Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?
Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx | 430.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
город Дзержинск, Нижегородская область
IX городская научно-практическая конференция
«Путь к успеху»
Секция «Биология»
Оценка состояния здоровья
Автор работы: Костылева Александра
Дмитриевна, ученица 7 «А» класса
Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,
учитель биологии высшей категории
г. Дзержинск
2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _______________________________________________ 3
Обзор литературы ________________________________________ 5
Методика проведения исследования _________________________ 7
Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10
Выводы и рекомендации _________________________________ 14
Литература _____________________________________________ 15
Приложение _____________________________________________ 16
ВВЕДЕНИЕ
Если ты достаточно разумен, то
стоит позаботиться о своем здоровье,
ибо здоровье - это не все, но без здоровья
– все ничего.
Сократ.
Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:
Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов:
Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:
Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.
Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
Задачи:
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие «здоровье».
Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].
Здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].
Здоровье также определяется как:
- динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
- конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].
Основные виды Здоровья:
1. Физическое здоровье.
Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.
2. Нравственное здоровье.
Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.
3. Психологическое здоровье.
Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.
Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.
О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым
человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.
4.Духовное здоровье.
Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?
5.Социальное здоровье - это как мы ведем себя в обществе.
6.Эмоциональное здоровье,
Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.
Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм - все это оказывает влияние на наше здоровье [6].
Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально - психологическому.
Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию
к окружающей среде.
Социально - психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).
Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.
Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма, резервные возможности
основных физиологических систем.
3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.
4. Уровень морально - волевых и ценностно-мотивационных установок.
5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.
6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.
1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов. Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
ростомер.
Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,
систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –
- 0,009Р - 0,273
где ЧСС - частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД - систолическое артериальное давление,
ДАД - диастолическое артериальное давление,
В - возраст в годах,
М - масса тела в кг,
П - пол (мужской - 1, женский - 2),
Р - рост в см.
Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.
Таблица № 1.
Оценка функционального состояния системы кровообращения
КЗ | Степень адаптации системы кровообращения |
1 | Оптимальная |
2 | Удовлетворительная |
3 | Неполная |
4 | Кратковременная |
5 | Недостаточная |
2. Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавт., 1998) [1].
Для самооценки состояния нужно ответить на 10 вопросов по 7 балльной системе. Отметив точки на окружностях в соответствии со своими баллами и соединив их, мы получаем «образ» своего собственного состояния.
Вопросы по самооценке состояния на: тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность, работоспособность во времени, работоспособность по скорости, аппетит, сон, оптимизм, активность (см. Приложение 2.)
Положительными считаются состояния, когда большая часть фигуры занимает область положительных состояний.
3.Самооценка состояния здоровья осуществляется с помощью
анкетирования по В.П. Войтенко [1]. С этой целью применяется анкета, состоящая из 28 вопросов. На 27 вопросов предусмотрены ответы "да - нет",последний вопрос требует не только выбора ответа из предложенных, но и его конкретизации.
По полученным данным подсчитываем число неблагоприятных для испытуемых ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ "плохое". Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья - 0 - при "идеальном" и 28 - при "очень плохом" самочувствии. Анкета самооценки состояния здоровья (см. Приложение 3).
4.Качество вашей жизни (тест) [1].
Данный тест является средством самооценки своего режима труда и отдыха.
Его результаты могут служить основой для последующего составления жизненного плана, направленного на повышение качества жизни с точки зрения управления собственным здоровьем — физическим, психическим и
социальным.
Оцените каждый пункт по пятибалльной системе (см. Приложение 4):
5 - ОТЛИЧНО,
4 - ХОРОШО,
3 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО,
2 - ПЛОХО,
1 - ОЧЕНЬ ПЛОХО.
Интерпретация результатов
100 - 150 баллов - превосходное качество жизни.
50 - 99 баллов - среднее качество – пространство для самосовершенствования.
1 - 49 баллов - низкое качество жизни служит основой коренных изменений в
5.Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста [7]. Для оценки психического здоровья Р.Р. Кашановым был предложен тест, включающий 11 вопросов (см. Приложение 5). Необходимо дать один из трех предложенных ответов: а), б), в) – тот, с которым вы в большей степени согласны. Для простоты учета выбранных ответов подготавливаем заранее на листе бумаги таблицу № 2 и делаем в ней пометки точками.
