В работе представлен анализ синтаксических конструкций в отдельных рассказах И.С. Тургенева
Вложение | Размер |
---|---|
sinatksis_prostogo_predlozheniya.docx | 26.5 КБ |
Исследовательская работа по русскому языку ученицы 8 – а класса
Максимец Полины по теме «Синтаксис простого предложения.
На примере произведений И.С. Тургенева».
Учитель: Абрамова А.В.
Актуальность и проблема исследования.
Синтаксическая и пунктуационная грамотность ученика 8 класса по теме «Простое предложение» низкая. В письменных работах восьмиклассник допускает много ошибок: неправильно строит предложения, расставляет знаки препинания, разбирает предложения по членам, определяет осложняющие конструкции (обособленные приложения, определения, обстоятельства). Ошибки являются причиной плохих оценок, а самое главное, ученик не может успешно развивать интеллект и лингвистические навыки, потому что ему не хватает знаний. Очень часто ученик знает правила, но не умеет применять их, т.е. ученик не владеет навыками правильного построения предложений, постановки знаков препинания. На уроках такая работа постоянно выполняется, но времени для полного усвоения материала, очевидно, недостаточно.
Хорошо известно, что овладеть нормами языка помогают литературные произведения. Поэтому для исследования было выбрано несколько произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Во – первых, ученик 8 класса уже прочитал «Муму», «Бежин луг», стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Дурак». На уроках обращалось внимание, что в прозе Тургенева преобладают сложные предложения. Было решено, обратить внимание на простые предложения в произведениях великого писателя, так как именно синтаксис простого предложения вызывал затруднения. Интерес к теме объясняется несколькими причинами:
1. Исследование синтаксиса простого предложения поможет преодолеть затруднения при изучении тем на уроках.
2. Исследование поможет использовать в речи синтаксические средства выразительности.
3. Интерес к исследованию как способу проверки собственных сил.
На этапе подготовки к исследованию была определена цель:
Освоение синтаксиса простого предложения. В дальнейшем, при проведении исследования, цель была скорректирована.
При подготовке к исследованию были поставлены задачи:
1. Отобрать языковой материал для исследования (не менее 30 предложений).
2. Повторить теоретический материал по вопросам: что такое грамматическая основа, что такое подлежащее и сказуемое, какими частями речи они выражаются, типы сказуемых, что такое словосочетание, виды простых предложений по наличию грамматической основы.
3. Выполнить практические упражнения (разбор предложений, словосочетаний).
4. Обобщить результаты исследования.
Исследование проходило по этапам:
1. Выбор темы.
После принятия решения участвовать в научно – практической конференции решено было остановиться на теме, связанной с разделом русского языка – синтаксисом. Синтаксис изучается в 8 классе, в дальнейшем темы по синтаксису будут усложняться, чтобы хорошо учиться по русскому языку в старших классах, надо иметь хорошие знаний по синтаксису.
2. Определение гипотезы, цели и задач исследования.
Чтобы правильно определить гипотезу, цель и задачи, были выявлены проблемы в процессе изучения синтаксиса:
1) уверенность в хорошем знании теоретического материала - трудности в практике,
2) желание разобраться в сложных задачах - недостаток времени.
Гипотеза: исследуя синтаксис простого предложения в произведениях И.С. Тургенева, ученик 8 класса лучше осваивает материал и добивается более высоких результатов.
Цель исследования (скорректированная) : повысить синтаксическую грамотность.
Задачи (скорректированные):
- выяснить, какие затруднения возникают при изучении синтаксиса простого предложения
- повторить правила, порядок синтаксического разбора словосочетания
- отобрать материал и выполнить упражнения
- проанализировать, в какой степени затруднения ликвидированы.
3. Отбор материала.
Материал отбирался с позиций затруднений: выбирались только те предложения, в которых тяжело было определить грамматическую основу. Сразу же было выбрано 23 предложения, затем – 14, и далее – 7. В процессе анализа отдельные предложения были убраны, потому что оказались сложными, представляли собой распространённые обращения. Всего осталось и было проанализировано 37 предложений.
