Работа написана на основе уникального исторического источника-фронтовых писем Фарисеева Сергея в период с 1942 по декабрь 1944г. и данных Сайта Подвиг народа.Работа является Победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Моя семья в истори страны в 2019 году.
Опубликована только часть работы. 1 глава
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kruglova_kirilla.doc | 101 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хвощевская школа»
Богородский район
Тема О чем рассказали письма Фарисеева Сергея
Автор
Круглов Кирилл Александрович
ученик 8 класса
МБОУ «Хвощевская школа»
1 группа
Научный руководитель
Крайнова Е.Т.
Тел:8 9200271101
e-mail: KraelenaT@yandex.ru
c. Хвощевка
2020
Содержание
Стр. | |
Введение | 3 |
1.Глава1.Характеристика внешних признаков писем | |
1.1.Каквыглядели фронтовые письма 1.2.Хронология писем | 5 6
|
2.Глава 2.О чем рассказали письма 2.1.Что удалось узнать об авторе писем | 7 |
2. 2. На войне. Содержание писем | 8 |
Заключение | 13 |
Cписок используемых источников и литературы | 14 |
Приложения | 15 |
Введение
Великая Отечественная война – это событие стало для нашей страны одним из самых значительных и страшных. Эта война стала народной, так как все – от мала до велика встали на защиту своей Родины. Люди сражались за себя, за свою мирную жизнь. Никто не знал, вернётся ли он живым домой с фронта. А в каждом доме ждали весточку от своих близких. И такой весточкой был фронтовой треугольник. Именно его, фронтовой треугольник, больше всего ждали любящие матери, жёны, сестры. И эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Уже второй год я являюсь экскурсоводом в нашем школьном музее в зале боевой славы. Один из уникальных экспонатов зала - это Письма с фронта. Почти все они принадлежат одному человеку – Фарисееву Сергею Николаевичу и написаны в период с октября 1942 по декабрь 1944 года. Откуда взялись эти письма? В мае 2015 года их передал музею Лаптев Геннадий Николаевич. Письма эти долгое время хранила его бабушка Анна Ильинична – родная сестра матери Сергея - Раисы Ильиничны. Всего на хранение в музей поступило 185 писем.1) Солдатские письма – это бесценный документ, личное свидетельство о войне и ушедшей эпохе, портрет человека в чрезвычайных военных условиях. Как исторический источник, они никогда не потеряют своей актуальности. Как же интересно и важно взглянуть на Историю Великой Отечественной войны глазами ее участника – солдата, который до войны был обыкновенным деревенским пареньком. Ушли давно из жизни его родственники и те, кто хранили его письма. Он погиб совсем молодым, даже не успев создать свою семью. Кто же будет помнить о нем, кому интересны его письма? А ведь они - живые документы войны, которые не могут нас оставить равнодушными. Считаю, что очень важно сохранить их для следующих поколений. Они пробуждают интерес к истории семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: одним из важнейших исторических источников при изучении истории Великой Отечественной войны являются фронтовые письма как личное свидетельство
_________________________________
1)ШКМ №213. Письма с фронта.
о трагическом прошлом нашей страны.
Объектом исследования являются фронтовые письма Фарисеева Сергея Николаевича. Предметом исследования является внешний вид, структура и
содержание имеющихся в нашем распоряжении фронтовых писем.
Хронологические рамки исследуемых писем охватывают период с 1942- по 1944 гг.
Целью нашего исследования является изучение фронтовых писем и определение их ценности как исторического источника.
Задачи:
Основные используемые методы:
-прочтение и анализ фронтовых писем;
-поиск источников информации об авторе писем;
-беседа с Лаптевым Геннадием Николаевичем, передавшим письма на хранение в музей ;
-описание, обобщение, классификация и систематизация собранного материала.
Глава I. Характеристика внешних признаков писем
1.1.Как выглядят фронтовые письма
Чудом сохранившиеся письма сегодня, спустя более 75 лет выглядят старыми, ветхими, пожелтевшими.