Таблица№2.
Учет выбранных ответов
Опыт | № вопроса | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
а | |||||||||||
б | |||||||||||
в |
Выбрав ответ, например а), ставим в квадрате 1 точку и таким образом поступаем в следующих случаях при ответе на все 11 вопросов.
Сопоставляем свои ответы с баллами за конкретный ответ, используя таблицу подсчета очков № 3. Теперь в таблице вместо точек поставим соответствующее количество очков и подсчитаем набранную сумму. Осталось сравнить ее с нижеприведенными оценками.
Таблица № 3
Таблица подсчета очков
Опыт | № вопроса | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
а | 10 | 2 | 10 | 1 | 6 | 1 | 6 | 4 | 0 | 0 | 0 |
б | 5 | 10 | 6 | 10 | 4 | 9 | 9 | 10 | 2 | 10 | 7 |
в | 6 | 0 | 2 | 4 | 9 | 5 | 3 | 1 | 10 | 6 | 2 |
Оценка результатов
Свыше 80 очков | Превосходно! У вас отличное самочувствие, здоровый организм, а главное – вы не только сторонник здорового образа жизни, но и на практике ведете его. |
От 50 до 80 очков | Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни. |
Менее 50 очков | Вы слишком перегружены, не следите за состоянием своего здоровья, необходимо ежедневно хотя бы понемногу уделять внимание своему физическому здоровью. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование по состоянию здоровья проводилось в январе 2020 года. Объект исследования - члены семьи Костылевой Александры:
1.Костылева Александра – 13 лет;
2.мама, Костылева Марина Владимировна, 44 года;
3.папа, Костылев Дмитрий Вячеславович, 47 лет;
4. бабушка, Костылева Лидия Григорьевна, 71 год.
1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов. Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского.
Методом измерения определили рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое, данные оформили в виде таблицы №4.
Таблица № 4.
Показатели, полученные методом измерения семьи Костылевых
Показатели | Я (Саша) | Мама | Папа | Бабушка |
Рост | 169см | 156см | 179см | 156см |
Масса тела | 69кг | 105кг | 96кг | 100кг |
Частота сердечных сокращений (ЧСС) | 70 | 70 | 74 | 68 |
Систолическое и диастолическое давление в покое | 125/73 | 170/66 | 127/66 | 106/68 |
С помощью математических расчетов определили коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –
- 0,009Р - 0,273
Я (Саша):
КЗ= 0,011*70+0,014*125+0,008*73+0,014*13+0,009*69+0,004*2-0,009*169-0,273=2.121
Мама:
КЗ=0,011*70+0,014*170+0,008*66+0,014*44+0,009*105+0,004*2-0,009*156-0,273=3.57
Папа:
КЗ=0,011*74+0,014*127+0,008*66+0,014*47+0,009*96+0,004*1-0,009*179-0,273=2.762
Бабушка-КЗ=0,011*68+0,014*106+0,008*68+0,014*71+0,009*100+0,004*2-0,009*156-0,273=3.001
Вывод по полученным результатам:
Таблица №5.
Оценка функционального состояния системы кровообращения
Коэффициент здоровья (КЗ) | Степень адаптации системы кровообращения | |
Саша | 2,121 | Удовлетворительная |
Мама | 3,57 | Неполная |
Папа | 2,762 | Удовлетворительное |
Бабушка | 3,001 | Неполная |
2. Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавт., 1998)
Для самооценки состояния ответили на 10 вопросов по 7-балльной системе, результаты сначала фиксируем в виде таблицы № 6, затем переносим точками на окружности в соответствии со своими баллами, соединяем точки и получаем «образ» своего собственного состояния.
Таблица № 6.
