Цель: -изучить роль сна в сохранении здоровья человека.
Задачи:
-исследовать сон, как прцесс;
-выявить связь сна и здоровья;
-изучитьособенности организации сна учащихся 2 классов в МКОУ АШИ;
-разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон
Гипотеза исследования:
Сон-это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. С целью доказательства нашей гипотезы я изучила теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях, интернете, я узнала много нового и интересного.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelkaya_rabota_son_v_zhizni_cheloveka.docx | 92.33 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Антипаютинская школа - интернат среднего образования
Районная конференция юных исследователей
«Мой первый доклад»
«Сон в нашей жизни»
Авторы: Лапсуй Виктория,
ученицы 2 класса МКОУ АШИ
Руководитель: Красильникова
Ирина Анатольевна, учитель
начальных классов
с. Антипаюта, 2017 г.
I.Введение
Актуальность данной темы:
Данная тема актуальна и интересна практически для всех людей, ведь сон – это наше здоровье, а в современно мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его не испортить. Сейчас нарушение сна можно встретить не только у взрослых, как это было ранее, но и у детей, что отражается на их здоровье, успеваемости.
Проблема: почему каждое утро хочется спать? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?
Объект исследования:
- сон человека.
Предмет исследования:
- условия полноценного сна младшего школьника.
Цель:
-изучить роль сна в сохранении здоровья человека.
Задачи:
- исследовать сон, как процесс;
- выявить связь сна и здоровья;
- изучить особенности организации сна учащихся 2 классов МКОУ АШИ;
- разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
-формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.);
-воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- беседа;
- анкетирование;
- опыты.
Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы я изучила теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнала много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
II.Основная часть
1.Что такое сон?
Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель.
Вследствие эксперимента, который проводили в 60 годах прошлого столетия на добровольцах, выяснилось, что у человека лишенного сна на пятые сутки, ухудшается зрение, слух, память, возникают зрительные и слуховые галлюцинации, происходят нарушения в координации движений. Многие из людей теряли вес, хотя испытуемых усиленно кормили. Через восемь дней эксперимент был приостановлен. Опыты, проведённые на собаках, показали, что через две недели собаки лишенные сна, умирали.
Что же такое сон? Сон-это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ - у человека и животных, у рыб и птиц, у насекомых. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма.
Если человеку не давать спать, то иммунной системе наносится вред и организм подвергается воздействию вредных микроорганизмов и веществ и заболевает.
Во всём мире проводятся исследования, как во время сна изменяется состояние человека. Оказывается, что наша жизнь делится на три фазы - бодрствование, сон без сновидений и сон со сновидениями. Сновидения необходимы нашему организму. Сновидения выполняют, как бы защитную функцию.
Когда мы спим, до нас доходят раздражительные сигналы из внешней среды, например: духота, жара, холод, включенный свет, негромкая музыка и звуки - они включаются в наши сны, (нам снится жаркая пустыня или холодный снег, дискотека с яркими огнями и музыкой и прочее), но они не будят нас, и мы продолжаем спать.
Выяснилось, что во время сна, у человека закрыты не только глаза, но и уши. Мышцы, которые управляют слуховыми косточками, во время сна расслабленны, и наши уши не улавливают негромкие звуки. Поэтому мы не просыпаемся от каждого шороха, только более громкие звуки прерывают наш сон.
2.Причины, по которым хочется спать.