Некоторые из писем, написанные химическим карандашом читаются довольно трудно, иные нам и вовсе не удалось прочитать. Возможно, в будущем нам поможет в этом графология (наука, помогающая распознать почерк человека, а по нему и особенности характера самого человека).
Есть и такие письма, которые, написаны разборчиво чернилами красного или синего цвета, читаются легко. При прочтении также установлено, что часть писем (8) была написана не Сергеем, а его отцом Николаем Ивановичем и адресована либо на фронт сыну, либо жене Раисе Ильиничне и дочери Вере домой т.е. в д. Новинки Богордского района Горьковской области. Два письма написаны братом отца Иваном.
Большинство писем в форме треугольников. Они сворачивались определенным образом и не требовали специального конверта для отправки. Готовое к отправке письмо-треугольник не заклеивалось, т.к. солдат знал, что письмо подвергнется цензуре.
Часть писем написана на почтовых открытках. Встречаются иллюстрированные и неиллюстрированные, самодельные открытки. В качестве иллюстраций использовались: изображения реальных фрагментов войны; надписей военной тематики. Например, надписи: «Смерть немецким оккупантам», «Казак на Запад держит путь, Казак не хочет отдохнуть!» и др.
Типичные рисунки: изображения бойца с автоматом или пишущего письмо домой, или изображение советского танка на фоне Московского кремля, или советские солдаты.
Все письма проверены военной цензурой (на каждом письме стоит штамп «проверено военной цензурой»). В некоторых письмах заштрихованы названия населённых пунктов, фамилии, поэтому трудно точно проследить по письмам места боевых действий, участников боев.
Часть писем написана на обрывках бумаги, страницах из тетради, маленьких кусочках тетрадной обложки. Эта информация позволяет нам сделать вывод о том, что на фронте с бумагой были сложности.
1.2.Хронология писем
Как уже было сказано, всего в нашем распоряжении оказалось 185 писем. Из них 175 написаны Фарисеевым Сергеем Николаевичем. В ходе разбора мы систематизировали эти письма по датам, месяцам и годам. По количеству и датам составлен следующий список писем:
1942 год -19 писем: сентябрь -7, октябрь-1, ноябрь- 10, декабрь- 1.
1943 год – 72 письма: январь-3, февраль-2, март-5, апрель -9, май -9,июнь-5, июль -5, август-10, сентябрь-5, октябрь-8, ноябрь-5, декабрь-6.
1944год- 84 письма : январь-8,февраль -10, март-6, апрель-7, май-8, июнь-6, август-4, сентябрь-7, октябрь-7, ноябрь-12, декабрь-9.
Наибольшее количество писем написано в 1944 году. Несмотря на активное участие в боях в это время, автор писал письма домой 3 раза в неделю, а скорее всего и чаще, ведь мы не уверены в том, что до нас дошли все письма, написанные Сергеем.
Глава 2. О чем рассказали письма
2.1.Что удалось узнать об авторе писем
Фарисеев Сергей Николаевич родился в 1924 году в деревне Новинки Богородского района Горьковской области. Учился в средней школе в с.Шарголи. Когда, началась война, он перешел в 10 класс. В 1941 году с октября по декабрь вместе со своими одноклассниками принимал участие в строительстве оборонительного противотанкового рва, который сооружался вокруг г.Горького на случай прорыва немецких танков. Небольшой участок рва примерно 15 км. проходил на юге Богородского района около деревни Новинки и Шарголи. Об этом мы узнали из рукописи школьного товарища Елисеева Михаила Ивановича.1) В 1942 году Сергей окончил с отличием 10 класс, о чем свидетельствует копия его аттестата от 31 мая 1942 года. (См. Приложение1)
Был призван в ряды РККА 2 сентября 1942 года. До декабря 1942 года находился на учебе в г.Горьком. Из более поздних писем мы выяснили, что его военная специальность –телеграфист. Период учебы был для Сергея наиболее трудным. Тяжело было привыкать сытому деревенскому парню к лишениям городской жизни, к военной учебке, к дисциплине. В письмах с сентября по ноябрь, написанных часто во время учебных занятий, он просит родных прислать ему теплые носки, перчатки, белье, продукты. Именно в этот период он попадает в госпиталь, (стер ноги сапогами) 2). Думаем, что этим обстоятельством объясняется трехнедельный перерыв в письмах домой. Весь ноябрь идет учеба и квалификационные испытания. Курсантов готовят к отправке на фронт. И вот 19.11.1942 года Сергей пишет родным: «Красноармейский привет из Рузаевки. Пишу Вам прямо в вагоне. Везут нас на фронт в Сталинград.»3) . Далее следует перерыв в письмах до 23 декабря.