Результаты семьи Костылевых по тесту Л.Х. Гаркави
Вопросы теста | Саша | мама | папа | бабушка |
1.Тревожность | -2 | -3 | -2 | -3 |
2.Раздражительность | -1 | -2 | -2 | +2 |
3. Утомляемость | -1 | -2 | 0 | +2 |
4. Угнетенность | -1 | -1 | -1 | +2 |
5.Работоспособность во времени: | +2 | +1 | +1 | +2 |
6. Работоспособность по скорости: | +2 | +1 | +2 | +2 |
7. Аппетит | +2 | 0 | +2 | 0 |
8. Сон | +2 | +1 | +3 | +2 |
9. Оптимизм | +1 | +1 | +2 | +2 |
10. Активность | +2 | +3 | +2 | 0 |
Рис.1. Самооценка состояния Рис.2. Самооценка состояния
здоровья Саши. здоровья мамы.
Рис.3. Самооценка состояния Рис.4. Самооценка состояния
здоровья папы. здоровья бабушки.
Положительными считаются состояния, когда большая часть фигуры занимает область положительных состояний.
Вывод: на 1 месте стоит бабушка, на 2 – папа, на 3- Саша, на 4 – мама.
3.Самооценка состояния здоровья осуществляем с помощью
анкетирования по В.П. Войтенко. С этой целью применяем анкету из 28 вопросов (см. Приложение 3). По полученным данным подсчитываем число неблагоприятных для испытуемых ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ "плохое".
Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья:
0 - при "идеальном" и 28 - при "очень плохом" самочувствии.
Результаты:
Саша -7 баллов
Мама -13 баллов
Папа - 9 баллов
Бабушка -26 баллов (плохое самочувствие!)
4.Качество вашей жизни (тест).
Тест оценивается по разделам: физическому, психологическому, философско-духовному, социальному состоянию, жизненному стилю.
Подсчитываются баллы по каждому разделу и в целом.
Интерпретация результатов
100 - 150 баллов - превосходное качество жизни.
50 - 99 баллов - среднее качество – пространство для самосовершенствования.
1 - 49 баллов - низкое качество жизни служит основой коренных изменений в образе жизни.
Таблица № 7.
Результаты теста по качеству жизни семьи Костылевых
Кол-во баллов | Качество жизни | |
Саша | 134 | превосходное качество жизни |
Мама | 119 | превосходное качество жизни |
Папа | 122 | превосходное качество жизни |
Бабушка | 125 | превосходное качество жизни |
5. Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста. Для оценки психического здоровья Р.Р. Кашановым всем членам семьи был предложен тест, включающий 11 вопросов (см. Приложение 5). В котором необходимо было дать один из трех предложенных ответов: а), б), в) – тот, с которым вы в большей степени согласны. Для учета выбранных ответов была предложена таблица для ответов, в ней каждый, выбирая свой ответ, ставил точки. Затем сопоставляя свои ответы с баллами за конкретный ответ, используя таблицу подсчета очков № , проставляли в таблице вместо точек соответствующее количество очков и подсчитывали набранную сумму баллов. Сравнили набранную сумму баллов с нижеприведенными оценками.
Полученные результаты оформили в виде таблицы № 8.
Таблица № 8.
Результаты экспресс-оценки здоровья семьи Костылевых.
Кол-во набранных баллов | Результат | |
Саша | 53 | Ничего страшного с вашим самочувствием нет, но бывает, что вы раздражены или устали, постоянно работаете с перегрузкой. Не следует откладывать на будущий год (месяц, неделю, день) начало перехода к правилам здорового образа жизни. |
Мама | 59 | |
Папа | 54 | |
Бабушка | 52 |
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Исследуя теоретический материал, удалось познакомиться с понятием «здоровье» с разных точек зрения; узнала о 6 видах здоровья, критериях здоровья.
Удалось не только найти и изучить литературу о методах, позволяющие оценить состояние здоровья, но и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи по методикам:
1)Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
2)Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
3)Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
4)Качество нашей жизни (тест);
5) Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
В ходе исследования было установлено, что степень адаптации системы
кровообращения у меня (Саши) и папы - на удовлетворительном уровне, а мамы и бабушки есть проблемы. По самооценке состояния здоровья лучший вариант оказался у бабушки, наверно, потому что она пенсионер. А вот по количественной самооценке здоровья: у Саши и папы оказался хороший результат, у мамы – средний, у бабушки – плохое самочувствие.