Почему хочется спать? Все знают, что для нормальной жизни человеку необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Сон – это лучший способ отдыха, во время которого организм не только отдыхает полностью, но и восстанавливается, набирается сил для нового дня. Причём всё это происходит по биологическим часам, которые есть у каждого человека. . После периода активности (примерно 13-15 часов) организм посылает нам знаки о том, что пора бы отдохнуть. Эти сигналы выступают в виде сонливости, рассеянности внимания, усталости, желания прилечь и т.д. И так происходит каждый день. Хороший сон необходим человеку для здоровья и нормальной жизнедеятельности. Известно, что продолжительность сна людей разных возрастов не одинакова: так ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему — 13 ч.; в 5 лет — 12 ч., в 7 лет — 11,5 ч., в 10—12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем — 8-9 часов, в 17 лет и старше — 8 часов в сутки. Итак, в нашем возрасте необходимо спать 10 часов в сутки! Ложиться и вставать нужно в одно и то же время, тогда нервная система приучается к определённому ритму работы и отдыха. Учащиеся, как первой, так и второй смены должны вставать в 7-8 часов утра и ложиться в 21-22 часа. Для того, чтобы сон был полноценным не достаточно обращать внимание только на его продолжительность.
3.Сновидения.
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние - субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.
4. Опытно – исследовательская работа.
Как спят младшие школьники
Учащимся 2-х классов МКОУ АШИ было предложено ответить на вопросы, которые представлены в анкете. (Приложение 1). Результаты анкетирования показали, что 65% опрошенных учащихся спят на 1-2 часа меньше нормы ежедневно! Почему так происходит, что мы спим меньше нормы. Оказалось, что более половины школьников (73%) просыпаются только тогда, когда их будят взрослые или по сигналу будильника. При этом около половины детей (48%) просыпается в течение ночи и больше половины опрошенных (42%) утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна. Не высыпаются и хотят спать днем 26% школьников. Далее я выяснил, что 34% школьников едят незадолго до сна: пьют чай, едят картофельное пюре с котлетой, булочку, йогурт. Во время анкетирования я спросил своих ровесников: видят ли они сны? И некоторые (8%) ответили: "А я никогда не вижу снов". Однако это не так! Сновидения бывают у всех людей, но многие забывают их к моменту утреннего пробуждения. Более половины школьников перед сном (42%) смотрят сериалы и играют в компьютерные игры, что приводит к нарушению сна, в результате не могут уснуть (65%)
Вывод:
Очень важно правильно спланировать вечернее время школьника, чтобы можно было создать «идеальный» сон, достаточный для бодрого и радостного пробуждения!
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым».
5. Правила здорового сна
Выяснив, что для полноценного сна огромное значение имеет то, чем мы занимаемся в вечернее время, были составлены рекомендации о правильной организации сна:
1.Не есть за два часа до сна. Не рекомендуется принимать «тяжелую» пищу перед сном. Исключение составляют лишь кисломолочные продукты, фрукты и овощи.
2.Используйте для сна твердую ровную поверхность. Вы можете подобрать специальные ортопедические матрацы, но они недешевые. А так желательно, чтобы кровать была из неокрашенного дерева. Если ложе будет мягким, то тело будет провисать, что повлечет за собой защемление нервных окончаний. Кстати, если вы не жалуетесь на здоровье, то постарайтесь не спать на подушках или подберите маленькую.
3.Спать лучше на боку. Считается, что лучше всего спать на боку, причем следует научиться переворачиваться периодически, чтобы не давать нагрузку на внутренние органы. Это полезно для спины, а вдобавок исключает вероятность храпа! А вот все время спать на животе плохо!
4.Спите головой на север. Некоторые ученые уверены, что спать нужно именно так! Они обосновывают свою позицию следующим образом: направления электромагнитных волн человека и земной коры должны быть идентичными.
5.Засыпать надо с 22 до 23. Врачи уверяют, что самый крепкий и здоровый сон происходит с 23 до 05 часов утра. Также советуют спать с 02 до 04 часов, поскольку в это время сон самый сильный.
6.Избегайте ночных сквозняков. Летом многие специально создают сквозняки, чтобы бороться с жарой, но забывают, что этим подвергают свой организм тяжелым испытаниям. Сквозняки очень часто провоцируют простуду, лучше хорошо проветривайте комнату перед сном. Кстати, рекомендуемая комнатная температура 19-20 градусов Цельсия.