Со 2 декабря 1942 началась фронтовая служба. Этот факт мы установили из документа, который мы разыскали на сайте «Подвиг народа».
Из этого же документа мы узнали, что Фарисеев Сергей служил
_______________________________
радиотелеграфистом моторизованного батальона автоматчиков 89 танковой бригады.1)
Из декабрьского письма (единственного в этом месяце) узнали, что
Сергей впервые принял участие в боях. «Привет с фронта. С 12 числа по 22 был в боях. За это время, что я видел и пережил…но остался жив , чего и Вам желаю. …Служу в танковых войсках. Нахожусь где-то районе Дона.»2) Это единственное, что удалось разобрать на ветхом, порванном листочке. Сергей
всегда будет помнить этот первый бой. Позднее в сентябре 1944 года в письме к отцу он напишет «…Да , папа, мне навсегда запомнится тот декабрьский день 1942 года, когда я впервые застрелил немца.. Ну ладно заниматься воспоминаниями, вспомним, когда дома будем…»3)
2.2.На войне.Содержание писем
Письма с фронта… Сергей писал их в минуты затишья между боями, в окопах, часто ночью, во время ночного дежурства. Автор, конечно, не думал, что через столько лет его мысли о войне будут опубликованы, и тем не менее, поражаешься и его почерку, и стилю, и языку, которым он пишет. День за днем и год за годом шли его солдатские треугольники с фронта в тыл домой, на фронт отцу, друзьям. И каждый раз, читая строки из его писем, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
Сопоставляя, сравнивая тексты фронтовых писем можно увидеть, что Сергея постоянно волнуют одни и те же мысли, и в первую очередь – забота о близких, оставшихся в тылу: о матери Раисе Ильиничне, об отце Николае Ивановиче, о сестре Вере. Об этом свидетельствует и тот факт , что им он писал очень часто. Всегда передавал приветы родственникам, друзьям , учителям.
Структура писем была примерно всегда одинакова. Традиционное начало письма: «Здравствуйте дорогие мама, папа и сестра Вера. Шлю свой горячий привет и наилучшие пожелания в вашей жизни и работе…»
В каждом письме – приветствие из конкретного места. Привет с Горького, с Красной Зорьки, с Рузаевки, с Пензы. Начиная с декабря 1942 года, просто с фронта. В письмах 1943 года нигде не указывается место нахождения автора, много информации зачеркнуто цензурой. Лишь в _______________________________
Фонд33 Опись 686196. Ед.хр.1193
письмах 1944 года мы узнаем, где пришлось воевать Сергею. « Я все также в Пруссии. Бродим по прусским холмам… А ведь когда-то были на Орловщине, Смоленщине. Вот куда война занесла..».1) Видимо, с наступлением нашей армии цензура смягчилась, и можно было свободно указывать место пребывания - это Латвия, Литва, Германия, Восточная Пруссия… Такова география писем.