Результаты экспресс-оценки здоровья семьи Костылевых показал, что ничего страшного с нашим самочувствием нет, но бывает, что раздражительность и устали, так как постоянно работаем с перегрузкой.
Рекомендации по результатам психологического теста: начало перехода к правилам здорового образа жизни: больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и т.д.
Практическая значимость работы: любой желающий оценить свое состояние здоровья, может воспользоваться, представленными в работе методиками.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавт., 1998)
Для самооценки состояния нужно ответить на 10 вопросов. Отметив точки на окружностях в соответствии со своими баллами и соединив их, Вы получите «образ» своего собственного состояния.
ОПРОСНИК 7-БАЛЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
I. Тревожность:
-3: меня могут тревожить только жизненно важные ситуации, я спокоен(а);
-2: я спокоен(а), меня могут встревожить, кроме жизненно важных, лишь
значительные неприятности;
-1: я спокоен(а), но меня могут встревожить и незначительные неприятности;
0: пожалуй, я спокоен (спокойна), но не уверен(а), что так будет весь день;
+1: я тревожусь по пустякам и одновременно о здоровье своём и своих
близких, о будущем и т.д.;
+2: малейшая угроза изменения обычного существования вызывает у меня
тревогу;
+3: я весь (вся) охвачен(а) беспричинным беспокойством и тревогой.
II. Раздражительность:
-3: даже если меня будут обвинять или оскорблять - у меня не появится
раздражения и даже желания рассердиться;
-2: в случае обвинений и оскорблений у меня появится небольшое
раздражение;
-1: только если близкие люди будут конфликтовать со мной, они смогут
ненадолго «вывести меня из себя»;
0: пока со мной все дружелюбны, меня сегодня ничто не раздражает;
+1: я, пожалуй, могу вспылить и даже накричать на кого-нибудь, если
представится случай;
+2: только троньте меня — вам же будет хуже: вспылю и накричу;
+3: все окружающие, и чужие, и свои, меня сильно раздражают, так бы и
«побил» кого-нибудь.
III. Утомляемость:
-3: на мне можно «воду возить», и я не устану или мгновенно восстановлюсь;
-2: я могу довольно много работать без устали;
-1: пожалуй, я не очень устаю сегодня;
0: пожалуй, я устаю сегодня от обычной работы, но лишь немного;
+ 1: после обычной работы я сегодня слишком утомляюсь;
+ 2: я очень устаю сегодня, даже немного поработав;
+3: при малейшей нагрузке я сразу устаю.
IV. Угнетённость:
-3: я совершенно не угнетен(а), радуюсь жизни, почти летаю, хочется петь и
смеяться, настроение приподнятое;
-2: угнетённости нет, настроение хорошее;
-1: я, скорее, в хорошем настроении, чем в плохом;
0: я не угнетен(а), но лёгкости и веселья тоже нет;
+1: немного угнетён(а), у меня неважное настроение;
+2: угнетён(а), грустно, тяжесть на душе;
+3: я совсем угнетён(а), подавлен(а), в мерзком настроении, самые мрачные
и тяжёлые мысли.
V. Работоспособность во времени:
-3: я могу продуктивно работать только очень краткими периодами с
большими перерывами;
-2: долго непрерывно работать не смогу;
-1: я мало пригоден к длительной непрерывной работе;
0: пожалуй, длительно работать могу, но с трудом;
+1: пожалуй, смогу работать довольно долго;
+2: смогу работать много часов без усталости;
+3: смогу работать хоть с утра до ночи.
VI. Работоспособность по скорости:
-3: я совсем не способен (способна) работать быстро, производительность
крайне мала;
-2: я работаю не интенсивно, но быстро;
-1: темп (интенсивность) работы невысок;
0: работать могу, но не очень быстро (интенсивно);
+1: могу работать, пожалуй, достаточно быстро (интенсивно);
+2: могу работать очень интенсивно (быстро);
+3: я могу работать с очень большой скоростью (интенсивностью).