7.Спать лучше обнаженными. Не следует без веских причин спать в одежде или пижаме. Если холодно, лучше укрыться дополнительным одеялом.
8.Теплый душ перед сном поможет расслабиться. Еще можно принимать за несколько часов до сна ароматизированные ванны в теплой воде. Только долго не залеживайтесь, а то можно уснуть прямо во время процедуры!
9.Прогулка перед сном. Подышать вечером свежим воздухом, это не только романтично, но и полезно для нормального полноценного сна. Только ходить надо не по дороге, где одни выхлопные газы, а хотя бы по парковой зоне.
10.Никакого кофеина и алкоголя на ночь! Отметим, что кофеин содержится в чае, кофе, кока-коле и даже в шоколаде. Так что советуем исключить эти продукты на ужин и после. На ночь можно пить чаи на травах из мелиссы, мяты или ромашки.
11.Быстрый подъем. В конце останется себя лишь приучить к «армейскому» подъему. Если Вы проснулись раньше обычного, то не следует дальше засыпать. Проснулись, вставайте (если конечно не ночь на дворе)! Это время полезно потратить на утреннюю гимнастику и прохладный душ.
Выполняя эти несложные советы, можно научиться быстро засыпать, и ваш сон будет глубоким и полноценным, а следующий день активным и радостным.
6.Интересные факты о снах
- Слепые люди видят сны по-своему: они не различают картинки, но чувствуют, понимают, ощущают все, что происходит в сновидении.
- Плод в утробе матери также может видеть сон уже на 25 неделе беременности.
- Некурящие видят более яркие сны в отличие от курильщиков.
- Неизвестных людей во сне человек не увидит. Все герои его сновидений – те, кого он хоть раз в жизни встречал.
- По позам спящего человека можно определить его психологический тип личности. -----Человек запоминает только 10% своих сновидений.
Когда человек храпит, он не может видеть сон.
Животные тоже видят сны.
Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них.
Известны случаи, когда поэты, писатели, ученые видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию
Бетховен во сне сочинил пьесу «Сон в летнюю ночь».
Так же знаменитая периодическая система элементов, она же таблица Менделеева. Есть мнение, что учёный увидел её во сне.
Каждую ночь почти все люди на планете входят в мир приключений – они видят различные сны. Большинство феноменов, связанных со снами и сновидениями, до сих пор научно не доказано. Поэтому каждый человек хотя бы раз в сутки окунается в неизведанное. Но не стоит бояться сновидений, к ним всего лишь нужно прислушаться. -
III. Заключение.
Я считаю, что цель моей работы достигнута, так как я выяснила, в какой степени ученики 2-х классов выполняют правила сна. Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье. Систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: при выполнении всех необходимых для сна требований наступает здоровый и полноценный сон. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся.
Результаты работы над проектом (продукт):
- создана презентация «Сон в нашей жизни»;
- агитационный плакат «Сон в нашей жизни»;
- проведён конкурс рисунков;
- ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.
Данные материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по программе «Сон в нашей жизни»
Список используемых источников
1.Занимательная психология для детей и взрослых. М: Фортуна-Пресс, 1996. 216с.
2.Основы психологии. Современная школьная энциклопедия. Яновская Л.В. – М.: Мир книги, 2007. – с.177.
3.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.: Вако, 2005.
4.http://vse-sekrety.ru/1093-chto-takoe-son.html
5.http://elhow.ru/zdorove/son/pochemu-hochetsja-spat
6.http://www.medicalj.ru/symtoms/physical/408-insomnia
7.http://сон74.рф/info/gigiena-sna/
8.http://sitelena.ru/zdorove/otdyx-i-komfort/zdorovyj-son-i-ego-pravila.html
9.http://ezo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=187&Itemid=224
10. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmurphycampbell.com
Приложение 1.
Анкета
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Одна беседа. Лев Кассиль
Просто так
Глупый мальчишка