Письма дают представление и о том, какова была повседневная фронтовая жизнь, чем занимались солдаты в минуты отдыха. Конечно же , на первом месте это письма родным. Сергея всегда интересует быт, домашнее хозяйство. «Вырыли ли свой картофель и в колхозе? Какой урожай? Сколько у Вас трудодней . Какие цены на базаре, можно ли чего купить? Как у вас с продуктами. Как с одеждой, с обувью?». 2) Он в курсе всех домашних дел и об этом сообщает в письмах к отцу : « Матери и Вере дали картофеля по 3 кг за трудодень, а хлеба пока не дали. У них 179 трудодней. За 119 кг картофеля купили телку.» 3)
О своей же жизни на войне всегда сообщает скромно. «Живу хорошо, питание тоже хорошее» или «Определенного в моей солдатской жизни нет, разве что победа будет за нами.» Узнаем мы и о том, что в свободные минуты его любимое занятие – чтение книг, охота, когда это возможно. Он часто с грустью и любовью вспоминает свою родную деревню, лес, реку Кудьму, как с отцом ходил на охоту и рыбалку.
Но, конечно же, самые волнующие письма те, которые написаны во время боевых сражений. Представить себе трудно, каково им было там и тогда.
Письмо от сентября 1944 года:
« Пишу Вам 19.09… В настоящее время нахожусь в ожесточенных боях. Фрицы идут в контратаки и вот кипят бои. Вот вчера весь день вели бой. Фрицу не удалось продвинуться. Впереди нас метров за 300 он ударил по домикам и загорелось все. Вообще, если бы посмотрели на эту картину своими глазами, как горят танки. Рвались снаряды, трещали пулеметы автоматы, гудели самолеты, визжали болванки и немецкий «Ванюша».4) Глаза ест от дыма.» На этом письмо прерывается, и на следующий день на этом же самом листе следует продолжение: «Вчера дописать не успел. ……
_______________________
1. ШКМ №213. Письма с фронта. Письмо от 26.12.1944г
2. Там же. Письмо от 04.10.1944г.
3. Там же Письмо от 18.11.1944г.
4. Немецкий «Ванюша» , - так советские солдаты называли немецкий шестиствольный реактивный миномет (Прим.автора)
Сергей умер в госпитале от ран 11 февраля 1945года.3) Похоронен в п.Домново, Правдинского района Калининградской области в братской могиле. Ему всего было 20 лет…
Нам удалось разыскать место захоронения Сергея. На сайте Воинские захоронения Второй мировой войны в Калининградской области мы нашли поселок Домново и там братскую могилу, в которой похоронены более тысячи советских солдат и офицеров, в том числе и Сергей.4) И там же гранитную плиту, на которой увековечено имя нашего земляка. (Приложение №7)
_______________________
1) ШКМ №213. Письма с фронта . Письмо от 29.12.1944г.
2) https://ru.wikipedia. Инстербургско-Кёнигсбергская_операция
3) Книга Памяти. Богородский район. Н.Новгород, 1994г. Стр.421
4) Воинские захоронения Второй мировой войны Калинградской области. //www.prussia39.ru/sight/list.php?id=1&c=2&p=9
Заключение
Работа окончена… Но так ли легко расстаться с тем, что пережито, с тем, что я узнал, читая солдатские письма, как казалось в начале, незнакомого мне человека. Но нет! За время нашего исследования, меня не покидала мысль о том, что этот парень Сергей стал для меня близким, совершенно родным человеком. Он стал частью моей жизни. Мне вновь хочется продолжить поиск информации о нем, прочитать каждое его письмо, вникнуть в каждое его слово, сделать конкретное дело для сохранения памяти о нем. Это мой долг перед поколением, благодаря которому, мы имеем возможность жить. В составе группы «Поиск» школьного музея по просьбе жителей деревни Новинки, я принял участие в составлении списка погибших участников Великой Отечественной войны из этой деревни.
Список использованных источников и литературы
Материалы школьного краеведческого музея:
Интернет ресурсы:
Наградной лист. Фонд 33 Опись 686196. Ед.хр.1193 http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
Для чего нужна астрономия?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сила слова
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
В поисках капитана Гранта