VII. Аппетит:
-3: даже мысль о еде неприятна;
-2: аппетита нет, равнодушие к еде;
-1: что-нибудь съем, хотя без удовольствия;
0: аппетит средний, любимое блюдо съем;
+1: сегодня есть аппетит, хотя и не очень большой;
+2: хороший аппетит, ем с большим удовольствием;
+3: «зверский» аппетит, во время еды получаю наслаждение.
VIII. Сон:
-3: сон почти отсутствовал, ужасная ночь;
-2: хорошего сна почти не было, за всю ночь спал(а) мало;
-1: сон был неудовлетворительный: либо заснул(а) не сразу, либо
просыпался(лась) среди ночи, либо не выспался(лась), хотя долго спал (а);
0: сон не вполне достаточен, но и большого недосыпа нет;
+1: сон удовлетворительный;
+2: хорошо спал(а) и выспался(лась);
+3: сон отличный, мгновенно засыпаю, глубоко сплю, просыпаюсь
отдохнувшим(ей) и бодрым(ой).
IX. Оптимизм (имеется в виду сегодняшний эмоциональный
настрой, а не философская или политическая позиция):
-3: я резко пессимистичен(а), уверен(а), что всё будет плохо;
-2: от будущего хорошего не жду;
-1: я скорее пессимистичен(а), чем оптимистичен(а);
0: ни оптимизм, ни пессимизм во мне не преобладают;
+1: я, скорее, оптимистичен, чем нейтрален;
+2: оптимизма у меня достаточно;
+3: я прямо излучаю оптимизм и уверен(а), что всё будет прекрасно.
Х. Активность.
-3: абсолютно ничего не хочу делать, только бы оставили меня в покое;
-2: за дело браться не хочу, но развлечься не против;
-1: работать могу, но совсем без желания, только по необходимости;
0: особого желания нет, но работать могу;
+ 1: пожалуй, есть желание что-нибудь сделать;
+2: работать хочется;
+3: у меня жажда деятельности.
3. Анкета самооценки состояния здоровья
№ Вопрос Да Нет
1. Беспокоит ли Вас головная боль?
2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого
звука?
3. Беспокоят ли Вас боли в области сердца?
4. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?
5. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?
6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?
7. Беспокоят ли Вас боли в области суставов?
8. Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?
9. Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнения Вы теряете
сон?
10. Беспокоят ли Вас запоры?
11. Беспокоит ли Вас боль в области правого подреберья?
12. Бывают ли у Вас головокружения?
13. Стало ли Вам труднее сосредотачиваться, чем в прошлые
годы?
14. Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?
15. Ощущаете ли Вы в различных областях жжение,
покалывание, "ползание мурашек"?
16. Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?
17. Держите ли Вы для себя в домашней аптечке валидол,
нитроглицерин, сердечные капли?
18. Бывают ли у Вас отеки на ногах?
19. Пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?
20. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
21. Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?
22. Приходится ли Вам использовать в лечебных целях
минеральную воду?
23. Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать?
24. Бываете ли Вы на пляже?
25. Считаете ли Вы, что сейчас так же работоспособны, как
прежде?
26. Бывают ли у Вас такие периоды, когда Вы чувствуете себя
радостно возбужденными, счастливыми?
27. Много ли Вы курите?
28. Как Вы оцениваете свое здоровье:
- Хорошее
- Плохое
4.Качество вашей жизни (тест).
Данный тест является средством самооценки своего режима труда и отдыха.
Его результаты могут служить основой для последующего составления
жизненного плана, направленного на повышение качества жизни с точки
зрения управления собственным здоровьем — физическим, психическим и
социальным.
Оцените каждый пункт по пятибалльной системе:
5 - ОТЛИЧНО,
4 - ХОРОШО,
3 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО,
2 - ПЛОХО,
1 - ОЧЕНЬ ПЛОХО.
I. Физическое состояние
1. Я ежегодно прохожу медицинское обследование и действую в жизни так, чтобы здоровье не ухудшилось. (Я добиваюсь регулярного медицинскогоосмотра, чтобы быть в курсе относительно состояния здоровья.)
