобы мы записывали ответы на арифметические примеры. В программе «Ментальная арифметика» скорость устного счета играет самую важную роль. После того, как дети сумели вычислить примеры на абакусе, они убирают его со стола и начинают воображать его в уме, то есть считают ментально. Благодаря тому, что у ребёнка одновременно работает образное мышление и моторика рук, весь мозг развивается у малыша очень активно.
Ментальная арифметика была придумана турком Шеном. В ее основу положен древний абакус (соробан)- счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад. Их использование в образовательной системе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», иногда можно услышать и другие названия, например, ментальная математика или «менар».
Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей детей от 4 до 14 лет. Основа ментальной арифметики – это счёт на абакусе.
Ментальная арифметика основана на принципах работы обоих полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, речь, анализ, в то время как правое – за мечты, воображение. Задействовав одновременно оба полушария, можно добиться поразительных успехов.
Ментальная арифметика существует как образовательная программа уже 22 года. Свыше 5 миллионов детей в 56 странах мира обучаются по данной методике.
Как происходит обучение ментальной арифметике? Считать учатся на счетах. Это и есть основа ментальной арифметики. Ребенок считает на счетах обеими руками, делая вычисления в два раза быстрее. На счетах дети не только складывают и вычитают, но и учатся умножать, делить. Перейдя на следующую ступень обучения, ребенок уже вычисляет в уме, представляя себе счеты у себя в голове. Вот это уже – ментальная арифметика.
Представлять абакус в уме помогают упражнения с ментальной картой и с флеш картами. Также имеются брошюры и учебники. Каждое занятие здесь способствует постепенному ослаблению привязанности к счетам. После уроков детям дают задание на дом. В основном это страницы примеров, предназначенных для закрепления навыков.
Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Перейдя на эту ступень, дети начинают творчески мыслить. Любой пример ребенок представляет в виде картинки, он видит его как косточки на счетах - Ментальный счет.
Лучше всего начинать обучение детей с 6 до 12 лет. Хотя, в некоторых школах детей принимают с 4 до 16 лет. Однако ученые считают, что мозг человека заканчивает свое формирование к 12 годам, поэтому дети, не достигшие этого возраста, легче поддаются обучению и получают лучшие результаты в ментальной арифметике.
На занятиях детей делят на подгруппы согласно их возрастным категориям. Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается от двух до трех лет. Различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 2-3 месяца. Безусловно, в разных школах программа строится индивидуально. Но все же существуют общие правила.
Мои занятия ментальной арифметики проходили в классе, оборудованным большим учительским абакусом.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 1 часу, в группе было 7 человек. На уроках мы пользовались абакусом (счетами). Передвигая пальчиками (мелкая моторика) косточки на счетах, учились выполнять арифметические операции физически.
Счеты — не единственный инструмент, позволяющий поближе познакомиться с ментальной арифметикой. На занятиях активно используются другие дополнительные материалы: тетради, онлайн-платформа, сборники примеров, игры и приложения на развитие математического мышления.
На уроке обязательно присутствовала умственная разминка. И всегда были перерывы, на которых мы немного могли перекусить, попить воды или поиграть в игры. Домой нам всегда выдавали листы с примерами, для самостоятельной работы дома.
I ступень обучения:
II ступень обучения:
После 1 и 2 ступени научилась считать примеры на сложение и вычитание с единицами, десятками, сотнями и тысячами.
III ступень обучения:
IV ступень обучения:
После 3 и 4 ступени научилась считать примеры на сложение и вычитание и умножение на однозначные числа, когда нужно считать уже только в уме - мысленно двигать костяшки на счетах, только лишь двигая при этом пальцами в воздухе и видеть результат.
Для того, чтобы перейти с одной ступени на другую необходимо пройти аттестацию. (которая показывает, насколько хорошо ребенок усвоил материал и может ли он двигаться дальше).
Занимаясь в течении 15 месяцев по два часа в, я обратила внимание, что стала усидчивей, более внимательной и собранной. Мне стало легче учиться не только по математике, но и в целом по другим предметам.
Для меня, ментальная арифметика — это очень интересная методика, которая помогает улучшить свою память, повысить концентрацию внимания и развить свои качества личности. И я буду продолжать заниматься ментальной арифметикой!
По итогам исследования можно сделать вывод, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.
Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками.
И так, какие же плюсы у ментальной арифметики.
Развитие не только математических способностей, но и самостоятельности, внимания, упорства.
Повышение успеваемости в школе.
Улучшение личностных качеств, уверенность в себе.
.
Результаты на занятиях ментальной математики
Результаты на уроках математики
Четыре художника. Осень
Нора Аргунова. Щенята
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Большое - маленькое