4. Повторение теории.
Для того чтобы выполнить задачи, была взята дополнительная литература:
1. «Словарь – справочник лингвистических терминов», М., 1996 г.
2. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева «Русский язык», справочные материалы, М., «Просвещение, 1998,
3. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков М., «Пособие для занятий по русскому языку», Просвещение, 1999,
4. Д.Э. Розенталь «Русский язык», «Пособие для поступающих в ВУЗы, Издательство Московского университета, 1989.
Был отобран следующий теоретический материал:
1. Грамматическая основа и её роль в предложениях.
Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного из них). Предикативная основа предложения – подавляющее большинство односоставных предложений – глагольная словоформа, в двусоставных предложениях – сочетание подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое грамматически согласуются предикативной связью ( связью между подлежащим и сказуемым, форма выражения предикативных отношений).
Словосочетания:
Синтаксически свободные – словосочетания, которые легко разлагаются на составляющие их части.
Синтаксически несвободные – словосочетания, которые образуют неразложимое синтаксическое единство (в предложении вступают в роли единого члена).
Словосочетания простые – словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, а другое – зависимым, определяющим. Простое словосочетание может быть и не двухсоставным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического словосочетания, а также посредством аналитической грамматической формы. Такие словосочетания семантически являются простыми, а в синтаксическом отношении примыкают к сложным.
Словосочетания сложные – словосочетания, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон.
2. Простые предложения (определённо – личные, неопределённо – личные, безличные)
Определённо – личные – глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица)
Неопределённо – личные – глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе)
Безличные:
1) глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).
2) составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
3) составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.
4) составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.
5) сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).
6) сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).
Типы сказуемых:
В синтаксисе русского языка выделяются 3 типа сказуемых.
1. Простое глагольное сказуемое. Оно состоит из 1 глагола в каком – либо наклонении (изъявительное, условное, повелительное).
2. Составное глагольное сказуемое. Оно состоит из вспомогательного глагола и инфинитива.
3. Составное именное сказуемое. Оно состоит из вспомогательного глагола и именной части, которая выражается такими частями речи, как наречие, существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие.
Теоретический материал помог при выполнении упражнений.
5. Практические упражнения.
Первая часть исследования.
В 23 предложениях определили:
- типы простых предложений: односоставных, двусоставных
- виды односоставных предложений
- чем осложнены предложения
- цель высказываний
- интонацию каждого предложения
- грамматические основы
- чем выражены подлежащие и сказуемые
- типы сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное)
- виды и состав словосочетаний.
Во второй части исследования такая же работа проводилась над 14 предложениями, в третьей части – над 7.
6. Описание работы.
На каждом этапе осуществлялась систематизация материала, определение признаков исследуемых предложений, поиск ответов на возникающие вопросы.
В процессе исследования, помимо лингвистических книг, использовались произведения И.С. Тургенева как изученные, так и незнакомые («Муму», «Два богача», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»). В первую очередь обратилась к уже изученным произведениям («Муму», «Стихотворения в прозе»). Во – вторых, выбрала произведения о любви. Выбор неизученных произведений произошёл спонтанно, повести и рассказы были в книге, которую предложил библиотекарь. Все произведения были прочитаны или перечитаны. При отборе предложений не задумывалась над их характеристикой и составом. Отбирала те, на которых останавливался взгляд. Таким образом, первоначально выбрала 30 предложений, но уже в процессе анализа установила, что 7 из них – сложные, не соответствующие теме исследования. Затем определила те признаки предложений, которые помогут представить синтаксис простого предложения в произведениях И.С. Тургенева. К ним отнесла следующие критерии:
- грамматическая основа и её роль в предложении
- словосочетания и их виды
- виды простых предложений
- типы сказуемых
- способы осложнения предложений
- синтаксические средства выразительности.
Виды грамматической связи слов в словосочетаниях не исследовались, так как эта тема хорошо усвоена.