2. Я стараюсь контролировать свою питательную диету с тем, чтобы избежать накопления излишнего веса. (Хорошо сбалансированная диета
имеет низкое содержание жира, протеина, холестерина и калорий, то есть
содержит больше фруктов, овощей, меньше мясных и молочных продуктов.)
3. Я ежедневно делаю физическую зарядку и пытаюсь обеспечивать сбалансированность в режиме физической нагрузки. (Идеальная ситуация —
это когда физическая активность органически встраивается в распорядок дня
и становится элементом жизненного стиля.)
4. Я стремлюсь иметь полноценный здоровый сон и тем самым поддерживать высокую работоспособность. (Необходимое количество часов сна относительно, но обычно рекомендуется спать 6 - 8 часов.)
5. Я избегаю перегрузки организма чрезмерной работой, злоупотреблением алкоголем, табаком, кофеином. (Поддержание здорового организма требует усилий по предотвращению поведения, ослабляющего его.)
6. Я мысленно проецирую образ здорового организма и делаю все возможное, чтобы этот образ воплотить на практике. (Это относится к внешнему виду в целом — от одежды и гигиены до языка тела и его физического развития.)
Общее количество баллов по разделу:
II. Психологическое состояние
1. Я стараюсь чутко реагировать на все новые источники пополнения своих знаний. (Расширение знаний может происходить как неформальным путем, например, через чтение специальной литературы, так и формальным - через продолжение образования.)
2. Я стремлюсь быть открытым для новых идей и их творческого использования. (Это предполагает пытливо-познавательное отношение к действительности и прислушивание к мнению других.)
3. Я культивирую в себе позитивное восприятие жизни и уверенность в своих силах. (Это выражается в практическом оптимизме и чувстве удовлетворенности собой, в эффективной борьбе с депрессией, чувством незащищенности или собственной неполноценности.)
4. Я ценю свою независимость и в то же время не избегаю отношений взаимной зависимости. (Не смотря на стремление к независимости, я могу сотрудничать с другими, но без превращения сотрудничества в чрезмерную
зависимость от людей, ситуаций или обстоятельств.)
5. Я способен расслабляться и «восстанавливаться» различными путями.
(Подразумевается использование активного отдыха, выражающегося в смене
занятий, разнообразной деятельности.)
6. Я способен переживать весь набор человеческих эмоций. (Имеется в виду выражение человеческих эмоций от бурной радости до глубокой печали без подавления, но в то же время сбалансированность и контроль в их проявлении.)
Общее количество баллов по разделу:
III. Философско-духовное состояние
1. У меня положительные направления и устойчивые ценности в жизни. (Иначе говоря, имеется стремление достигнуть заявленных жизненных целей и наиболее важных жизненных приоритетов.)
2. Я способен прогнозировать свой жизненный путь и четко представляю целевую направленность своих действий. (Речь идет не только о материальной, но и духовной стороне жизни.)
3. Я развиваю свои таланты в интеллектуальных и культурных областях.
(Это подразумевает стремление к разностороннему развитию личности путем
занятий интеллектуальной деятельностью, искусством, музыкой и т.п.)
4. У меня живой интерес к жизни, и я с энтузиазмом отношусь к познанию ее многообразия и богатства. (Это предполагает практику жизнеутверждающих отношений и действий.)
5. Я ищу смысл своей жизни и соответствующие ему взаимоотношения в обществе. (Если деятельность определяется поставленными целями, то взаимоотношения формируются заинтересованностью.)
6. Я посвящаю достаточно времени размышлениям и созерцанию. (То есть
уделяется достаточно времени на то, чтобы размышлять, медитировать, молиться, заниматься йогой, наслаждаться природой и ее красотами.)
Общее количество баллов по разделу:
IV. Социальное состояние
1. Я дорожу отношениями в семье, с друзьями, дорожу социальными контактами. (Избегается социальная изолированность, поддерживаются контакты с другими.)
2. Я поддерживаю тесные связи с профессиональными и деловыми кругами. (Поддерживаются личные и электронные связи по обмену информацией и знаниями.)
3. Я способен на большую дружбу и тесную близость с людьми. (Речь идет
о способности находиться в близких личностных отношениях с людьми.)
4. Я внимателен к проблемам других, уважаю их интересы, терпим к их мнениям и недостаткам. (Способность поставить себя на место другого без особых усилий.)
5. Я стараюсь быть полезным и великодушным с другими. (Готовность оказать помощь другим, быть лояльным по отношению к ним.)
6. Я обладаю способностью убеждать людей и разрешать конфликты. (Способность быть сдержанным, идти на компромисс, проявлять волю в
аргументированном убеждении других.)
Общее количество баллов по разделу:
V. Жизненный стиль
1. Я стремлюсь к ровному течению жизни без эксцессов. (Способность избегать отрицательного влияния различных обстоятельств в течение жизни.)
2. Я чутко прислушиваюсь к сигналам моего организма с тем, чтобы своевременно принимать меры по сохранению здоровья. (Улавливаются симптомы переутомления, болезни и предпринимаются меры по корректировке нездоровой ситуации.)
3. Я стремлюсь развивать рациональные и здоровые привычки.
(Стремление привить себе привычки, повышающие качество жизни (такие как аккуратность, оптимизм, обязательность, открытость, доброжелательность), а также привычки умеренного питания, наблюдения за весом, ежедневной физзарядки.)
4. Я эффективно борюсь со стрессом, перенапряжением и стараюсь не нервничать. (Предпринимаются меры по снятию нервного перенапряжения:
сауна, короткий дневной сон, игры, а также дыхательные упражнения, музыка, танцы.)
5. Я пытаюсь вести такой образ жизни, который сводит к минимуму возникновение стрессовых ситуаций. (Чуткое реагирование на симптомы
стрессовых ситуаций и принятие контрдействий по их разрешению.)
6. Я обычно советуюсь с профессионалами, коллегами или друзьями, когда _______трудно справиться одному. (Осознание своих ограничений и практичность в использовании помощи других.)
Общее количество баллов по разделу:
ИТОГО БАЛЛОВ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ:
5.ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА
Вопросы
1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?
Вариант ответа:
а) приложите все силы, чтобы догнать его;
б) пропустите – будет следующий;
в) несколько ускорите шаг, может быть, он подождет вас.
2. Пойдете ли вы в поход в компании людей, подготовленных
значительно лучше вас?
а) нет, вы вообще не ходите в походы;
б) да, если они вам немного симпатичны;
в) неохотно, потому что это может быть утомительно.
3. Если у вас выдался более тяжелый день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать что-либо, обещающее быть интересным?
а) вовсе не пропадет;
б) желание пропадет, но вы надеетесь, что почувствуете себя
лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
в) да, потому что вы можете получить удовольствие только отдохнув.
4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьей?
а) вам нравится, когда это делают другие;
б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;
в) нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе.
5. Что вы охотнее и быстрее делаете, когда устаете?
а) ложитесь спать;
б) пьете чашку крепкого кофе;
в) долго гуляете на свежем воздухе.
6. Что важнее всего для поддержания самочувствия?
а) нужно побольше есть;
б) необходимо много двигаться;
в) нельзя слишком переутомляться.
7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
а) не принимаете даже во время болезни;
б) нет, в крайнем случае – витамины;
в) да, принимаете.
8. Какое блюдо вы предпочитаете из перечисленных ниже?
а) гороховый суп с копченым окороком;
б) отварное мясо с овощным салатом;
в) пирожное с кремом или со взбитыми сливками.
9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь
на отдых?
а) чтобы были все удобства;
б) чтобы была вкусная еда;
в) чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом.
10. Ощущаете ли вы перемену погоды?
а) чувствуете себя из-за этого несколько дней больным;
б) не знаете и не замечаете, что погода переменилась;
в) да, если вы утомлены.
11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались?
а) скверное;
б) один-два раза недоспите – и все из рук валится;
в) вы так к этому привыкли, что не обращаете внимания.
Для подсчета очков воспользуемся табл.
Сорняки
Рисуем акварельное мороженое
Галка в чужих перьях
Вокруг света за 80 дней
Карандаши в пакете