В процессе исследования использовались практические приёмы:
- разбор предложений по членам
- определение, чем выражены члены предложения
- сравнение, сопоставление конструкций предложений
- анализ признаков простого предложения (количество и состав грамматической основы, цель и интонация высказывания, наличие второстепенных членов и осложняющих конструкций).
Материал, который был исследован, представлен в приложении. В научной литературе в основном изучается и анализируется синтаксис сложного предложения в произведениях И.С. Тургенева. Но исследование предложений в различных произведениях писателя показало, что синтаксис простого предложения так же богат и разнообразен. Анализ предложений показал:
1. В прозе И.С. Тургенева количество односоставных и двусоставных предложений одинаково: односоставных -19, двусоставных – 18.
2. Большинство предложений по цели высказывания повествовательные – 89%, 11% - побудительные предложения, вопросительные предложения используются только в качестве реплик героев произведений.
3. Восклицательная интонация встречается только при обращении – 2%.
4. Среди односоставных предложений преобладают безличные – 58%, определённо – личных – 32%, неопределённо – личных - 10%, обобщённо – личные и назывные предложения не встречаются.
5. С точки зрения анализа состава сказуемых из 41 сказуемого, в т.ч. однородных, 18 являются составными именными, 5 - составными глагольными, 18 - простыми глагольными. Именные составные сказуемые помогают понять и почувствовать состояние человека, природы, определить, какое социальное положение занимает герой. Например, «Мне вдруг стало очень грустно», «Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной».
6. Способами выражения подлежащих являются существительные, местоимения (17), словосочетания – 2 (в двусоставных предложениях). Способами выражения именной части сказуемых являются существительные, числительные, наречия.
7. Строительным материалом предложений являются словосочетания. В предложениях встречаются различные виды словосочетаний:
- синтаксические несвободные словосочетания (зашёл посмотреть, множество пчёл, ос и шмелей, лет двадцать пять, мало действовал), простые словосочетания (молодая девушка, представилось мне, написаны почерком), сложные словосочетания (было лет двадцать пять, мужчина двенадцати вершков роста).
8. Предложения, несмотря на небольшой объём, содержат исчерпывающую информацию. Например, предложение «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём, глухонемой от рождения» - полностью характеризует литературного героя. Понимаешь, что в одном человеке воплощены здоровье и немощь, сила и беззащитность. Такое предложение, как «В избе было душно и дымно» содержит всего 2 члена предложения: именное составное сказуемое и обстоятельство места. Но это предложение создаёт целый образ деревенской хаты. Так и представляешь себе полуземлянку, душно, потому что нет окон, дымно, из-за того что печка топится, а дым не уходит. Таких примеров в прозе Тургенева очень много. Представить картины, созданные словом великого писателя, помогают конструкции, осложняющие простые предложения. Более 50% простых предложений содержат осложняющие конструкции:
- самой популярной конструкцией являются однородные члены, они содержатся в 35% исследованных предложений. При этом ряды однородных членов включают 2 – 3 члена предложения, чаще всего это сказуемые, в отдельных предложениях подлежащие и обстоятельства.
- обособленные определения встречаются в соседстве с обособленными приложениями. Например, «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём, глухонемой от рождения». Обособленное приложение «мужчина двенадцати вершков роста», а рядом – обособленное определение. Такие предложения (по составу) встречаются часто. Используются при изображении героев.
- около 3% предложений включают обособленные обстоятельства и вводные слова.
Таким образом, синтаксис простого предложения в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева, несмотря на простоту конструкций предложений, богат и разнообразен:
- содержит различные виды простых предложений
- с помощью художественных средств, используемых в грамматической основе предложения, изображается выразительная картина бытописания
- осложняющие конструкции помогают расширить представления о героях, событиях, описанных в произведения И.С. Тургенева.
Закончив исследование выбранных предложений, решила проверить, как мной усвоен синтаксис простого предложения. Способом проверки стал тренажёр – тест по синтаксису простого предложения. Минипроект стал приложением к исследовательской работе.
Весёлые польки для детей
Швейня
Домик зимней ночью
Хризантема и Луковица
Под парусами